Кризис теплоснабжения в России: маркетинговое и законодательное решение Дмитрий Васильев, Первый заместитель генерального директора ОАО «Мосэнерго» 1 декабря.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономика систем теплоснабжения в России Дмитрий Васильев Первый заместитель Генерального директора – Управляющий директор по корпоративной политике и.
Advertisements

Некоммерческое партнерство содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства «Развитие» НОВАЯ МОДЕЛЬ РЫНКА И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ Алексей Макрушин Москва,
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
СЕТИ и СБЫТ - ПАРТНЁРЫ Докладчик: Генеральный директор ОАО «Мордовская энергосбытовая компания» Сергей Иконников Группа
Развитие оптового рынка электроэнергии (мощности).
Розничный рынок электрической энергии. Перспективы развития. Докладчик: Климашевская Елена Валентиновна Генеральный директор Управляющей организации, кандидат.
Как сэкономить 2 миллиарда кубометров газа в год
Открытое Акционерное Общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» 2011 г.
Предложения по дальнейшему совершенствованию рынка электрической энергии в Республики Казахстан.
«Реализация требований законодательства о повышении энергетической эффективности при регулировании тарифов в 2011 году» Лукашов Андрей Иванович – первый.
1 Расчет и применение предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках c г. в связи с вступлением в силу г. в связи с вступлением.
Стратегические задачи энергосбытовых компаний или легенды и мифы о ГП Е.Н. Орешкин 1.
Формирование целевой модели розничного рынка электроэнергии Президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» М.С. Андронов.
Заключение с потребителями «прямых» договоров оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Доклад Заместителя Министра энергетики Российской Федерации А.Н. Шишкина по проекту ФЗ «О теплоснабжении» на парламентских слушаниях на тему «О совершенствовании.
Центр по эффективному использованию энергии Тарифообразование в ЖКХ в свете нового законодательства И. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии.
О практике государственного регулирования и применения на территории Астраханской области единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической.
О Росте цен на электрическую энергию (мощность) для различных категорий потребителей на розничном рынке Октябрь 2013 г. Москва.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Белобородов С.С. 11 сентября 2012г. Актуальные задачи когенерации.
Транксрипт:

Кризис теплоснабжения в России: маркетинговое и законодательное решение Дмитрий Васильев, Первый заместитель генерального директора ОАО «Мосэнерго» 1 декабря 2004 года

Структура систем теплоснабжения сегодня: источники тепловой энергии Более 68% тепла в России вырабатывается крупными источниками в рамках систем централизованного теплоснабжения

Дотации в теплоснабжении По сути, объем бюджетных дотаций сектору равен объему сверхнормативных потерь в теплосетях

Потери в тепловых сетях Неэффективность теплосетей обходится сектору в лишних 4,5 млрд. долл. сверхнормативных потерь (исходя из цены 1 сверхнормативно теряемой гигакалории в 400 руб., 1 тут – 40 долл.)

Конфликты интересов в теплофикационных системах централизованного теплоснабжения ТЭЦ В большинстве случаев находятся в частной собственности Не имеют доступа к конечным потребителям и вынужденно отвечают за неэффективность системы в целом Через перекрестное субсидирование продают тепло промышленным и коммерческим потребителям по повышенным тарифам Теплосеть Котельные: - как правило, в региональной или муниципальной собственности - имеют преференции в регулировании Теплосеть – основной продавец тепла: - монополист, имеет возможность бесконечно завышать издержки, увеличивать потери тепла - имеет возможность (при поддержке властей) строить свои котельные для увеличения доходов, приоритетно загружая их и вытесняя выработку ТЭЦ - - Котельные Потребители Не имеют выбора поставщика Из-за монополизма Теплосети, неправильно установленных цен на тепло в ТЭЦ и регуляторного произвола региональных и местных властей не чувствуют преимуществ централизованных систем и комбинированной выработки электроэнергии и тепла на ТЭЦ, поставки тепла становятся дорогими, а их надежность – низкой

Потребители отключаются от централизованных систем, стремясь создавать автономные источники тепла Теплосети и местные власти развивают свои котельные, осваивая бюджетные средства и «выдавливая» нагрузку ТЭЦ ТЭЦ теряют рынок сбыта тепловой энергии Интегральный эффект комбинированной выработки электроэнергии и тепла сводится на нет Потребители тепла снижают риски и уменьшают текущие издержки, но теплоснабжение поселений обходится в итоге дороже Рынок электроэнергии теряет экономически эффективную выработку ТЭЦ Долгосрочные последствия конфликтов интересов в теплофикационных СЦТ

Долгосрочные последствия конфликтов интересов в теплофикационных СЦТ (продолжение) Это крайне высокий уровень, который держится стабильным уже с 1990 г.

Сколько теряет сектор в результате недозагрузки ТЭЦ и завышения их тарифов? Разгрузка котельных и загрузка ТЭЦ в теплофикационном режиме млн. Гкал в год через 2-3 года со снижением стоимости тепловой энергии на руб./Гкал = экономия млрд. рублей расходов потребителей на тепло (снижение интегральной стоимости тепла в СЦТ + снижение расхода топлива на выработку в конденсационном режиме) Снижение тарифов ТЭЦ в результате конкуренции в теплофикационных СЦТ В среднем снижение стоимости отпуска тепла от ТЭЦ на руб./Гкал, т.е млрд. рублей в год Интегральный объем вполне достижимой экономии – млрд. рублей в год

Конкурентоспособность ТЭЦ Входящие условия: уровень тепловой и электрической нагрузки принят равным 2003 г.; цена на отпускаемую электроэнергию = средневзвешенный тариф на отпуск электроэнергии с ФОРЭМ по соответствующей энергозоне за 2003 г.

Для достижения интегрального системного эффекта в централизованных системах необходимо стимулировать максимизацию выработки тепла эффективными ТЭЦ, препятствуя расширению выработки котельных и используя котельные в основном как пиковые резервные мощности В базовой нагрузке должны работать, преимущественно, ТЭЦ Как максимально использовать потенциал систем централизованного теплоснабжения?

Повышение эффективности регулирования теплосетей Введение тарифов на услуги теплосетей в теплофикационных СЦТ качестве отдельного вида платежа Запрет на совмещение деятельности по передаче тепла с участием в обороте тепла/теплоносителя Нормирование потерь и переход к отнесению сверхнормативных потерь на убытки теплосетевых компаний без права включения их в тарифы

4 принципа повышения эффективности систем централизованного теплоснабжения* Ограничение конфликтов интересов в СЦТ Изменение принципов ценообразования для ТЭЦ (в т.ч. предельный тариф «котельная минус») для получения базовой загрузки Экономическая диспетчеризация Компенсации за отключение потребителей от СЦТ * Простые СЦТ (где нет ТЭЦ) могут работать по другой системе

Теплосетевые компании не могут осуществлять выработку тепловой энергии, участвовать в ее купле- продаже, а также выполнять функции теплового диспетчера Региональные и муниципальные органы, имеющие в собственности объекты теплового хозяйства, не вправе устанавливать тарифы на их услуги, а также тарифы на отпуск тепла в систему теплоснабжения Теплосбытовые компании не вправе эксплуатировать элементы базовой тепловой сети или источники тепла мощностью выше 20 ГКал/час Ограничения конфликтов интересов в СЦТ

Теплосетевые организации Источники тепла (ТЭЦ, ТЭС, котельные) Технологические действия по подаче тепла Тепловой диспетчер – подразделение Системного оператора Договорные отношения Квалифицированные потребители Теплосбытовые компании (должны иметь в эксплуатации тепловые пункты) Неквалифицированные потребители Договор купли- продажи тепла Договор купли-продажи тепла или теплоснабжения Договор возмездного оказания услуг по передаче тепла Расчетный центр при тепловом диспетчере Управление графиком тепловой нагрузки на основе соглашения об управлении инфраструктурой рынка Схема договорных отношений в рамках СЦТ

ТЭЦ Котельные Цены отпуска тепла в систему (с коллекторов) свободны в рамках предельного тарифа Предельный тариф определяется как средневзвешенная цена выработки котельных в регионе минус 20% (определяет тепловой диспетчер на весь отопительный сезон) Для отдельных ТЭЦ цены могут быть и выше, но тогда они подлежат регулированию со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ Цены отпуска тепла в систему (с коллекторов) подлежат регулированию со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ Теплосетевые организации Плата за передачу теплоэнергии На основе заявок производителей тепла определяется единая средневзвешенная территориальная цена теплоэнергии на входе в систему Теплосбытовые компании Регулируемая сбытовая надбавка Цена теплоэнергии для неквалифицированных потребителей Цена теплоэнергии для квалифицированных потребителей Принципы ценообразования в СЦТ

Диспетчеризация базового графика (на отопительный период) Базовый график формируется тепловым диспетчером по принципу интегральной оптимизации по двум критериям : сбалансированность производства и потребления / экономическая эффективность (минимизация единой территориальной цены тепла) Исходные данные для графика – заявки квалифицированных участников рынка, данные паспортов готовности объектов инфраструктуры к отопительному периоду Экономическая диспетчеризация в СЦТ В график в качестве базовой нагрузки приоритетно включается выработка ТЭЦ, цены которых ниже средневзвешенной региональной цены выработки теплоэнергии котельными Остаток неудовлетворенного спроса формируется посредством включения в график остальных генераторов (по критерию минимизации единой территориальной цены)

Основные итоги 1.Предлагаемая модель создаст устойчивые эффективные рынки снабжения теплом в рамках поселений, где проживает примерно 60% населения, потребляется примерно 60% тепловой нагрузки, сосредоточены центры экономического роста 2.Нагрузка ТЭЦ в теплофикационном режиме резко возрастет, что позволит в полной мере использовать уникальный эффект комбинированной выработки электрической и тепловой энергии 3.Резко снизятся сверхнормативные потери в тепловых сетях, КПД теплового сектора повысится 4.Сектор имеет все шансы стать бездотационным