Комплексная программа энергосбережения как элемент региональной стратегии Вера Леонидовна Гришина Директор Северо-Западного филиала ЗАО «АПБЭ», секретарь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЦЭНЭФ Методология моделирования и прогнозирования потребления энергоресурсов в регионах И. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии
Advertisements

Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
ЦЭНЭФ Единый топливно- энергетический баланс как инструмент анализа, прогноза и индикативного планирования развития энергетики региона И. Башмаков Центр.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Расширенное заседание Консультативного Совета по Иностранным Инвестициям III Форум регионов России «Институты модернизации», 13 марта 2012 г. Вице-президент.
12/12/20131 Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до Договоры предоставления мощности и инвестиции в российскую электроэнергетику.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Технология разработки программ энергосбережения и повышения энергоэффективности И.А. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Методика и порядок формирования энергетических балансов субъектов РФ и муниципальных образований, как основа разработки и мониторинга программ повышения.
Энергетическая безопасность как основной приоритет ЭС-2030 «Энергетика и Стратегия национальной безопасности России» Круглый стол Комитета Госдумы по науке.
ЦЭНЭФ Российская система учета повышения энергоэффективности и экономии энергии И. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 10 ноября, 2009 г. Роль и место энергоэффективности.
Транксрипт:

Комплексная программа энергосбережения как элемент региональной стратегии Вера Леонидовна Гришина Директор Северо-Западного филиала ЗАО «АПБЭ», секретарь Совета по координации развития ТЭК при ППП по СЗФО г.Псков 30 ноября 2009 г.

Федеральный закон 261-ФЗ от «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» Основные положения : запрет на оборот энергорасточительных товаров, в том числе введение комплекса мер технического регулирования; введение классов энергоэффективности товаров; требования и ответственность по установке приборов учета всех видов энергоресурсов; требования энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений; меры по повышению энергоэффективности в жилом фонде; развитие института энергетических обследований и энергетических сервисов (СРО энергоаудиторов, энер гопаспорта, энергосервисные договора); мероприятия по повышению энергоэффективности в государственном секторе (госзакупки, энергосервисные контракты); региональные и муниципальные программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности; тарифное регулирование как инструмент повышения энергоэффективности; меры, направленные на повышение энергоэффективности в бизнес среде. 2

Электропотребление, млрд. кВт*ч. Россия - Сценарные условия - максимальный вариант (целевой) Россия - Сценарные условия - умеренный вариант (рыночное ожидание) Среднегодовой темп прироста электропотребления по России и СЗФО за период до 2030 г. 1,9-2,5% СЗФО - Сценарные условия - максимальный вариант (целевой) СЗФО - Сценарные условия - умеренный вариант (рыночное ожидание) 3

О проекте Государственной программы энергосбережения и энергетической эффективности Основная цель программы – обеспечить выполнение требования Указа Президента РФ от «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и реализацию Федерального закона 261-ФЗ от г. в части перехода к построению в России энергетически эффективного общества и снижения энергоемкости ВВП России на 40% Основные задачи программы: - снизить риски развития экономики России по покрытию потребности в энергии и мощности на перспективу до 2020 года; - уменьшить риски снижения потенциала экспорта энергоносителей на внешние рынки (с учетом прогнозов, показывающих снижение экспорта российского газа); - устранить отвлечение значительных средств на энергоснабжение, препятствующее реализации национальных проектов; - предотвратить рост нагрузки на семейные бюджеты, вызванный оплатой энергоносителей, и падение собираемости коммунальных платежей; - ограничить масштабные инвестиции в ТЭК и соответствующий рост тарифов, увеличивающий инфляцию; - предотвратить загрязнение окружающей среды и обеспечить выполнение обязательств по контролю за эмиссией парниковых газов. 4

Индикаторы реализации Государственной программы интегральные индикаторы, отражающие эффективность использования энергоресурсов в экономике в целом (напр., энергоемкость, электроемкость ВВП/ВРП); интегральные индикаторы, отражающие эффективность использования всех энергоресурсов по секторам экономики; индикаторы, отражающие эффективность использования энергии или какого либо энергоносителя при производстве товара или услуги (работы); индикаторы энергоэффективности нового оборудования, поступающего на рынок, и новых зданий как по отдельным моделям, так и средних по всему парку нового устанавливаемого оборудования; индикаторы энергоэффективности по технологическим процессам (например, доля производства стали на машинах непрерывной разливки, доля производства цемента по сухому способу и др.); индикаторы экономической эффективности реализации программы (сумма затрат, полученная экономия энергии, полученная экономия затрат). 5

Структура Государственной программы ПРОГРАММА Повышение энергоэффективности в организациях федеральной бюджетной сферы Программа Интегрированного планирования энергетических ресурсов в электроэнергетике Повышение энергоэффективности в ЖКХ (с подпрограммами по системам теплоснабжения, водоснабжения и уличного освещения) Повышение энергоэффективности жилых зданий и эффективности использования энергии населением Повышение энергоэффективности в промышленности (с подпрограммами по наиболее энергоемким отраслям) Повышение энергоэффективности в сельской хозяйстве Повышение энергоэффективности на транспорте МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОДПРОГРАММ 6

Экономическая эффективность будет определяться на основе: концепции приростных капитальных затрат; дополнительных издержек по эксплуатации энергоэффективного оборудования или экономии на этих издержках; оценки стоимости экономии энергии, которая будет сравниваться с ценами на энергоносители. Будут оцениваться экономические эффекты от реализации программы: рост потенциала экспорта энергоносителей; снижение доли затрат промышленных предприятий на энергию как индикатор повышения конкурентоспособности энергоемкой российской промышленности; изменение нагрузки по оплате энергоносителей на семейные бюджеты; динамика собираемости коммунальных платежей; изменение нагрузки платежей за энергоресурсы на муниципальные, региональные и федеральный бюджеты; снижение уровня загрязнения окружающей среды и выбросов парниковых газов. Критерии экономической эффективности Государственной программы энергосбережения

Потребление электроэнергии с учетом энергосбережения, млрд. кВт*ч. 8

Снижение технической и экономической доступности энергетических услуг; Снижение энергетической безопасности региона из-за невозможности покрыть потребности растущей экономики в энергии, топливе и мощности при низкой энергоэффективности; Торможение экономического роста; Ускорение инфляции; Рост нагрузки по оплате энергоносителей на семейные бюджеты и низкая собираемость платежей; Высокая нагрузка коммунальных платежей на городские и областной бюджеты и рост задолженности. Общеэкономические риски невнятной политики прогнозирования в сфере топливно-энергетических ресурсах 9

ОАО РАО «ЕЭС России» создало в 2005 г. Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике, перед которым поставлены цели обеспечить: преемственность в выполнении общесистемных прогнозно- аналитических функций ОАО РАО «ЕЭС России» и их дальнейшее развитие в условиях постреформенной электроэнергетики; формирование регулярной достоверной информации о состоянии и перспективах развития электроэнергетики и доступ к ней субъектов электроэнергетики и потенциальных инвесторов для минимизации рисков принятия ими неэффективных управленческих и инвестиционных решений; информационно-аналитическую поддержку функционирования государственной системы прогнозирования. В Северо-западном Федеральном округе с целью формирования и обеспечения функционирования регионального сегмента системы прогнозирования создан и функционирует филиал Агентства. ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» (АПБЭ) 10

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. Решение заседания Правительства РФ от г. ПП-47-2 («О ходе реформирования электроэнергетики): поручение разработать Генеральную схему; Разработка и согласование с субъектами РФ и крупными потребителями прогнозов электропотребления; Приказ Минпромэнерго России от г. 185: создание межведомственной рабочей группы; Решение заседания Правительства РФ от г. ПП-42: целевые установки по уровням электропотребления, структуре топливного баланса, объемам поставки газа; Решение заседания Правительства РФ от г. ПП-15: принять за основу, провести согласования; Согласования со смежными отраслями: ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», угольные компании ; Рассмотрение и согласование во всех Федеральных округах состава и размещения объектов электроэнергетики федерального уровня. 11

Спрос на электроэнергию растет быстрее, чем на природный газ; Меры по стимулированию роста доли угля в балансе не привели к результатам. Кто начнет его больше использовать: промышленные котельные, или электростанции? Потребление тепла не растет. Как в этом случае развивать теплофикацию? Темпы изменения потребления ТЭР в России в гг. 12

Варианты прогнозной динамики электропотребления, млрд. кВт*ч Генсхема - максимальный (среднегодовой темп прироста ЭП за период до 2020 г. 5,2%) Генсхема - базовый вариант (4,1%) Энергостратегия - максимальный вариант (3,2%) Сценарные условия - максимальный вариант (целевой) (2,5%) Энергостратегия - минимальный вариант (2,1%) Сценарные условия - умеренный вариант (рыночное ожидание) (1,9%) Для покрытия уровней ЭП, принятых в cценарных условиях необходим ввод 7-10 ГВт генерирующих мощностей в год 13

Прогноз потребности в установленной мощности электростанций, ГВт Россия - Умеренный вариант Россия - Максимальный вариант Δ 90,2 ГВт Δ 72,0 ГВт оценка гг. оценка ОЭС СЗ - Умеренный вариант ОЭС СЗ - Максимальный вариант Δ 7,2 ГВт Δ 5,5 ГВт гг. 14

Потребность во вводе генерирующих мощностей ОЭС Северо-Запада, ГВт новые вводы на АЭС предполагаются в размере 3,3 – 4,7 ГВт и принимаются в соответствии с работами по мониторингу ГенСхемы и предложениям Госкорпорации Росатом новые вводы на ГЭС (ГАЭС) для двух вариантов предполагаются одинаковыми и принимаются в соответствии с работами по мониторингу ГенСхемы (1,7 ГВт) потребность в вводах мощности на ТЭС должна составить от 4,7 до 5,4 ГВт Умеренный вариант 2009 оценка потребность в мощности 21,421,523,427,0 остающаяся в эксплуатации мощность действующих электростанций 19,919,820,417,3 Итого потребность в новой мощности 1,51,73,09,7 Максимальный вариант 2009 оценка потребность в мощности 21,421,924,829,1 остающаяся в эксплуатации мощность действующих электростанций 19,919,820,217,3 Итого потребность в новой мощности 1,52,14,611, новая мощность АЭС -2,372,304,67 новая мощность ГЭС (ГАЭС) 0,030,441,191,66 новая мощность ТЭС 2,080,792,575, новая мощность АЭС --3,27 новая мощность ГЭС (ГАЭС) 0,030,441,191,66 новая мощность ТЭС 1,690,852,24,74 15

Динамика мощности действующих электростанций до 2020 года оценка 10,6 9,4 2,6 Россия - Умеренный вариант Россия - Максимальный вариант ОЭС СЗ оценка Максимальный и умеренный варианты совпадают 16

Особенности энергобаланса СЗФО Регион СЗФО является сбалансированным. В 2008 году суммарные объемы выработки и потребления электроэнергии в СЗФО (105 млрд. КВт*ч) являются сопоставимыми. Электропотребление СЗФО составило 10,4% от потребления РФ; Разнородность субъектов СЗФО по структуре потребления электроэнергии: –в Вологодской области на долю обрабатывающего производства приходится 68% электропотребления (из них 75% – на черную металлургию), а на сферу услуг и коммунальное хозяйство – 9%; –в Архангельской области доля обрабатывающего производства в электропотреблении составляет 42%, а сферы услуг и коммунального хозяйства – 6%; –В Санкт-Петербурге на долю обрабатывающего производства приходится 20% электропотребления, а на сферу услуг и коммунальное хозяйство – 37%; Наличие «запертой мощности» Кольской АЭС в объеме более 400 мВт. 17

Планы социально-экономического развития субъектов РФ Схемы теплоснабжения городов Схемы развития электрических сетей База прогнозной и статистической информации Среднесрочный прогнозный баланс Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики РФ Информационно- аналитический доклад Краткосрочный баланс на 1 год Программы развития генерации Программы развития сетей Программы энергоэффективности Программы малой и распределенной энергетики Региональные программы бюджетного финансирования и стимулирования инвестиций Региональная статистика Особенности региональных рынков Региональная проблематика Балансы субъектов РФ на 1 год Система прогнозирования в электроэнергетике: региональный уровень 18

Существующие схемы прогноза спроса на энергию и электроэнергию примитивны, непрозрачны, расчеты на них часто невозможно ни проверить, ни воспроизвести при другом наборе допущений; Слабо учитывается сложный комплекс зависимостей в связке «энергетика-экономика»; Слабо учитываются эффекты взаимозаменяемости и взаимодополняемости отдельных энергоносителей и систем энергоснабжения и ограничения по топливоснабжению; Слабо учитываются (или вовсе не учитываются) эффекты: –от внедрения новых технологий; –от реализации программ повышения энергоэффективности; –от роста загрузки производственных мощностей; –реакции как производителей, так и потребителей на изменение цен, налогов и т.п. 19 Прогнозирование энергетического будущего регионов имеет типичные для России недостатки

Разработка прогнозов электропотребления на основе топливно-энергетических балансов регионов Демографические прогнозы Долгосрочный прогноз Минэкономразвития Долгосрочный прогноз Администрации субъекта РФ Имитационная макроэкономическая модель региона (сценарии) Демографическая модель региона Имитационная макроэкономическая модель России Модель ЕТЭБ Блок первичных ресурсов Блок преобразования Блок конечного потребления энергии Модель прогноза цен на энергоносители в регионе Модели развития секторов конечного потребления энергии в регионе Разработаны ЕТЭБ всех субъектов РФ, 7 федеральных округов и сводный баланс России; В Северо-западном федеральном округе разработаны ЕТЭБ субъектов РФ с гг; На основе ЕТЭБ с 2007 года строиться прогноз электропотребления, будет проведена корректировка Генеральной схемы и выполнена экспертная оценка индикативных показателей региональных программ энергосбережения. 20

Особенности модели ЕТЭБ, используемой ЗАО АПБЭ Соответствует формату ЕТЭБ Международного энергетического агентства (МЭА) При формировании базы данных для построения моделей прогноза используются данные форм российской статистической отчетности; В модели ЕТЭБ для каждого региона рассматриваются энергоресурсы - 6 видов первичных: уголь, сырая нефть, природный газ, другое твердое топливо, гидроэнергия и НВЭИ, атомная энергия и 3 вида вторичных: нефтепродукты, электроэнергия и тепловая энергия; Учитываются специфические особенности регионального потребления, за счет более детализации по ведущим видам производственной деятельности; Возможность имитации эффективности мер энергетической политики; Интеграции прогнозов развития электроэнергетики с прогнозами и оценками макроэкономической динамики развития региона; Формирование единой информационной базы прогнозирования. 21

Основные этапы разработки региональной программы энергоэффективности Анализ текущего состояния Составление топливно- энергетического баланса области Расчет технического и финансового потенциалов энергоэффективности по секторам Анализ барьеров по секторам Разработка мер областной политики энергоэффективности 22

Псковская область Конечное потребление энергии за период гг. (Мтут) Уголь Сырая нефть Нефтепро- дукты Природный газ Прочие тв. топл. Гидро и НВЭИ Электро- энергия ТеплоВсего ,80,0627,0145,030,10,0165,3568,21566, ,40,0660,9177,334,10,0164,6589,71657, ,40,0641,7197,836,00,0164,9599,21670, ,90,0653,4209,634,10,0167,5593,41682, ,00,0716,1192,436,40,0171,8563,21709, ,30,0620,7201,536,10,0166,3571,51625, ,10,0591,5209,133,60,0176,3575,71607,6 Единый топливно-энергетический баланс 23

Псковская область инерционная модель развития Конечное потребление энергии на период 2007–2020 г.(Мтут) Уголь Сырая нефть Нефте- продукты Природный газ Прочие тв. топл. Гидро и НВЭИ Электро- энергия ТеплоВсего ,10,0652,4188,825,20,0182,2559,31643, ,90,0675,1211,027,70,0198,1605,61753, ,80,0690,7219,129,20,0202,7613,71791, ,70,0704,7226,030,60,0206,1616,01819, ,60,0719,3231,332,20,0209,6618,11845, ,60,0735,4237,133,90,0214,3625,01881, ,70,0753,1243,635,90,0220,1636,61924, ,60,0771,7249,638,00,0225,6648,31968, ,60,0791,8256,740,60,0231,8663,92020, ,60,0812,3264,743,50,0238,4682,42077, ,60,0832,4273,546,60,0244,8701,82134, ,40,0852,2282,849,70,0251,0721,42192, ,10,0872,1292,952,90,0256,9741,62251, ,60,0892,2303,256,20,0262,5762,02310,7 24 Единый топливно-энергетический баланс

Структура электропотребления Псковской области в 2008 г. Единый топливно-энергетический баланс 25 Структура электропотребления обрабатывающей промышленности Псковской области в 2008 г.

Динамика тарифов Псковской области на электроэнергию по группам потребителей за годы 26

Технический потенциал повышения эффективности использования ТЭР на примере Ленинградской области В 2007 г. конечное потребление энергии в Ленинградской области составило 7710 тыс. тут, в том числе потребление тепловой энергии – 3100,5 тыс. тут. Технический потенциал повышения эффективности использования энергии оценивается в 4285 тыс. тут или более 23% от всего потребления ТЭР по области. Наибольшим техническим потенциалом повышения эффективности использования энергии располагает сектор промышленного производства – 1660 тыс. тут. На долю этого сектора приходится более 38% от всего потенциала. В жилых зданиях и зданиях бюджетной сферы может быть сэкономлено до 543 тыс. тут или более 12% всего потенциала области. тыс. тут 27

Потенциал повышения энергоэффективности в зданиях на примере Ленинградской области тыс. тут Жилой сектор характеризуется одним из самых высоких потенциалов для увеличения эффективности потребления энергии как в целом для России, так и для ее субъектов 28

АДМИНИСТРАЦИЯ СУБЪЕКТА РФ ИСПОЛНИТЕЛИ Региональная программа «Энергосбережение и энергетическая эффективность» 29 Сокращение потребляемой электрической мощности Энергосбережение в потреблении органы местного самоуправления органы исполнительной власти субъекта РФ Программа «Энергосбережение» Энергосбережение при производстве и распределении энергоресурсов Пропаганда энергосбережения Указ Президента РФ от г. 899, ФЗ 261 от «Об энергосбережении и энергоэффективности», Региональный закон об основах энергосбережения, Постановления\ распоряжения Губернатора ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Создание организационных, правовых, экологических, научно-технических и технологических условий, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов и вовлечение неиспользуемых источников энергии. ПОДПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ: предприятия бюджетной сферы АО, концерны, организации, управляющие компании разработка, финансирование, координация, контроль консалтинговые компании, СРО

Формирование системы прогнозирования в среде единого топливно- энергетического баланса (ЕТЭБ) России и отдельных территорий; Формирование статистической базы национального и регионального уровней для анализа и прогноза динамики энергопотребления по секторам и отраслям экономики и по важнейшим процессам Формирование методики оценки ресурса повышения энергоэффективности у потребителей; Формирование комплекса моделей прогноза спроса на энергию с учетом использования ресурса повышения энергоэффективности и оценки вклада ценового фактора в оптимизацию пропорций ЕТЭБ; Подготовка стандартизированной модели демографического и макро-экономического прогноза; Подготовка технологии формирования, реализации и анализа сценарных прогнозов в рамках ЕТЭБ и оценки вероятности их реализации; Обучение специалистов технологии прогноза динамики спроса на энергию; Система сформирована ЦЭНЭФ для АПБЭ; Регионам необходимо начать ее использовать. Формирование устойчивой технологии прогнозирования на основе ЕТЭБ

Псковская область инерционная модель развития Динамика основных индикаторов электропотребления Единый топливно-энергетический баланс 31

УЧЕТ ИНТЕРЕСОВ 32 Выполнение наиболее важного условия устойчивого развития топливно-энергетических отраслей и, как следствие, пространственного развития территорий – обеспечение принятия решений в условиях консенсуса «государство – компания», исходя из сочетания интересов акционеров корпораций, регионов и страны в целом.

Методика управления региональным комплексом на примере энергетики 33 Статистический анализ и построение эмпирической модели Аппроксимация распределений Ранговый анализ Информационно- аналитический комплекс Интервальное оценивание Формирование базы данных Предложения по оптимизации электропотребления Прогнозные оценки Предложения по аудиту Сбор данных по электропотреблению объектов регионального электротехнического комплекса Нормы потребления Предложения по развитию Нормативные акты Кластерный анализ Прогнозирование электропотребления Нормирование электропотребления

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Эту презентацию и другие материалы по различным аспектам развития электроэнергетики России вы можете найти на сайте : 34