1. Представление о документах и документальных потоках 2. Виды документов 3. Закономерности функционирования документальных потоков 3.1. Рост объема потоков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные классы документов. Критерии отбора документов. 9 класс.
Advertisements

СОВРЕМЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ Подготовила студентка группы Э 121 б Гавриленко Екатерина.
Основы информационной культуры личности Занятие 4 8 класс.
Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Кафедра гуманитарных дисциплин.
Выполнила: Е.В. Малыконт, студентка 2-го курса очной формы обучения экономического факультета, группа Э 121 б.
Проекты библиотеки. Банк знаний ученого – исследователя; Создание интеллектуальной продукции; Электронная библиотека.
Виды и типы библиографических пособий Библиотечный урок.
Сайт: Калининградская областная научная библиотека ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ и УСЛУГ.
Клемантович И.П. МТРСП. Курс лекций В – 1. МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Аксиологический фактор, отражающий уровень культуры социального педагога.
Тема 3. Оформление научного исследования Для курсовых и дипломных работ ВГУЭС следует смотреть: СТП 1.005–2004 « Система вузовской учебной документации.
Лекция 3 Методология научных исследований План Понятия, сущность методологии Структура и принципы методологического аппарата.
Научное издание (НИ) содержит результаты теоретических или экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры,
Лекция 2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта:
1 Требования к содержанию электронных образовательных ресурсов СОИРОСОИРО.
Информационный поиск Путеводитель по каталогам и картотекам библиотеки.
Конкурс школьных библиотек Информационная культура школьника.
Понятие исследовательской деятельности Главная цель - получение новых знаний, научной информации. Виды исследовательской деятельности: теоретическая, экспериментальная.
Информационные ресурсы современного общества Учитель: Аксёнчикова И.А.
НБ ПГПИ – партнер павлодарских школ В. Суворова
Транксрипт:

1. Представление о документах и документальных потоках 2. Виды документов 3. Закономерности функционирования документальных потоков 3.1. Рост объема потоков 3.2. Старение информации и документов 3.3. Актуализация информации 3.4. Рассеяние информации 4. Информационные издания как средство слежения за первичным документальным потоком

1. Гордукалова, Г. Ф. Документальный поток социальной тематики как объект библиографической деятельности [Текст] / Г. Ф. Гордукалова. – Л., – 108 с. 2. Справочник библиографа [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, – 560 с. 3. Справочник информационного работника [Текст] / науч. ред. Р. С. Гиляревский, В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, – 552 с. 4. Ефимов, А. Н. Интернет как информационный массив. Применимы ли общие информационные законы к Интернету? [Текст] / А. Н. Ефимов, М. В. Шойхер // НТИ. Сер. 1. – – 7. – С. 34–38.

Документ - это материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее хранения и передачи во времени и в пространстве.

Опубликованные НепубликуемыеНеопубликованные Диссертация

Первичные Вторичные Аннотация Предлагается научно-методический материал для выполнения учебно-исследовательских и индивидуально-творческих заданий и упражнений, изучения и анализа работы социально-педагогических учреждений, проведения лабораторных работ, практических занятий, ролевых и социально ориентированных игр, социально-психолого- педагогических тренингов. Книга может быть полезна слушателям факультетов повышения квалификации, практическим работникам социально-педагогических учреждений, социальным педагогам, психологам, социологам, социальным работникам, педагогам- воспитателям. Библиографическое описание Шептенко П. А. Методика и технология работы социального педагога [Текст] / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина. – М.: Академия, – 208 с. (Сер. Высшее образование)

Непериодические Книги, альбомы, открытки Периодические Газеты, журналы, бюллетени

Читаемые человекомМашиночитаемые

СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ПОТОКА (многоаспектная классификация) п/п Наименование деления Наименование классаПримеры документов, входящих в состав класса 1.Знаковые средства закрепления информации 1.1 Текстовые (читаемые)Книги, брошюры, журналы, газеты 1.2 Идеографические (знаковые)Ноты, карты, схемы, чертежи, изоиздания 1.3 Иконические (рассматриваемые)Изоиздания, фотографии, рисунки, кинофильмы, слайды 1.4 Аудиальные (слышимые)Фонограммы, музыкальные компакт-диски 1.5 Тактильные (осязаемые)Документы, выполненные шрифтом Л. Брайля 1.6 Аудиовизуальные (воспринимаемые одновременно зрением и слухом) Звуковой кинофильм, видеофильм, киноленты, граммпластинки, слайды, видеодиск, мультимедиа, голограммы 1.7 Машиночитаемые (воспринимаемые только при помощи специальной техники) Дискеты, компакт-диски, микрофиши, магнитные ленты, перфокарты, граммпластинки 2.Широта распространения информации 2.1 ОпубликованныеКниги, газеты, журналы 2.2 НеопубликованныеДиссертации, авторефераты диссертаций, депонированные рукописи, отчеты о НИР и ОКР 2.3 НепубликуемыеПриказы, распоряжения, штатные расписания 2.4 ПромежуточныеПрепринты 3.Целевое назначение 3.1 ОфициальныеПравительственные (конституция, законы, уголовный кодекс, указы, постановления, решения и др.), нормативно-технические (ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ, инструкции), патентные документы

СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ПОТОКА (многоаспектная классификация) 3.2 УчебныеУчебники, учебные пособия, хрестоматии, практикумы 3.3 СправочныеСловари, справочники, энциклопедии 3.4 НаучныеМонографии, диссертации, авторефераты диссертаций, сборники научных трудов, материалы конференций 3.5 Научно-популярныеКниги, брошюры, журналы 3.6 ПроизводственныеКниги, брошюры, руководства, пособия, журналы 3.7 ПатентныеПатенты, описания изобретений к авторским свидетельствам; описания промышленных образцов, полезных моделей, товарных знаков 3.8 РекламныеПроспекты, буклеты, каталоги, афиши 3.9 Массово-политическиеКниги, брошюры, журналы, газеты 3.10 Литературно- художественные Книги, журналы 3.11 Для досугаКниги, брошюры, журналы, игры, кроссворды, гороскопы, сборники песен, репертуарные сборники 3.12 ИнформационныеБиблиографические, реферативные, обзорные издания 4.Регулярность выхода в свет 4.1 НепериодическиеКниги, брошюры, альбомы, открытки, ноты 4.2 ПериодическиеЖурналы, газеты, бюллетени 4.3 СериальныеСерия «ЖЗЛ», «Жизнь в искусстве», «Литературные памятники», «Серия литературных мемуаров» 4.4 Продолжающиеся«Труды …», «Ученые записки …», «Вестник …», «Известия …» 5.Степень аналитико синтетической Переработки (свертывания) информации 5.1 ПервичныеКниги, брошюры, журналы, газеты 5.2 ВторичныеБиблиографические описания, аннотации, рефераты, обзоры

СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ПОТОКА (многоаспектная классификация) 6.Материальная конструкция 6.1 СброшюрованныеКниги, книжки-игрушки журналы 6.2 НесброшюрованныеЛистовки, газеты, буклеты, плакаты, карты 6.3 КомплектныеГазеты, открытки, книга + CD-ROM, книга + видео компакт-диск 7.Объем издания 7.1 КнигиКнижные издания объемом свыше 48 страниц 7.2 БрошюрыКнижные издания объемом свыше 4, но не более 48 страниц 7.3 ЛистовыеЛистовые издания объемом от 1 до 4 страниц

Основные классы документов п/п Класс документовОпределениеПримеры 1.НаучныеДокументы, содержащие сведения о теоретических или экспериментальных исследованиях, а также научно-подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы и предназначенные, прежде всего для использования в сфере науки Монографии, статьи, материалы конференций, сборники трудов, диссертации, авторефераты, препринты, отчеты о НИР и ОКР, депонированные рукописи 2.Научно-популярныеДокументы, содержащие сведения о теоретических и экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю- неспециалисту, используемые для расширения культурного и профессионального кругозора читателей Книги, брошюры, журналы, статьи из периодических и продолжающихся изданий и разовых сборников 3.Производственно- практические Документы, содержащие сведения по технологии, технике и организации производства, а также из других областей общественной практики, рассчитанные на специалистов различной квалификации Книги, брошюры, журналы, нормы, правила и требования, инструкции, руководства и пособия, статьи

Основные классы документов 4.УчебныеДокументы, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера в форме, пригодной для обучения и преподавания Учебники, учебные пособия, программы учебных курсов, сборники упражнений, задач, практикумы, хрестоматии 5.СправочныеДокументы, содержащие краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскивания, не предназначенные для сплошного чтения Энциклопедии, словари, разговорники, справочники, календари памятных дат, путеводители 6.ИнформационныеДокументы, содержащие только вторичную информацию об опубликованных (неопубликованных) документах Библиографические, реферативные, обзорные издания, сигнальная информация, экспресс-информация

Основные классы документов 7.ОфициальныеДокументы, распространяемые от имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных организаций и содержащие материалы нормативного или директивного характера, правила, нормы и требования в разных сферах 7.1ПравительственныеУказы, конституция, своды законов, постановлений, нормативных актов, общегосударственные программы, решения 7.2Нормативно- технические Стандарты (межгосударственные, государственные (ГОСТ), отраслевые (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), технические условия (ТУ)); сертификаты качества, патентные документы, паспорта технических изделий

Документальный поток (ДП) – это совокупность функционирующих в обществе первичных документов (ПД). ДП отражает в документальной форме результаты социальной деятельности людей: научно-познавательной, образовательной, художественной, практической и др.

Выпуск книг и брошюр в России за 2011 год Статистические показатели по выпуску книжных изданий за период 2008 – 2011 годов, а также выпуск периодических изданий и авторефератов диссертаций за 2011 год [Электронный ресурс] // Российская книжная палата. – Режим доступа: Число книг и брошюр, печ. ед. Общий тираж, тыс.экз. В % к числу книг и брошюр В % к тиражу Всего: в том числе: Книги Брошюры В переплете В обложке Новые издания Переиздания Сериальные издания Переводные издания

Выпуск книг и брошюр в России по целевому назначению за 2011 г. Статистические показатели по выпуску книжных изданий за период 2008 – 2011 годов, а также выпуск периодических изданий и авторефератов диссертаций за 2011 год [Электронный ресурс] // Российская книжная палата. – Режим доступа: Число книг и брошюр, печ.ед. Общий тираж, тыс.экз. Всего Научные издания Научно-популярные издания Нормативно-производственные издания Официальные издания Учебные и методические издания Литературно-художественные издания Издания для детей и юношества Справочные издания Религиозные издания Издания для широкого круга читателей Информационно-рекламные издания Производственно-практические издания

Рост объема потока – это непрерывное увеличение числа вновь создаваемых документов Удвоение объемов информации в истории человечества: До 1800 г. – каждые 50 лет С 1950 г. – каждые 10 лет С 1970 г. – каждые 5 лет С 2000 г. – ежегодно Прогноз на 2020 г. – каждые 72 дня (по данным Gartner Group: KPMG Knowledge Management Resource Report, And Knowledge Management Scenario: Trends and Directions for , 1999.) Количественные показатели объемов информации По состоянию на 2007 г. объем созданной за всю историю человечества информации 281 Эксабайт (миллиардов гигабайт). Прогноз на 2011 г Эксабайт., в т.ч. 25% - видеоинформация. (по данным ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»)

Старение – объективный процесс утраты социальной информацией и документами, эту информацию фиксирующими, присущих им ценностных свойств в связи с появлением новых, более полных и достоверных сведений Не устаревающая информация и документы («золотой фонд») Устаревающая информация и документы

Актуализация – возвращение к активному использованию публикаций прошлых лет, происходящее в связи с переоценкой обществом каких-либо концепций, идей, методов, способов производства. Причины такой переоценки - осознание ошибочности путей, избранных в социальной жизни или науке, получение новых знаний, позволяющих иначе взглянуть на опыт предшественников, стремление к рассмотрению проблем в историческом ракурсе. XV век – возникновение идей Парашют Велосипед Танк Прожектор Катапульта Робот Леонардо да Винчи ( ) XX век – актуализация идей

Рассеяние публикаций - факт опубликования статей определенной тематики в непрофильных, т.е. не относящихся к данной отрасли журналах. Тема: Мультимедийные технологии в образовании Кудряшова Т. Г. Системное использование мультимедийных средств обучения: проблемы и пути их разрешения [Текст] / Т. Г. Кудряшова // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ – (2). – С. 94 – 101. Разработка мультимедийных учебников: эффективность и «подводные камни» [Текст] / Э.К.Шахов, А.И. Надеев, В.В. Акинин, Е.М.Голобокова // Прикладная информатика. – – 1. – С.92 – 101. Вакулюк В. Мультимедийные технологии в учебном процессе [Текст] / В. Вакулюк // Высшее образование в России. – – 2. – С.101 – 105. Елистратова Н.Н. Мультимедиа как перспективная образовательная технология [Текст] / Н.Н.Елистратова, М.М.Молотов // Вестник военного автомобилиста. – – Вып.1. – С.39 – 40. Тема: Работа социального педагога с детьми- сиротами и подростковыми группами асоциальной направленности Березина В. Социальный педагог в школе [Текст] / В. Березина // Воспитание школьника. – – 2. – С. 14 – 17. Слот В. Помощь подросткам на пути к самостоятельности [Текст] / В.Слот, Х.Спанярд // Вестник психосоциальной и коррекционо- реабилитационной работы. – – 3. – С.81 – 88. Захарова Ж.А. Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающей семьи [Текст] / Ж.А.Захарова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. – – Т.12, 8. – С.70 – 73. Дубинин С.Н. Психолого-педагогические условия ресоциализации личности подростка девиантного поведения в общеобразовательной школе [Текст] / С.Н. Дубинин // Вестник экономической интеграции. – – 3. – С.132 – 146.

«Ядерная» зона 8 журналов = 220 статей «Смежная» зона 40 журналов = 220 статей Зона рассеяния 200 журналов = 220 статей

1. Какие виды деятельности людей порождают документальные потоки? 2. В чем состоят сходство и отличие научных документов от учебных? 3. Каковы основные признаки официальных документов? 4. Каковы основные признаки справочных документов? 5. Каковы отличительные признаки информационных изданий? 6. Каково назначение информационных изданий? 7. Каковы основные закономерности функционирования документальных потоков?

Материал для контроля и самопроверки знаний и умений В результате изучения темы «Первичный документальный поток» студент должен: Знать (давать определения понятиям) Уметь 1.ДокументОбъяснять использование термина «материальный носитель» в составе определения понятия «документ», выявлять отличительные признаки документа 2.Первичный документОтличать первичный документ от вторичного документа, приводить примеры первичных документов 3.Вторичный документОтличать вторичный документ от первичного документа, приводить примеры вторичных документов 4.Классификация первичных документов Группировать первичные документы по различным основаниям деления: по широте распространения, периодичности, носителю информации 5.Виды первичных документовПриводить примеры различных первичных видов документов по широте распространения, периодичности, носителю информации 6. Первичный документальный потокВыявлять отличительные признаки документального потока 7. Закономерности функционирования документальных потоков Приводить примеры проявления закономерностей функционирования документальных потоков 8. Рост объема потока информацииОбъяснять сущность роста объема потока информации 9. Старение информацииОбъяснять сущность старения информации 10. Актуализация информацииОбъяснять сущность актуализации информации 11. Рассеяние информацииОбъяснять сущность рассеяния информации 12. Закон БрэдфордаОбъяснять сущность Закона Брэдфорда 13. Информационные изданияВыделять из других видов периодических изданий, приводить примеры конкретных информационных изданий, выявлять их отличительные черты