«Проектирование стратегических институтов развития образовательной политики РФ» Адамский А.И., научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Актуальные тенденции модернизации образования в РФ» Адамский А.И., научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Advertisements

«Стратегии развития региональной системы образования» Адамский А.И., научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Республика.
Реализация Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования на территории Малышевского ГО Реализация Реализация комплекса мер по модернизации.
Министерство образования РС (Я) АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации» республиканский семинар «Мониторинг реализации.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
1 Правительство Новгородской области Департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области Приветствуем участников II областного педагогического.
О реализации в Республике Хакасия проекта модернизации региональной системы общего образования Абакан, 7 июня 2011 года Галина Александровна САЛАТА – Министр.
Обеспечить проведение эксперимента по введению новых систем оплаты труда в дошкольных образовательных учреждениях Прием заявок на участие в конкурсе. Заключение.
November 4, Величутина Т.М., Заместитель начальника Департамента общего образования по социально- экономическим вопросам.
0 Тем роста заработной платы С 2011 года темп роста заработной платы в бюджетной сфере превышают рост по экономике РОСТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ИРКУТСКОЙ.
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
Анализ результатов мониторинга РКМ МРСО Р.В. Селюков, Институт проблем образовательной политики «Эврика», 29 октября 2011 г.
Организация работ по реализации поручения о модернизации системы общего образования и повышении заработной платы учителей г. Южно-Сахалинск, 29 апреля.
Дорожная карта по реализации Постановления Правительства РФ от 31 мая 2011 года 436.
Министерство образования Ставропольского края " Основные направления совершенствования системы оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений.
Заместитель начальника Департамента общего образования по экономическим вопросам Штауб И. Б.
Финансово-экономические модели обеспечения достижения эффектов модернизации Шадрина Н.М., заместитель директора института проблем образовательной политики.
Изменения в дошкольном образовании в рамках реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы Удмуртской Республики,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 села Бичевая « Эффективный контракт педагогических работников, направленного.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Транксрипт:

«Проектирование стратегических институтов развития образовательной политики РФ» Адамский А.И., научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»

Актуальные риски модернизации региональных систем образования Тенденция формирования сегмента школ (как сельских, так и городских), устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования. Недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике. Медленно происходит обновление педагогического корпуса. Доля учителей российских школ в возрасте до 30 лет составляет 13 %.

Актуальные риски модернизации региональных систем образования Не завершено формирование общероссийской системы оценки качества образования. Профессиональное сообщество во многом остается объектом, а не субъектом модернизации. Несформированность общественного заказа образованию. Рассогласование существующих норм. Автономия школы, свобода финансово- экономической деятельности становятся главными педагогическими факторами, обуславливающими поле, в котором развивается ребенок. Если ребенок в течение 10 лет получает опыт неспособности к принятию самостоятельных решений, сам их принимать в дальнейшем он будет не в состоянии

Вызовы 21 века 1. Все большее количество детей выше ценит внесистемные образовательные ресурсы, нежели системные. Cтановится важным вопрос: где протекает образовательная деятельность? И какими могут быть способы поддержки несистемной образовательной деятельности? 2. Предельной рамкой результативности, качества образования является социализация. Качество образования должно быть прежде всего связано с качеством жизнедеятельности. 3. Индивидуализация. Сегодня человеческий капитал не воспринимается суммарно. Важен капитал отдельно взятого человека. Общее благо зависит от самореализации каждого человека.

Вызовы 21 века 4. Электронная среда больше не является способом освоения других сред, она сама стала образовательной средой. Интернет сегодня активно соперничает с другими, более закрытыми носителями культуры. И в этом смысле он гораздо привлекательнее для молодого поколения как образовательный ресурс, нежели иные менее активные статичные артефакты.

Дифференциация субъектов федерации по уровню достигнутой эффективности по показателям: Соотношение ФОТ учителей и ФОТ остальных работников образовательного учреждения (оптимальным обозначено соотношение 70%/30%) Доля учащихся, обучающихся в малокомплектных школах (оптимальным является минимальный процент учащихся малокомплектных школ) Доля учащихся, обучающихся в школах старшей ступени (логика оценки в том, что чем больше отдельных школ, тем эффективнее расходуется бюджет. Мы обладаем лишь косвенным показателем – наполняемость старшей ступени, и будем использовать его) Доля сельских школ, в которые осуществляется подвоз из других школ (подвоз снижает число малокомплектных школ и повышает наполняемость классов) Соотношение учитель-ученик (оптимальным обозначено соотношение 1/15) Наполняемость классов (оптимальна максимальная наполняемость)

среднемесячная начисленная заработная плата работников в целом по экономике в РФ в 2011 году по данным РОССТАТ составила тыс. руб., среднемесячная начисленная заработная плата учителей в РФ за сентябрь 2012 г. сложилась на уровне ,9 руб. отклонение заработной платы учителей от средней по экономике в прошлом году составляет в среднем 9 %.

Динамика средней начисленной заработной платы работников образовательного учреждения в 2012 году по федеральным округам и в среднем по РФ

Динамика распределения ФОТ общеобразовательного учреждения (в среднем по всем субъектам РФ) в 2012 году

В течение последних 6 месяцев в 45 субъектах федерации ФОТ распределялся эффективно, 12 субъектов балансируют на границе эффективности, и в 26 субъектах структура ФОТ заметно отличается от рекомендуемой (в среднем 66,8%/ 33,2%). Наименьшую эффективность распределения ФОТ демонстрируют северные регионы: Ненецкий автономный округ (59/41%), Ямало-Ненецкий автономный округ (61/39%), Чукотский автономный округ (62/38%), Камчатский край (63/37%).

Доля учащихся, обучающихся в малокомплектных школах Общее количество малокомплектных общеобразовательных учреждений в РФ в сентябре составило школ, где учится 6,31% учащихся (в общей численности учащихся). В среднем за год в РФ функционировало малокомплектных школ, в которых обучалось в среднем 6,49% учащихся (в общей численности учащихся).

Количество малокомплектных общеобразовательных учреждений и доля обучающихся в них – по федеральным округам (сентябрь 2012)

Количество малокомплектных общеобразовательных учреждений По субъектам наибольшее число малокомплектных школ: в Алтайском крае (628 школ), Саратовской области (437), Оренбургской области (432), Республике Татарстан (401), Красноярском крае (329). Несмотря на невысокое число малокомплектных школ в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, на фоне меньшей численности учащихся в целом доля обучающихся в малокомплектных школах высока (6% и 7%). Наибольшая доля обучающихся в малокомплектных школах наблюдается в Алтайском крае (17% от общей численности учащихся), республике Мордовии (14%), республике Ингушетии (14%), Смоленской области (13%), Республике Бурятии (13%). Данные субъекты, кроме Ингушетии, не теряют позиций «лидеров» по доле школьников, обучающихся в малокомплектных школах, с начала 2012 года. Показатель республики Ингушетия в сентябре заметно вырос по сравнению с прошлым учебным годом, что выделяет этот субъект в числе пятерки субъектов с наибольшими показателями

Доля сельских школ, в которые осуществляется подвоз из других школ Максимальная доля сельских школ, в которых осуществляется подвоз учащихся в 2011 году отмечалась в Калининградской области (92%), Тамбовской области (86,7%), Псковской области (86,2%), Рязанской области (80,1%). Средняя доля сельских школьников, которым обеспечен ежедневный подвоз в базовые школы, в общей численности сельских школьников составляет по всем субъектам РФ 14,5%, городских школьников – 2,1% в общем числе городских школьников. На общем фоне заметно выделяются два субъекта: Калининградская и Псковская области, где ежедневный подвоз организован для 50% сельских и 6% городских школьников в Калининградской области и для 35% сельских и 7% городских школьников в Псковской. Подобные меры явно позволяют снизить число малокомплектных школ: в Калининградской области всего 1% учащихся обучается в малокомплектных школах, в Псковской – 7%.

Группа субъектов по доле школьников, которым обеспечен ежедневный подвоз в базовые школы

Динамика среднего соотношения учитель-ученик в сельских и городских общеобразовательных учреждениях в целом по РФ ( гг.) Среднее соотношение учитель-ученик по всем субъектам федерации составило в сентябре 12,7 учеников на одного педагога. Данный показатель с сентября 2011 года вырос с 12,0 до 12,7 учеников на учителя. В городских школах в среднем на одного учителя приходится 15,9 учеников, в сельских школах почти вдвое меньше – 8,5 учеников. В динамике с 2010 года показатель соотношение учитель-ученик демонстрирует устойчивый рост

Динамика среднего соотношения учитель-ученик в сельских и городских общеобразовательных учреждениях в целом по РФ ( гг.)

Динамика средней наполняемости классов в сельских и городских общеобразовательных учреждениях в целом по РФ ( гг.)

1 группа субъектов («лидеры»)

Дифференциация субъектов федерации по уровню достигнутой эффективности (на сентябрь 2012 г. ) Cреднее распределение ФОТ стабильно из месяца в месяц в 2012 году и делится как 72,2% ФОТ учителей и 27,8% ФОТ остального персонала. Основные итоги Наименьшую эффективность распределения ФОТ демонстрируют северные регионы: Ненецкий автономный округ (59/41%), Ямало- Ненецкий автономный округ (61/39%), Чукотский автономный округ (62/38%), Камчатский край (63/37%).

Дифференциация субъектов федерации по уровню достигнутой (на сентябрь 2012 г. ) Наибольшее число малокомплектных школ в сентябре насчитывается в Приволжском, Центральном и Сибирском федеральных округах. Несмотря на низкое число малокомплектных школ в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, доля обучающихся в них высока (6% и 7%) - на фоне меньшей численности учащихся в целом. Общее количество малокомплектных общеобразовательных учреждений в РФ в сентябре составило школ, где учится 6,31% учащихся (в общей численности учащихся). Основные итоги

Дифференциация субъектов федерации по уровню достигнутой эффективности (на сентябрь 2012 г. ) В динамике с 2010 года показатель соотношение учитель-ученик демонстрирует устойчивый рост В городских школах в среднем на одного учителя приходится 15,9 учеников, в сельских школах почти вдвое меньше – 8,5 учеников. Средняя наполняемость классов, расположенных в сельской местности – 11,71 учеников. Основные итоги Средняя наполняемость классов, расположенных в городской местности, в сентябре 2012 года составила 21,47 учеников в классе.

Основные итоги Субъекты, демонстрирующие высокую наполняемость классов и низкую долю малокомплектных школ, имеют более высокую среднюю заработную плату на 1 учителя.

Основные итоги Субъекты 1 группы (лидеры) оптимизировали наполняемость классов, организовав подвоз, снизив число малокомплектных школ, достигнув рекомендованного соотношения учитель- ученик, и получили относительно высокий уровень заработных плат учителей – руб. по итогам сентября.

Основные итоги Субъекты 2 группы (уровень выше среднего) отличаются от субъектов 3 группы (средний уровень) в основном долей школьников, которым организован подвоз, что позволило им повысить наполняемость классов в сельской местности и увеличить соотношение учитель-ученик. При этом, в данных группах остается порядка 5,5% малокомплектных школ, и показатель наполняемости классов все же далек от рекомендованных, несмотря на предпринятые меры, поэтому и уровень зарплат учителей находится на среднем уровне (порядка рублей)

Основные итоги Субъекты 4 и 5 групп отстают по уровню заработных плат учителей от средней (порядка рублей против ,9 средних по РФ), во многом по причине высокого числа малокомплектных школ и низкой наполняемости классов (причем и в сельской, и в городской местности). Прямым путем повышения уровня заработных плат видится повышение наполняемости классов и снижение числа малокомплектных школ. При этом, следует осознавать, что возможности повышения эффективности ограничены географическими факторами и финансовыми возможностями субъектов, и приведенное описание является срезом текущего положения вещей, из которого мы видим связь оптимизации штатных расписаний с целью повышения эффективности и уровень заработных плат учителей.

Дорожная карта для субъектов Российской Федерации по выполнению перечня мероприятий по указу президента от 7 мая 2012 года 597 « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Проведение анализа состояния сети образования Проведение анализа состояния сети учреждений образования Выявление уровня потребности в финансовом обеспечении реализации задачи Подготовка проекта Постановления об увеличении субвенций для муниципальных образований Проведение анализа эффективности деятельности образовательного учреждения Выявление уровня потребности в финансовом обеспечении реализации задачи Ноябрь 2012 Субъект Субъект Муниципалитет Муниципалитет Образовательное учреждение Доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе

Согласование проекта постановления с заинтересованными ведомствами Разработка ведомственного перечня муниципальных услуг Подготовка проекта постановления о внесении изменений в Закон «Об утверждении значений финансовых нормативов Согласование законопроекта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Разработка Порядка формирования муниципального задания для образовательных учреждений Субъект Субъект Муниципалитет Муниципалитет Образовательное учреждение Ноябрь 2012

Доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе Разработка рекомендаций по внесению изменеий и дополнений в Положение о системе оплаты труда педагогических работников Разработка рекомендаций по внесению изменеий и дополнений в Положения о системе оплаты труда. Разработка норматива на организацию дистанционного образования на реализацию образовательных программ в сети Интернет в соответствии с ФГОС. Закон субъекта РФ «Об утверждении значений финансовых нормативов на обеспечение общего образования в сети.» Создание условий для организации дистанционного образования, для реализации образовательных программ в сети Внесение изменеий и дополнений в Положения о системе оплаты труда. Субъект Субъект Муниципалитет Муниципалитет Образовательное учреждение Ноябрь 2012

Доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе Анализ заработных плат педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, соотнесение с заработными платами в сфере общего образования. Выявление дефицита средств на увеличение заработных плат педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений. Внесение предложений в Правительство субъекта Российской Федерации по увеличению субвенций муниципальным образованиям на выполнение Указа президента Заключение соглашения между муниципальным образованием и органами исполнительной власти субъекта по обязательствами повышения заработных плат Декабрь 2012 Субъект Субъект Муниципалитет Муниципалитет Образовательное учреждение

Доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе Разработка рекомендаций по методики расчета нормативных затрат для определения объема субсидии на оказание услуг дошкольного образования. Разработка методики расчета нормативных затрат для определения объема субсидии на оказание услуг дошкольного образования. Внесение предложений в Правительство субъекта Российской Федерации по увеличению субвенций муниципальным образованиям на выполнение Указа президента Заключение соглашения между муниципальным образованием и органами исполнительной власти субъекта по обязательствами повышения заработных плат Внесение изменений и дополнений в Положения об оплате труда педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Ноябрь 2012 Субъект Субъект Муниципалитет Муниципалитет Образовательное учреждение

Доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе Проведение анализа состояния сети учреждений образования Разработка методической и нормативно-правовой базы для проведения реструктуризации сети организаций Разработка программы по реорганизации неэффективных организаций в случае обнаружения таких организаций Проведение реорганизации неэффективных организаций путем слияния одно/разноуровневых образовательных учреждений Декабрь 2012 Январь 2013, февраль 2013 Проведение анализа эффективности деятельности образовательного учреждения по выявлению затраченных ресурсов Субъект Субъект Муниципалитет Муниципалитет Образовательное учреждение Март 2013

Принять к сентябрю 2013 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные Разработка программы по ликвидации очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения. Проведение анализа рынка поставщиков дошкольных образовательных услуг Размещение в средствах массовой информации приглашения поставщикам подать заявку на оказание услуг Январь, февраль 2013 Март 2013 Анализ спроса на услуги по дошкольному образованию и возможностей образовательных учреждений на их предоставление. Разработка стандарта качества услуг по дошкольному образованию Субъект Субъект Муниципалитет Муниципалитет Образовательное учреждение Апрель 2013

Принять к сентябрю 2013 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные Формирование технического задания на услуги и конкурсной документации Проведение анализа рынка поставщиков дошкольных образовательных услуг Передача муниципального имущественного комплекса частным инвесторам по договорам аренды, концессионным соглашениям для восстановления детских садов Апрель 2013 Формирование технического задания на услугу, т.е. параметры качества предоставления услуг Май 2013 Субъект Субъект Муниципалитет Муниципалитет Образовательное учреждение

Принять к сентябрю 2013 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные Разработка методики расчета нормативных затрат для определения объема субсидии на оказание услуг дошкольного образования Проведение анализа рынка поставщиков дошкольных образовательных услуг Передача муниципального имущественного комплекса частным инвесторам по договорам аренды, концессионным соглашениям для восстановления детских садов Формирование технического задания на услугу, т.е. параметры качества предоставления услуг Внесение изменений и дополнений в нормативно – правовые акты образовательных учреждений по реализации образовательных программ для детей дошкольного возраста Апрель 2013 Май 2013 Субъект Субъект Муниципалитет Муниципалитет Образовательное учреждение

Принять к сентябрю 2013 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные Разработка методики расчета нормативных затрат на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования общеразвивающей направленности Принятие постановления на предоставление дополнительных субсидий на оснащение дополнительных мест Предоставление субсидий негосударственным образовательным учреждениям- производителям услуг дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Апрель 2013 Май 2013 Разработка методики расчета нормативных затрат на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми Июнь - август 2013 Субъект Субъект Муниципалитет Муниципалитет Образовательное учреждение

Благодарю за внимание.