1 Н.Е. Барбашова Правовые аспекты совершенствования системы бюджетных учреждений 7 февраля 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Advertisements

0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Сравнительная таблица видов государственных (муниципальных) учреждений признак Вид учреждения Казенное учреждениеБюджетное учреждениеАвтономное учреждение.
ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
Министерство финансов Республики Татарстан Критерии сравнения Автономное учреждение Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав) Казенное учреждение.
О реализации Федерального закона 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового.
План финансово-хозяйственной деятельности. Правовое регулирование 1. Требования к составлению Плана финансово-хозяйственной деятельности государственного.
Модернизация бюджетной сети. Нормативная база Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
Формирование библиотечных фондов в свете 83-ФЗ Эйдемиллер Ирина Всеволодовна Заведующая Научно-исследовательским отделом библиотечных фондов РНБ.
Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки.
Шаповалов И.В., первый заместитель начальника департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области.
План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета.
1 Открытие, ведение лицевых счетов и организация проведения кассовых выплат казенных, бюджетных и автономных учреждений Муртазина Роза Ильевна, заместитель.
Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных.
Департамент финансов Тульской области Об изменении правового положения бюджетных учреждений и реализации Федерального закона от ФЗ «О внесении.
Всего: бюджетных учреждений, в том числе: федеральных бюджетных учреждений – ; региональных и муниципальных бюджетных учреждений –
Транксрипт:

1 Н.Е. Барбашова Правовые аспекты совершенствования системы бюджетных учреждений 7 февраля 2011

2 Состояние сети бюджетных учреждений в Российской Федерации (2009 г.)* Всего: бюджетных учреждений, в том числе: федеральных бюджетных учреждений – ; региональных и муниципальных бюджетных учреждений – * Источник:Министерство финансов Российской Федерации 2

3 Институциональные предпосылки снижения эффективности бюджетной сети Содержание сети бюджетных учреждений за счет средств соответствующего бюджета вне зависимости от объема и качества оказываемых учреждениями услуг Сметное финансирование снижает (исключает) стимулы к повышению эффективности и оптимизации деятельности учреждений по оказанию услуг Отсутствие требований к «публичности» деятельности бюджетных учреждений

Бюджетная сеть: новейшая история оптимизации (1) Федеральный закон «Об автономных учреждениях» + Самостоятельность АУ в распоряжении имуществом и денежными средствами (кроме недвижимого имущества и ОЦДИ) + Переход от сметного финансирования к субсидии + Возможность установления прямых контактов с поставщиками, минуя конкурсные процедуры + Обслуживание счетов в кредитных организациях (отсутствие санкционирования расходов) - Усложненная процедура изменения типа БУ на АУ - Отсутствие гарантий стабильности финансового положения учреждения при изменении типа - Неясность стимулов к изменению типа БУ на АУ, в т.ч. недостатки контроля за БУ и «свобода» манипулирования внебюджетными доходами Итог: Изменили тип на автономные учреждения только 0,09 % ФБУ и 0,5% РБУ и МБУ 4

Бюджетная сеть: новейшая история оптимизации (2) Программы реформирования региональных (муниципальных) финансов Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» 5

Основные задачи реформирования сети бюджетных учреждений Создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек бюджетных учреждений и привлечения внебюджетных средств переход на государственное (муниципальное) задание и его финансовое обеспечение за счет субсидии увеличение объема прав по распоряжению полученными доходами упразднение субсидиарной ответственности учредителя Создание условий и стимулов для органов публичной власти по оптимизации сети учреждений расширение возможности выбора оптимального типа для конкретного учреждения Выход в конкурентную среду рынка услуг, наряду с иными юридическими лицами, бюджетных учреждений и автономных учреждений 6

7 Цель реформы бюджетной сети: повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг при условии сохранения или снижения темпов роста бюджетных расходов на их предоставление

8 Федеральный закон от ФЗ Внесение изменений и дополнений в: Гражданский кодекс РФ (в части определения основ правового положения учреждений) Бюджетный кодекс РФ (в части введения и корректировки новых понятий; регулирования бюджетных отношений с участием автономных, бюджетных и казенных учреждений; формирования государственного (муниципального) задания и др.) Федеральный закон от ФЗ «О некоммерческих организациях» (установление типов государственных и муниципальных учреждений, определение и конкретизация правового положения бюджетных и казенных учреждений) Федеральный закон от ФЗ (ред. от ) «Об автономных учреждениях» (корректировка вопросов создания и управления), а также в Налоговый, Градостроительный, Административный кодексы и еще 22 федеральных закона. 8

9 9 Общая схема реорганизации государственных (муниципальных) учреждений бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств автономные учреждения – получатели субсидий автономные учреждения бюджетные учреждения казенные учреждения Государственные (муниципальные) учреждения: участники бюджетного процесса не являются участниками бюджетного процесса участники бюджетного процесса не являются участниками бюджетного процесса

10 Этапы реформы I Прежде II Закон 83-ФЗ III ППО Смета БУ ППО КУ Смета ППО КУ БУ СубсидииОплата услуг КУ Смета БУ иные ЮЛ Рынок АУ ППО Публично-правовое образование Рынок БУ - бюджетное учреждение КУ - казенное учреждение Иные ЮЛ - иные юридические лица Обозначения: ППО В будущем

11 Бюджетные, автономные и казенные учреждения: сравнительный анализ (1) Бюджетные учреждения Автономные учреждения Казенные учреждения СтатусНекоммерческая организация Деятельность Выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах Выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами Оказание публичных услуг, выполнение работ и (или) осуществление управленческих, социально- культурных или иных функций некоммерческого характера

12 Бюджетные, автономные и казенные учреждения: сравнительный анализ (2) Бюджетные учреждения Автономные учреждения Казенные учреждения Установление государст- венного (муници- пального) задания Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (на муниципальном уровне – уполномоченный орган местного самоуправления) Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (на муниципальном уровне – уполномоченный орган местного самоуправления) Государственный орган или орган местного самоуправления, осуществляющие бюджетные полномочия ГРБС, только в отношении отдельных учреждений (по решению указанных органов) УчётПлан счетов с ведением аналитического учета по укрупненным кодам КОСГУ, а в части средств бюджета – по бюджетному плану счетов Коммерческий бухгалтерский учёт В случае обслуживания в Казначействе – бюджетный план счетов Бюджетный план счетов

13 Бюджетные, автономные и казенные учреждения: сравнительный анализ (3) Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения Казенные учреждения Финансовое обеспечение Субсидии: - на выполнение задания и на содержание имущества; - на иные цели. Средства из бюджета: - на исполнение публичных (публично-нормативных) обязательств перед физическими лицами, подлежащими исполнению в денежной форме ; Дополнительные средства, полученные из источников, предусмотренных законодательством Субсидии: - на выполнение задания и на содержание имущества; - на иные цели. Дополнительные средства, полученные из источников, предусмотренных законодательством Средства бюджета на основании бюджетной сметы

14 Бюджетные, автономные и казенные учреждения: сравнительный анализ (4) Бюджетные учреждения Автономные учреждения Казенные учреждения Ответственность собственника Собственник имущества не несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения (за исключением обязательств, возник- ших до г.) Собственник имущества не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения Субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества Распоряжение имуществом С согласия собственника – распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом – самостоятельно С согласия собственника - распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом - самостоятельно Только с согласия собственника Приносящая доход деятельность Доходы поступают в полное самостоятельное распоряжение Полученные доходы зачисляются в бюджет 14

15 Бюджетные, автономные и казенные учреждения: сравнительный анализ (5) Бюджетные учреждения Автономные учреждения Казенные учреждения Совершение крупной сделки С согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя С согласия наблюдательного совета Законом не определено ПубличностьПубликация в открытом доступе основных документов: устав, отчётность, аудиторское заключение и др. Кассовое обслуживание Только в органах Федерального казначейства (финансовых органах) Счета в кредитных организациях (возможно в террорганах ФК в случаях заключения соглашения учредителя с террорганом ФК, либо в ФО субъекта РФ или МО по инициативе АУ) Только в органах Федерального казначейства (финансовых органах) 15

16 Бюджетные, автономные и казенные учреждения: сравнительный анализ (6) 16 Бюджетные учреждения Автономные учреждения Казенные учреждения Сделки с ценными бумагами Совершать не вправеЗаконом не запрещеноСовершать не вправе Право на внесение имущества в уставной капитал других юридических лиц в качестве учредителя или участника С согласия собственника некоммерческой организации. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами вправе вносить имущество в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ в качестве их учредителя или участника С согласия учредителя (за исключением объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда) Совершать не вправе

Критерии изменения типа государственных/муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности (Распоряжение Правительства РФ от р) Основные (нормативно-правовые) критерии: положения и установления федеральных законов положения и установления иных федеральных нормативных правовых актов положения и установления законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, принятых в установленной сфере компетенции положения и установления муниципальных правовых актов, принятых органами МСУ в установленной сфере компетенции Дополнительные (экономические и управленческие) критерии: учет экономического и управленческого потенциала ГУ/МУ 17

Нормативно – правовые критерии отнесения ГУ/МУ к конкретному типу учреждений Возможность исполнения государственных/муниципальных функций в целях осуществления полномочий ОГВ/ОМСУ только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами АУ и БУ создаются для оказания государственных/муниципальных услуг (выполнения государственных/муниципальных работ) и не вправе исполнять государственные/муниципальные функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами Сфера деятельности к казенным учреждениям целесообразно относить учреждения, созданные в управленческой сфере, либо учреждения, отнесенные к казенным в соответствии с законом (РФ, субъекта РФ), муниципальным актом ОМСУ 18

Оценка экономического потенциала государственного/муниципального учреждения (1) Средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения учреждения за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года Средний рост доходов учреждения (по всем источникам финансового обеспечения) за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года Средний рост балансовой стоимости основных фондов учреждения за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года Средний рост расходов бюджетных средств на единицу государственной /муниципальной услуги за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года Средний рост заработной платы работников в среднем по учреждению за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года Коэффициент эффективности использования фонда оплаты труда, определяемый как отношение среднего роста заработной платы работников учреждения, за исключением административно-управленческого персонала, к среднему росту заработной платы административно- управленческого персонала учреждения за отчетный финансовый год и 2 предыдущих финансовых года 19

Оценка экономического потенциала государственного/муниципального учреждения (2) Достаточность обеспечения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепляемым за учреждением в соответствии с установленными нормативными требованиями, а также стандартами качества предоставления государственных (муниципальных) услуг (оценивается положительно, если имущество учреждения соответствует нормативным требованиям, требованиям стандартов качества, либо превышает их Степень износа основных фондов (нефинансовых активов), определяемая как отношение суммы накопленного износа к балансовой стоимости основных фондов на конец отчетного финансового года (оценивается положительно, если это значение составляет не более 85 процентов) Отношение среднемесячной заработной платы работников учреждения к среднемесячной заработной плате работников по субъекту РФ(МО) в целом, муниципальному образованию, в котором располагается государственное учреждение субъекта Российской Федерации, в соответствующей сфере деятельности за отчетный финансовый год (оценивается положительно, если это значение превышает 100 процентов) 20

Оценка экономического потенциала государственного/муниципального учреждения (3) Наличие в текущем финансовом году просроченной кредиторской задолженности (оценивается положительно в случае отсутствия указанной задолженности) Доля профильных внебюджетных доходов, определяемая как отношение доходов от основной деятельности учреждения, полученных из внебюджетных источников, к объему финансового обеспечения учреждения за счет всех источников финансового обеспечения за отчетный финансовый год 21

Оценка управленческого потенциала государственного/муниципального учреждения Способность административно-управленческого персонала эффективно осуществлять организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие учреждения, после изменения его типа (оценивается с помощью метода экспертных оценок, социологических методов и (или) иных методов, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) Рейтинг учреждения по данным независимых рейтинговых агентств Наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий Наличие программы развития автономного учреждения 22

23 Чем выше экономический и управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения, тем менее целесообразно сохранение на установленный Федеральным законом от ФЗ переходный период финансового обеспечения данного учреждения на основе бюджетной сметы и (или) изменение его типа в целях создания казенного учреждения

24 Структура полномочий органов публичной власти по установлению видов и перечней особо ценного движимого имущества автономных и бюджетных учреждений ПолномочиеОрган публичной власти Установление порядка отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества Правительство Российской Федерации Право на определение видов особо ценного движимого имущества Федеральные органы исполнительной власти (федеральные органы государственной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ) – в отношении федеральных АУ и БУ Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ – в отношении АУ и БУ субъектов РФ Местные администрации – в отношении муниципальных АУ и БУ Определение перечней особо ценного движимого имущества Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей АУ и БУ

25 Определение видов особо ценного движимого имущества автономных и бюджетных учреждений Нормативное правовое регулирование до принятия ФЗ от ФЗ Нормативное правовое регулирование в связи с принятием ФЗ от ФЗ Виды особо ценного движимого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ФЗ от ФЗ). Определены: для федеральных АУ – Постановлением Правительства РФ от ; для АУ субъектов РФ – порядками, утвержденными высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ; для муниципальных АУ – порядками, утвержденными местными администрациями. Для бюджетных учреждений не определены. Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому – Правительство РФ (постановление от ). Виды особо ценного движимого имущества могут определяться: для федеральных АУ,БУ – федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ; для АУ,БУ субъектов РФ – порядками, утвержденными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; для муниципальных АУ,БУ – порядками, утвержденными местными администрациями.

26 Критерии отнесения имущества автономных и бюджетных учреждений к категории особо ценного движимого имущества Критерии до принятия ФЗ от ФЗ Критерии, устанавливаемые в соответствии с ФЗ от ФЗ Для федеральных АУ: имущество, без которого осуществление уставной деятельности существенно затруднено: -балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. рублей (ППРФ от в ред. ППРФ от – ранее 50 тыс.рублей); - отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном ФЗ и иными федеральными НПА. Для АУ субъектов РФ и муниципальных АУ: В порядках, установленных высшими исполнительными органами госвласти субъектов РФ и органами МСУ с учетом требований ППРФ от Для бюджетных учреждений не определены. Движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает: размер, установленный ФОИВ в интервале от 200 до 500 тысяч рублей – для федеральных АУ и БУ; размер, установленный НПА высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тысяч рублей – для АУ и БУ субъекта РФ; размер, установленный муниципальным актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тысяч рублей – для муниципальных АУ и БУ. Иное движимое имущество, без которого осуществление АУ (БУ) своей основной деятельности будет существенно затруднено и (или) отнесенное к определенному виду ОЦДИ Движимое имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном ФЗ и иными федеральными НПА

27 Новеллы ФЗ от ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и бюджетные учреждения Вводится понятие «нужды бюджетных учреждений» (обеспечиваемые бюджетными учреждениями независимо от источников финансового обеспечения потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений) Бюджетные учреждения определяются как иные заказчики при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников их финансового обеспечения и не могут, в отличии от казенных учреждений выступать в роли государственных (муниципальных) заказчиков (ст. 4 ФЗ-94 в новой редакции) Бюджетные учреждения от своего имени заключают гражданско-правовые договоры на срок до 3 лет. Свыше – только на работы (услуги), длительность производственного цикла которых превышает 3 года. Возможные сроки устанавливаются Правительством РФ В переходный период бюджетные учреждения, остающиеся получателями бюджетных средств, вправе выступать в качестве государственных (муниципальных) заказчиков «по категории» иных получателей бюджетных средств

28 Налогообложение государственных (муниципальных) учреждений (1) Налог Бюджетное учреждение Автономное учреждение Казенное учреждение НДС (платные услуги) Уплачивает (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) Уплачивает (с учетом льгот, установленных ст. 149 ч.2 НК РФ) Уплачивает (с учетом льгот, установленных ст. 149 ч.2 НК РФ) НДС (аренда) Уплачивает Не уплачивает (в соответствии с п.3 ст. 161 ч.2 НК РФ платит арендатор – налоговый агент) НДС (реализация услуг, работ) Уплачивает (в случаях, установленных гл. 21 ч.2 НК РФ. Должен включаться в объем субсидии) Уплачивает (в случаях, установленных гл. 21 ч.2 НК РФ. Должен включаться в объем субсидии) Уплачивает (в случаях, установленных гл. 21 ч.2 НК РФ. Должен учитываться при расчете финобеспечения и установлении ЛБО)

Налог на добавленную стоимость и государственные/муниципальные услуги (работы): объект налогообложения(1) Объект налогообложения НДС: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе на безвозмездной основе (ст. 146 ч. 2 НК РФ) Не признаются объектом налогообложения: передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью выполнение работ (оказание услуг) органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления 29

Налог на добавленную стоимость и государственные/муниципальные услуги (работы): объект налогообложения (2) Не признаются объектом налогообложения: передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного (муниципального)имущества, находящегося в государственной (муниципальной) казне Не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения) операции по реализации услуг (работ), предусмотренные ст. 149 ч. 2 НК РФ 30

31 Налогообложение государственных (муниципальных) учреждений (2) Налог Бюджетное учреждение Автономное учреждение Казенное учреждение Налог на прибыль Уплачивает (субсидия в налогооблагаемую базу не включается на основании абзаца третьего п.п.14 п.1 ст.251 ч.2 НК РФ ) Уплачивает (субсидия в налогооблагаемую базу не включается на основании абзаца третьего п.п.14 п.1 ст.251 ч.2 НК РФ ) Не уплачивает (налогооблагаемая база отсутствует в силу п.п п.1 ст.251 НК РФ (ч.2) Упрощенная система налогообложе- ния Не вправе применятьПрименять вправеНе вправе применять Налог на имущество, земельный налог Уплачивает (расходы на уплату налога включены в объем субсидии) Уплачивает (расходы на уплату налога включены в объем субсидии) Уплачивает (за счет доведенных ему ЛБО)

32 Бюджетные и казенные учреждения: переходящие компоненты в новом статусе Закон не требует переназначения руководителей и персонала БУ, но... Распоряжение недвижимым имуществом с согласия собственника Лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы продолжают действовать до истечения срока их действия Имущество БУ сохраняется в полном объеме без перезакрепления В устав вносятся изменения, переутверждения не требуется Если БУ действует на основе Положения, требуется заново утвердить устав

33 Требования к трудовому договору, заключенному с руководителем бюджетного учреждения Учредитель при заключении трудового договора с руководителем БУ предусматривает в нем: права и обязанности руководителя показатели оценки эффективности и результативности его деятельности (устанавливаются учредителем) условия оплаты труда руководителя срок действия, если срок установлен учредительными документами условие о расторжении договора по инициативе учредителя (работодателя) в соответствии с ТК РФ при наличии у БУ просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные учредителем Соответствующие рекомендации в отношении БУ субъектов РФ и МО утверждены распоряжением Правительства РФ от р

Постановления Правительства Российской Федерации – модели для использования в субъектах РФ и муниципальных образованиях Постановление Правительства РФ от Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения (федерального казенного учреждения Постановление Правительства РФ от (в ред. от ) Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения Постановление Правительства РФ от Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных учреждений Постановление Правительства Российской Федерации от Порядок формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания 34

35 Ликвидация бюджетных учреждений Признание государственного (муниципального) учреждения банкротом невозможно (п. 4 ст.61, п.1 ст. 65 ГК РФ) Ликвидация осуществляется в соответствии с требованиями ГК РФ (ст.ст.61-65), ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст.ст.18-21) в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения (п.2 ст.120 ГК РФ), но при недостаточности у ликвидируемого БУ денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого БУ Имущество БУ, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам БУ, передается ликвидационной комиссией собственнику соответствующего имущества Если у ликвидируемого БУ денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу его имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений Федеральным законом от ФЗ «Об исполнительном производстве» (противоречие - п.3 ст.63 ГК РФ исключает из приведенного порядка все виды и типы учреждений, а п.4 ст.19 ФЗ «О некоммерческих организациях» исключает только частные учреждения)

Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности ГУ(МУ) и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества (Приказ МФ РФ от н) Отчет составляется ГАУ, ГБУ, ГКУ (МАУ, МБУ, МКУ), а также их обособленными подразделениями, наделенными полномочиями по ведению бухгалтерского учета, в порядке, установленном: органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей – в отношении автономных и бюджетных учреждений ГРБС – в отношении подведомственных казенных учреждений Отчет АУ составляется с учетом требований постановления Правительства РФ от (Правила опубликования отчетов АУ) Отчет составляется по состоянию на года, следующего за отчетным Отчет состоит из разделов: «Общие сведения об учреждении», «Результат деятельности учреждения», «Об использовании имущества, закрепленного за учреждением». Содержание разделов может быть дополнено иными сведениями по решению учредителя 36

Общие сведения об учреждении Исчерпывающий перечень видов деятельности Перечень услуг (работ), которые оказываются потребителям за плату с указанием потребителей данных услуг (работ) Перечень разрешительных документов (свидетельство о государственной регистрации, решение о создании учреждения и т.д.) Количество штатных единиц (данные о количественном составе и квалификации персонала на начало и конец года) Средняя заработная плата персонала 37

Результат деятельности учреждения Изменение балансовой (остаточной) стоимости нефинансовых активов относительно предыдущего года (в %) Общая сумма выставленных требований в возмещение ущерба по недостачам и хищениям материальных ценностей, денежных средств, а также от порчи материальных ценностей Изменения дебиторской и кредиторской задолженности с указанием причин образования просроченной кредиторской задолженности, а также дебиторской задолженности, нереальной к взысканию Суммы доходов от оказания платных услуг (выполнения работ) Цены (тарифы) на платные услуги (работы) – в динамике в течение года Общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами)(в том числе платными) Количество жалоб потребителей и меры, принятые по ним БУ и АУ также указывают: суммы кассовых и плановых поступлений (с учетом возвратов); суммы кассовых и плановых выплат (с учетом восстановленных кассовых выплат) КУ указывают показатели кассового исполнения бюджетной сметы учреждения и показатели доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств 38

Использование имущества, закрепленного за учреждением Общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (отдельно по: переданному в аренду, переданному в безвозмездное пользование) Общая балансовая (остаточная) стоимость движимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (отдельно по: переданному в аренду, переданному в безвозмездное пользование) Общая площадь объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (отдельно по: переданному в аренду, переданному в безвозмездное пользование) Количество объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления Объем средств, полученных от распоряжения в установленном порядке имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления 39

Использование имущества, закрепленного за учреждением (дополнительные сведения БУ) Общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учредителем Общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, приобретенного учреждением за счет доходов, полученных от платных услуг и иной деятельности, приносящей доход Общая балансовая (остаточная) стоимость особо ценного движимого имущества Автономное учреждение составляет отчет об использовании имущества в порядке, установленном Правилами

Порядок утверждения отчета Отчет АУ утверждается в порядке, установленном статьей 11 ФЗ «Об автономных учреждениях» Отчет БУ и КУ утверждается руководителем учреждения и представляется учредителю на согласование в порядке и сроки, установленные учредителем Учредитель рассматривает отчет в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения отчета, и согласовывает его либо возвращает на доработку Утвержденный и согласованный отчет в порядке, установленном МФ РФ, представляется в Федеральное казначейство для размещения его на официальном сайте в сети Интернет По решению учредителя отчет может быть размещен в сети Интернет и на сайте учредителя 41

42 Подготовительный период (1) Субъектам РФ и муниципальным образованиям: Принять до нормативные правовые акты, регулирующие порядок создания казенных учреждений путем изменения типа бюджетных учреждений с перечнем казенных учреждений Утвердить до перечни недвижимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями или приобретенного ими за счет средств, выделенных на эти цели учредителями До принять решения об отнесении движимого имущества бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу До принятия этого решения БУ не вправе без согласия учредителя распоряжаться движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем До внести изменения в уставы бюджетных и казенных учреждений В течение одного года со дня официального опубликования ФЗ от ФЗ автономные учреждения, созданные в сферах, не разрешаемых новой редакцией ФЗ «Об автономных учреждениях», реорганизовать или ликвидировать, но не изменять их тип на бюджетные или казенные учреждения

43 Подготовительный период (2) Законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами до должны были быть установлены: форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений субъекта РФ, муниципальных бюджетных учреждений в переходный период (путем предоставления субсидий в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ (в редакции ФЗ от ФЗ) или на основании бюджетной сметы порядок и направления использования бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и казенными учреждениями доходов от «внебюджетной деятельности» дата (не позднее 1 января 2012 года), начиная с которой осуществляется зачисление в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов, полученных соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями от «внебюджетной деятельности», и после которой порядок использования таких доходов, указанный в предыдущем абзаце, не применяется 43

Подготовительный период (3) До г. необходимо принять нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования государственного (муниципального) задания применительно к бюджетным учреждениям (внести изменения в действующие), а также взаимосвязанные с ними НПА, устанавливающие нормативные требования к структурным элементам государственного (муниципального) задания и их количественным и качественным характеристикам (статьи 9.2. Федерального закона «О некоммерческих организациях», Бюджетного кодекса (в ред. ФЗ от ФЗ) 44

45 Примерный перечень нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ, необходимых для реализации Федерального закона Со дня официального опубликования настоящего ФЗ от ФЗ Правительству РФ, федеральным органам государственной власти (государственным органам), органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления подготовить и принять соответствующие нормативные правовые акты, предусмотренные новыми редакциями: Федерального закона 7-ФЗ "О некоммерческих организациях» статьей 9.2 пунктом 2 статьи 13, пунктами 1.1 и 4 статьи 14, пунктом 2.1 статьи 16, пунктом 2 статьи 17.1, пунктом 5 статьи 18, пунктом 1 статьи 19.1 пунктами 3.3, 3.5 и 5.1 статьи 32 Бюджетным кодексом РФ пунктом 5 статьи 79, абзацем девятнадцатым статьи 165, пунктом 10 статьи 241 Федерального закона 174-ФЗ "Об автономных учреждениях» частями 3.2, 3.3 и 3.4 статьи 2, частями 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального закона от ФЗ частями 2 - 4, 7, 16, 19, 20, 23 и 27 статьи 30, частями и 15 статьи 31 статьей 33

46 Примерный перечень нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимых для реализации 83-ФЗ 1Порядок принятия решения о создании казенного учреждения субъекта РФ (МО) в результате его учреждения 2Порядок изменения типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения субъекта РФ (МО), а также изменения типа казенного учреждения субъекта РФ (МО) в целях создания бюджетного учреждения субъекта РФ(МО), включая перечень казенных учреждений 3Порядок утверждения устава казенного учреждения субъекта РФ (МО )и внесения изменений в него 4Порядок принятия решения о реорганизации и проведения реорганизации казенного учреждения субъекта РФ (МО) 5Порядок принятия решения о ликвидации и проведения ликвидации казенного учреждения субъекта РФ(МО) 6Порядок осуществления контроля за деятельностью казенных учреждений субъекта РФ (МО) 7Порядок принятия решения о создании бюджетного учреждения субъекта РФ (МО) в результате его учреждения 8Порядок утверждения устава бюджетного учреждения субъекта РФ (МО) и внесения изменений в него 9Порядок принятия решения о реорганизации и проведения реорганизации бюджетного учреждения субъекта РФ (МО) 10Порядок принятия решения о ликвидации и проведения ликвидации бюджетного учреждения субъекта РФ (МО) 11Порядок осуществления бюджетными учреждениями субъекта РФ (МО) полномочий ИОГВ субъекта РФ (местных администраций) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме 12Порядок финансового обеспечения осуществления бюджетными учреждениями полномочий ИОГВ субъекта РФ (местных администраций)по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме

47 13Внесение изменений в Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания органами исполнительной власти и государственными учреждениями субъекта РФ (ОМСУ и муниципальными учреждениями), утвержденный постановлением Правительства субъекта РФ (местной администрации) 14Порядок определения объема и условий предоставления субсидий из регионального (местного) бюджета бюджетным учреждениям субъекта РФ (муниципального образования) на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями, выполнением работ и на иные цели 15Порядок определения видов особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) 16Порядок осуществления контроля за деятельностью бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) 17Порядок предоставления бюджетных инвестиций бюджетным учреждениям субъекта РФ (муниципального образования) 18Порядок предоставления бюджетных инвестиций автономным учреждениям субъекта РФ (муниципального образования) 19Внесение изменений в Порядок определения видов особо ценного движимого имущества государственных автономных учреждений субъекта РФ (муниципальных автономных учреждений), в том числе в части дополнения порядком определения перечня особо ценного движимого имущества 20Внесение изменений в Положение об осуществлении органами исполнительной власти субъекта РФ (ОМСУ) функций и полномочий учредителя автономного учреждения 21Внесение изменений в Положение об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ (в муниципальной собственности), и порядке финансового обеспечения выполнения задания 22Порядок принятия решения о ликвидации, и проведения ликвидации автономного учреждения субъекта РФ (муниципального образования)

48 23Порядок изменения типа существующего автономного учреждения субъекта РФ (муниципального образования) в целях создания бюджетного или казенного учреждения субъекта РФ (муниципального образования) 24Внесение изменений в постановление ВОГИВ субъекта РФ (местной администрации) "О порядке подготовки предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных учреждений субъекта РФ (муниципальных учреждений)" 25Особенности регулирования деятельности государственных учреждений субъекта РФ (муниципальных учреждений) в переходный период, включая: - форму финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) в переходный период (путем предоставления субсидий в соответствии с пунктом 1 статьи 78 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ФЗ) или на основании бюджетной сметы с учетом особенностей, установленных пунктом 3 части 16 или частью 19 статьи 33 Федерального закона от ФЗ); - дату, начиная с которой осуществляется зачисление в областной бюджет доходов, полученных казенными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования)от платных услуг и иной приносящей доход деятельности; - порядок и направления использования казенными и бюджетными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования), являющимися получателями бюджетных средств, доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ (муниципальной собственности)и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности - особенности доведения лимитов бюджетных обязательств бюджетным учреждениям субъекта РФ (муниципального образования), являющимся получателями бюджетных средств 26Перечни недвижимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества 27Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений 28Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений 29Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения субъекта РФ (муниципального учреждения)

49 30Порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственных учреждений субъекта РФ (муниципальных учреждений) и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества 31Порядок определения платы за выполненные работы, оказанные услуги для граждан и юридических лиц, относящиеся к основным видам деятельности бюджетного учреждения и предоставляемые бюджетным учреждением на платной основе 32Предельно допустимые значения просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений, превышение которых влечет расторжение трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации с руководителем бюджетного учреждения 33Внесение изменений в Порядок открытия и ведения лицевых счетов финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) 34Внесение изменений в Порядок исполнения бюджета субъекта РФ (муниципального образования) по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, санкционирование оплаты денежных обязательств 35Порядок открытия и ведения лицевых счетов, проведения кассовых выплат и санкционирования расходов бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) 36Порядок открытия и ведения лицевых счетов, проведения кассовых выплат автономных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) 37Порядок осуществления блокировки расходов бюджета субъекта РФ (муниципального образования) 38Порядок учета и хранения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений субъекта РФ (муниципального образования)и иных документов, связанных с их исполнением 39Порядок взыскания неиспользованных остатков средств при отсутствии потребности в направлении их на те же цели 40Порядок перечисления остатков средств бюджетных учреждений на счетах финансового органа субъекта РФ (муниципального образования), открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, в бюджет и их возврата

50 В переходный период бюджетные учреждения являются получателями бюджетных средств (за исключением бюджетных учреждений, которым в соответствии с законами субъектов РФ (нормативными правовыми актами органов местного самоуправления) предоставляются из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), и на иные цели)

51 Некоммерческое партнерство «Центр фискальной политики» (495)