Личностно-ориентированное образование - такое образование, в котором личность ученика стоит в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДИДАКТИКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА. ДИДАКТИКА УРОКА – система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
Advertisements

Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
«Методика повышения качества знаний на уроках физики при изучении, повторении и обобщении материала в 7 – 10 классах» Хмель Л.А.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Технологии воспитательной работы со студентами: постановка проблемы.
Проектная деятельность как условие формирования УУД.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Современный урок изобразительного искусства. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Этапы формирования работы по проектированию как метода деятельностного познания ( Методические рекомендации ) Родина Ю. П. учитель русского языка и литературы.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь!» МЕТОД ПРОЕКТОВ 1919г. «МЕТОД ПРОБЛЕМ» (Дьюи, Лай, Торндайк…)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Знания устаревают весьма быстро, тогда как способы деятельности – значительно медленнее. Т.И.Шамова.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
МЕТОД ПРОЕКТОВ Афанасьева Анна Павловна МБОУ «СОШ г. Бирюча» МБОУ «СОШ г. Бирюча»
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Брянская И.Н. Зам.директора по УВР МОУ «Куретская средняя общеобразовательная школа»
Современные образовательные технологии. Педагогическая система Содержание Организация: - виды - формы Цель Деятельность - технологии Деятельность Результат.
Транксрипт:

Личностно-ориентированное образование - такое образование, в котором личность ученика стоит в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, является ведущей в тандеме учитель-ученик.

« Обученность » - объем сведений, информации, имеющихся в памяти ученика, элементарных умений и навыков по их воспроизведению ( ЗУН ) « Знания » Проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в сознании человека. « Умения » Способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. « Навыки » Способность выполнять какие – либо действия автоматически, без поэлементного контроля. « Обучаемость » - способность ученика к усвоению знаний, возможность применения индивидуальной системы знаний, способность решать теоретические и практические задачи ( СУД, способы умственных действий )

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - выстроенная в определенной последовательности и оптимизированная система действий (операций) субъектов образовательного процесса, ориентированная на эффективное достижение образовательных целей. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя ( В. М. Монахов )

I. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ( ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ ) УРОВЕНЬ II. ЧАСТНОМЕТОДИЧЕСКИЙ ( ПРЕДМЕТНЫЙ ) УРОВЕНЬ III. ЛОКАЛЬНЫЙ ( МОДУЛЬНЫЙ ) УРОВЕНЬ характеризует целостный образовательный процесс в учебном заведении, на определенной ступени обучения совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя решение частных дидактических и воспитательных задач

По ориентации на личностные структуры Информационные (формирование ЗУН) Операционные (формирование способов умственных действий - СУД) Эмоционально- художественные (воспитание эстетических отношений) Эмоционально- нравственные (воспитание нравственных отношений) Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов - СУМ) Эвристические (развитие творческих способностей)

По характеру содержания образования Обучающие - воспитательные Светские - религиозные Общеобразовательные - профессиональные Гуманитарные - технократические Частнопредметные

По преобладающему (доминирующему) методу Догматические, репродуктивные Объяснительно- иллюстративные Развивающее обучение Проблемные, поисковые Творческие Программированное обучение Диалогические Игровые Саморазвивающее обучение Информационные (компьютерные)

По категории обучающихся Массовая технология Продвинутого образования Компенсирующие Технологии работы с трудными детьми Технологии работы с одаренными детьми

1.Развивающее обучение 2.Проблемное обучение 3.Разноуровневое обучение 4.Коллективная система обучения ( КСО ) 5.Технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ ) 6.Исследовательские методы обучения 7.Проектные методы обучения 8.Технология « Дебаты » 9.Технология модульного и блочно – модульного обучения 10.Технология развития « критического мышления » 11.Технология использования в обучении игровых методов (ролевые, деловые игры и т.д. ) 12.Обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа ) 13.Информационно – коммуникационные технологии 14.Здоровьесберегающие технологии 15.Система инновационной оценки « портфолио » 16.Технология дистанционного обучения 17.Лекционно – семинарско – зачетная система обучения.

Такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях (например "А", "В", "С"), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

1.До начала изучения каждой темы учитель знакомит учащихся с обязательными результатами обучения (ОРО), т.е. теми требованиями, которых все учащиеся должны достигнуть для того, чтобы получить положительную отметку. 2. При составлении тематического планирования необходимо учесть следующее: изучение материала желательно организовать крупными блоками; приоритетное внимание уделяется этапам закрепления и отработки материала. в планировании должно быть выделено время для подготовки к зачету, на зачетный урок и резервное время на доработку материала. 3. При введении нового материала необходимо дифференцировать требования к его усвоению. Весь новый материал рассматривается со всеми учениками, причем достаточно основательно, на традиционно высоком уровне, который задается программой и уровнем изложения материала в учебнике. Затем, при повторном кратком изложении, выделяется обязательный теоретический материал, который оформляется в виде краткого конспекта.

Дифференциация вводимого материала проявляется и в домашнем задании. Пример домашнего задания к уроку физики по теме : "Количество теплоты" (8 класс). Обязательно: 1. Найти в тексте § 8 ответы на вопросы 1, 6, 7 и записать их в тетрадь. 2.. Выполнить упражнения: 8 кДж=...Дж; 7000 Дж=...кДж; 3150 Дж=...кДж. 12,З кДж=...Дж; 108 Дж=...кДж; 0,04 кДж=...Дж; Желаюшим: 1. Прочесть § 8 и ответить устно на остальные вопросы к нему. 2. Упр. 4, 4, 5 (устно). Иванову: Подготовить сообщение о теории теплорода 4. Этап закрепления. Работа учащихся при закреплении организуется с учетом индивидуального темпа в усвоении материала. Закрепление материала лучше начинать с совместной работы со всем классом, постепенно увеличивая степень самостоятельности учащихся.

5. Контроль знаний происходит на основе зачетной системы. Тематические зачеты должны сдать все ученики без исключения. Каждый тематический зачет состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть выполняется всеми учащимися без исключения, дополнительная часть выполняется только желающими. Пример зачета: Зачет N 1 Отметка"Зачет""4""5" Обязательная часть5 баллов 6 баллов Дополнительная часть... 4 балла 6 баллов 6. Итоговая оценка за четверть, полугодие или год выставляется только тогда, когда сданы все зачеты за соответствующий учебный период.

Основные этапы модульного урока по технологии « критического мышления» 1.ВЫЗОВ 2.РЕАЛИЗАЦИЯ ( осмысление ) 3.РЕФЛЕКСИЯ

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ МЕТОД ИНСЕРТ РАЗБИВКА НА КЛАСТЕРЫ ИНТЕРАКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ « ТАБЛИЦА « ЗНАЕМ – ХОТИМ УЗНАТЬ – УЗНАЕМ » ( З – Х – У )» ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ ПРОДВИНУТЫЕ ЛЕКЦИИ ДР.

I – interactive: самоактивизирующая « У » - уже знал N – noting: системная разметка « + » - новое S – system: для эффективного « - » - думал иначе E – effective:чтение и размышление « ? » - думал иначе R – reading T - thinking V-+?

З - ЗНАЕМ Х – ХОТИМ УЗНАТЬ У - УЗНАЕМ

СИНКВЕЙН ( ФР. ) - ПЯТЬ 1СТРОЧКА - ТЕМА ( ОДНИМ СЛОВОМ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ) 2СТРОЧКА - ОПИСАНИЕ ТЕМА ( 2 СЛОВА ) 3 СТРОЧКА - ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ЭТОЙ ТЕМЫ ( 3 СЛОВА, ГЛАГОЛЫ ) 4СТРОЧКА - ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ, ПОКАЗЫВАЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ ( ЧУВСТВА ОДНОЙ ФРАЗОЙ ) 5 СТРОЧКА - СИНОНИМ ИЗ ОДНОГО СЛОВА, КОТОРЫЙ ПОВТОРЯЕТ СУТЬ ТЕМЫ

Цель: Формирование навыков критического мышления и исследовательских навыков у учащихся с помощью лабораторного эксперимента, самостоятельного поиска информации, учебного диалога и создания психологически комфортной среды на уроке. На доске Тема урока, таблица « З – Х – У », ключевые слова: Испарение Конденсация Насыщенный пар Динамическое равновесие Зависимость давления насыщенного пара от температуры

Введение в тему Из ключевых слов составьте рассказ. ( индивидуально, письменно, 5 мин. ) Мозговой штурм Обсудите рассказы в парах. Обменяйтесь результатами ( работа в парах, устно, 3 мин. ) Заполнение таблицы Все вместе заполняем таблицу - часть « ЗНАЮ » и систематизируем запись: свойства паров, модель идеального газа, параметры ( класс, письменно, 5 мин. ) Что бы вы хотели узнать ?

Прием « ИНСЕРТ » Заполните среднюю колонку таблицы - « ХОЧУ ЗНАТЬ » Прочитайте параграф 15, промаркируйте текст ( работа индивидуально ) Промежуточная диагностика текста Какие из имеющихся знаний оказались +, какие - Какую новую информацию вы получили ? ( работа в группах ) Выполнение лабораторной работы Ответьте на вопросы к инструкции лабораторной работы. Подготовьте ответы. Выпишите их на листок. ( работа индивидуально )

Защита и дискуссия В группах обсудите ответы. Каждая группа докладывает результаты у доски. Результаты записываются в таблицу – колонка - УЗНАЛ ( работа индивидуально ) Синквейн Составьте синквейн ( работа индивидуально )

Пар Насыщенный и ненасыщенный Получается в результате кипения и испарения Интересными и многими свойствами обладает Неидеальный газ Пар Насыщенный и ненасыщенный Взаимные превращения претерпевает Народ за ними наблюдает и думает: « Природа» Жидкость Кипит, испаряется В насыщенный пар превращается, Который затем конденсируется, и всё повторяется. Круговорот.

Из ключевых слов составьте рассказ и запишите его в тетрадь: противоположные свойства, группы, Менделеев, закономерность, масса, подвиг. Заслушивается 2 – 3 рассказа Мозговой штурм Что бы вы хотели узнать исходя из составленных рассказов ? Полученные вопросы записываются на доске

Работа с текстом Учащиеся в тексте стараются найти ответы на поставленные ими же самими вопросами. Ответы на вопросы. Составление рассказа. Учащимися составляется новый рассказ, на основе прочитанного. 1 – 2 рассказа заслушивается. Домашнее задание Подготовка сообщения о жизни Д.И. Менделеева или творческая работа « Письмо Д. И. Менделееву от благодарных потомков»

Основные требования к использованию метода проектов: 1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы /задачи.; 2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы, совместный выпуск газеты и пр.); 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая ) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей). 5. Использование исследовательских методов.

Этапы разработки и проведения проекта : 1.Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. 2. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез. 3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов. 4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу. 5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих. 6. Выдвижение новых проблем.

1.Доминирующий в проекте метод : исследовательские, творческие, ролево- игровые, информационные, практико - ориентированные 2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. 3. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, и т. д.): внутришкольный, региональный, международный. 4. Количество участников проекта: -личностные (между двумя партнерами): парные (между парами участников); групповые (между группами участников). 5. Продолжительность проекта: краткосрочными (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (3-6) по программе одного предмета или междисциплинарные); средней продолжительности (один два месяца); долгосрочные (до года). Типология проектов.

Литература: 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред Е.С. Полат - М., Полат Е.С. ИОСО РАО, доктор пед. наук. Метод проектов в современной школе. В сборнике Методология учебного проекта -- М.: МИПКРО, Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, -М., «Народное образование», 1998 г. 4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся -М., « Аркти », 2005 г. 5. Третьяков Р.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико- ориентированная монография. – М.: Новая школа, Энциклопедия педагогических технологий, Санкт – Петербург, « Каро», 2004 г.