О подходах к обобщению и диссеминации АПО Сапегин К.В., проректор ПО НИД ГОУ ЯО «Институт развития образования»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель функционирования распределённого регионального хранилища актуального педагогического опыта Сапегин К.В., руководитель регионального методического.
Advertisements

Сопровождение педагога в процессе конструирования новой образовательной действительности 26 мая 2011 года.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ к.п.н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии.
1 Меняется мир непрерывно, неспешно Меняется все – от концепций до слов. И тот лишь сумеет остаться успешным Кто сам вместе с миром меняться готов © Республиканский.
Ресурсы профессионального развития педагогов по направлению: ТЬЮТОРСТВО Образовательные возможности участников программы «Тьюторское сопровождение в образовании»
Формы проведения методических дней в условиях реализации ФГОС ДОО Менчинская Елена Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования.
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
Урок и педагогическая инноватика «Инноватика и инновация в образовательном процессе»
АВГУСТОВСКая ПЕДАГОГИЧЕСКая КОНФЕРЕНЦИя РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЯЛУТОРОВСКОГО РАЙОНА « Региональный стандарт педагогических технологий как ключевой.
Учительский потенциал: сущность и контексты обсуждения Нина Федоровна Ильина, к.п.н., заведующая лабораторией педагогических исследований
Модернизация системы ДПО Основные характеристики, риски и результативность.
Креативный Владеющий современными образовательными технологиями Эффективно взаимодействующий с семьями обучающихся Открытый новшествам Мотивированный.
ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ к. п. н. Е. В. Сидорова, НМЦ, Красногвардейский р - н, Санкт - Петербург.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия. Доклад Ишковой Н.Н., учителя.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Мастер - класс Методические рекомендации по проведению.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Транксрипт:

О подходах к обобщению и диссеминации АПО Сапегин К.В., проректор ПО НИД ГОУ ЯО «Институт развития образования»

Выбор оснований Возможности Проблемные зоны Инициативы И т.д. ОУ Национальные стратегии Федеральные и региональные целевые программы Федеральные гос. стандарты государство Методические службы Руководители ОУ Проектные команды Тьюторы Педагоги, воспитатели Родители Общественность

Генерализация деятельности Деятельность каждого педагога требует специальных «остановок», процедур, когда планируемый, организуемый, осуществляемый образовательный процесс осмысливается и оформляется в рационализированную модель. Осмысление и оформление модели образовательного процесса закрепляют педагогический опыт, сохраняя наработанное (практику) и фиксируя достижения. В этом смысле обобщение опыта может быть интерпретировано как совокупность усвоенных (практически) компетентностей педагога, определяющих качество его деятельности, меру педагогического мастерства, потенциал профессионального развития.

Обобщение АПО В педагогическом сообществе принято, что обобщению подлежит «передовой педагогический опыт» (ППО) – такой опыт учителей, работников образования и образовательных учреждений в целом, при котором достигаются лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся ресурсов и оптимальной организации педагогического процесса. Инновация в образовании предполагает создание новых образцовпедагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Распространению (в данной концепции) подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения По Пахомовой Е.М. (кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии АПКиППРО, заведующая кабинетом педагогического опыта АПКиППРО).

Рефлексивная культура Мы убеждены, что процедуры обобщения опыта нельзя сводить только к аттестации опыта специалистов образования в качестве лучших образцов, достойных тиражирования и воспроизведения. Обобщение опыта – неотъемлемая часть педагогической деятельности, структура профессиональной компетенции каждого педагога, в которую входят осознанные и стандартизированные процессы самооценивания деятельности, выделения сущностных характеристик практики, конструирование и объективация способов педагогической активности. Педагогическая практика (опыт педагогической деятельности) описывается как авторский взгляд на собственную деятельность, оформление «человеческого капитала».

Реконструкция случившегося Обобщение опыта – управляемая педагогом деятельность по перенормированию практики. Каждое действие педагога промысливается (должно промысливаться) им как событие, имеющее потенциал усиления образовательного процесса в целом. Осмысление потенциала события (любого уровня сложности: тематического периода, урока, этапа занятия), его схематизация моделируют идеальный объект результативной практики, что позволяет внести изменения в исходную норму (внутри события). Реконструкция «случившегося» вычленяет из практики результативный опыт, который служит плацдармом повышения уровня профессионального мастерства.

Цесообразность использования техники Планируемый результат Целесообразност ь использовани я Алгоритм использования Требования Актуализированы умения: сравнения, выделения ключевых слов, составления связного текста на основе ключевых слов, взаимодействия в парах. Выделены типологические характеристики образа литературного героя. Подготовлен связный рассказ об одном образе литературного героя Сравнительная таблица обеспечивает осмысление образа литературног о персонажа (Обломов) в сравнении с проанализиро ванным на предыдущем занятии образом (Штольц); позволяет выделить типологическ ие черты образа литературног о героя, освоить один из способов его характеристик и (на основе цитатного материала) 1.Самостоятельное чтение (каждым ребёнком) цитатного материала. 2.Обсуждение в парах параметров сравнения, выдвижение гипотез (например, « жизненное кредо », « внешность » и т.д.) 3.Фронтальная беседа: обсуждение параметров сравнения 4.Фиксация в 1 колонке таблицы « единых » параметров. 5.Индивидуальная работа по выделению ключевых слов в каждой цитате (например, « Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги … Он беспрестанно в движении …» ). 6.Парный взаимоконтроль (по ключевым словам). 7.Заполнение таблицы (2 и 3 колонки). 8.Подготовка каждым обучающимся связного рассказа об одном из образов литературного героя (Обломов или Штольц). 9.Взаимоконтроль в парах Готовность к работе в парах, взаимному контролю Включение педагога в работу (поддержка темпа) Связь с изученным ранее Фиксация процедур сравнения

Перенесение опыта Практика Опыт Формализованная модель (обобщение) Информационная карта опыта Автор опыта Обобщение

Программа Программа ПК должна быть сконструирована как «комплекс способов» удовлетворения заказа и разворачиваться в индивидуальные образовательные маршруты (экстернат, очно- заочную форму, дистанционную, очную с отрывом и т.п.). Степень «прироста» человеческого капитала («выход») будет определяться НМР, «проявляющей» человеческий капитал, делающей его доступным, упакованным, а значит, и тиражируемым. Продукция НМР на каждом этапе разворачивания деятельности специалиста РСО будет различной по жанрам, но всегда содержащей «привязку» к обеспечению наращивания человеческого капитала специалиста РСО и, одновременно, к ДПОП, которую он осваивает (воспроизводит на рабочем месте). Так возникает непрерывность наращивания, пересоорганизации, изменения человеческого капитала (режим самообразования).

суммарный результат результаты 3, 4результаты 1, 2 Блок 1 Модуль 1 Модуль2 Блок 2 Модуль3 Модуль4 Модуль 5 Блок 3 Модуль 6 Модуль7

Модель подготовки субъекта сопровождения «Погружение»: актуализация теоретических представлений «Осмысление»: построение новых смыслов, рефлексия практики «Проверка»: решение практических ситуаций (в реальном образовательном процессе)

суммарный результат результаты Блок 1 Модуль 1 Модуль2 Блок 2 Модуль3 Модуль4 Модуль 5 Блок 3 Модуль 6 Модуль7 Зона выхода в рефлексивную позицию, профессиональной коммуникации Позиции в организации Представление о сущности и содержании деятельности Методы и средства взаимодействия с детьми Зона «захвата»

Принципы создания портфолио педагога Прозрачные правила игры (четкое распределение ролей, удобная поисковая система) Максимальное удовлетворение образовательной потребности пользователя Приоритет материалов под ключ, апробированных образцов, схем, алгоритмов, «шпаргалок»

Среда хранения Оформление позиции автора «портфолио», разработчика содержания Ответственность за содержание конкретного педагога Формирование «методического банка» по ключевым проблемам Возможность пользователю познакомиться с дополнительным материалом и при необходимости его скопировать

Очень мало1234Превосходно Почему Вы так считаете? Охарактеризуйте двух-трёх «успешных» учащихся из любых классов, где Вы работали в текущем году? Что позволяет говорить об успешности этих учащихся? Распространимы ли способы достижения успеха этими детьми на остальных. Да или нет, почему? Есть ли какие-либо основания (причины) различий в достижениях учащихся в зависимости от пола, этнического происхождения или группировок. Если да, какие действия Вами предприняты, запланированы на следующий год? Что вызывает особенную тревогу, не может быть разрешено без помощи коллег? Насколько можно говорить о дифференцированном подходе к обучающимся? Оцените: