Повторение изученного по теме «Причастие».. Эпиграф к уроку: Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Повторение изученного по теме «Причастие».. Эпиграф к уроку: Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.
Advertisements

Повторение изученного по теме «Причастие».. Эпиграф к уроку: Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.
Повторение изученого по теме «Причастие». Стефанова Л. М., учитель русского языка и литературы ГВ (с) ОУ «РЦО», Республика Коми, г. Сыктывкар.
Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе (урок 2)
Интегрированный урок русского языка и литературы учитель русского языка и литературы Юркова Анна Михайловна город Абакан.
Это удивительное прилагательное Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.
Интегрированное открытое занятие по развитию речи и художественному творчеству в подготовительной группе.
Русский пейзаж в поэзии и живописи Альбом 6 «Б» класса Презентация Субботина Георгия Школа 1173, Москва 2007 год.
Урок русского языка по теме:. 2 этап. Лексико-грамматические задания: 1 задание: найти лишнее слово. Почему оно лишнее? Осыпающийся, решенный, прочитанный,
А. С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях.
МБОУ «Таканышская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан 2012 год.
Лингвистическая разминка добрый етишер у ж б ак о и мный л з ь д ный д н р е ы р й аостный ти в ный.
Простое осложнённое предложение Урок русского языка в 11 классе Учитель: Таранова В.А.
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой,
Дидактическая игра «Так и не так». Так и не так 1 Высказывание В.И.Даля о причастии: «Часть речи, причастная к существительному, в образе глагола».
Вот и осень к нам пришла… Русские поэты о природе.
Искусствоведы Известные художники издавна восхищались красотой русской березы, они воспели на своих полотнах невесту русского леса.
Порядок работы Искатели Фотографы Искатели Фотографы Словесник и Словесник и Выступление группы Аналитиков Подведение итогов.
Люблю тебя, мой край родной Выполнила: Павлюкова Н.Е. учитель начальных классов МОУ «СОШ 7»
Станция «Теоретическая» Что такое причастие? Что называется причастным оборотом? Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми?
Транксрипт:

Повторение изученного по теме «Причастие».

Эпиграф к уроку: Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее. (И. А. Бунин)

Проверка домашнего задания. УЭ-1 Задание: обобщить изученный теоретический материал по теме «Причастие», представить его в удобной для воспроизведения форме (план ответа, опорная схема, таблица). Примерный план ответа: I.Причастие как часть речи: 1) Общее значение. 2) Признаки глагола у причастия. 3) Признаки прилагательного у причастия. II.Действительные и страдательные причастия. III. Склонение причастий. IV.Образование причастий. V.Синтаксическая роль в предложении.

Демонстрационные таблицы по теме «Причастие».

УЭ-2 Задание 2. Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу, объясните написание причастий. 1. Я в холодный, обнаж _(н,нн)ый сад войду. 2. А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ _й листвы. 3. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш _й листвы – и запах антоновских яблок. 4. И небеса, и без границы в них уходящ _е поля. 5. Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем. 6.Свернувш _еся и почерневш_е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее. 7. А лес стоит в оцепененье, Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой. 8. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Заворож _(н,нн)ый тишиной. Проверь себя!

Работа с эпиграфом. Вспомните, что называется причастным оборотом. Расскажите о пунктуации при причастных оборотах. Объясните расстановку запятых в предложении. Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.

УЭ-3 Задание 3. В данных предложениях вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните написание причастий. Соотнесите номера предложений и их схемы. 1)Тонко пахло сладким ароматом листвы поджаре_ ой на солнце. 2) На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад наполне ____ый туманом. 3) Окрестные поля усе_____ые копнами голы и желты. 4) Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой. 5) Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад. Схемы: 1) прич. об. 2), прич. об. 3), прич. об., … опред. сл. Проверь себя!

1 – 2 2 – 2 3 – 3 4 – 3 5 – 1

УЭ-4.Задание 4. Выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно. 1)Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом. 2)Бури и ледяные ливни, грязь в усадьбе, (не)обозримые поля вокруг. 3)Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни. 4)Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) кошенные луга. 5)Места удивительные, а кругом – заповедные леса, глушь. По счастливой случайности, они остались (не) тронутыми, (не) разграбленными. 6)В тишине слышался только ровный, как (не) прекращающийся мелкий дождик, лепет серебристой листвы. 7)Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них. Проверь себя!

1 – 2 2 – 1 3 – 2 4 – 2 5 – 1, 1 6 – 1 7 – 1

УЭ-5 Задание 5. В данных предложениях вставьте недостающие запятые. Назовите картины русских художников, которые могут служить иллюстрациями к предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах. 1)Старая дорога заросшая кудрявой муравой уходила в бесконечную русскую даль. 2)Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах сквозивших по лазури. 3)Она видела колокольню мелькавшую своей белизной птиц кружившихся над крестом а потом улицу выходящую в поле. 4)Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. 5) Они косили и пели, и весь берёзовый лес ещё не утративший густоты и свежести звучно откликался им. 6) Над глубокими свежими снегами завалившими чаши деревьев синее, огромное и удивительно нежное небо. 7) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз. Картинная галерея

Картинная галерея. Г. Г. Мясоедов «Косцы» И. И. Шишкин «Рожь» И. И. Левитан «Весна. Большая вода» А. К. Саврасов «Грачи прилетели» И. И. Шишкин «Родник в лесу» И. Э. Грабарь «Февральская лазурь» И. И. Левитан «Золотая осень»

1)Старая дорога, заросшая кудрявой муравой, уходила в бесконечную русскую даль. Проверь себя! И. И. Шишкин «Рожь»

2) Прелестный, неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах, сквозивших на лазури. Проверь себя! И. И. Левитан «Весна. Большая вода»

3) Она видела колокольню, мелькавшую своей белизной, птиц, кружившихся над крестом, а потом улицу, выходящую в поле. Проверь себя! А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

4) Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. Проверь себя! И. И. Шишкин «Родник в лесу»

5) Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, звучно откликался им. Проверь себя! Г. Г. Мясоедов «Косцы»

6) Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши деревьев, синее, огромное и удивительно нежное небо. Проверь себя! И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»

7) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз. Проверь себя! И. И. Левитан «Золотая осень»

Какую роль играют причастия в художественном тексте? Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность. Сделаем вывод!

Уэ-6 Задание 6. Восстановите предложения (можно пользоваться собранными материалами). Сравните полученный текст с авторским. 1) Высоко полный месяц стоит В небесах над туманной землёй, Бледным светом леса серебрит, ______________________ Напоённые белою мглой. 2)Ты ждала меня в вашем _______________ саду. уже поредевшем 3) Крепко пахнет грибной сыростью, _____________ листьями и мокрой древесной корой. перегнившими 4) На бугре, среди мокрой _________ листвы стояла изба. гниющей 5) Ветер не унимался. Он волновал сад, нагонял зловещие космы пепельных облаков. Из такой трёпки сад выходил _____________________________ совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, и каким-то притихшим, смирившимся.

Подведём итоги урока! баллов- «5» балла- «4» баллов- «3» 15-0 баллов- «2»

Спасибо за работу на уроке!

Таблицы демонстрационные «Причастие» При создании презентации использованы материалы Интернет – сайтов: Государственная Третьяковская Галерея И. А. Бунин. Википедия свободная энциклопедия Иллюстрации, анимации