1 Существенные отличия стандарта Первого поколения (2004 г.)Второго поколения ( 2009 г. ) Изменилось понимание того, что такое стандарт Стандарт – фиксированные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об организации деятельности региональных инновационных площадок по апробации ФГОС дошкольного образования Паршукова Ирина Леонардовна, доцент кафедры психологии.
Advertisements

1 Межмуниципальный информационно-методический центр – как средство развития системы методической работы в сфере образования Курганской области А.В. Шатных,
1 Подготовка руководящих и педагогических работников к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Горбунова Людмила Ивановна, главный специалист управления образования О введении ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях города Таганрога.
П/пМероприятияСрокиПредполагаемые результатыОтветственные.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Организация введения ФГОС начального образования в пилотных школах.
Методическое сопровождение педагога в условиях перехода на ФГОС С.Н. Ямшинина, АПКиППРО г. Москва.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Организация введения ФГОС начального образования.
Основные параметры внедрения ФГОС В презентации использованы материалы выступлений, статьи и презентации Всероссийских конференций разных лет ректора МГППУ.
Концепция выполнения работ (услуг) «Организация и проведение апробации ФГОС общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия 1 имени В.Я. Шишкова» г. Бежецк ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения Лаборатория инновационного опыта СО РИПКРО.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 средняя общеобразовательная школа 3 Проектирование образовательного.
«Оценка результатов обучения ведущих консультантов и перспектив деятельности» Алексеева Анна Станиславовна, к.б.н., проректор по корпоративному обучению.
Ключевые особенности ФГОС. ФГОС Совокупность трех систем требований к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Приказ Зарегистрирован Минюстом России г., рег октября 2009 г. 373 Об утверждении.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС начального общего образования в образовательных учреждениях Забайкальского края Л.К. Портнова, проректор.
Транксрипт:

1

Существенные отличия стандарта Первого поколения (2004 г.)Второго поколения ( 2009 г. ) Изменилось понимание того, что такое стандарт Стандарт – фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов Стандарт включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ

3 Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования

4 Поэтому, если раньше под образовательными результатами имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь имеем дело с операциональными личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Проблемы России Стратегия 2020 Проблемы России Стратегия 2020 Формирование стандарта как общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Формирование стандарта как общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Новые технологии Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Новые технологии Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Новая цель образования Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Человек XXI Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации. Ориентированность на знания и использование новых технологий. Активное стремление расширить жизненный горизонт. Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего. Активное финансовое поведение. Здоровый и безопасный образ жизни.

Основы школьного стандарта Стратегия 2020 Стратегия 2020 Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Научная основа Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно- деятельностный подход Научная основа Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно- деятельностный подход Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

Сопровождение введения федерального государственного стандарта начального общего образования на региональном уровне. Решение коллегии Министерства образования Иркутской области. от 5 апреля 2010 года О подготовке к введению и реализации федерального стандарта НОО в Иркутской области в гг.

Мероприятия и план-график по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Иркутской области на материально-техническое обеспечение введения ФГОС; нормативное обеспечение введения ФГОС; финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС; организационное обеспечение введения ФГОС; кадровое обеспечение введения ФГОС; информационное обеспечение введения ФГОС;

Структура управления и научно-методического сопровождения деятельности по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Иркутской области в гг. Министерство образования Иркутской области Региональный координационный совет Региональный оператор введения ФГОС НОО, региональный координационный научно-методический центр (ИПКРО) Муниципальные органы управления образованием Муниципальный консультационный пункт Пилотная площадка Ресурсные центры Областной экспертный совет по инновационной и экспериментальной деятельности

Региональный координационный совет по введению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Иркутской области (далее – Совет) является коллегиальным совещательным органом при Министерстве образования Иркутской области. Совет образован с целью обеспечения нормативно-правового и организационного сопровождения введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования в Иркутской области. (положение утверждено 5 апреля 2010 года) Региональный координационный Совет по введению и реализации ФГОС НОО в Иркутской области

подготовка предложений министру образования Иркутской области по принятию решения о формировании региональной нормативной базы, обеспечивающей организацию деятельности по введению и реализации ФГОС начального общего образования в образовательных учреждениях региона; организация реализации мероприятий по обеспечению введения ФГОС начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Иркутской области; обеспечение координации и системного взаимодействия всех субъектов внедрения ФГОС начального общего образования в образовательных учреждениях Иркутской области; регионального оператора введения ФГОС начального общего образования, регионального координационного научно-методического центра, муниципальных органов управления образованием, муниципальных консультационных пунктов, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, профессионального и дополнительного профессионального образования; координация деятельности муниципальных органов управления образованием в создании условий, соответствующих требованиям ФГОС. Основные задачи и функции Совета

Региональный координационный научно- методической центр по введению и реализации ФГОС НОО в Иркутской области (положение утверждено 5 апреля 2010 года) Региональный координационный научно-методический центр (далее – Центр) является координационным и научно-методическим органом регионального оператора введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Иркутской области – Иркутского института повышения квалификации работников образования (Далее – ИИПКРО). Центр является одной из форм участия научно-педагогической общественности в реализации государственной политики в области повышения качества образования.

Научно-методическая и координационная поддержка деятельности муниципальных органов управления образованием, консультационных пунктов и пилотных площадок по введению и реализации ФГОС начального общего образования в Иркутской области. Организация и проведение семинаров, конференций, курсов и иных форм, направленных на подготовку руководящих и педагогических работников к введению и реализации ФГОС начального общего образования, развитие их профессиональной, информационной и правовой компетентности в сфере повышения качества общего образования. Обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников в области содержания ФГОС начального общего образования и технологий его реализации. Организация экспертизы продуктов деятельности пилотных площадок опережающего введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для принятия решений об их распространении (тиражировании) для образовательных учреждений, приступающих к введению ФГОС начального общего образования в обязательном режиме (с 1 января 2011 года). Основные задачи и функции Центра

Состав регионального научно-методического центра 1. Чапоргина Наталья Александровна, проректор ИПКРО, председатель центра, д.п.н., профессор; 2. Чистякова Любовь Андреевна, зав. кафедрой начальных ступеней развития ребенка, зам. Председателя центра, к.п.н., доцент; 3. Сидорова Елена Николаевна, ст. методист кафедры начальных ступеней развития ребенка, секретарь центра; 4. Магальник Людмила Алексеевна, руководитель центра развития методических и управленческих кадров при кафедре управления инновационными процессами и педагогическими технологиями, к.п.н., доцент; 5. Черниговская О.И., директор гимназии 8 г. Ангарска; 6. Костин Александр Константинович, руководитель службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области, председатель областного экспертного совета;

Состав регионального научно-методического центра 7.Тютрина Надежда Геннадьевна, директор ЦО 47 г. Иркутска; 8.Ангархаева Екатерина Алексеевна, зав. кафедрой этнопедагогики, к.п.н.; 9.Авгусманова Татьяна Валерьевна, информационно-методический центр Усольского района; 10.Козырева Людмила Михайловна, руководитель муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования г. Ангарска; 11. Михалева Елене Валерьевна, руководитель областного ресурсного центра; 12.Чернявская Татьяна Львовна, зам. Начальника управления образованием, молодежной политики и спорта г. Шелехова.

План работы регионального координационного научно- методического центра по введению и реализации ФГОС начального общего образования I. Создание кадрового обеспечения введения ФГОС начального общего образования. Разработать образовательные программы повышения квалификации на основе модульно-компетентностного подхода и проводить курсы модули, семинары для руководителей и специалистов МОУО, руководителей и специалистов муниципальных методических служб, руководителей ОУ, педагогов по вопросам введения ФГОС начального общего образования Ответственные: Санжиева Я.Б., проректор ИПКРО по УМР, д.п.н., профессор; Чистякова Л.А., зав. кафедрой начальных ступеней развития ребенка, к.п.н, доцент; Магальник Л.А., руководитель центра развития методических и управленческих кадров при кафедре управления инновационными процессами и педагогическими технологиями, к.п.н., доцент; Ангархаева Е.А., зав. кафедрой этнопедагогики, к.п.н.; Ткачук Е.А., зав. кафедрой охраны безопасной жизнедеятельности, физической культуры и экологии человека, к.м.н.; Шахерова О.Н., зав. кафедрой русского и иностранных языков, литературы, МХК, к. фил.н., доцент; Дурасов В.А., зав. кафедрой информатики, к.т.н., доцент; Баранова О.В., зав. кафедрой психологии, к.псих.н., доцент.

План работы регионального координационного научно- методического центра по введению и реализации ФГОС начального общего образования I. Создание кадрового обеспечения введения ФГОС начального общего образования. Подготовить программы и обучить тьюторов, обеспечивающих повышение профессионального компетентности педагогических работников по проблемам ФГОС. Ответственные: Санжиева Я.Б., проректор ИПКРО по УМР, д.п.н., профессор; Чапоргина Н.А., проректор ИПКРО по НМР, д.п.н., профессор.

План работы регионального координационного научно- методического центра по введению и реализации ФГОС начального общего образования II. Методическое сопровождение введения ФГОС начального общего образования на территории области. Проведение инструктивно-методических совещаний с руководителями и специалистами ММС, с руководителями ОУ – пилотных площадок опережающего введения ФГОС начального общего образования». Ответственные: Чапоргина Н.А., проректор ИПКРО по НМР, д.п.н., профессор; Магальник Л.А., руководитель центра развития методических и управленческих кадров при кафедре управления инновационными процессами и педагогическими технологиями, к.п.н., доцент; Чистякова Л.А., зав. кафедрой начальных ступеней развития ребенка, к.п.н., доцент.

План работы регионального координационного научно- методического центра по введению и реализации ФГОС начального общего образования II. Методическое сопровождение введения ФГОС начального общего образования на территории области. Проведение обучающих семинаров для руководителей МОУО, руководителей и специалистов муниципальных методических служб по вопросам введения ФГОС начального общего образования Ответственные: Чапоргина Н.А., проректор ИПКРО по НМР, д.п.н., профессор; Магальник Л.А., руководитель центра развития методических и управленческих кадров при кафедре управления инновационными процессами и педагогическими технологиями, к.п.н., доцент; Чистякова Л.А., зав. кафедрой начальных ступеней развития ребенка, к.п.н., доцент.

План работы регионального координационного научно- методического центра по введению и реализации ФГОС начального общего образования II. Методическое сопровождение введения ФГОС начального общего образования на территории области. Организация и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров-совещаний, круглых столов ( в том числе с использованием ИКТ – технологий), по проблемам ФГОС начального общего образования. Ответственные: Чапоргина Н.А., проректор ИПКРО по НМР, д.п.н., профессор; Санжиева Я.Б., проректор ИПКРО по УМР, д.п.н., профессор; Чистякова Л.А., зав. кафедрой начальных ступеней развития ребенка, к.п.н., доцент; Михалева Е.В., руководитель ОРЦ ИПКРО.

План работы регионального координационного научно- методического центра по введению и реализации ФГОС начального общего образования II. Методическое сопровождение введения ФГОС начального общего образования на территории области. Подготовить и издать спецвыпуск «Педагогический журнал Прибайкалья», посвященный введению ФГОС начального общего образования в области Ответственные: Дамешек Л.М., ректор ИПКРО, д.п.н., профессор; Чапоргина Н.А., проректор ИПКРО по НМР, д.п.н., профессор; Санжиева Я.Б., проректор ИПКРО по УМР, д.п.н., профессор; Чистякова Л.А., зав. кафедрой начальных ступеней развития ребенка, к.п.н, доцент Разработать методические рекомендации по введению ФГОС в общеобразовательных учреждениях области Ответственные: Магальник Л.А., руководитель центра развития методических и управленческих кадров при кафедре управления инновационными процессами и педагогическими технологиями, к.п.н., доцент; Чистякова Л.А., зав. кафедрой начальных ступеней развития ребенка, к.п.н., доцент.

План работы регионального координационного научно- методического центра по введению и реализации ФГОС начального общего образования III. Создание информационного обеспечения введения ФГОС начального общего образования. Создание раздела «Введение и реализации ФГОС в образовательных учреждениях Иркутской области» с возможностью организации on-line консультаций и форумов. Ответственные: Михалева Е.В., руководитель ОРЦ ИПКРО; Руководители структурных подразделений института. Создание на сайте института мониторинга перехода образовательных учреждений области на ФГОС начального общего образования общеобразовательных учреждениях области

План работы регионального координационного научно- методического центра по введению и реализации ФГОС начального общего образования III. Создание информационного обеспечения введения ФГОС начального общего образования. Проведение видеоконференции с участием муниципальных ресурсных центров образовательных округов (центральный, Юго-Западный, Северо- Западный, Северный) по проблема введения ФГОС начального общего образования Ответственные: Михалева Е.А., руководитель ОРЦ ИПКРО. Чистякова Л.А., зав. кафедрой начальных ступеней развития ребенка, к.п.н., доцент.

План работы регионального координационного научно- методического центра по введению и реализации ФГОС начального общего образования IV. Организационное обеспечение введения ФГОС. Создание региональной системы мониторинга выполнения требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; Разработка и публикация научно-методических и практических материалов, сопровождающих подготовку к введению ФГОС начального общего образования в Иркутской области. Организация деятельности пилотных площадок опережающего введения ФГОС начального общего образования в Иркутской области (в том числе ОУ – победителей ПНПО); Рецензирование основных образовательных программ начального общего образования пилотных площадок опережающего введения ФГОС начального общего образования в Иркутской области; Ответственные: Чистякова Л.А., зав. Кафедрой начальных ступеней развития ребенка, к.п.., доцент.

План работы регионального координационного научно- методического центра по введению и реализации ФГОС начального общего образования V. Обобщение и распространение педагогического опыта инновационных (пилотных площадок). 1 раз в полугодие издавать Вестник о ходе введения ФГОС начального общего образования в Иркутской области (по графику) Ответственные: Чапоргина Н.А., проректор ИПКРО по НМР, д.п.н., профессор.

Положение о муниципальном консультационном пункте по введению и реализации ФГОС НОО в Иркутской области (положение утверждено 5 апреля 2010 года) Положение и муниципальном консультационном пункте по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) начального общего образования в Иркутской области определяет задачи, направления деятельности и порядок организации работы Консультационного пункта. Консультационные пункты создаются в структуре муниципальных методических служб (далее – ММС)и педагогических колледжей, осуществляющих подготовку специалистов для начального общего образования. Работу Консультационного пункта обеспечивают квалифицированные методисты, специалисты и педагогик, имеющие соответствующую подготовку в сфере методического и консультационного сопровождения инновационной деятельности, являющиеся работниками муниципальных методических служб и образовательных учреждений. Работа Консультационного пункта осуществляется во взаимодействии с региональным координационным советом, региональным оператором по введению ФГОС начального общего образования в Иркутской области, региональным координационным научно- методическим центром, муниципальным координационным советом, муниципальным органом управления образованием, муниципальным образовательным учреждением муниципального подчинения.

Основными задачи и направления деятельности Консультационного пункта Изучение препятствий и проблем, выявленных в ходе подготовки введения и реализации ФГОС, информирование о них муниципального координационного совета и регионального координационно- методического центра. Проведение телефонного консультирования («горячая линия») учащихся общеобразовательных учреждений и их родителей (законных представителей), педагогов и руководителей муниципальных образовательных учреждений по вопросам введения и реализации ФГОС начального общего образования. Создание на сайте муниципальной методической службы (муниципального органа управления образованием), педагогического колледжа специального раздела им размещение в нем материалов, отражающих процесс введения и реализации ФГОС начального общего образования в стране, регионе и муниципалитете.

Положение о пилотной площадке опережающего введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях Иркутской области (утверждено 5 апреля 2010 года) Статус пилотной площадки Пилотной площадкой может стать образовательное учреждение любого типа и вида, соответствующее требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям настоящим Положением, проявившее инициативу быть инновационной площадкой для опережающего введения, содержательного исполнения экспериментальных образовательных проектов, связанных с введением и реализацией ФГОС начального общего образования. Статус пилотной площадки дает возможность вносить изменения (при соблюдении федерального и регионального законодательства) в содержание, педагогической технологии, организационную образовательную структуру и систему управления образовательным учреждением, формы повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров. Статус пилотной площадки позволяет педагогическим работника образовательного учреждения проходить повышение квалификации в первоочередном порядке в следующих формах: краткосрочные курсы (не менее 72 часов), обучающие семинары, мастер-классы, совместное проектирование, консультации и др.

Присвоение статуса и организации деятельности Пилотных площадок Требования, предъявляемые к образовательному учреждению, претендующему на статус «пилотная площадка опережающего введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Иркутской области»: согласие управляющего совета на опережающее введение ФГОС начального общего образования в экспериментальном режиме (отметка председателя управляющего совета или другого органа государственно- общественного управления образовательным учреждением на заявлении директора); наличие профессиональной административно-управленческой команды (менеджмент, проектно-программное обеспечение); продуктивная деятельность методического объединения учителей начальных классов (обобщение и презентация педагогического опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях; достижения педагогов и детей, отмеченные во внешних экспертизах); профессиональный уровень педагогов (не менее 60% учителей имеют высшее образование; не менее половины учителей имеют первую и высшую квалификационную категорию; все участники эксперимента повышали свою квалификацию в последние три года); преемственность в развитии детей при переходе от дошкольного к школьному образованию, со ступени начального общего на ступень основного общего образования (сохраняются и наращиваются достижения детей в развитии и образовании); наличие системы дополнительного образование детей (студии, кружки, мастерские, клубы и т.п. в образовательном учреждении и/или договор о взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей); наличие материально-технических условий (обеспечение детей двухразовым питанием; выполнение норм безопасности; доступ к сети Интернет, электронные адреса у всех участников эксперимента; наличие учебно- лабораторного оборудования для проведения экспериментов, наблюдения и т.п.); наличие информационно-образовательной среды (технологические средства информационное взаимодействие участников образовательного процесса с применением ИКТ, наличие служб поддержки ИКТ).

Присвоение статуса и организации деятельности Пилотных площадок Руководство деятельности пилотных площадок осуществляет региональной оператор по введению ФГОС – Иркутский институт повышения квалификации работников образования (далее – ИИПКРО) в части содержания. Методическое сопровождение деятельности пилотных площадок осуществляют муниципальные консультационные пункты, созданные на базе муниципальных методических служб и педагогических колледжей. Новая цель образования Новые средства обучения Новое содержание образования Стандарт общего образования Новые технологии обучения Новое целеполагание для учителей и обучающихся Новые требования к подготовке учителя

Какие изменения должны произойти В УЧИТЕЛЕ? Смена типа педагогического мышления: от репродуктивного - к продуктивному, от исполнительского - к творческому, от установки на трансляцию знаний – к самостоятельному, осмысленному конструированию образовательного диалога. Учитель – руководитель проекта, Учитель - консультант, Учитель - координатор деятельности. Современный учитель: Позиция учителя – профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки ценностей «со – участник», «третейский судья»

Какие изменения должны произойти В УЧИТЕЛЕ? Современный учитель: Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса Тематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса; Проектирование «учебных ситуаций» Организация работы обучающихся В группах и парах; В мобильных группах; Индивидуальная поддержка детей; Организация проектной деятельности. Оценочная деятельность (новые формы) ИКТ - компетентность

34