ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Пределы реализации принципа свободы экономической деятельности субъектом, занимающим доминирующее положение Москва 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Advertisements

Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для банковского рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Антимонопольный контроль. Понятие, основания, объекты антимонопольного контроля. Критерии антимонопольного контроля.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва,2009 г. Второй антимонопольный пакет законов.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Применение антимонопольного законодательства: «третий антимонопольный пакет» ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ижевск, 18 апреля 2012.
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
О результатах контроля ФАС России за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии В.Г. Королев Начальник.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва, 2009 г. Правовое поле и полномочия ФАС России.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Совершенствование законопроекта «О защите конкуренции»: поправки Правительства РФ ко второму чтению Москва, 2006 г.
Саратов, 2013 г. Инициативы ФАС России в сфере интеллектуальной собственности ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Н.Н. Карташов, начальник Управления контроля.
Теория отраслевых рынков. Антимонопольное законодательство
Практика рассмотрения Свердловским УФАС России жалоб по Закону о закупках в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
Недискриминационный доступ в торговые сети ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Тюмень, 2014 г. И.В. Веретенников, заместитель руководителя Тюменского УФАС.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Пределы реализации принципа свободы экономической деятельности субъектом, занимающим доминирующее положение Москва 2011

2 Статья 5 ФЗ «О защите конкуренции» Установление доминирующего положения на товарном рынке Компания признается доминирующей, если ее доля на товарном рынке составляет 50%, а при наличии дополнительных условий – 35 %. «Коллективное доминирование». Доминирующим признается положение трех хозяйствующих субъектов, занимающих суммарно долю больше 50%, либо пяти хозяйствующих субъектов, занимающих долю больше 70%. Определены условия, при которых может быть установлено «коллективное доминирование» хозяйствующих субъектов. Презюмируется доминирование субъекта естественной монополии. Предусмотрена возможность установления доминирования компании с долей на рынке менее 35% по результатам проведенного анализа состояния конкуренции.

3 Пункт 3 статьи 25 ФЗ «Об электроэнергетике» Доминирующее положение в электроэнергетике При превышении в границах зоны свободного перетока (ЗСП) доли установленной мощности генерирующего оборудования хозяйствующего субъекта (группы лиц) или доли выработки электрической энергии с использованием такого оборудования 20 %. Также предусмотрена возможность признания доминирующим положение компании с соответствующей долей в границах ЗСП не превышающей 20 % с учетом частоты возникновения исключительного положения, его устойчивости и продолжительности, наличия доминирующего положения на рынках топлива или иных условий, связанных с обращением электрической энергии и мощности в соответствующей ЗСП.

Исключительное положение в электроэнергетике Исключительным положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) в ЗСП, позволяющее хозяйствующему субъекту (группе лиц) оказывать определяющее влияние на формирование равновесной цены на электрическую энергию в определенный период состояния оптового рынка, характеризующийся отсутствием возможности замены поставляемого данным хозяйствующим субъектом объема электрической энергии объемом поставок электрической энергии иных хозяйствующих субъектов. 4 Пункт 4 статьи 25 ФЗ «Об электроэнергетике»

5 Статья 10 ФЗ «О защите конкуренции» Запрет на злоупотребление доминирующим положением Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: - установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; - изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; - навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара; - экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками); - экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; - установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги; - создание дискриминационных условий; 6

- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. 7

Пункт 4 постановления Пленума ФАС РФ от Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку перечень не является исчерпывающим. При оценке действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением, учитываются положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», в частности, определяется, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентом своих прав. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом. 8

Пункт 2 статьи 25 ФЗ «Об электроэнергетике» На оптовом и розничных рынках электроэнергии установлен запрет на злоупотребление доминирующим и/или исключительным положением в виде: - необоснованного отказа от заключения договора купли-продажи электрической энергии; - необоснованного отказа от заключения договора оказания услуг естественно-монопольного характера при наличии технической возможности; - создания дискриминационных или благоприятных условий для деятельности отдельных субъектов оптового и розничных рынков; - создания препятствий доступу к услугам совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктур - манипулирования ценами на оптовом и розничных рынках, в том числе с использованием своего доминирующего и (или) исключительного положения. 9 Контроль за доминирующими хозяйствующими субъектами в электроэнергетике

Особенности отбора финансовых организаций Субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или аукциона в установленном законодательством о государственных закупках порядке для: - привлечения денежных средств юридических лиц во вклады; - открытия и ведения банковских счетов юридических лиц, осуществления расчетов по ним; - предоставления кредита; - инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц; - выдачи банковских гарантий; - услуг на рынке ценных бумаг; - услуг по договору лизинга; - страхования имущества; - личного страхования; - негосударственного пенсионного страхования; - страхования ответственности. 10 Статья 18 ФЗ «О защите конкуренции»

11 Статья 27 ФЗ «О защите конкуренции» Если одна из организаций включена в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35% (Реестр), то с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется: - слияние и присоединение коммерческих организаций; - создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации или создаваемая коммерческая организация приобретает акции (доли) и (или) имущество другой коммерческой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении данных акций (долей) и (или) имущества приобретает права, если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в Реестр. Создание и реорганизация коммерческих организаций

12 Статья 28 ФЗ «О защите конкуренции» Если одна из организаций включена в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35% (Реестр), то с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются: - приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества (долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью), в случаях, указанных в части 1 статьи 28 ФЗ «О защите конкуренции»; - получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств (ОПС), при превышении балансовой стоимости имущества - предмета сделки 20% балансовой стоимости ОПС и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества; - приобретение лицом (группой лиц) по сделке прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа. Сделки с акциями (долями), имуществом, правами в отношении коммерческих организаций

13 Пункт 5 статьи 25 ФЗ «Об электроэнергетике» В отношении субъектов оптового рынка, занимающих доминирующее и (или) исключительное положение либо манипулирующих и (или) имеющих возможность манипулирования ценами на оптовом рынке, могут быть применены следующие меры: - государственное регулирование цен (тарифов); - ограничение цен в ценовых заявках; - введение ограничения в виде условия о подаче только ценопринимающих заявок; - обязательство участника оптового рынка предоставить на оптовый рынок в максимально возможном объеме всю электрическую энергию и мощность, вырабатываемые с использованием принадлежащего ему генерирующего оборудования.

Последствия несоблюдения доминирующим хозяйствующим субъектом установленных ограничений Пункт 6 статьи 25 ФЗ «Об электроэнергетике» при неоднократном злоупотреблении доминирующим и (или) исключительным положением, в том числе осуществления таким субъектом манипулирования ценами на оптовом или розничных рынках либо иной монополистической деятельности, в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, может быть осуществлено принудительное разделение хозяйствующего субъекта. 14

Последствия несоблюдения доминирующим хозяйствующим субъектом установленных ограничений Статья 34 Закона о защите конкуренции - коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения; - неисполнение предписания антимонопольного органа, выданного в рамках контроля экономической концентрации, является основанием для признания соответствующих сделок недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа; - неисполнение предписания антимонопольного органа, выданного в рамках контроля экономической концентрации, влекут за собой административную ответственность. 15

Последствия несоблюдения доминирующим хозяйствующим субъектом установленных ограничений Нарушение требований части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного; Злоупотребление доминирующим положением влечет привлечение к административной ответственности по статье (оборотный штраф) или ( фиксированный штраф для торговых сетей) КоАП РФ; Неоднократное злоупотребление доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере влечет уголовную ответственность в соответствии со статьей 178 УК РФ. 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Начальник отдела судебной работы Правового управления ФАС России И.И.Романенкова Тел/факс (499) ,