Презентация учебно- методического пособия. Содержание Общая характеристика мыслительных операций Роль и назначение мыслительных операций в учебной деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научно-методическое сопровождение коррекционно-развивающей деятельности учителей ГС(к)ОУ школы-интерната с. Старый Буян по формированию у младших школьников.
Advertisements

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Худойкулов Жавохир группа БЭ-161.
Сформулируйте определение универсальных учебных действий. (УУД)
Изучение темы "Моделирование" на уроках информатики в начальных классах как способ развития логического мышления.
1 из 16 Как образуются понятия. 2 из 16 Формирование понятий Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение.
С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные.
Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила.
Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи.
Обобщение педагогического опыта учителя истории, МХК и обществознания Одинцовской гимназии 11 Елены Леонидовны Бессараб.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Коррекционная направленность урока Зам. директора по УВР Соколова Л.Н. МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Большеусинская.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Педагогическая концепция Томилова Наталья Владимировна учитель химии МОУ СОШ 47 города Барабинска.
1. Сущность и алгоритм работы с терминами и понятиями. 2. Сущность и алгоритм работы с понятиями «теория», «закономерность», «закон». 3. Сущность понятий.
Развитие мышления младших школьников на уроках русского языка в системе Л. В. Занкова Выполнила: студентка 41 КП группы Мартынова И.Ю Научный руководитель:
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
МОУ Ч ЕРЕПАНОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ( КОРРЕКЦИОННАЯ ) ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII ВИДА К ОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Транксрипт:

Презентация учебно- методического пособия

Содержание Общая характеристика мыслительных операций Роль и назначение мыслительных операций в учебной деятельности и развитии школьников Особенности развития интеллектуальных умений у умственно отсталых школьников Способы формирования и развития операций мышления на предметном материале

Новизна учебно- методического пособия В пособии конкретизированы механизмы формирования у умственно отсталых школьников - базовых мыслительных операций, -требования к учебному материалу, -выбору приемов обучения, -программированию умственных действий, - их фактическому состоянию В пособии конкретизированы механизмы формирования у умственно отсталых школьников - базовых мыслительных операций, -требования к учебному материалу, -выбору приемов обучения, -программированию умственных действий, - их фактическому состоянию Разработана система обучения детей анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации с учетом психологических закономерностей и нейро- психофизиологических механизмов психического развития ребенка с нарушением интеллекта - Концепция развития у умственно отсталых младших школьников базовых мыслительных операций носит инновационный характер - Является дополнением содержания обучения умственно отсталых школьников и другим категориям обучающихся, нуждающихся в особой помощи - Концепция развития у умственно отсталых младших школьников базовых мыслительных операций носит инновационный характер - Является дополнением содержания обучения умственно отсталых школьников и другим категориям обучающихся, нуждающихся в особой помощи

Особенности содержания Отвечает требованиям общей и специальной дидактики Отвечает требованиям коррекционной направленности обучения Разделы коррекционно-развивающей работы построены по концентрическому принципу, что позволяет прочно усвоить навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации Материал изложен корректно с научной точки зрения, логично структурирован, доступен для понимания и применения

Дополняет содержание обучения и воспитания умственно отсталых младших школьников материал важен для учителей С(к)ОУ -Может быть использован завучами по УВР -Практическими психологами, дефектологами ОУ -Студентами дефектологических факультетов педагогических университетов Практическая значимость

Анализ Бедность Непоследовательность Фрагментарность Не выделяют существенное Легче выделяют детали, резко выступающие за контуры фигур Поверхностный анализ При анализе не придерживаются порядка Анализ Бедность Непоследовательность Фрагментарность Не выделяют существенное Легче выделяют детали, резко выступающие за контуры фигур Поверхностный анализ При анализе не придерживаются порядка Синтез Бедность Непоследовательность Фрагментарность Застревание на деталях Несформированность Многоступенчатого, последовательного объединения частей в целое Поверхностный синтез При синтезе не придерживаются порядка Синтез Бедность Непоследовательность Фрагментарность Застревание на деталях Несформированность Многоступенчатого, последовательного объединения частей в целое Поверхностный синтез При синтезе не придерживаются порядка Сравнение Сопоставляют несравнимые признаки Легче обнаруживают различия Подменяют сравнение описанием Не отличают существенные признаки от несущественных Сравнение проводят по примитивным линиям (с опорой на житейский опыт) Сравнение Сопоставляют несравнимые признаки Легче обнаруживают различия Подменяют сравнение описанием Не отличают существенные признаки от несущественных Сравнение проводят по примитивным линиям (с опорой на житейский опыт) Обобщение Осуществляют группировку с опорой на случайные признаки Слабость абстрагирования Искажение процесса обобщения Ситуативный принцип объединения Не производят обобщение на малознакомом материале Обобщение Осуществляют группировку с опорой на случайные признаки Слабость абстрагирования Искажение процесса обобщения Ситуативный принцип объединения Не производят обобщение на малознакомом материале Классификация Не оперируют в уме сложными представлениями Отсутствует этап осмысления ситуации Недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением Чрезмерное расширение или сужение оснований для обозначения Слабая дифференциация в объекте Неспособность воспринимать объекты и отношения целостно В учебно-методическом пособии раскрываются особенности формирования мыслительных операций у обучающихся с нарушением интеллекта

Этапы Выделенные свойства Итог анализа и синтеза Первич-ный анализ и синтез анализируется состав картинки, характеризуются объекты, персонажи, действия Последовательное выделение(соединение) частей объекта, свойств частей и свойств целого объекта без существенной детализации устанавливаются связи и взаимодействия между объектами, персонажами, появляется представление о предметно- действенной ситуации Вторич-ный анализ и синтез устанавливаются пространственно-временные характеристики Многоступенчатый анализ и синтез выявление самых общих и своеобразных черт объектов: совокупность более общих, родовых признаков; совокупность более общих, родовых признаков; -совокупность более своеобразных, видовых признаков; -индивидуальные признаки выделенные признаки соединяют в определенную совокупность и появляется представление о месте и времени действия Этапы формирования разностороннего анализа и синтеза Этапы формирования разностороннего анализа и синтеза

I.Понятие о сравнении. Определение общих и отличительных признаков. II.Определение принципа сравнения и осуществление самого сравнения. III. Осуществление обучения сравнению действий, функциональных свойств объектов, закрепление выработанных умений с учетом поэтапности формирования умственного действия (по Гальперину). IV.Обучение сравнению объектов по представлению. Этапы обучения сравнению

1. Формирование сенсорных эталонов различных признаков предметов 3. Практическая деятельность (закрепление знаний о предмете в процессе выполнения заданий) 2. Первичное ознакомление с предметами 5. Увеличение набора выделяемых качеств и свойств 6. Углубление знаний о предметах, их качествах и свойствах в процессе обучения сравнению 4. Ознакомление со свойствами и качествами с целью углубления знаний ребенка о предмете Этапы формирования видовых обобщений

1. Выделение всего набора уже известных детям признаков предметов 3. Практическая деятельность ( упражнение в подведении видов предметов под понятия на основе существенных признаков) 2. Работа над понятием (отделение существенных для обобщения от несущественных признаков) 4. Дифференциация понятий Этапы формирования родовых обобщений

Стадии формирования мыслительной операции классификации Этапы формирования мыслительной операции классификации 1 стад. Практическое обобщение 1 Материальная форма – освоение действий с натуральными предметами 2 Материализованная форма действий – операция выполняется руками не с предметами, а их заместителями (моделями) 2 стад. Констатирующее наглядное обобщение 3 Перцептивная форма действий – операция выполняется не руками, а глазом 3 стад. Констатирующее словесное обобщение 4 Внешняя речевая форма действий – операция выполняется с ориентировкой на предметное содержание и словесное выражение этого содержания 4 стад. Опережающее наглядное обобщение. Называние группы предшествует развернутой классификации 5 стад. Опережающее словесное обобщение 5 Умственная форма действия – осуществляется оперирование образами объектов Сравнительная характеристика этапов и стадий формирования мыслительной операции классификации

Презентация подготовлена Логиновой Н.Н. - заместителем директора по учебной работе государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната с. Старый Буян г.