Основы научно- исследовательской деятельности 1. Основные характеристики этапов исследования 2. Рекомендации и требования к содержанию работы 3. Распространенные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
Advertisements

Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Подробный план создания исследовательской работы.
Методика оформления исследовательских работ с учащимися начальных классов. (консультация для педагогов начальных классов) Разработала: Гедгафова Л.М.,
Организация исследовательской деятельности школьников.
Исследовательская работа Автор презентации - к.п.н., замдиректора по НМР ГБОУ лицей 82 Модестова Т.В.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся Памятка исследователя.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. И. Кант. И. Кант.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Научное общество учащихся Направление «Математика»
Научное направление «Химия и химические технологии». Cтруктура учебно- исследовательской работы.
КАК НАПИСАТЬ НАУЧНУЮ РАБОТУ? Москвіна Наталя Олексіївна практичний психолог Маріупольська гімназія 2.
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
Умения и навыки исследовательского поиска: умение видеть проблемы; умение вырабатывать гипотезы; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение.
Транксрипт:

Основы научно- исследовательской деятельности 1. Основные характеристики этапов исследования 2. Рекомендации и требования к содержанию работы 3. Распространенные ошибки при выполнении исследовательских работ

Основные характеристики этапов в организации исследования 1.Проблема исследования. Вопрос: «Что надо изучить, что еще недостаточно или совсем не изучено?» Правильная формулировка проблемы определяет общую стратегию и направление научного поиска. Сформулировать научную проблему – значит выделить главное, исключить второстепенное, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Название работы должно точно отражать содержание работы. Тема должна прорабатываться глубоко и детально. При выборе темы необходимо учитывать два фактора: объективный (тема должна быть доступной, актуальной, востребованной, иметь теоретическую и практическую значимость, обладать новизной, оригинальной(в теме должна быть отражена необычность или нестандартный взгляд на традиционные предметы и явления). субъективный (тема должна быть вам интересна). 2. Выбор и формулирование темы исследования.

3. Определение актуальности и новизны исследования Излагается кратко, но емко. Актуальность – степень важности темы в данный момент, в конкретной ситуации для решения данной проблемы. Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, которые будут достигнуты в результате выполнения работы. Новизна может заключаться в новом объекте исследования, в использовании новых подходов или методов исследования, получения нового знания, являющегося результатом обобщения и критического анализа литературных источников.

– это то, что необходимо получить в результате работы, чего достичь, наличие какой закономерной связи показать. Формулирование цели заключает в себе вопрос: «Что и для чего это нужно делать?». Она часто определяется на основании более конкретного описания темы исследования или констатирует направление поиска решения проблемы. Формулировка цели должна быть ясной до такой степени, чтобы из нее были понятны границы исследования. 4. Цель исследования

Должна быть полной и отражать их сущностную связь. Объект исследования – это то, на что направлено внимание исследователя, то, что подлежит рассмотрению. Предмет исследования – это аспект, отдельная сторона или ракурс изучаемого объекта, дающий представление о том, как исследователь рассматривает объект, какие новые качества, свойства, функции ему присущи. Предмет всегда находится «внутри» объекта, является его признаком или атрибутом. 5. Формулировка объекта и предмета исследования

Гипотеза – это научно обоснованные предположения о структуре и существенных свойствах изучаемых объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемых явлений и процессов, истинность которых требуется доказать. Гипотеза должна быть правдоподобной и проверяемой. 6. Гипотеза исследования.

– конкретных задач, на которые требуется получить ответ после выполнения исследовательской работы (выявить…, определить…, изучить…, описать…, вывести формулу…, апробировать… и т.д.). Задачи ставятся очень тщательно, т.к. описание их решения и будет составлять содержание глав разделов работы. Формулируя задачи мы отвечаем на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы подтвердить гипотезу(предположение)?». Постановка задач – это часто конкретизация цели исследования. Они должны быть обязательно выполнены. Решаются задачи с помощью таких методов научного исследования как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение и т.д., которые служат инструментом в добывании фактического материала. 7. Формулировка задач исследования

определяется тем, насколько полезна выполненная работа. Если работа содержит новые разработки теоретических положений и научную новизну, то в ней указывается теоретическая значимость исследования. Практическая значимость означает, кому и как будут полезны полученные результаты, какие новые методики можно разработать на их основе. 8. Теоретическая и практическая значимость исследования

9. Обсуждение результатов (анализ) 10. Представление работы на публичное обсуждение. 11. Стиль изложения материала должен быть научный. Недопустимы литературный (кроме творческих работ), публицистический, официально-деловой и разговорный стили.

Рекомендации и требования к содержанию работы Структура работы: содержательно-логическая часть (логическая последовательность в решении поставленных задач), оформительская часть (титульный лист, оглавление, введение, основное содержание, заключение, список используемой литературы, приложения)

Титульный лист содержит название учебного заведения, в котором выполнена работа, название конференции, планируемую секцию, тему работы, сведения об авторах (ФИО, учебное заведение, класс, населенный пункт) и научных руководителях (ФИО, его ученое звание и ученая степень), год подачи работы. Оглавление содержит все заголовки работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Введение к работе. Здесь обосновывается актуальность темы, цель и содержание поставленных задач, новизна исследования, формулируются объект и предмет исследования, кратко описывается состояние исследуемых фактов и явлений по литературным источникам, определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов, выдвигается рабочая гипотеза. Обозначается проблема. Указываются методы, подходы, пути проведения исследования и выбранные способы обработки данных. Здесь же необходимо показать вклад автора в развитие данной научной проблемы.

Основное содержание работы. В этом разделе подробно демонстрируется методика и техника проводимого исследования, обобщаются результаты. Главное – раскрытие темы, достижение результатов, заданных целью. Необходимо ясно описать элементы исследования (доказать или опровергнуть гипотезу, дать анализ и сгруппировать данные по сходным признакам, указать применение дедукции, аналогий и т.п.). Основная часть работы должна делиться на подпункты. Материалы, являющиеся второстепенными или вспомогательными при решении научной работы выносятся в приложения.

Заключение должно быть самым основательным, логически обоснованным, соотносимым с целью, задачами, проблемами, заявленными в названии работы. В заключении кратко приводятся основные формулировки собственных результатов исследования в виде утверждения (выводы), содержащие то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы. Обязательно указывается, что сделано для для улучшения состояния изучаемого объекта.

Список используемой литературы включает в себя все использованные в работе литературные источники, интернет-ресурсы.Расположение в алфавитном порядке по фамилиям авторов. В тексте работы должны быть обязательные ссылки на используемую литературу. В приложениях размещаются итоговые таблицы, примеры расчетов, протоколы испытаний, примеры анкет, различные статистические данные, схемы и фотографии. В основном тексте работы должны быть ссылки на помещенный в приложении материал.

Последний этап работы над исследованием – оформление результатов исследовательской работы. Работа должна быть грамотно и эстетично оформлена согласно ГОСТа. Отступ слева 3 см.Шрифт 14 или 12.Межстрочный интервал 1,5. Текст выровнен о обеих сторон. Новый обзац начинается с красной строки.

Распространенные ошибки при выполнении исследовательских работ Расплывчатая формулировка темы и названия работы.Название не соответствует содержанию. Чужие исследования (особенно взрослых), выдаваемые за свои. Представление результатов, которые заранее известны Попытка решить задачу глобального характера. Стремление вписать в работу все исследования, проведенные автором, не связанные с данной темой. Псевдонаучный характер работы. Плохая подготовка автора к презентации работы. Автор не знает значения научных терминов.

Распространенные ошибки при выполнении исследовательских работ В изложении результатов работы нет последовательности согласно перечня задач; Нет анализа результатов работы из таблиц, диаграмм; В результатах работы делаются выводы; Выводы не подкреплены достаточным объёмом полученных результатов Приложения не озаглавлены и не пронумерованы; В таблицах не указаны единицы измерения; Фотоматериалы не имеют подписей; Нет словаря научных терминов.

Направленность работ Эколого-краеведческие путеводители (рассматриваются эколого- краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с природным наследием малой родины); Публицистика в защиту природы и культуры (рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения жизни этноса и природной среды); Традиционная материальная культура (рассматриваются работы по воспроизведению предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием природных материалов, а также отражающих природные объекты и явления); Традиционная нематериальная культура (рассматриваются работы по сохранению и воспроизведению явлений нематериальной культуры –, обычаев, обрядов и др., отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением). В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:

Направленность работ Эколого-краеведческие путеводители (рассматриваются эколого- краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с природным наследием малой родины); Публицистика в защиту природы и культуры (рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения жизни этноса и природной среды); Традиционная материальная культура (рассматриваются работы по воспроизведению предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием природных материалов, а также отражающих природные объекты и явления); Традиционная нематериальная культура (рассматриваются работы по сохранению и воспроизведению явлений нематериальной культуры –, обычаев, обрядов и др., отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением). В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:

Направленность работ ммр Эколого-краеведческие путеводители (рассматриваются эколого- краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с природным наследием малой родины); Публицистика в защиту природы и культуры (рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения жизни этноса и природной среды); Традиционная материальная культура (рассматриваются работы по воспроизведению предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием природных материалов, а также отражающих природные объекты и явления); Традиционная нематериальная культура (рассматриваются работы по сохранению и воспроизведению явлений нематериальной культуры –, обычаев, обрядов и др., отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением). В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:

Темы работ ММР история природопользования и охраны природы; традиционное природопользование и окружающая среда; природные промыслы, изделия из природных материалов; природные объекты и явления в культуре этноса, его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, орнаменте и др.; сакральные природные объекты; травы и иные природные средства в народной медицине; экологические аспекты образования поселений; природные и культурные достопримечательности при определении рекреационной значимости территории; отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных общностях.

Водный конкурс 1. Цель конкурса. Организация и проведение творческого конкурса старшеклассников на лучший проект в сфере охраны и восстановления водных ресурсов, поощряющий деятельность школьников, направленную на решение проблем питьевой воды, очистки загрязнённых стоков, сохранения биоразнообразия водоёмов, исследование воздействия антропогенных, хозяйственных, климатических и других факторов.

Темы проектов. Защита и охрана, восстановление, управление водными ресурсами, водопользование. Вода и климат. Исследование должно быть направлено на оздоровление среды обитания людей, экосистем и получение научно-практического результата. Приветствуются проекты как в сфере теоретической и прикладной науки, так и направленные на решение местных водных проблем. Необходимым требованием является применение стандартных научно- исследовательских методик и методологий при исследовании, проведении экспериментов, мониторинге и представлении результатов, включая статистическую обработку. Проект может быть представлен группой учащихся, но на защиту приглашается только 1 из авторов.