Справедливость как философская проблема Горбатов В. В. НИУ ВШЭ, 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общественный договор и естественное право в трудах Томаса Гоббса и Джона Локка. Сходство и различия Томас Гоббс ( )Джон Локк ( ) Махмутова.
Advertisements

Декларация о правах человека. Идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями она уходит в мировые религии и древние философские учения. Идея.
X Ежегодная Международная конференция из цикла « Леонтьевские чтения » « Экономическая мысль : разнообразие концепций и сфер применения » Юлия Вымятнина.
Эпоха Просвещения. Просвещение Просвещение это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
Конституция Республики Татарстан Права и обязанности и гражданина.
Понятие и признаки правового государства Правовое государство это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство.
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
Обществознание. Значение ( смысл ) термина « право » В смысле обычных прав – это свобода или возможность поведения, основанная на обычаях, т.е. нормах,
Основные идеологические течения в современном мире Либерализм и неолиберализм МОУ «Майская гимназия» Диденко Светлана Николаевна.
Идея гражданского общества прослеживается в трудах мыслителей Древней Греции и Рима, когда появилось понятие общества как совокупности граждан. Социально-философские.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Игры в смешанных стратегиях. Моделирование конфликтных ситуаций в экономике Рассмотрим две игры в чистых стратегиях A i \B j B1B1B1B1 B2B2B2B2 B3B3B3B3.
ЦЕЛЬ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОСНОВНЫМИ ТОРИЯМИ ГОСУДАРСТВА: РАССМОТРЕНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ПРАВЛЕНИЯ; УСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИИ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО.
Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета группы э 122 б.
Свобода в деятельность человека. Задачи: углубить знания по теме: «Свобода в деятельности человека»; сформулировать определение понятия «свобода»; рассмотреть,
Либерализм и консерватизм – две главные идеологии современности Выполнил(а).
ГОСУДАРСТВО. ПЛАН: 1.Теории происхождения государства. 2.Понятие «государство». 3.Признаки государства 4.Функции государства 5.Формы государства. 6. Гражданство.
ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ. ЦЕЛИ УРОКА ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ? МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЧТО ТАКОЕ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.
Тема 5. Социальная ответственность и этика бизнеса.
Транксрипт:

Справедливость как философская проблема Горбатов В. В. НИУ ВШЭ, 2012

Содержание Содержание и смысл справедливости Общая и частная справедливость Виды справедливости Парадигмы справедливости Теория общественного договора Право и справедливость в немецком идеализме Либеральная теория справедливости Дж. Ролза Неолиберальная теория справедливости Р. Нозика

Справедливость Аристотель : правосудность ( т. е. справедливость ) есть « полная добродетель, [ взятая ] однако не безотносительно, но в отношении к другому [ лицу ]. Поэтому правосудность часто кажется величайшей из добродетелей и ей дивятся больше, чем свету вечерней и утренней звезды » Дж. Ролз : « справедливость есть первая добродетель общественных институтов »

Справедливость Общая Частная Социальная ценность ( добродетель общества в целом, связанная со смыслом совместного существования людей ) Выполняет ориентирующую функцию Предмет философии Конкретные нормы справедливости Выполняют интегративную функцию Предмет теории права, экономики, этики, социологии

Справедливость как добродетель общества Платон : справедливость есть выражение идеи государства / общества как такового ( безусловный приоритет целого над частями ) « Есть ли у нас для государства зло более того, которое расторгает его и делает многим вместо одного, или добро более того, которое связует его и делает одним ?» Справедливость не есть воздаяние каждому должного ( напр., несправедливо наказывать душевнобольных ) делание добра друзьям и делание зла врагам ( делание зла врагам ни в каком случае не может быть справедливым ) то, что сильный считает для себя полезным ( взгляд многих софистов ), потому что если атлету полезна говядина, то это не значит, что такая пища " полезна и справедлива " для слабейшего физически, а, кроме того, сильный может требовать и неполезного

Виды справедливости Уравнивающая ( арифметическое, или количественное равенство ) Разделяющая ( геометрическое равенство, или пропорциональное неравенство ) Аристотель : « Так, например, справедливость, как кажется, есть равенство, и так оно и есть, но только не для всех, а для равных ; и неравенство также представляется справедливостью, и так оно и есть на самом деле, но опять - таки не для всех, а лишь для неравных »

Виды справедливости Аристотель : распределительное право, с чем все согласны, должно учитывать известное достоинство, правда, достоинством не все называют одно и то же : сторонники демократии – свободу, сторонники олигархии – богатство, иные – благородное происхождение, а сторонники аристократии – добродетель Если отношения уравнивающей справедливости являются бинарными, то распределительная справедливость предполагает тернарные отношения В первом случае два противостоящих друг другу лица равноправны, во втором – одно из этих трех лиц в качестве начальника налагает на двух других обязательства или предоставляет им преимущества

( Таблица из книги Б. Н. Кашникова « Либеральные теории справедливости и политическая практика России »)

Парадигмы справедливости Воздающая ( Г. Гегель, И. Фихте, Г. Харт, Дж. Фейнберг ) Возмездие, восстановление равновесия, восстановление права Оцениваются единичные действия единичных людей Распределительная ( Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Бентам, Дж. Ст. Милль – либерализм ) Соразмерное распределение дефициентных благ и рациональное разрешение связанных с ним конфликтов Оценивается система распределения в целом Меновая ( Ф. Хайек – либертарианство, анархизм ) Все, что требуется от государства, это противодействие обману и насилию, обо всем остальном люди позаботятся сами Оцениваются единичные взаимодействия ( обмены )

Теория общественного договора Т. Гоббс « Левиафан » (1651) Естественное состояние – «bellum omnium conta omnes» Общественный договор заключается из страха ( авторитарная монархия ), с ним возникают и права Дж. Локк « Второй трактат о правлении » (1689) Индивиды обладают естественными правами ( на жизнь, собственность и достижение счастья ) от рождения, и способны создать гражданское общество еще до создания государства Они заключают общественный договор из « общего желания » Этот договор отчуждает в пользу государя лишь отдельные права, связанные с необходимостью самозащиты, но он же возлагает на него обязанности защищать естественные права индивидов ( либеральная монархия ) Руссо « Об общественном договоре » (1762) Индивиды в Е. С. обладают интересами, но не собственностью Договор заключается для общественной пользы, а не для охраны прав собственности Свобода возможна лишь через прямую демократию и народный суверенитет ( либеральная республика )

Теория справедливости Канта Индивиды не просто автономны ( как у Локка или Юма ), но и обладают автономной моралью, которая имеет надежный фундамент в их собственном и в то же время универсальном для всех разуме Общественный договор должен быть приемлем для равных и свободных граждан, каждый из которых руководствуется категорическим императивом Общество больше не представляет собой « кооперативное предприятие в индивидуальных целях », поскольку в кантовском « царстве целей » нет противоречия между индивидуальным и общественным Идея равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым (« К вечному миру »)

Гегелевская философия права История – « прогресс духа в осознании свободы » Всеобщая свобода требует, чтобы субъектив - ные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина соотнесены с его обязанностями перед государством, а свобода личности согласована с необходимостью Гражданское общество это объединение индивидов « на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности » Преступление является выражением частной воли, отрицающей право Наказание является « отрицанием отрицания », в котором право должно восстановить себя путем возмездия за его нарушение

« Теория справедливости » Дж. Ролза (1971) Метод рефлективного равновесия Наши суждения о справедливости должны находиться в равновесии с нашими же принципами справедливости Метод гипотетического контрактуализма « Договор » у Ролза, в отличие от предшествующей договорной традиции, применяется не для легитимации политического режима, но играет эвристическую роль теста на желательность и достижимость принципов

Обстоятельства договора Объективные Относительная недостаточность распределяемых ресурсов Субъективные Рациональность : индивиды стремятся к максимизации своих благ Ограниченный альтруизм : индивиды лишены зависти ( не являются эгоистами, но вполне « равнодушны к судьбе других ») Заинтересованность в первичных благах : есть некоторые блага, которых рациональные индивиды не могут не желать : права и свободы, богатство, власть, здоровье, разум и т. д. Занавес неведения : никто из договаривающихся не знает, как различные альтернативы ( статус, интеллект, способности и пр.) смогут повлиять на их частный случай

Справедливость с точки зрения теории игр Рациональные автономные индивиды должны придерживаться стратегии максимина Максимин – максимизирует минимальный результат для каждой альтернативы выбирается наилучший ход игрока 1 при наихудшем ( для 1) ходе игрока 2 Минимакс – минимизирует максимальный результат для каждой альтернативы выбирается наихудший ( для 1) ход игрока 2 при наилучшем ходе игрока 1 Если оба игрока ведут себя разумно, то выигрыш игрока 1 должен быть не меньше, чем максимин, и не больше, чем минимакс Максимакс – максимизирует максимальный результат для каждой альтернативы выбирается наилучший ход игрока 1 при наилучшем ( для 1) ходе игрока 2 max min U ij i j min max U ij j i max m ах U ij i j

Теорема фон Неймана о минимаксе Дж. Фон Нейман (1928): Рассматриваются игры с нулевой суммой ( выигрыш одного игрока равен проигрышу другого ). При этом каждый игрок может выбирать из конечного числа стратегий и считает, что противник действует наилучшим для себя образом Теорема фон Неймана утверждает, что в такой ситуации существует " устойчивая " пара стратегий, для которых достигаемые минимаксы равны Устойчивость стратегий означает, что каждый из игроков, отклоняясь от оптимальной стратегии лишь ухудшает свои шансы В случае равенства максимина минимаксу, решения игроков будут устойчивы, а игра будет иметь равновесие Равновесие Нэша - результат, в котором ни один из игроков изменением собственной роли не может достичь наивысшей выгоды ( максимизации функции полезности ), если остальные участники твердо придерживаются собственной линии поведения

Дилемма заключенного Двух заключенных, А и Б, обвинили в совместно совершенном убийстве, лишили возможности сговора и поставили условие : если сознаются оба, каждый получит пять лет тюрьмы, если сознается один, он получит только год, а другой десять, если не сознаются оба каждый получит по два года Ведя себя по отдельности рационально, вместе участники приходят к нерациональному решению : если оба предадут, они получат в сумме меньший выигрыш, чем если бы сотрудничали ( равновесие Нэша не ведёт к Парето - оптимальному решению ) Заключённый Б хранит молчание Заключённый Б даёт показания Заключённый А хранит молчание 2, 210, 0 Заключённый А даёт показания 0, 105, 5

Дж. Ролз : общая концепция справедливости Ролз считает, что участники гипотетического договора выберут следующую общую концепцию справедливости : « Все первичные общественные блага – свобода и возможности, доходы и богатства, а также условия самоуважения – должны быть распределены поровну, если только неравное распределение каких - либо или всех этих благ не служит благу наименее преуспевающей части общества » Принцип максимина превращает благо « наименее преуспевающей части общества » в благо, выбираемое всеми. Но является ли оно благом всех ?

Принципы справедливости по Ролзу 1. Каждый индивид должен обладать равным правом в отношении общей системы равных основных свобод, соотносимой со свободой всех ( принцип равной свободы ) 2. Социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы они : относились к позициям и должностям, открытым для всех при условии честного равенства возможностей ( принцип честного равенства возможностей ) служили благу наименее преуспевающей части общества в соответствии с принципом справедливых сбережений ( принцип различия ) ( принципы перечислены в порядке их приоритета )

« Анархия, государство и утопия » (1974) Роберта Нозика Старая либеральная идея « государство – ночной сторож » « Оправдано существование только минимального государства, функции которого ограничены узкими рамками – защита от насилия, воровства, мошенничества, обеспечение соблюдения договоров и т. п.» Любое государство с более обширными полномочиями « нарушает право человека на личную свободу от принуждения к тем или иным действиям и поэтому не имеет оправдания »

Неолиберализм Роберта Нозика Теория справедливости должна опираться не на понятие « достоинств и заслуг » (merits), а на понятие « правоуполномочения » (entitlement ) Концепция « само - собственности » « человек вправе решить ( или разрешить другому ) сделать с собой все что угодно...» NB: человека вполне можно использовать как средство, если он дал на это свое согласие Распределительное налогообложение в неминимальном государстве будет эквивалентно использованию людей в качестве средств, т. е. частичному рабству

Классификация принципов справедливости Согласно Нозику, любые принципы конечного состояния, а тем более шаблонные, предполагают перераспределение благ и обязательно нарушают права человека, поскольку вынуждены осуществлять систематическое насилие для своего поддержания ( Таблица из книги Б. Н. Кашникова « Либеральные теории справедливости и политическая практика России »)

Аргумент « от Уилта Чемберлена » Пусть произошло распределение благ в соответ - ствии с некой схемой конечного состояния ( Р 1) Представьте великого баскетболиста Уилта Чемберлена, который соглашается подписать контракт лишь при условии, что 25 центов от цены каждого билета достанется лично ему Предположим, что в этом сезоне игру посмотрел 1 млн. человек и Чемберлен положил в карман $250,000, что гораздо больше всех доходов всех остальных – является такое распределение ( Р 2) несправедливым ? Если Р 1 было справедливо и люди добровольно перешли от него к Р 2, передав часть своих средств от Р 1, то отчего же не будет справедливым и Р 2? Каким образом третья сторона может обжаловать добровольный обмен между двумя партиями, если ее интересы не затрагиваются ?

Принципы справедливости по Нозику Принцип справедливости приобретения люди имеют право завладевать собственностью, которая никому не принадлежит Принцип справедливости передачи люди имеют право дарить свою собственность другим или добровольно обмениваться ею с другими Принцип ректификации ( исправления ) люди обязаны вернуть незаконно полученное владельцу

Недостатки теории справедливости Нозика Самоопределение требует не только свободы, но и ресурсов, которыми люди должны обладать в равной степени Милль : не являясь более рабами по воле закона, громадное большинство населения становятся рабами по воле нищеты, поскольку они прикованы к месту, виду занятий, общине и к воле работодателя и отстранены от радостей жизни по случайному обстоятельству своего рождения Возможно ли правомерное первоначальное приобретение вообще ? ( Руссо, Маркс ) Проблема ректификации : неясно, что следует делать, если в длинную цепь приобретений и передач закралась несправедливость По Нозику, надо дойти до самого начала цепи и проследить, было ли первоначальное приобретение справедливым ; но можно ли исправить историческую несправедливость, не нарушая чьих - то прав ?