Белехов Ю.Н., к.м.н., директор ГБОУ ЦПМСС ЗелАО г.Москвы, научный руководитель сетевой ГЭП 2-го уровня «Психолого-педагогическое сопровождение детей 6-10.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Способы взаимодействия с детьми с СДВГ детско-родительский тренинг.
Advertisements

Приёмы работы с гиперактивным ребёнком на уроке и во внеурочное время.
Гиперактивный ребёнок в детском саду «АКТИВНЫЙ» -ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, ДЕЙСТВЕННЫЙ «ГИПЕР» - ПРЕВЫШЕНИЕ НОРМЫ.
Краевой психоневрологический диспансер. « Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» Участковая медицинская сестра ГКУЗ «КПНД» Баширова Ольга.
Наши невнимательные гиперактивные детки. … ТАКОЙ БАЛАМУТ ЕСТЬ В КАЖДОМ КЛАССЕ. ЕРЗАЕТ, БОЛТАЕТ, ВСЕМ МЕШАЕТ. "ЭТО КАТАСТРОФА",- ВЗДЫХАЮТ УЧИТЕЛЯ. "ЭТО.
Комарова Е.А., ГОКУ СКШ 1 г.Черемхово, учитель начальных классов.
«Методико – психологический спектр подходов в организации ситуации успеха на уроке в работе с учащимися умеренной степени нарушения интеллекта».
Что такое внимание? Виды внимания Свойства внимания Причины невнимательности Проявления синдромов дефицита внимания Упражнения на развитие внимания Развитие.
Работа с гиперактивным ребенком. «Гипер» от греческого «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы «Активный» - от латинского«aktivus» - деятельный,
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. синдрома гиперактивности с дефицитом внимания - состояние, при котором болезненно повышена активность ребёнка,
Родительское собрание по теме: «Как помочь ребенку стать внимательным»
Семинар « Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.» Педагог- психолог Соловьева Э.Р.
Синдром дефицита внимания / гиперактивности ( СДВГ / ADHD) - дисфункция центральной нервной системы ( преимущественно ретикулярной формации головного.
В детский сад с радостью. Адаптация ребенка в детском саду Адаптация – от латинского слова «приспосабливаю» - это сложный процесс приспособления организма,
«Гиперактивные дети «очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей» (Раттер М., 1987, с. 307). В отношении дальнейшего.
Подготовила: Педагог-психолог МДОУ «Ц.р.р-д/с 113» Калинина О.В.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ 9 Романова Ирина Анатольевна.
Яркеева Галина Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ 54 г. Томска Из опыта работы: дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Гиперактивный ребёнок в детском саду «АКТИВНЫЙ» -ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, ДЕЙСТВЕННЫЙ «ГИПЕР» - ПРЕВЫШЕНИЕ НОРМЫ.
Транксрипт:

Белехов Ю.Н., к.м.н., директор ГБОУ ЦПМСС ЗелАО г.Москвы, научный руководитель сетевой ГЭП 2-го уровня «Психолого-педагогическое сопровождение детей 6-10 лет с СДВГ». «Если в вашем классе учится гиперактивный ребёнок. Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в образовательном учреждении». Зеленоградский ЦПМСС

Актуальность феномена СДВГ: функциональная незрелость современных детей дошкольного и младшего школьного возраста или минимальная мозговая дисфункция – этиологическое основание СДВГ, регистрируется в среднем у 20% городских детей 6 – 9 лет. учеба в школе требует от ребенка, начиная с 6,5 летнего возраста, необходимости поддержания произвольного внимания не менее часов в сутки в течение восьми месяцев в году. Причем это требование должно соблюдаться обязательно. Для ребенка с СДВГ эта деятельность практически невыполнима.

как медицинская проблема - риск формирования социального инфантилизма и психопатоподобного развития личности; как педагогическая проблема - проблема несформированности позиции ученика, умения учиться; как психологическая проблема – проблема самоосознания и формирования навыков саморегуляции деятельности; как социальна проблема - проблема семейного воспитания и функционирования семьи, как института воспитания личности. Синдром ДВГ - как полидисциплинарная проблема

Церебрастенический вариант СДВГ Обусловлен физиологической незрелостью головного мозга, проявляющейся быстрой пресыщаемостью произвольной деятельностью и повышенной утомляемостью, но внешне это проявляется нарастающей неконтролируемой двигательной активностью

Дизонтогенетический вариант СДВГ Преимущественно обусловленный нарушениями нейромедиаторного обеспечения работы коры головного мозга и, как следствие этого, избыточной (но компенсаторной по сути) стволовой его активацией, что внешне проявляется в виде «двигательной неутомимости - думать некогда - надо действовать»

«Один в поле - не воин»

Алгоритм сопровождения детей с СДВГ в образовательном учреждении Шаг первый. СДВГ актуализируется педагогом (психологом) по наличию соответствия поведенческой симптоматики ученика критериям МКБ-10 (гиперактивности, дефициту внимания и импульсивности). Шаг первый. СДВГ актуализируется педагогом (психологом) по наличию соответствия поведенческой симптоматики ученика критериям МКБ-10 (гиперактивности, дефициту внимания и импульсивности).

«Диагностический пакет педагога, обучающего ребёнка с СДВГ» В него вошли диагностические критерии СДВГ, представленные в МКБ- 10 В него вошли диагностические критерии СДВГ, представленные в МКБ- 10 Тесты оценки внимания (методика «Построй свой дом»,Тулуз - Пьерона) Тесты оценки внимания (методика «Построй свой дом»,Тулуз - Пьерона) Адаптированная нами для педагогов начальной школы методика Адаптированная нами для педагогов начальной школы методика В.И. Моросановой, оценивающая уровень сформированности в ребёнке способности к саморегуляции поведения и её стилевые особенности В.И. Моросановой, оценивающая уровень сформированности в ребёнке способности к саморегуляции поведения и её стилевые особенности

Требования к критериям МКБ Дебют симптомов в возрасте младше 6 лет 2. Постоянное их сохранение как минимум 6 месяцев 3. Симптомы наблюдаются как минимум в двух социальных сферах: например, в детском коллективе и дома 4. Симптомы не являются проявлениями других заболеваний 5. Имеются отчётливые нарушения обучения и социальных функций 6. Диагностическим критерием выступает сочетание не менее 5 симптомов гиперактивности, импульсивности и нарушений внимания, которое отмечается в течение не менее 6 месяцев

Критерии СДВГ по МКБ-10 ( Гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность) Критерии СДВГ по МКБ-10 ( Гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность) Гиперактивность: неусидчивость, неспособность длительно сидеть на одном месте( поэтому не любит и не может играть в спокойные игры) неусидчивость, неспособность длительно сидеть на одном месте( поэтому не любит и не может играть в спокойные игры) поведенчески суетлив, беспокоен поведенчески суетлив, беспокоен избыточная (и как правило бесцельная) двигательная активность (бегает, пытается куда-то влезть, совершает многочисленные посторонние движения, которые часто не замечает), либо проявляющаяся и усиливающаяся при утомлении, либо наблюдаемой постоянно вне связи с утомлением («как будто к нему прикрепили мотор») избыточная (и как правило бесцельная) двигательная активность (бегает, пытается куда-то влезть, совершает многочисленные посторонние движения, которые часто не замечает), либо проявляющаяся и усиливающаяся при утомлении, либо наблюдаемой постоянно вне связи с утомлением («как будто к нему прикрепили мотор») чрезмерно болтлив (даже играя с собой, ребёнок может постоянно и громко говорить вслух). чрезмерно болтлив (даже играя с собой, ребёнок может постоянно и громко говорить вслух).

Нарушение внимания: с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; не в состоянии выполнить задание до конца, быстро переходит от незавершённого к новому, что не связанно с негативным настроением или непониманием сути задания; не в состоянии выполнить задание до конца, быстро переходит от незавершённого к новому, что не связанно с негативным настроением или непониманием сути задания; имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания (избегает или высказывает агрессивность); имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания (избегает или высказывает агрессивность); имеет различные нарушения избирательного внимания (неспособность надолго сосредоточиться на предмете); имеет различные нарушения избирательного внимания (неспособность надолго сосредоточиться на предмете); проявления забывчивости в повседневных ситуациях; проявления забывчивости в повседневных ситуациях; повышенно отвлекаем (легко отвлекается на постороннее); повышенно отвлекаем (легко отвлекается на постороннее); не может самостоятельно организовать продуктивную деятельность, но если и организует то непоследователен в своих действиях; не может самостоятельно организовать продуктивную деятельность, но если и организует то непоследователен в своих действиях; часто теряет личные вещи и предметы, необходимые для выполнения заданий, в школе и дома; часто теряет личные вещи и предметы, необходимые для выполнения заданий, в школе и дома; имеются существенные колебания показателей внимания (если деятельность детей связана с заинтересованностью, увлечённостью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами); имеются существенные колебания показателей внимания (если деятельность детей связана с заинтересованностью, увлечённостью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами); «не слушают» обращённую речь; «не слушают» обращённую речь; демонстрируют неспособность удерживать внимание на деталях, поэтому не в состоянии следовать инструкциям; демонстрируют неспособность удерживать внимание на деталях, поэтому не в состоянии следовать инструкциям; допускают частые ошибки в сферах своей деятельности. допускают частые ошибки в сферах своей деятельности.

Импульсивность: Неряшливость; Неряшливость; Шумные выходки во время уроков (может без разрешения встать и уйти из класса, выкрикнуть что-то с места); Шумные выходки во время уроков (может без разрешения встать и уйти из класса, выкрикнуть что-то с места); Нетерпеливость (никогда не могут дождаться своей очереди, часто влезают в работу и разговор других детей); Нетерпеливость (никогда не могут дождаться своей очереди, часто влезают в работу и разговор других детей); Эмоциональная лабильность(частая смена настроения); Эмоциональная лабильность(частая смена настроения); Не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие); Не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие); Отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав вопрос; Отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав вопрос; Мешает другим детям, взрослым, пристаёт, влезает в игры, разговоры; Мешает другим детям, взрослым, пристаёт, влезает в игры, разговоры; Совершает опасные для себя и окружающих действия, но при этом не ищет острых ощущений или приключений; Совершает опасные для себя и окружающих действия, но при этом не ищет острых ощущений или приключений; Часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из-за неумения регулировать свои эмоции, неумения проигрывать. Часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из-за неумения регулировать свои эмоции, неумения проигрывать.

Алгоритм сопровождения детей с СДВГ в образовательном учреждении Второй шаг. После предположения наличия у ребенка СДВГ необходимо получить его врачебное и нейропсихологическое подтверждение (направить в ЦПМСС). Второй шаг. После предположения наличия у ребенка СДВГ необходимо получить его врачебное и нейропсихологическое подтверждение (направить в ЦПМСС). Третий шаг. В зависимости от определения варианта СДВГ и уровня его тяжести, а также наличие у конкретного ребенка иных проблем, отягощающих течение синдрома, организовать совместно с родителями и администрацией учебного учреждения обсуждение выбора режима дальнейшего обучения. Третий шаг. В зависимости от определения варианта СДВГ и уровня его тяжести, а также наличие у конкретного ребенка иных проблем, отягощающих течение синдрома, организовать совместно с родителями и администрацией учебного учреждения обсуждение выбора режима дальнейшего обучения.

Словесная формула « Уважаемые родители! Наша школа на протяжении целого ряда лет успешно сотрудничает со специалистами ЦМСС, владеющими современными средствами диагностики и методиками эффективного сопровождения развития в ребёнке произвольного внимания и способностей к саморегуляции своего поведения. Это служит фундаментом успешного обучения в современной школе и социальной компетентности в будущем. Поэтому мы предлагаем Вам как можно раньше (в ближайшие две недели) обратиться в Центр с целью уточнения психологических и психофизиологических особенностей Вашего ребёнка. Специалисты Центра также помогут Вам уточнить степень утомляемости Вашего ребёнка предложат оптимальный режим труда и отдыха, необходимый для успешного обучения и развития Вашего ребёнка. ЦПМСС Государственное образовательное учреждение и все услуги оказывает бесплатно. Предварительная запись по телефону Для эффективной работы с Вашим ребёнком необходимо взять из школы заключение школьного психолого-педагогического консилиума, а после обследования принести заключение Центра в школу.»

Зависимость содержания маршрутов сопровождения от тяжести СДВГ Церебрастенический вариант Дизонтогенетический вариант 1 степень2 степень3 степень1 степень2 степень3 степень Обучаемы в массовой школе + программ а «ЗК» в Центе Обучаемы в массовой школе, но с дифф-ным лечебно- охр. Режимом + программ а «ЗК» в Центе Надомное обучение по программ е массовой школы + занятия в Центре в «Школе родителей » + Мед. помощь Обучаемы в массовой школе + программ а «ЗК» в Центе Обучаемы в массовой школе + дополни- тельные режимные мероприя- тия + Программ а «ЗК» в Центе Надомное обучение по программ е массовой школы + занятия в Центре в «Школе родителей » + Мед. помощь

Маршрут сопровождения – ядро системной помощи ребенку с СДВГ Система прямых договоров с ГОУ округа с Центром ПМСС позволяет в течение 3 недель от момента обращения семьи в Центр получить индивидуальный маршрут сопровождения, где фиксируется объем помощи, сроки и участники сопровождения. ЦПМСС ГОУ округаСемьяПоликлиника

Ключевые метастратегии саморегуляции деятельности, формируемые в ребенке с СДВГ в процессе сопровождения целеполагание – стратегия, связанная с постановкой цели деятельности; моделирование – стратегия, опосредующая порождение в уме целевого замысла; планирование - стратегия, определяющая процедуру построения алгоритма деятельности с учетом имеющихся для этого условий; самоконтроль – стратегия, анализа продуктивности своей деятельности – необходимости сопоставления получаемых результатов с целевым замыслом; самокоррекция - стратегия, связанная с определением уровня и объема рассогласованности цели и результата, а также с организацией самокоррекции результатов для повышения эффективности деятельности.

- это комплекс образовательных программ, в котором реализуется потенциал доктрины сопровождения: комплексность, профессионализм, нахождение на стороне ребенка и деятельность до достижения стойкого изменения его поведенческого статуса. Комплекс программ психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ «Золотой ключик»

направлена на поэтапное формирование ключевых стратегий саморегуляции деятельности: целеполагания, моделировния, планирования и самоконтроля. Продолжительность программы – 1,5 месяца. Общая численность групп - 40 детей (со второй степенью тяжести СДВГ). Она позволяет за 1 учебный год оказать помощь 240 человек. 1. Психолого-педагогическая программа - трениг «Золотой ключик»

2. Программа «Мудрые родители» - психолого- педагогический тренинг родителей, воспитывающих детей с СДВГ.

3. Программа психолого-педагогического тренинга «Оптимист» для воспитателей детских садов округа, а также педагогов начальной школы, воспитывающих и обучающих таких детей.

Процесс сопровождения завершается лишь тогда, когда достигаются устойчивые показатели качественного изменения ситуации по следующим параметрам: Качественные показатели эффективности работы окружной системы сопровождения детей с СДВГ ребенок из позиции играющего в школу переходит в «позицию учащегося: становится эффективным участником образовательной деятельности, т.е. овладевает основными учебными компетентностями; родители ребенка способны самостоятельно выстраивать систему сопровождения психолого-педагогической развития своего ребенка; воспитатели ДОУ и педагоги начальной школы владеют приемами ранней диагностики СДВГ и методами их коррекции. В процессе занятий (труд, ИЗО, «Окружающий мир» и др.) активно используют элементы, стимулирующие закрепление в детях ключевых стратегий саморегуляции деятельности, которые они получили, обучаясь по программе «Золотой ключик» и дома.

Основные факторы, снижающие эффективность системы сопровождения детей с СДВГ 50% не достаточной успешности сопровождения обусловлено сочетанием тяжести СДВГ с различными вариантами задержки психического развития (ЗПР) и/или выраженного аффективного поведения (требующих специализированных программы сопровождения) 30% случаев причиной снижения эффективности сопровождения связано с трудностями «переноса» педагогами и родителями полученной информации («теперь я знаю, что это») в навык действий («теперь я знаю и могу помочь»). 20% случаев, снижения эффективности сопровождения, связано с игнорированием строгого выполнения требований программ и предписаний маршрута сопровождения (наличие своей точки зрения на воспитание таких детей) педагогами (трудный характер, невоспитанность) и родителями («я таким рос и ничего страшного не случилось»).

Спасибо за внимание!