Комисарова Н.Н. Методист отдела сопровождения профессионального образования, старший преподаватель кафедры развития профессионального образования
Смещение центра тяжести в обучении с преподавания на учение как самостоятельную деятельность обучающихся. сокращение доли аудиторных форм организации обучения, расширение дистанционной составляющей во многих видах занятий, отход от «школоцентрической» концепции образования в целом.
Закон РФ от N (ред. от ) «Об образовании» Федеральная целевая программа развития образования на годы Постановление Правительства РФ от N 521 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования» Постановление Правительства РФ от N 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» Федеральные государственные образовательные стандарты по профессиям НПО, специальностям СПО
Образовательное учреждение самостоятельно планирует объём самостоятельной внеаудиторной работы в целом по теоретическому обучению, по каждому циклу дисциплин, по каждой дисциплине, исходя из объёмов максимальной учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки
Основание: задачи внеаудиторной самостоятельной работы приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение приобретенных знаний; творческая деятельность
Работа с текстом, словарями и справочниками, Интернет-ресурсами, электронными обучающими пособиями, программами, тренажёрами; просмотр видеофильмов (изучение нормативных документов, технической документации, работа с информационно- правовыми системами и др.), составление: опорных конспектов, планов текста, схем, таблиц, диаграмм, иллюстраций; лексического словаря, тезауруса, глоссария терминов; презентаций вопросов и заданий по теме; рекомендаций; библиографической справки.
расчёт демографических показателей; решение моделирующих, вариативных задач и упражнений выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; экспериментально-конструкторская, опытно- экспериментальная работа; упражнения спортивно-оздоровительного характера; составление комплексов производственной гимнастики; проведение простейших приёмов релаксации
подготовка и проведение бесед профилактического характера; проведение социологического опроса; курация пациентов; маркетинговое исследование; оценка микроклимата города, гигиенического состояния озёр, почв, рек Костромской области; составление экологической характеристики
подготовка видеоролика; оформление альбома; подготовка и проведение ролевой/деловой игры; составление тематических кроссвордов, тестов; подготовка к творческому конкурсу; работа над проектом.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затраченного на её выполнение Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет
Традиционная модель организации самостоятельной работы, осуществляемая через цикл бесед разъясняющего характера
Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы, имеющей целью решение хозяйственных и производственных ситуаций. Обучающийся работает с кейсом материалов (инструкционно-технологические карты, списки литературы, справочники, издания периодической печати, электронные учебные пособия и пр.)Пример: Дисциплина: Машиностроительное черчение Тема раздела: Разъёмные и неразъёмные соединения деталей Тема занятия: Виды неразъёмных соединений Задание: выполнение чертежа сварного изделия, (кейс – чертежи, схемы, обозначения стандартизированных способов сварки, теоретический материал…)
Модель основана на организации переписки педагога и обучающегося. Имеет преимущества при дозированной подаче учебного материала, необходимости отчёта по мере выполнении работы. Может осуществляться средствами почтовой связи или электронной почты. Для организации переписки нескольких обучающихся создаются форумыПример: Проведение дистанционного семинара
Основана на общении педагога и обучающегося посредством форумов, голосовых и видеозвонков. Оправдана при необходимости наблюдения за протеканием хода выполнения самостоятельной работыПример: Дисциплина: общественное здоровье и здравоохранение Задание: курация пациентов студентами медицинских колледжей
Критерий Модель Контакт с преподавателем (возможность корректировки промежуточног о результата) Возможность дистанционного обучения Продуктивность, развитие творчества Экономичность по времени Материальная доступностьКонсультационная Корреспонденции ± Кейс-технологии --+- ± Сетевого обучения