ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ инновационно-технологической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ ФОРУМА «EXPO – 2017: Региональные инициативы»
Advertisements

2 декабря 2009, г. Санкт-Петербург «Вузы транспорта – основа инновационного развития отрасли» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
Международный институт Питирима Сорокина – Николая Кондратьева Pitirim Sorokin – Nikolai Kondratieff International Institute.
ПЕРВЫЙ КРУПНОМАСШТАБНЫЙ РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БРЕНДА 2011 г.
Революция в образовании XXI в. и Глобальный инновационный Интернет- университет (шесть постулатов) Доклад на заседании Круглого стола Санкт-Петербург,
Организация III Чебоксарского экономического форума «Россия : посткризисное управление, развитие структурных изменений экономики» (22-25 июня.
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ инновационно-технологической.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
Управление технологическими платформами: взгляд на проблему Волковинский Александр Юрьевич Руководитель направления ООО «Союзмаш консалтинг»
Долгосрочная стратегия энергоэкологического партнерства цивилизаций Доклад на IV Астанинском Форуме 4 мая 2011 г. Москва – МИСК Международный институт.
О Плане мероприятий по развитию информационного общества в Республике Карелия Совет по информатизации при Главе Республики Карелия 02 декабря 2008 года.
Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
Политика и законодательство Республики Беларусь в сфере трансфера технологий А.А. Успенский Директор Республиканский центр трансфера технологий (Международная.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
1 Перспективы становления интегральной цивилизации Доклад на заседании Круглого стола в рамках 64-й сессии генеральной Ассамблеи ООН 27 октября 2009 года.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
Инфраструктура нововведений Нурулин Юрий Рифкатович I уч. корпус, а.211 Деятельность Профессор ФИ – 10% Заведующий кафедрой «Инвестиционный инжиниринг»
1 Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Институт дополнительного профессионального образования О ходе.
Председатель Комитета по энергетике ГРАЧЕВ Иван Дмитриевич Член Общественной Палаты РФ ЛИБЕТ Анатолий Анатольевич.
Транксрипт:

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года Видеоконференция в формате on-line Интернет конференция Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Москва, 14 декабря 2006 года Международный институт Питирима Сорокина-Николая Кондратьева Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Видео/интернет конференция состоялась 14 декабря 2006 г. в зале заседаний Ученого совета Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Видеоконференция проводилась в формате on-line с участием Северо-Западного, Волго- Вятского, Волгоградского, Уральского, Орловского, Поволжского, Северо- Кавказского, Сибирского федеральных государственных образовательных учреждений, осуществляющих обучение государственных служащих, Владимирского филиала РАГС и других организаций. Интернет-конференция проходила на сайте С материалами конференции можно ознакомиться на сайтах Видео/интернет конференция «Интегральный прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 г.»

Видео / интернет-конференция «Интегральный прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 г.» Организаторы: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС); Межведомственная рабочая группа по инновационному законодательству при Администрации Президента Российской Федерации; Отделение общественных наук Российской Академии наук; Институт экономических стратегий; Международный институт Питирима Сорокина – Николая Кондратьева; Отделение исследования циклов и прогнозирования Российской академии естественных наук; Академия прогнозирования (исследований будущего); Институт дистанционного обучения РАГС; Инвестиционная компания ФИНАМ.

После вступительного слова президента-ректора РАГС В.К. Егорова и руководителя Межведомственной рабочей группы по инновационному законодательству при Администрации Президента РФ Е.В. Поповой были заслушаны доклады член-корреспондента РАН Б.Н. Кузыка, профессора Ю.В. Яковца и академика РАН А.А. Петрова. В обсуждении приняли участие: вице- президент РАН А.Д. Некипелов, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке С.А. Колесников, президент Российского дома международного научно-технического сотрудничества Б.Г. Салтыков, председатель комитета по высшей школе и науке правительства Санкт-Петербурга А.Д. Викторов, заведующий кафедрой РАГС В.И. Кушлин, проректор РАГС А.М. Марголин, проректор Северо-Западной Академии Госслужбы А.А. Васецкий, директор Института дистанционного обучения РАГС В.В. Бакушев и другие. Состоялась презентация учебников «Прогнозирование и стратегическое планирование социально- экономического развития», «Государственное регулирование рыночной экономики», «Инвестиции» и интернет-портала «Новая парадигма». В видеоконференции приняли участие около 1000 преподавателей и слушателей региональных академий госслужбы и филиалов. Интернет-конференция проводилась при поддержке Инвестиционного холдинга ФИНАМ, которую посетило более 5000 пользователей Интернета. Ответы на вопросы анкеты получены от респондентов. С материалами интернет-конференции можно ознакомиться на сайте Видеоконференция /интернет-конференция «Интегральный прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 г.»

МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРНЕТ КОНФЕРЕНЦИИ «Интегральный прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года» Руководители Интернет-конференции: · Кузык Борис Николаевич, член-корреспондент РАН, директор Института экономических стратегий; · Яковец Юрий Владимирович, д.э.н., проф. РАГС, академик РАЕН, президент Международного института П. Сорокина - Н. Кондратьева; · Агеев Александр Иванович, профессор, академик РАЕН, президент Академии прогнозирования (исследований будущего); · Кушлин Валерий Иванович, профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой РАГС; · Бакушев Валерий Владимирович, профессор, директор Института дистанционного обучения РАГС Интернет-конференция проводилась на сайте

Итоги Интернет-опроса, проведенного на информационном портале FINAM.RU Данный опрос проводился в период с 12 по 19 декабря в рамках видео/интернет конференции «Интегральный прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 г.» Вопросы подготовили: Ю.В. Яковец - д.э.н., проф. РАГС, академик РАЕН, президент Международного института П. Сорокина - Н. Кондратьева Э.А. Караева – директор Центра исследования и анализа инвестиционных проектов в сфере высоких технологий Инвестиционного холдинга «ФИНАМ» В опросе приняли участие респондента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРНЕТ ОПРОСА Всего: 2672 респондента 1. Считаете ли Вы необходимой разработку долгосрочных прогнозов научными организациями по государственному заказу? Итоги Интернет опроса, проведенного на сайте

Всего: 2672 респондента 2. Считаете ли Вы необходимым принятие долгосрочной государственной стратегии, ориентированной на инновационный прорыв? Интернет опрос проводился на сайте РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРНЕТ ОПРОСА

Всего: 2672 респондента 3. Поддерживаете ли Вы предложение о разработке и реализации системы долгосрочных национальных проектов и программ? РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРНЕТ ОПРОСА 3а. Если да, то в каких областях? Интернет опрос проводился на сайте

Всего: 2672 респондента 4. Считаете ли Вы целесообразным увеличить государственную поддержку инновационно-инвестиционных проектов, в том числе за счет средств Стабилизационного фонда? РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРНЕТ ОПРОСА Интернет опрос проводился на сайте

Всего: 2672 респондента 5. В какой сфере Вы работаете? Интернет опрос проводился на сайте РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРНЕТ ОПРОСА Торговля, сфера услуг Строительство СМИ, реклама Промышленность Органы власти Образование (преподаватель) Наука Культура Не работаю Другое Армия, МВД, ФСБ, др. силовые структуры IT, телекоммуникации Финансы, кредит, страхование Здравоохранение

Всего: 2672 респондента 6. Ваш статус в организации: Интернет опрос проводился на сайте РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРНЕТ ОПРОСА

Всего: 2672 респондента 7. Ваше образование? Интернет опрос проводился на сайте РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРНЕТ ОПРОСА

Всего: 2672 респондента 8. Ваш возраст Интернет опрос проводился на сайте РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕРНЕТ ОПРОСА 9. Вы:

Большинство – за долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование (анализ результатов интернет-опроса) Весьма показательны результаты социологического интернет-опроса, проверенного Международным институтом Питирима Сорокина – Николая Кондратьева и инвестиционной компанией «Финам» декабря 2006 в связи с интернет-конференцией «Интегральный прогноз инновационно - технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года» На голосование были вынесены четыре вопроса: 1)Считаете ли Вы необходимой разработку долгосрочных прогнозов научными организациями по государственному заказу? 2)Считаете ли Вы необходимым принятие долгосрочной государственной стратегии, ориентированной на инновационный прорыв? 3)Поддерживаете ли Вы предложение о разработке и реализации системы долгосрочных инновационных проектов и программ? Если «да», то в каких областях: социальное развитие; модернизация машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов; энергосбережение и развитие альтернативных возобновляемых источников энергии; возрождение агропромышленного комплекса. 4)Считаете ли Вы целесообразным увеличить государственную поддержку инновационно – инвестиционных проектов, в том числе за счет средств Стабилизационного фонда? Всего приняли участие в интернет опросе 2762 респондента – выборка достаточно представительная. Интересен состав респондентов. Две третьих – в возрасте лет (36%) и 16 – 24 лет (31,5%); это представители поколения, которое в ближайшие годы будут принимать стратегические решения; 67,5% имеет высшее образование; 61,2 % работают в сфере финансов, торговли, услуг, рекламе, т.е. имеют практический опыт в рыночной деятельности; 59, 4% – квалифицированные специалисты (42,3%) и руководители среднего звена (7,1%). Ю.В ЯКОВЕЦ д.э.н., профессор РАГС, академик РАЕН, Президент Международного Института П. Сорокина - Н. Кондратьева

Каковы ответы на поставленные вопросы? 1.Подавляющее большинство (85,6%) высказалось за разработку долгосрочных прогнозов научными организациями по государственному заказу; лишь 3,6% ответили «нет» и 8,1% - «скорее нет, чем да». Стоит напомнить, что в 70 – 80е годы более трех тысяч ученых и специалистов каждые пять лет разрабатывали комплексную программу научно-технического прогресса и его социально- экономических последствий на 20 лет. Это был своеобразный долгосрочный нормативный прогноз. В 90-е годы эта работа была прекращена. Федеральным законом от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономических последствий Российской Федерации» предусмотрена разработка прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. Однако эта работа ведется Минэкономразвитем без привлечения РАН, полученные результаты не публикуются. Ряд научных организаций (Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, ИМЭМО, Институт экономических стратегий и Международный институт П.Сорокина – Н. Кондратьева) в инициативном порядке разработали и опубликовали долгосрочные прогнозы (в том числе вынесенный на обсуждение прогноз до 2030 года), но особым вниманием федеральных властей эти прогнозы не пользуются. Президент страны неоднократно указывал, что пришло время прогнозировать нашу жизнь на десятилетия вперед, ставить перед собой действительно долгосрочные цели. Однако до сих пор этот призыв не реализован должным образом, хотя, как показывает опрос, гражданское общество его поддерживает. Пора восстанавливать практику разработки и публикации каждые лет долгосрочных прогнозов социально-экономического, инновационно-технологического и территориального развития Российской Федерации, выделяя на это исследование необходимые ресурсы из федерального бюджета и поручая разработку прогноза ученым – Российской Академии Наук, другим научным организациям, вузам. Большинство – за долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование (анализ результатов интернет-опроса) Ю.В ЯКОВЕЦ д.э.н., профессор РАГС, академик РАЕН, Президент Международного Института П. Сорокина - Н. Кондратьева

2. Абсолютное большинство респондентов – 85,5% высказались за принятие долгосрочной государственной стратегии, ориентированной на инновационный прорыв. Нужно сказать, что за последние полтора десятилетия стратегическое планирование в России свернуто. Предусмотренная упомянутым выше федеральным законом от концепция социально - экономического развития на долгосрочную перспективу не разрабатывается и не публикуется. Поручение правительства РФ от 1 декабря 1999 года о разработке стратегического плана развития России на период до 2010 осталось не выполненным. Частные стратегические документы (энергетическая стратегия до 2020 года, стратегия развития атомной энергетики до 2050 и др.) не увязаны с общей стратегией развития страны и не сбалансированы по ресурсам. Стратегическая близорукость власти дорого обходится экономике и населению страны. Необходимо разрабатывать, рассматривать в Федеральном Собрании и публиковать долгосрочные (на лет) стратегические планы, которые будут служить ориентирами для государства, бизнес - сообщества, населения. Такая практика имеется в Казахстане, где в президентском послании 1997 г. были определены стратегические ориентиры до 2030г., подкрепленные затем рядом государственных документов. Стоит обратить внимание и на то, что долгосрочная стратегия должна быть нацелена не на инерционное развитие, а на инновационный прорыв. Об этом сейчас много говорят в высших эшелонах власти, но мало что сделано. До сих пор нет федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике, нет государственной инновационной стратегии (проект такой стратегии до 2030 года опубликован в книге Б.Н. Кузыка и Ю.В. Яковца «Россия - в 2050: стратегия инновационного прорыва» еще в 2004 году). Пришло время в законодательном порядке закрепить цели и порядок формирования долгосрочных стратегических планов, реализующих их сбалансированных индикативных планов, национальных программ и проектов. Большинство – за долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование (анализ результатов интернет-опроса) Ю.В ЯКОВЕЦ д.э.н., профессор РАГС, академик РАЕН, Президент Международного Института П. Сорокина - Н. Кондратьева

3. Не менее внушительное большинство респондентов (85,6%) высказалось за реализацию системы долгосрочных национальных проектов и программ. Предпринятые по инициативе Президента РФ шаги по реализации четырех национальных проектов получили поддержку общества. Но нужно идти дальше: расширить круг проблем, решаемых с помощью национальных программ проектов, продлить их горизонт, привести в единую систему. Только так можно обеспечить стратегический инновационный прорыв. Во многом неожиданным оказался ответ на вопрос о приоритетных долгосрочных национальных проектах и программах: на первое место (38,5%) респонденты поставили энергосбережение и развитие альтернативных источников энергии, на второе (25%) – социональное развитие, на третье (21,2%) – модернизацию машиностроительного и оборонно–промышленного комплексов, на четвертое (15,4%) – возрождение агропромышленного комплекса. Между тем, как раз в области альтернативной энергетики национальных проектов нет (если не считать альтернативной атомную энергетику). В России до сих пор нет государственной программы по водородной энергетике, хотя в США, Европейском союзе приняты долгосрочные водородные программы, подкрепленные крупными бюджетными ресурсами. В инициативном порядке ГМК «Норникель» и РАН разработали научную программу в этой области, а Институт экономической стратегии, Международный институт П. Сорокина – Н. Кондратьева и РАГС подготовили проект национальной научно – инновационной программы «Водородная энергетика». Создана управляющая компания по этой программе – Национальная инновационная компания «Новые энергетические проекты», которая ведет оценку и отбор проектов для реализации программы. Однако эта инициатива до сих пор не получила ощутимой государственной поддержки. Большинство – за долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование (анализ результатов интернет-опроса) Ю.В ЯКОВЕЦ д.э.н., профессор РАГС, академик РАЕН, Президент Международного Института П. Сорокина - Н. Кондратьева

4. Показателен ответ на вопрос о целесообразности увеличить государственную поддержку инновационно – инвестиционных проектов, в т.ч. за счет средств Стабилизационного фонда. Здесь мнение респондентов расходится с позицией Минфина и правительства: 86,5% ответили на этот вопрос положительно. Этот вопрос имеет принципиальное значение. В 90-е годы возобладала тенденция технологической деградации и потери конкурентоспособности отечественных товаров и услуг (кроме минерального сырья). Основные фонды экономики критически устарели. Без инновационного обновления экономики, освоения базисных инноваций VI технологического уклада невозможно повысить конкурентоспособность продукции, обеспечить экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения. А базисные инновации, как показывает мировой опыт, требуют государственной поддержки, особенно в стартовый период. Отказ от такой поддержки обрекает страну на прозябание. Однако растущая масса мировой нефтегазовой ренты, сконцентрированная в Стабилизационном фонде не направляется на инновационные обновления и модернизацию экономики, а хранится в зарубежных банках. Технологическое отставание от авангардных стран возрастает, отечественное машиностроение сведено к минимуму и вытесняется импортом, что подрывает обороноспособность страны. Это станет еще более очевидным в условиях развертывающегося в мире технологического переворота. Результаты опроса поучительны, они побуждают высшие органы государственной власти к серьезной корректировке сложившейся системы государственного регулирования экономики, требуют перенесения центра тяжести с решения оперативных вопросов на долгосрочное стратегическое планирование, ориентированное на инновационный прорыв. Большинство – за долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование (анализ результатов интернет-опроса) Ю.В ЯКОВЕЦ д.э.н., профессор РАГС, академик РАЕН, Президент Международного Института П. Сорокина - Н. Кондратьева