Об итогах реализации Инновационной образовательной программы "ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ КАК БАЗОВОМ РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Advertisements

Разработка и внедрение модульного обучения в рамках реализации инновационной образовательной программы Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
Новые формы обучения в клинической ординатуре, аспирантуре ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России. Организация учебно - производственных комплексов с ДЗ Приморского.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Обеспечение устойчивого развития муниципальной системы качественного и доступного образования, в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.
Основные задачи инновационной образовательной программы МГУ им. М.В. Ломоносова Создание Объединенного инновационного научно- образовательного центра (ОИНОЦ)
С.Д. Якушева Университетский образовательный округ – интеграция науки, образования и практики С.Д. Якушева Университетский образовательный округ – интеграция.
Санкт Петербург, 1 – 3 июня 2013 VII Санкт-Петербургский саммит психологов «Технологии успеха» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего.
Подготовка педагогов для инклюзивного образования В.В. Рубцов ректор ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад компенсирующего вида 312 «Жемчужинка» Региональная стажировочная.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
Программа правительства г. Москвы Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева Василенко Е.А. директор Инновационного центра Тел/факс.
«Особенности развития постдипломного образования в инновационном вузе» И.С. Батракова, доктор педагогических наук, профессор.
Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена.
Об обеспечении качества учебного процесса в университете Проректор по учебной работе Кречетов А.А. Заседание ученого совета КузГТУ,
Презентация по плану работы по проекту на 2015 год РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Н.О. Верещагина – начальник учебно- методического управления ОТВЕТСТВЕННЫЕ.
Транксрипт:

Об итогах реализации Инновационной образовательной программы "ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ КАК БАЗОВОМ РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ", выполняемой Московским городским психолого-педагогическим университетом в рамках Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» Инновационная образовательная программа МГППУ В.В. РУБЦОВ Ректор МГППУ

Основная цель Инновационной образовательной программы МГППУ «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ КАК БАЗОВОМ РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ» – преодолеть разрыв между требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности психолога в различных сферах социальной практики, и сложившейся в России системой психологического образования, сформировать в МГППУ устойчивую и развивающуюся систему инновационного психологического образования.

Для достижения этой цели предусматривалось: осуществить комплекс мероприятий по укреплению инновационной образовательной среды в МГППУ; сформировать структуры, обеспечивающие организационную, учебно-методическую, научно- исследовательскую поддержку инновационных подходов в образовании, а также постоянное взаимодействие Университета с инновационным предпринимательством; внедрить в образовательный процесс конкретные образовательные программы инновационного типа, относящиеся к научным направлениям, отнесенным Президентом Российской Федерации к «Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации».

Указанная основная цель конкретизирована в четырех стратегических направлениях инновационной Программы МГППУ: 1.Формирование системы образовательных программ в области психологии, обеспечивающих подготовку психологов различных направлений и специальностей на уровне современных международных стандартов, формирование специалистов, способных к профессиональной деятельности в различных сферах социальной практики, в первую очередь – в образовании 2.Развитие междисциплинарных образовательных программ и научно-исследовательской кооперации Университета с учреждениями РАН, РАО, РАМН, ведущими ВУЗами России на общей информационной и технико-технологической основе, создание межотраслевого ресурсного центра фундаментальных и прикладных исследований в сфере психологических проблем современной социальной и экономической практики

Разработка программ межведомственного взаимодействия (на примере столичного региона) с целью координации усилий психологов различных ведомств в направлении решения проблем психологической помощи населению (экстренная помощь, работа в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, решение проблем миграции, помощь детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, детям-сиротам и детям-инвалидам), создание ресурсного центра психологической службы образования столичного региона как модельного ресурсного центра практической психологии для трансляции опыта и современных технологий в регионы России Создание современного информационного обеспечения системы психологического образования на основе новых информационных технологий и электронных средств с целью оптимизации профессиональной подготовки практических психологов и повышения психологической культуры населения.

В ходе реализации инновационной Программы МГППУ в течение 2007–2008 годов в рамках основных направлений Инновационной образовательной Программы МГППУ выполнялись шесть общих задач, определяющих содержание работ по реализации Программы в структурных подразделениях МГППУ: Задача 1. Создание новых специализаций в рамках специальности «Психология» для эффективной подготовки кадров в тех сферах деятельности, где такая подготовка остро востребована или может быть востребована в самое ближайшее время. Задача 2. Создание эффективных моделей подготовки психологов в тех областях, где подготовка кадров осуществляется на основе традиционных подходов, но при этом имеет по преимуществу малоэффективный и недостаточно адекватный характер.

Задача 3. Создание эффективной системы фундаментальной общепсихологической, естественнонаучной и математической подготовки студентов и современной технико-технологической базы для организации научных исследований по фундаментальным проблемам психологии. Задача 4. Создание междисциплинарных и межведомственных образовательных программ и модулей обучения. Задача 5. Разработка новых технологий психологического образования (дистанционное психологическое образование). Задача 6. Создание и реализация информационно- образовательных программ психологического просвещения участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

37 Выполнение каждой общей задачи осуществлялось в форме локальных инновационных проектов, в которых определены конкретные цели проекта, его мероприятия, участники разработки, ожидаемые результаты и характер их влияния на социум (всего 37 проектов).

В процессе выполнения Инновационной Программы МГППУ на основе результатов, полученных в ходе реализации локальных проектов Программы, изменились содержание миссии и направление стратегии развития ВУЗа: в начале реализации ИОП МГППУ Университет стремился, в основном, к радикальной модернизации психологического образования в Российской Федерации, основанной на принципах интеграции науки, образования и практики с учетом требований динамично развивающегося рынка труда, особенностей практической психологии образования и требований Болонского соглашения, в настоящее время стратегической целью коллектива является превращение МГППУ в уникальный в своем роде научно-образовательный комплекс – «Национальный исследовательский Университет».

В исследовательском университете, которым становится МГППУ в ходе реализации Инновационного проекта, действуют или формируются современные научно-образовательные Центры коллективного пользования: Научно образовательный Комплекс «Психология» на базе ПИ РАО и МГППУ, Центр экспериментальной психологии на базе МГППУ – ИП РАН; Центр нейрофизиологических исследований на базе МГППУ, Институт психологии РАН, Институт радиоэлектроники РАН, Психологический институт РАО, ГУ ВШЭ; Центр этнопсихологических исследований на базе МГППУ – Институт Востоковедения РАН;

Центр проектирования экспертных систем «Психология» на базе МГППУ – ИСА РАН; Центр психогенетических исследований на базе МГППУ – Национальный Центр психического здоровья РАМН; 67технологический парк отработки новых психологических технологий на базе Университетского округа МГППУ (включает 67 образовательных учреждений различных типов и видов); фундаментальная психологическая библиотека с современными электронными ресурсами и виртуальным читальным залом.

Всего в рамках инновационной образовательной программы МГППУ выполнено 37 локальных проектов, в которых приняли участие в качестве партнеров 15 российских и зарубежных университетов, 10 научных институтов РАН и других академий наук, свыше 100 государственных организаций и учреждений.

В итоге выполнения ИОП МГППУ на основе принципов Болонского соглашения реализуется система высшего профессионального психологического образования, позволяющая выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом интересов студентов и пожеланий работодателей. Разработаны и реализованы новые образовательные программы психологического направления, за счет включения электронных образовательных ресурсов существенно развита структура интернет-портала университета, обеспечен удаленный доступ к учебно-научным комплексам и ресурсным центрам общего пользования, создана база IT-системы управления научно-образовательной деятельностью МГППУ.

здравоохранения Потребности реального рынка и социальной сферы определили развитие в рамках ИОП конкретных исследований и разработок в области модернизации образовательного процесса в МГППУ. Так, в ответ на запросы здравоохранения развернуты работы в области психологии здоровья, создание специальных программ с использованием уникального оборудования МЭГ, программ работы с детьми с СДВГ, клинической психологии раннего детства, нейробиологической диагностики детей и подростков.

ФСИН С учетом потребностей ФСИН созданы кафедры и подразделения по разработке научных проблем и реализации образовательных программ по юридической и ювенальной психологии. контроля производства игрушек В ответ на необходимость контроля производства игрушек созданный в МГППУ Центр игры и игрушки разработал программы экспертизы и создает образовательные программы по психологии игры и игрушки.

социальной сферы В значительной мере в ответ на практические потребности социальной сферы региона в структуре МГППУ: организован новый учебно-научный Институт экстремальной психологии, реорганизован Центр экстренной психологической помощи МГППУ; создан постоянно действующий телефон Московской городской экстренной психологической помощи детям и родителям «Детский телефон доверия»; создана новая лаборатория сопровождения сиротства.

научно-практическая база формирования и роста профессионального мастерства Все созданные и вновь создаваемые подразделения активно используются не только как практические полигоны внедрения результатов научных исследований сотрудников Университета, но и как научно-практическая база формирования и роста профессионального мастерства студентов.

Специалисты МГППУ, приняли участие в подготовке проектов ряда городских целевых программ, значимых для развития социальной сферы столичного региона: Программа «Развитие дошкольного образования в городе Москве на 10 лет» (в рамках Проекта «ЮНЕСКО»); Программа «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» на 2008–2009 гг.; Программа развития столичного образования «Столичное образование – 5» утверждены в 2008 г. Правительством Москвы; проект Программы помощи населению г. Москвы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и др.

Университетом подготовлены проекты стандартов по направлению «Психолого-педагогическое образование», разрабатываются образовательные программы по новым направлениям, востребованным экономической и социальной сферой (психологи-реабилитологи, психологи-спасатели, клинические психологи, военные психологи и др.).

информационную систему управления образовательным процессом В ходе реализации ИОП удалось создать принципиально новую интегрированную информационную систему управления образовательным процессом. Эта система включает локальную университетскую сеть управления учебным процессом и оценкой его результатов, электронные деканаты, виртуальную электронную библиотеку с современной информационной базой данных и публикаций, центр подготовки информации и раздаточных материалов для учебных занятий, мультимедийные аудитории общего пользования, систему интернет-порталов различного уровня и порядка доступа. Введение в действие такой системы позволило осуществлять оперативное планирование и контроль работы подразделений, унифицировать и оптимизировать документооборот, ввести планирование в организацию повышения квалификации кадров, улучшить контроль выполнения аккредитационных показателей.

В целом в рамках ИОП в 2007–2008 годах разработано 15 новых основных образовательные программ бакалавра и магистра, создано 110 УМК, подготовлено 13 хрестоматий, подготовлено к печати 17 монографий (объемом 192,65 п.л.), 160 учебных программ, 11 методических пособий (объемом 80 п.л.), 3 учебника (объемом 29 п.л.). Подготовлено к изданию 3 новых журнала. Создано 10 баз данных и 11 сайтов. Общий объем учебной и учебно-методической продукции, разработанной и подготовленной в рамках выполнения ИОП МГППУ, составил 1443 п.л.

разработать опытные образцы и действующие модели Новое компьютерное и мультимедийное оборудование позволило осуществить реализацию ряда научно- практических проектов психологического обеспечения системы образования и разработать опытные образцы и действующие модели –психологического сопровождения одаренных детей –психологического сопровождения детей-сирот –психологического сопровождения детей с особыми нуждами и ОВЗ –психологического сопровождения детей с различными видами зависимости –психологического сопровождения детей-мигрантов –психологического сопровождения детей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях –психологического сопровождения девиантных и делинквентных детей

Приобретение современного лабораторного оборудования и новейших программных средств позволило радикально изменить характер учебного процесса, сделать его по существу интерактивным. Сегодня практически каждый сотрудник университета – преподаватель, аспирант и студент – имеют возможность открытого и неограниченного доступа в Интернет, к специализированным порталам и иным информационным ресурсам ВУЗа, к автономным терминалам библиотеки и к виртуальной библиотечной сети.

По итогам выполнения Инновационной Программы МГППУсистемные инновационные результаты По итогам выполнения Инновационной Программы МГППУ достигнуты следующие системные инновационные результаты: В процессе реализации ИОП разработан типовой макет современной основной образовательной программы ВПО по психолого-педагогическому направлению. Разрабатываемые программы учебных курсов бакалавриата и магистратуры ориентированы на компетентностный подход, в каждой из них указаны те компетентности, которые они развивают.

Радикально модернизирована в ходе реализации ИОП библиотека МГППУ. В ходе модернизации на новом оборудовании каталогизировано экз. научной и учебной литературы, создана электронная полнотекстовая библиотека на 4 Гб, сформирована локальная база статей по профилю университета, что позволило поднять коэффициент книгообеспеченности до 1, приобретены уникальные электронные образовательные ресурсы с дистанционным доступом.

ИОП открыла возможности для организации эффективной проектной деятельности студентов, результаты которой проходят апробацию на школах молодых ученых, международных и российских научно-практических конференциях, региональных конкурсах «Психолог года» и «Педагог-психолог»

Использование результатов ИОП позволило увеличить объем самостоятельной работы студентов, по всем новым дисциплинам разработаны методические рекомендации по самостоятельной работе. Разработанные на новой материальной базе программы практикумов позволят на 35% увеличить объем практических занятий студентов

Существенно модернизирована Университетская система контроля качества образования, разработана новая инфраструктура организационно-управленческого и научно-методического сопровождения учебного процесса (созданы конференц-центры, поставлена современная полиграфия, электронные деканаты и т.п.);

созданы необходимые условия для интенсивного внедрения в учебный процесс МГППУ Hi-Tech и IT-образовательных технологий (интернет-порталы, базы данных и знаний, электронные библиотеки и т.д.); осуществляется развитие инновационной системы открытого психологического образования на базе IT – технологий; создана уникальная региональная система дополнительного образования, психологического сопровождения выпускников и адаптации молодых специалистов; создана база развития системы психологического просвещения населения (порталы и программы для родителей и др.).

В целом в 2007–2008 гг. в рамках ИОП МГППУ разработаны и подготовлены к реализации 77 инновационных образовательных программ бакалавриата, магистратуры, дополнительного и послевузовского образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Эти программы рассчитаны на широкий круг пользователей: педагоги, психологи, управленцы образования, работники социальной сферы.

магистерские программы С учетом наработок 2007 года, а также в рамках отдельных локальных проектов 2008 года разработаны магистерские программы, в т.ч. 6 сверх плана ИОП: –магистерская программа «Социальная психология» на факультете социальной психологии; –российско-швейцарская магистерская программа «Психология развития» разработана кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования совместно с Университетом Ньюшатель, Университетом Женевы; –программа постдипломного образования в форме магистратуры, аспирантуры: магистерская программа «Ювенальная юридическая психология» факультет юридической психологии совместно с Международной ассоциацией судебной психологии; –международная франко-российская магистерская программа в области консультативной психологии, факультет психологического консультирования совместно с Университетом Ренн.

модернизирован аудиторный фонд Университета общей площадью В ходе ИОП модернизирован аудиторный фонд Университета общей площадью 4 557,08 кв.м, в том числе: Создан электронный читальный зал библиотеки МГППУ, включающий 50 автоматизированных рабочих мест и виртуальный читальный зал для диссертаций, что позволило на порядок увеличить пропускную способность библиотеки. 30 мультимедийных аудиторий; 11 компьютерных классов; 3 лингафонных кабинета; 7 интерактивных центров учебно-научного назначения; 4 спецпрактикума; 7 центров коллективного пользования; 12 ресурсных центров регионального значения; 2 помещения библиотеки в зданиях Университета на ул. Шелепихинская наб. и по ул. Сретенка.

корпоративный портал МГППУ, на котором будут интегрироваться все информационные ресурсы Университета. Официальный сайт МГППУ содержит информацию об университете, о направлениях его деятельности, о проектах, в которых принимают участие ученые и сотрудники. По данным Международной поисковой системы Google на сайте проиндексировано около страниц, сайты университета ежедневно посещает более человек. Наличие в Университете ряда специализированных сайтов позволило создать корпоративный портал МГППУ, на котором будут интегрироваться все информационные ресурсы Университета. Портал имеет несколько уровней доступа – открытый для всех потенциальных пользователей, специализированный (ограниченного доступа) для работников и администраторов образования, профилированный (закрытый) для специалистов-психологов.

ВЫВОДЫ 1.Реализация Московским городским психолого- педагогическим Университетом инновационной образовательной программы «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ КАК БАЗОВОМ РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ» (в рамках национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ») осуществлена полностью в соответствии с запланированным комплексом работ на высоком организационно-управленческом и научно-методическом уровне. 2.Обязательства Московского городского психолого- педагогического Университета по договору о предоставлении субсидии победителю конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, 466 от года, выполнены качественно и в полном объеме.

ВЫВОДЫ национальным ресурсным центром практической психологии, а по существу Национальным исследовательским университетом, обеспечивающим на современном уровне подготовку педагогических кадров по направлению «Психолого-педагогическое образование» 3.Создаваемый в рамках инновационной образовательной программы научный, научно- методический, информационный, технико- технологический и кадровый ресурс Университета делает его действующим национальным ресурсным центром практической психологии, а по существу Национальным исследовательским университетом, обеспечивающим на современном уровне подготовку педагогических кадров по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Инновационная образовательная программа МГППУ Более подробную информацию смотрите на сайтах Благодарю за внимание!

Инновационная образовательная программа МГППУ "ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ КАК БАЗОВОМ РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ", выполняемая Московским городским психолого-педагогическим университетом в рамках Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА В.В. РУБЦОВ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИОП МГППУ