ПРЕЗЕНТАЦИЯ к совещанию для зам.директоров по УВР: «Одаренность. Организация работы с одаренными детьми. Психолого- педагогическое сопровождение одаренных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система работы с одаренными детьми – основа для индивидуализации в образовании. Подготовила: педагог-психолог Бутахина Е.А.
Advertisements

Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
Работа с одаренными детьми в массовой школе.. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность.
Спектр проблем одаренного ребенка. «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом » Лета Холлингзуорт.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
Всесторонние обогащение раскрытия творческого потенциала для поиска и самовыражения одаренных детей.
Необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
Всесторонние обогащение раскрытие творческого потенциала для поиска и самовыражения одаренных детей.
Педагогический совет 3 МКОУБутурлиновской ООШ 3 ( г.) Повестка дня : 1. Работа с одаренными детьми (докладчик Гайворонская Т.М., содокладчики.
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов : интеллектуальная.
Проект «Талант». Пояснительная записка. Выявление, поддержка и развитие одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть.
Психологическое сопровождение одаренных детей Педагог-психолог МОУ СОШ 2 р.п.Тумботино Легостина Е.С.
Проблемы одаренных детей Технологии работы с одаренными детьми.
Транксрипт:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к совещанию для зам.директоров по УВР: «Одаренность. Организация работы с одаренными детьми. Психолого- педагогическое сопровождение одаренных учащихся.»

Подготовила методист ПС РМК Першотравневого р-на ДоронинаТ.Н.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Виды одаренности по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы психики» Спортивная Спортивные танцы Лидерская Ораторская Организационн ая Хореографическ ая Сценическая Литературно- поэтическая Изобразитель- ная Музыкальная Рационализато рство Изобретательс тво Одаренность в ремеслах Интеллектуал ьная одаренность в зависимости от предметного содержания деятельности Психомоторна я деятельность Коммуникати вно- организаторск ая деятельность Художествен- но- эстетическая деятельность Практически- преобразовате льная деятельность Интелектуаль ная (теоретико- познавательная) деятельность

Виды одаренности по критерию особенности возрастного развития: Виды одаренности по критерию особенности возрастного развития: поздняя одаренность ранняя одаренность

Реализация программы Одаренные дети в районе

Особенности работы с одаренными детьми I этап – учет сведений о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. I этап – учет сведений о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований. II этап - диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. II этап - диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. III этап - основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. III этап - основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации). Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации).

Проблемы одаренных и способных детей.

1. Враждебность к школе. Такое отношение часто появляется от того, что учебная программа не интересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появиться потому, что учебный план не соответствует их способностям. 2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок находится в изоляции, замыкается в себе. 3. Конформность. Одаренные дети, отказываясь от стандартных требований, не склонны к конформности, особенно если эти стандарты идут вразрез с их собственными интересами.

4. Углубленность в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, потусторонняя жизнь, религиозные верования и философские проблемы. 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто выбирают общение с детьми более старшего возраста. Из- за этого им сложно стать лидерами. 6. Стремление к идеальности. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность в идеальности. Отсюда чувство неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. 7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления познания одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает недовольство в отношениях с другими детьми.

Качества педагога, необходимые для работы с одаренными детьми. Быть доброжелательными и чуткими. Быть доброжелательными и чуткими. Разбираться в особенностях психологии одаренных, способных детей, чувствовать их потребности и интересы. Разбираться в особенностях психологии одаренных, способных детей, чувствовать их потребности и интересы. Иметь высокий уровень интеллектуального развития. Иметь высокий уровень интеллектуального развития. Иметь широкий круг интересов и умений. Иметь широкий круг интересов и умений. Быть готовым к выполнению разнообразных обязанностей, связанных с обучением одаренных и способных детей. Быть готовым к выполнению разнообразных обязанностей, связанных с обучением одаренных и способных детей. Быть активным. Быть активным. Иметь чувство юмора. Иметь чувство юмора. Проявлять гибкость, быть готовым к переоценке своих взглядов. Проявлять гибкость, быть готовым к переоценке своих взглядов. Способность к самоусовершенствованию. Способность к самоусовершенствованию. Иметь творческое мировоззрение (креативность мышления). Иметь творческое мировоззрение (креативность мышления).

Методики работы с одаренными детьми. Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста. Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста. 1.Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления. 2.Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые. 3.Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.

4.Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников. 5.Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии. 6.Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д. 7.Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.

Карнэ, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ для одаренных детей: Карнэ, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ для одаренных детей: знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план; знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план; поощрение глубокой проработки выбранной темы; поощрение глубокой проработки выбранной темы; осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью; осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью; акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня; акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня; большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов; большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов; более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач; более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач; предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей; предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей; поощрение творческого и продуктивного мышления ; поощрение творческого и продуктивного мышления ; воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих; воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих; создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей. создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.

Программы работы с одаренными детьми. 1.Программа С.Каплан. При составлении таких программ, по мнению С.Каплан (США) необходимо выдерживать следующие требования: глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися; междисциплинарный подход при формулировании проблематики; глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися; междисциплинарный подход при формулировании проблематики; интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; насыщенность содержания; интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; насыщенность содержания; направленность на развитие продуктивного, критического мышления. направленность на развитие продуктивного, критического мышления. Большое внимание должно быть уделено развитию личных предпочтений детей, их работе по самостоятельно выбранным проблемам для изучения. Большое внимание должно быть уделено развитию личных предпочтений детей, их работе по самостоятельно выбранным проблемам для изучения. Программа предусматривает 2 основных метода обучения одаренных детей – дедуктивное и проблемное исследование. Первый предполагает движение от обзора, цель которого – помочь учащимся вспомнить то, что уже изучено, и побуждения, стимулирования интереса детей к изучению информации, к ознакомлению с общей гипотезой. На начальном этапе учитель знакомит учеников с общей идеей (проблемой), которую предстоит изучить. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, сообщают свою информацию, систематизируют, подтверждают или отвергают свои гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу. Программа предусматривает 2 основных метода обучения одаренных детей – дедуктивное и проблемное исследование. Первый предполагает движение от обзора, цель которого – помочь учащимся вспомнить то, что уже изучено, и побуждения, стимулирования интереса детей к изучению информации, к ознакомлению с общей гипотезой. На начальном этапе учитель знакомит учеников с общей идеей (проблемой), которую предстоит изучить. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, сообщают свою информацию, систематизируют, подтверждают или отвергают свои гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу. Проблемно-диалогический метод обучения. Он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую идею. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся и требует постоянного творчества учителя. Проблемно-диалогический метод обучения. Он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую идею. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся и требует постоянного творчества учителя.

2.Педагогика индивидуализации. Принцип индивидуализации предполагает наличие у учителей значительной компетентности, которая позволяла бы приспосабливать обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения, применение различных методов к различным группам учащихся. 2.Педагогика индивидуализации. Принцип индивидуализации предполагает наличие у учителей значительной компетентности, которая позволяла бы приспосабливать обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения, применение различных методов к различным группам учащихся. 3.«Методика полного усвоения» (по Дж. Кэрролл, Б.Блум). Дж.Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковое учебное время, способ предъявления информации и т.д.) Единственное, что остается незафиксированным,- это…результаты обучения. Кэрролл предложил сделать фиксированным параметром именно результаты обучения. В таком случае условия будут меняться, подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата. Дж.Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковое учебное время, способ предъявления информации и т.д.) Единственное, что остается незафиксированным,- это…результаты обучения. Кэрролл предложил сделать фиксированным параметром именно результаты обучения. В таком случае условия будут меняться, подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата. Этот подход был поддержан и развит Б.Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б.Блум изучал способности учащихся в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся: Этот подход был поддержан и развит Б.Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б.Блум изучал способности учащихся в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся: малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; талантливые (около 5 %), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные; эти дети могут учиться в высоком темпе; талантливые (около 5 %), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные; эти дети могут учиться в высоком темпе; обычные учащиеся (около 90 %), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени. обычные учащиеся (около 90 %), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени. Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения. Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения. Т.о., отличительная черта обучения на основе модели полного усвоения состоит в фиксации учебных результатов на достаточно высоком уровне, которого должны достичь почти все учащиеся. Т.о., отличительная черта обучения на основе модели полного усвоения состоит в фиксации учебных результатов на достаточно высоком уровне, которого должны достичь почти все учащиеся.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка. Программа должна включать разнообразный учебный материал, введение в содержание широких вопросов, тем или проблем, которые требуют междисциплинарного подхода в их изучении, поскольку сфера интересов одаренного учащегося очень разностороння. Программа должна включать разнообразный учебный материал, введение в содержание широких вопросов, тем или проблем, которые требуют междисциплинарного подхода в их изучении, поскольку сфера интересов одаренного учащегося очень разностороння. Программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, не исключая необходимости развития базовых умений и навыков наряду с высшими умственными операциями. Программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, не исключая необходимости развития базовых умений и навыков наряду с высшими умственными операциями. Программа должна предусматривать оптимальный и плавный переход ребенка с одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступательный ход ее развития. Программа должна предусматривать оптимальный и плавный переход ребенка с одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступательный ход ее развития. Программа должна развивать настойчивость в достижении целей и поощрять внедрение в жизнь результатов работы. Программа должна развивать настойчивость в достижении целей и поощрять внедрение в жизнь результатов работы. Индивидуальная учебная программа развития и обучения о даренного ребенка.

Наблюдение с целью выявления и развития общей и специальной одаренности (музыкальной, художественной, математической); Взаимосвязь с родителями. Дополнительная информация (о посещении ребенком внешкольных учреждений). Родител и Педагог и Анализ продуктов деятельности; Беседа с родителями и педагогами; Психологическая диагностика. Психоло г Анализ полученных результатов; Занесение учащихся в банк одаренных детей; Психолого-педагогическое сопровождение одаренных. Результ ат Матрица выявления одаренных и способных детей

Документальное сопровождение работы с одаренными 1. Общие сведения о педагоге-менторе (Ф.И.О., место работы, должность, период работы с учеником) 2. Общие сведения о учащемся (Ф.И.О., дата рождения, адрес, учебное заведение, класс (профильный, универсальный) 3. Наличие и реализация учебных программ (программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, не исключая необходимости развития базовых умений и навыков наряду с высшими умственными операциями) 4. Результативность сопровождения на протяжении учебного года (победитель или участник олимпиад, конкурсов, соревнований, научно-практических конференций, МАН, Школы интеллекта).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ Практическим психологам: Обеспечивать психологическое сопровождение учащихся при переходе на разную ступень обучения, при смене учебной и социальной ситуации. Осуществлять диагностическую работу с учащимися, согласно диагностическому минимуму с целью своевременного выявления, профилактики дезадаптации. Проводить профилактическую и коррекционную работу. Проводить просветительную и консультативную работу с родителями и учителями, направленную на ознакомление с основными психологическими особенностями учащихся. Использовать в практике инновационные формы работы (тренинги, социально-ролевые игры и др.) с целью эффективной адаптации этих учащихся. Вести работу по предупреждению психических и невротических срывов у учащихся, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения. Оказывать консультативно-методическую помощь всем участникам УВП по вопросам обучения и воспитания учащихся.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ Администрации: Обеспечивать условия для методической и практической деятельности психологов и педагогов по психологическому сопровождению адаптации учащихся в школе. Способствовать проведению психолого-педагогических исследований по вопросу изучения психологических особенностей учащихся. Рассматривать вопросы личностного развития этих учащихся на педконсилиумах. Определить систему мероприятий для учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ Педработникам: Учитывать индивидуально-психологические и возрастные особенности учащихся в учебно-воспитательном процессе. Вести общую работу с психологом, родителями, администрацией по оптимальной адаптации учащихся в школьном микросоциуме. Способствовать самореализации и развитию мотивации в учебном процессе. Способствовать повышению самооценки учащихся посредством включения их в совместную творческую деятельность. Осуществлять индивидуальный дифференцированный подход в учебно-воспитательном процессе с целью предотвращения дезадаптивных проявлений.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ Родителям: Оказывать помощь, поддержку, быть особо внимательными, ежедневно обсуждать со своим ребенком школьные проблемы. Формировать у ребенка положительное отношение к школе и к учебной деятельности. Объективно оценивать результаты работы своего ребенка. Своевременно с ребенком сравнивать различные результаты деятельности, находить причины неудач и намечать пути исправления ошибок. Поддерживать тесный контакт с психологом, учителями, администрацией по оказанию своевременной помощи собственному ребенку в воспитании. Дать ребенку правильную установку на оценки, с целью формирования адекватной самооценки. Повышать уровень самообразования по вопросам психологии и педагогики.

В минуты, когда нам трудно, и мы уже готовы отчаяться, сказочные ангелы спешат к нам на помощь. Нет такой беды, с которой бы они не справились. Нужно только иметь чистые мысли и доброе сердце.