LOGO Практическая работа «Изучение приспособленности организмов к условиям обитания» Автор: И.Н. Кауфман, учитель биологии. г. Владивосток 2012 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Эволюционный процесс – это прежде всего образование новых адаптаций, их накопление и координация» «Эволюционный процесс – это прежде всего образование.
Advertisements

Что такое приспособляемость организмов? Приспособленность организмов или адаптация- совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые.
Адаптации организмов как результат эволюции. «Эволюционный процесс – это прежде всего образование новых адаптаций, их накопление и координация». К.М.Завадский.
Copyright © ALSoft Software. All rights for twitter.com Аладин Дмитрий © Подготовил: Аладин Дмитрий.
Приспособительные особенности строения, окраска тела и поведение животных.
Развитие органического мира в архейской, протерозойской, палеозойской, мезозойской и кайнозойской эрах Из материалов на уроке биологии учителя Даниловой.
Плод. Его значение и многообразие форм.. 2 Ответим на вопросы: 1. Дайте определение следующим терминам: а) цветение; б) опыление; в) оплодотворение. 2.
« Природа!.. Она создает вечно новые образы; то что есть- того не было, что было- уже не повторится, Все ново, хоть все и старо» И.В.Гёте И.В.Гёте.
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. 9 класс Урок – презентация Учитель Вдовиченко Ольга Николаевна МОУ лицей «Технико – экономический» г. Новороссийск,
«Среды жизни организмов» Урок природоведения, 5 класс.
БИОЛОГИЯ ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ 9 КЛАСС БИОЛОГИЯ ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ 9 КЛАСС Сергей Григорьевич Мамонтов, Владимир Борисович Захаров, Николай Иванович Сонин.
Социально-экономические: Развитие капитализма, который стимулировал развитие науки. Спрос промышленности на сырье Рост народонаселения страны Путем гибридизации.
1. Назовите основные факторы эволюции. 2. Будет ли действовать отбор на носителей рецессивных мутаций? 3. Что такое дрейф генов? 4. Какой фактор приводит.
Автор : Тартынская Т. В., учитель биологии МОУ « Гимназия Логос » г. Кимры.
Актуализация знаний Объясните следующие явления: Почему водоплавающие птицы в бассейне ловят рыбу, которая не соответствует цвету дна? У растений корни.
Приспособленность организмов. Адаптация, или приспособленность,- это комплекс морфофизиологических и поведенческих особенностей особи, популяции или вида,
Презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме: Презентация по теме: «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений"
Тема урока: ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ Цель урока: изучить основные направления эволюционного процесса.
Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы СОШ 9 г. Черемхово учитель биологии: Болякова Людмила Александровна урок природоведения.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему: Изучение приспособленности организма к определенной среде обитания
Транксрипт:

LOGO Практическая работа «Изучение приспособленности организмов к условиям обитания» Автор: И.Н. Кауфман, учитель биологии. г. Владивосток 2012 год

Цель урока обобщение и систематизация знаний о приспособленности организмов к условиям обитания и её относительности; отработка практических навыков определения видов приспособленности организмов к различным условиям обитания и их относительности; продолжить развитие умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, объяснять известные понятия и формулировать новые; продолжить развитие умений аргументировать свою точку зрения, приводить доказательства. 2

3. Представление результатоврезультатов 2. Практическая работаработа 1. Проверка д/з §50д/з 4. РефлексияРефлексия План урока 5. Домашнее задание 3

Вопросы «Всё об адаптациях» 1. Что такое среда обитания? Приведите примерысреда 2. Что называют условиями обитания?условиями 3. Что понимают под адаптацией?адаптацией 4. Какие существует классификации адаптаций? классификации 5. Каков механизм возникновения адаптаций?механизм 6. В чём заключается относительность адаптаций? 7. Под влиянием каких факторов эволюции происходит появление адаптаций? 4

Разминка «Назовите приспособленность организмов» Чернохвостая чайка Японская мохнатоголовая собачка Кузнечик Уссурийский баклан 5

Практическая работа «Изучение приспособленности организмов к условиям обитания» Ход работы: 1.Инструкция: учебник стр Выполнить п (работа с гербариями). 3.Найти на фотографиях изображения организмов, которые имеют сходный вид приспособленности.фотографиях 4.Дать характеристику адаптаций изображенных организмов. 5.Представить результаты работы группы (3 мин.). 5мин.5мин. 6

Алгоритм действий Используем стратегию ИДЕАЛ: И - идентифицируйте проблему; Д – доберитесь до ее сути; Е – есть варианты решения; А – а теперь – за работу! Л – логические выводы. 7

Группа 1 «Приспособленность к раннему цветению» Гербарные растения: гербера (весенняя форма), адонис весенний. Фотографии: первоцветов Приморского края Фиалка восточнаяХохлатка сомнительная, ветреница амурская лютик уссурийский Ветреница амурская 8

Группа 2 «Приспособления к опылению» Гербарные растения: черемуха обыкновенная, липа амурская, иван-чай. Ива козья Шиповник Максимовича Белый мак Фотографии: насекомоопыляемых растений 9

Группа 3 «Приспособленность к сложным условиям» Гербарные растения: саксаул, береза карликовая. Актинидия аргутаЛишайник Фотографии: растений разных мест обитания, жизненных форм Кедровый стланик и одинокая ель 10

Группа 4 «Приспособленность к распространению плодов и семян» Гербарные растения: барбарис обыкновенный, чертополох крючочковый, клен остролистный, рябина обыкновенная. Калина Шишки ели и кедровой сосны Фотографии: растений, распространяющих семена и/или плоды разными способами Первая «ягода» тиса 11

Группа 5 «Приспособления к среде обитания» Гербарные растения: бурая водоросль ламинария, орех водяной (с плодом), рдест плавающий. Фотографии: животных, приспособленных к водной среде обитания Японская мохнатоголовая собачка Уссурийский баклан Чернохвостая чайкачайка 12

Рефлексия 1. Что показалось вам сегодня трудным? 2.Что в изученном сегодня для вас самое главное? 3. Какие новые мысли, чувства у вас появились? 4. Что показалось неубедительным? С чем вы не согласны? 5. Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Заметили ли вы свои успехи в выполнении заданий? 6. Были ли моменты недовольства собой? 7. О чем хотелось бы поговорить подробнее? 13

Домашнее задание 14 1.Создайте облако тегов по теме «Приспособленность организмов к условиям и среде обитания» 2. Посмотрите видеофильм «Уссурийский баклан».видеофильм Ответьте на вопрос: «Что помогает баклану находиться вблизи берега, несмотря на сильную волну?» 3. Повторить п.50.

Использованные источники 1. Верн Грант. Эволюционный процесс. Критический обзор эволюционной теории. Мир, М., Н.Н.Иорданский. Эволюция жизни. М.: Академия, с bio.narod.ru/4_evolution/4_evolution_lec/evol_lec_05.htmhttp://afonin-59 bio.narod.ru/4_evolution/4_evolution_lec/evol_lec_05.htm

LOGO

Среда обитания совокупность абиотических и биотических факторов и условий, воздействующих на отдельный организм или на определенное сообщество организмов водная организ- менная наземно- воздуш. почвенная Среда обитания 17

Условия среды Title Влага Воздух Свет Температура Давление Почва Условия среды 18

В широком смысле адаптациями являются любые особенности строения, физиологии, поведения и онтогенеза данного вида, которые обеспечивают (вместе с другими особенностями) возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды или определенный способ использования конкретных ресурсов внешней среды. Н.Н.Иорданский, из книги «Эволюция жизни» Адаптации 19

Классификации адаптаций A По масштабу проявления B По механизму возникновения C По механизму действия D По характеру изменений Виды классификаций адаптаций 20

Механизм возникновения адаптаций Этап1 Этап3 Этап2 «Подхват» мутации естественным отбором Накопление мутации в популяции Изменение генотипа особи (мутация) Изменение генотипа особи (мутация) 21

Подумаем? Почему шишки кедровой сосны остаются полными семян и после их созревания, а ели, пихты - остаются пустыми? 22

Подумаем? Чем объяснить такую позу уссурийского баклана на камнях? 23

Подумаем? Почему у этих чернохвостых чаек разная окраска оперения? 24

«Уссурийский баклан» 25