ЭТИКА - философская наука, предметом изучения которой являются мораль, нравственность. Впервые термин «этика» был употреблен Аристотелем, который разработал.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОРАЛЬ. 10 класс, базовый уровень. моральморальрелигиярелигия древнейшие регуляторы отношений.
Advertisements

МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ Выполнила студентка 1 курса Группы 1 МБ 1 Водопьянова Селиме Сергеевна.
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
Презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (7 класс) на тему: ПРОЕКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ТЕМА"МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ" , КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7-9 КЛАССА
Долг и совесть. Основные ценности и нормы морали. Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая.
МКОУ «Сулюклинская средняя общеобразовательная школа» Мораль Выполнили ученики 10-го класса.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот ». Л. Н. Толстой (
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Мораль и моральный человек Выполни Кто из них моральная ?л ученик 4 В класса в) Салима.
4. Человек как духовное существо. Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, мотивом и смыслом жизни и деятельности которой.
Раздьяконова Екатерина Владимировна, к.ф.н., ассистент кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» Выполнила: Выполнила: ученица П-10 класса МОУ Лицей 2 Ванеева Татьяна Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич.
4. Человек как духовное существоДуховность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, мотивом и смыслом жизни и деятельности которой.
Мораль Форма обществен- ного сознания Явление культурно- историчес- кое, классовое Сформирова- лась вместе с возникнове- нием человеческого общества Предмет.
Что такое мораль?. Мораль начинается там, где один человек заботиться о другом. Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная,
ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ. ЦЕЛИ УРОКА ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ? МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЧТО ТАКОЕ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.
Тема: Общие сведения об этической культуре.
Транксрипт:

ЭТИКА - философская наука, предметом изучения которой являются мораль, нравственность. Впервые термин «этика» был употреблен Аристотелем, который разработал этику как особую науку о нравственных качествах личности. Этика исследует природу, внутреннюю структуру, происхождение и историческое развитие морали, ее место в системе других социальных институтов. Нравственность – свод неписанных правил, определяющих благонравное поведение человека. Она опирается на нравы – добровольное соглашение людей, которые пытаются соотнести свои чувства, стремления и действия с жизненными установками других людей, с интересом и достоинством всего общества НРАВСТВЕННОСТЬ Искусство РелигияПолитика Право

Мораль - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей; особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия система социальных норм, регулирующих поведение человека на основе представлений о добре, справедливости, правде и других нравственных категориях, а также особая форма общественного сознания (моральное сознание) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, регулирующие действия людей в обществе с помощью норм; это признанные, а не закрепленные законодательно нормы.

«Золотое правило морали» ( 1 тыс. до н.э.) «Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам» - древнеассирийское поучение (VII в. до н.э.) Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Будда гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам». Нагорная проповедь Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». В Сунне, мусульманском предании о жизни и деятельности пророка Мухаммада: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай». Категорический императив Канта: «Поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» «Золотое правило» - это очень древняя мудрость, оно до сих пор остается труднодостижимым идеалом.

РАЗВИТИЕ НОРМ МОРАЛИ ТАБУ ОБЫЧАЙ ТРАДИЦИИ МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА

ТРАДИЦИЯ Когда возникает Родовой строй Чем поддерживается Авторитет общественного мнения, почитаются обществом Развитие норм морали Сущность Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения Характер нормы Может быть образцом действия конкретных людей в определенных условиях или малой группы. Содержание осознается и разделяется группой

Особенности норм морали Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении Исполняются в силу внутренних побуждений, привычек Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. п.) Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ теологическая (дарована Богом, в декалоге -10 заповедях) натуралистическая (мораль присуща человеку изначально и заложена в нем самой природой) социологическая (мораль связана с историческим развитием общества) культурологическая (элемент культуры, регулирующий поведение человека)

Главные категории морали совесть честь чувство собственного достоинства СОВЕСТЬ – этическая категория, выражающая ответственность человека за свои поступки перед самим собой. ЧЕСТЬ – это осознание индивидом своего общественного значения и признание этого значения со стороны общества. ДОСТОИНСТВО – самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения

Моральные требования и представления Правила (нормы поведения) Моральные качества Нравственные принципы Морально- психологичес- кие механизмы Высшие моральные ценнности Позитивные – «уважай старших» и негативные – (не убий», «не лги» доброжела- тельный, справедли- вый, мудрый и т.д. коллективизм- индивидуализм, эгоизм- альтруизм и т.д. долг, совесть, стыд, честь смысл жизни, свобода, счастье, справедли- вость Структура морали Нравственные взгляды Традиции и идеалы ПринципыНормы и категории Главная особенность морали – ее всеохватность. Она регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, в труде, в политике, в науке и искусстве, в личных, семейных и др. отношениях

МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ - основные фундаментальные представления о должном поведении человека, на которых базируются нравственные нормы

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ - конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе

НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ - целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым

ФУНКЦИИ МОРАЛИ РегулятивнаяРегулирование поведение человека во всех сферах жизни Ценностно- ориентационная Утверждение человеческого в человеке, стремление человека к самосовершенствованию МотивационнаяФормирование нравственного облика личности. Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что- то сделать или наоборот. Конститутивная ( от лат. утвердившийся, установленный) Принципы нравственности – высшие главенствую- щие над всеми другими формами регуляции поведе- ния людей. Безнравственность недопустима нигде. КоординационнаяОбеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в разнообразных обстоятельствах. Соблюдение единых и всеобщих нравственных принципов делает поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей

Функции морали 1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм- ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм- рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет). 2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения..

3. Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения. 4. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения. 5. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

6. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности. 7. Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

НРАВСТВЕНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общения Задача: достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали

СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ: культура этического мышления (умение различать добро и зло, применять нравственные нормы к ситуациям); культура чувств (способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность норм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведения в обществе)

ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ НКЛ «золотое правило» нравственности – «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» (правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, устанавливает равенство между людьми); моральная автономия личности (личность самостоятельно осуществляет выбор принципов и способов действий, несет ответственность за свой выбор перед собой и человечеством, принцип предполагает наличие у человека самоуважения, чувства собственного достоинства); гуманизм (человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека, принцип требует отказа от всех форм насилия)