Приложение к постановлению Правительства Москвы от ___________ ___________.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА МОСКВЫ «СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ГГ.»
Advertisements

Международный финансовый центр – Концентрация финансовых услуг высшего мирового уровня; Обеспечение доступа к глобальным потокам капитала; Увеличение спектра.
Семинар-совещание «Актуальные вопросы развития потребительского рынка» г. Ханты-Мансийск Заместитель директора Департамента государственного регулирования.
Территория «старой» Москвы 1090 кв.км Территория «новой» Москвы с учетом присоединения 1600 кв.км около 2700 кв. км Постоянное население Москвы 11,5 млн.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
«Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на гг.» «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
годы Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области.
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск до 2025 года 2014.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
«Об утверждении паспорта государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012–2020 годы» 11 сентября.
Подпрограмма «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города Москвы на гг.» (в ред. от ПП)
Государственная программа «Социальная поддержка граждан Пермского края» докладчик: министр социального развития Пермского края Татьяна Юрьевна Абдуллина.
Портал по работе с предпринимателями и инвесторами
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Транксрипт:

Приложение к постановлению Правительства Москвы от ___________ ___________

«Стимулирование экономической активности» Ответственные исполнители: Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики Шаронов А.В. Департамент экономической политики и развития города Москвы Основные соисполнители: Департамент труда и занятости населения города Москвы Департамент торговли и услуг города Москвы Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Департамент финансов города Москвы Префектуры административных округов Департамент региональной безопасности Департамент города Москвы по конкурентной политике «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на гг.» «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на гг.» «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города Москвы на гг.» подпрограммы «Развитие Москвы как Международного финансового центра на гг.» «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на гг.»

В годах экономика города развивалась устойчиво высокими темпами. За это время валовой региональный продукт увеличился в 1,92 раза, промышленное производство выросло в 3 раза, инвестиции в основной капитал в 1,8 раза, товарооборот и реальные доходы населения в 1,6 раза. Вследствие экономического кризиса ВРП в 2009 году сократился на 12,8% (ВВП РФ – на 7,8%). Значительно сократилась добавленная стоимость, формируемая промышленностью, торговлей, операциями с недвижимостью. Уменьшились на 23,6% инвестиции в основной капитал. Доходы городского бюджета даже по номиналу сократились на 23%. В 2010 году экономика города восстанавливалась медленно: рост ВРП к предыдущему году составил около пяти процентов (по предварительным оценкам), промышленного производства 1,5%, продолжалось сокращение инвестиций в основной капитал. В предстоящий период восстановлению темпов развития экономики города будет препятствовать ряд новых факторов. Сокращаются возможности привлечения дополнительных финансовых ресурсов за счет увеличения цен и объемов экспорта энергоресурсов. За 5 лет численность собственного трудоспособного населения города сократится на 5-7% в силу возрастной структуры населения.

Чрезмерная плотность населения на территории города (плотность населения Москвы в 1,35-2 раза превышает плотность населения Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Токио) ставит под вопрос возможность наращивания трудовых ресурсов за счет увеличения численности населения без ущерба качеству жизни москвичей. В результате возможности экстенсивного роста городской экономики, за счет которого в предыдущие годы было получено около 30% прироста ВРП, практически исчерпаны. В сложившихся условиях достаточно высокие темпы развития экономики города могут быть обеспечены лишь путем реструктуризации и диверсификации имеющихся отраслей, расширением сферы услуг, созданием новых, высокоэффективных направлений занятости, сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики. Серьезным ресурсом увеличения валового продукта без увеличения численности работников является реорганизация убыточных предприятий. Их в городе из года в год 2,5-3 тысячи, в том числе около 300 в промышленности, в оптовой торговле, в транспорте. Все это требует увеличения объема инвестиций в модернизацию и создание новых основных фондов, который за два последние года сократился на одну треть.

Показатель 2010 год (Москва) Удельный вес Москвы в РФ (2010 г.), % Объем валового внутреннего (регионального) продукта в текущих ценах, млрд. руб ,7 Занято в экономике города, тыс.чел.6 284,99,0 ВРП на душу населения (среднегодовую численность), руб ,8X ВРП на 1 занятого, руб ,8X Объем отгруженной продукции в обрабатывающих производствах, млрд. руб ,89,7 Оборот розничной торговли, млрд. руб.2 882,417,5 Платные услуги населению, млрд. руб.955,319,7 Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.630,76,9 Среднемесячная заработная плата, руб ,5X

Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, характерного развитым экономикам. Обобщающий показатель уровня жизни – валовой продукт на душу населения – составляет в странах с развитой экономикой тысяч долларов, а в столицах и финансовых центрах этих стран в 2-3 раза больше среднего по стране. В Москве в 2009 году он составил 21,4 тыс. долл., а с учетом паритета покупательной способности 37,3 тыс. долл. Основная цель настоящей программы - увеличение валового регионального продукта на основе развития высокотехнологичных отраслей экономики, сферы услуг, модернизации пользующихся спросом производств, реструктуризации неконкурентоспособных и низкоэффективных предприятий и технологических циклов. Особое место в решении этой задачи имеют такие отрасли как промышленность, торговля, а также сектор малого бизнеса, которые обеспечивают около 50% производства ВРП и более 40% рабочих мест. в % к предыдущему году к 2010 ВРП104,0103,8104,0104,6105,0104,5128,9 ВРП на 1 занятого в экономике105,9103,7103,9104,5104,9104,3130,5 Инвестиции100,0106,0107,0108,5109,0108,5145,5 Промышленное производство105,0 106,0 105,5138,5 Товарооборот104,5104,8105,0105,5105,0104,0132,5 Реальная зарплата103,7103,6104,1104,4104,2 126,7 Реальные денежные доходы населения102,6102,9103,7 103,0 120,4 При достижении целевых показателей валовой продукт на душу населения при сохранении курса рубля достигнет 45 тыс.долл. (более 65 тыс.долл. по паритету покупательной способности)

Сокращение числа и упрощение административных процедур при организации бизнеса и реализации инвестиционных проектов Стимулирование деловой активности и поддержка бизнеса Развитие конкурентной среды Совершенствование инфраструктуры, способствующей развитию бизнеса Организация подготовки и переподготовки кадров, перераспределения трудовых ресурсов в пользу высокоэффективных отраслей

Задача 1. Сокращение числа и упрощение административных процедур при организации бизнеса и реализации инвестиционных проектов 1. Осуществить ревизию существующей в городе системы разрешений и согласований на всех этапах реализации инвестиционных проектов с целью ее оптимизации, упрощения и сокращения сроков. Рассмотреть возможность и целесообразность использования при этом системы «одного окна» год Департамент градостроительной политики Департамент информационных технологий 2. Внедрить систему «одного окна» при регистрации нового бизнеса. Рассмотреть возможность сокращения сроков и упрощения порядка сбора документов, необходимых для регистрации год УФНС по городу Москве Департамент экономической политики и развития Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства 3. Разработать предложения по сокращению сроков землеустроительных работ, формирования земельного участка, постановки его на кадастровый учет год Департамент земельных ресурсов 4. На основании переговоров с ресурсоснабжающими организациями внести предложения об упрощении процедур присоединения к сетям предприятий частного бизнеса год Департамент топливно-энергетического хозяйства Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства

5. Обеспечить контроль за объективностью определения размера платы за присоединение к сетям ресурсоснабжающих организаций годы Департамент топливно-энергетического хозяйства 6. Подготовить предложения о переходе на долгосрочное тарифное регулирование в тепло- и водоснабжении год Региональная энергетическая комиссия 7. В соответствии с городской государственной программой «Совершенствование государственного управления» сформировать систему стандартов представления государственных услуг и обеспечить информатизацию процедур предоставления услуг годы Комитет государственных услуг Департамент информационных технологий

Целевые показатели Задачи 1 Сокращение числа и сроков получения согласований и разрешений на всех этапах реализации инвестиционных проектов, а также затрат инвесторов на эти цели Сокращение сроков землеустроительных работ, постановки земельных участков, отводимых для реализации инвестиционных проектов, на кадастровый учет

Задача 2. Стимулирование деловой активности и поддержка бизнеса 1. Разработать предложения о порядке: а) субсидирования расходов на проекты производителей продукции, имеющие целью ее совершенствование для выхода на внешние рынки или импортзамещение; б) предоставления гарантии бюджета города Москвы и субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам; в) субсидирования затрат московских предприятий, выпускающих инновационную продукцию, на участие в крупных международных и российских выставках и ярмарках. Организовать работу по их выполнению годы Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Департамент экономической политики и развития Департамент финансов 2. Подготовить предложения о порядке резервирования земельных участков, в том числе освобождаемых в результате реорганизации промзон, обеспечения их инженерной инфраструктурой, для последующего объявления конкурсов на реализацию частных инвестиционных проектов год Департамент градостроительной политики Департамент земельных ресурсов Департамент экономической политики и развития

3. Сформировать банк земельных участков с установленным видом разрешенного использования, потенциально пригодных для реализации инвестиционных проектов, и экономические обоснования по возможным (допустимым) формам привлечения внебюджетных инвестиций для их освоения годы Москомархитектура Департамент экономической политики и развития Департамент земельных ресурсов Департамент градостроительной политики Департамент имущества Отраслевые органы исполнительной власти 4. Сформировать и представить на утверждение Правительству Москвы отраслевые и территориальные схемы размещения объектов год Москомархитектура Департамент градостроительной политики Отраслевые органы исполнительной власти Префектуры административных округов 5. Разработать инвестиционные проекты на объекты городского хозяйства и социальной сферы и модели их финансирования с участием частного капитала годы Департамент экономической политики и развития Отраслевые органы исполнительной власти

6. Разработать модели финансирования инвестиционных проектов в отраслях городского хозяйства с определением пропорций и оптимального сочетания различных (бюджетных и внебюджетных) источников финансирования годы Департамент экономической политики и развития Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Департамент топливно-энергетического хозяйства Департамент физической культуры и спорта 7. Разработать проект закона города Москвы о частно-государственном партнерстве год Департамент экономической политики и развития 8. Сформировать долгосрочный план (реестр) импортной продукции, необходимой для городского хозяйства и социальной сферы, опубликовать его с целью получения предложений по организации импортзамещающих производств, обеспечить финансовую поддержку создания отечественных конкурентоспособных производств годы Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Департамент по конкурентной политике Отраслевые органы исполнительной власти Департамент экономической политики и развития

9. В соответствии с государственной программой города Москвы «Развитие науки и инноваций» организовать софинансирование проектов совершенствования продукции, имеющих целью выход на новые рынки, а также расходов производителей по продвижению товаров на внешние рынки (международная сертификация, экспортные кредиты и т.п.) годы Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства 10. Осуществить реорганизацию системы государственных учреждений в соответствии с требованиями Федерального закона 83 в целях повышения качества и объема услуг, оказываемых населению. Обеспечить увеличение доли услуг учреждений социальной сферы в ВРП Отраслевые органы исполнительной власти Департамент экономической политики и развития Департамент финансов 11. В соответствии с государственной программой города Москвы «Безопасный город» совместно с ГУВД г. Москвы обеспечить проведение мероприятий по предотвращению рейдерства, коррупции, преступлений против бизнеса годы Департамент региональной безопасности

Целевые показатели Задачи 2 Увеличение объема инвестиций в основной капитал, в том числе на замену и модернизацию оборудования Увеличение доли валовой добавленной стоимости здравоохранения, образования, культуры и др. социальных отраслей в валовом региональном продукте Москвы Число инвестиционных проектов на объекты городского хозяйства и социальной сферы, реализация которых начата за счет частных инвестиций или на условиях ГЧП Число видов машин и оборудования для городского хозяйства и социальной сферы, производство которых организовано на отечественных предприятиях взамен импортируемых

Задача 3. Развитие конкурентной среды 1. Сформировать и опубликовать долгосрочный (5 лет) план (реестр) продукции, закупаемой по государственному заказу города Москвы год Департамент по конкурентной политике Департаменты - городские государственные заказчики Департамент экономической политики и развития 2. Разработать и реализовать предложения по снижению доли государственного сектора в строительстве жилья, пассажирских перевозках наземным транспортом, ритуальных услугах и других отраслях годы Департаменты - городские государственные заказчики Департамент имущества 3. Ликвидировать государственные унитарные предприятия, исполнение функций которых может быть обеспечено негосударственными коммерческими организациями годы Департамент имущества Отраслевые департаменты исполнительной власти 4. Осуществить поэтапную ликвидацию участия города в коммерческих структурах, работающих на конкурентном рынке годы Департамент имущества

5. Обеспечить размещение городского государственного заказа преимущественно путем проведения аукционов в электронной форме года Департамент города Москвы по конкурентной политике Департаменты - городские государственные заказчики 6. Разработка механизмов пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов. Направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции на торгах, включая подготовку законодательных инициатив I квартал 2012 года Департамент города Москвы по конкурентной политике 7. Обеспечить формирование отчетности о фактически произведенных государственных закупках и публикацию ее в открытых информационных ресурсах года Департамент города Москвы по конкурентной политике 8. Реализовать мероприятия, обеспечивающие недискриминационный доступ к телекоммуникационным каналам связи, стимулирующие конкуренцию между операторами связи. Подготовить предложения о внесении изменений в Федеральный закон «О связи» года Департамент информационных технологий

9. Реализовать Соглашение об участии города Москвы в программе пилотных проектов по формированию федеральной контрактной системы (создание сквозной системы информационного обеспечения размещения государственного заказа от планирования до мониторинга исполнения государственных контрактов и администрирования гарантийного периода) года Департамент города Москвы по конкурентной политике Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы 10. Обеспечить исключение практики передачи выполнения работ государственным унитарным предприятиям вне конкурсных процедур гг. Отраслевые органы исполнительной власти 11. Совершенствовать систему размещения в открытом доступе для потенциальных инвесторов полной и регулярно актуализируемой информации о характеристиках земельных участков, предлагаемых для строительства различных функциональных объектов, посредством информационно-инвестиционного портала (ЕИИП) гг. Департамент города Москвы по конкурентной политике Отраслевые органы исполнительной власти

Целевые показатели (индикаторы) Задачи 3 Увеличение количества юридических лиц, участвующих в государственных торгах и государственных закупках Увеличение количества государственных контрактов, заключенных по итогам торгов, проводимых с двумя и более участниками Уменьшение числа государственных унитарных предприятий города Москвы и числа акционерных обществ с участием города Москвы

Задача 4. Совершенствование инфраструктуры, способствующей развитию бизнеса 1. Завершить формирование Особой технико-внедренческой зоны «Зеленоград», в том числе создание ее инженерной инфраструктуры годы Департамент экономической политики и развития Москвы Департамент строительства 2. На основе изучения потребностей бизнеса сформировать программу развития технопарков и бизнес-инкубаторов, в том числе за счет привлечения частных инвестиций, крупных научных центров год Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства

3.Реализация мероприятий, предусмотренных государственной программой города Москвы «Развитие транспортной системы» годы Департамент транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Департамент градостроительной политики Департамент строительства 4. Реализация мероприятий, предусмотренных государственной программой города Москвы «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры» годы Департамент топливно-энергетического хозяйства и благоустройства Департамент жилищно-коммунального хозяйства Департамент строительства 5. Реализация мероприятий по развитию гостиничного фонда в соответствии с государственной программой города Москвы «Жилище» годы Департамент градостроительной политики

Целевые показатели (индикаторы) Задачи 4 Выполнение мероприятий, предусмотренных задачей 4

Задача 5. Организация подготовки и переподготовки кадров, перераспределения трудовых ресурсов в пользу высокоэффективных отраслей 1. В соответствии с государственной программой города Москвы «Развитие образования» продолжить работу по созданию современных центров профессиональной подготовки и переподготовки рабочих. Обеспечить перестройку системы среднего профессионального образования, изменение состава и численности выпускаемых специалистов, а также их квалификации в соответствии с потребностями городской экономики годы Департамент образования Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Департамент строительства Департамент транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства 2. В соответствии с подпрограммой «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы» осуществить мероприятия по организации подготовки и переподготовки кадров квалифицированного труда по наиболее востребованным специальностям годы Департамент труда и занятости населения Департамент образования

3. Разработать и реализовать программу постепенной ликвидации рабочих мест, где наиболее часто используется нелегальная рабочая сила и формируется теневой товарооборот (рынки промышленных товаров, другие предприятия неорганизованной торговли и т.п. ) годы Департамент торговли и услуг Департамент земельных ресурсов 4. Согласовать с соответствующими ведомствами и реализовать программу вывода с территории города таможенных складов, грузовых дворов, а также предприятий оптовой торговли, не связанных с функционирующей в городе розницей годы Департамент градостроительной политики Департамент внешнеэкономических и международных связей Департамент транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Департамент торговли и услуг

5. Провести анализ причин хронической убыточности, а также низкой эффективности (добавленная стоимость на одного работника и на единицу площади земельного участка) ряда предприятий. На основании выполненного анализа разработать предложения по реорганизации неэффективных производств, а в необходимых случаях меры экономического (арендные платежи, ограничения в использовании мощностей городской инфраструктуры) и административного (ограничения использования территории при утверждении схем территориального планирования) воздействия, стимулирующие перемещение производства за пределы города. Подготовить предложения по дальнейшему использованию высвобождаемых при этом рабочей силы, земельных участков и производственных зданий годы Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Департамент торговли и услуг Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Департамент экономической политики и развития

6. В соответствии с государственной программой города Москвы «Развитие образования» обеспечить ликвидацию дефицита мест в детских дошкольных учреждениях, создать возможность участия в трудовой деятельности для женщин, имеющих несовершеннолетних детей годы Департамент образования Департамент строительства 7. В соответствии с государственной программой города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы» реализовать мероприятия по созданию специализированных рабочих мест и формированию внешней среды, обеспечивающих условия для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями годы Департамент труда и занятости населения Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Департамент транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры

Целевые показатели (индикаторы) Задачи 5 Изменение численности обучающихся в системе среднего профессионального образования по отдельным специальностям в соответствии с потребностями городской экономики Число лиц, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации через систему Департамента труда и занятости населения города Москвы Сокращение очереди на устройство детей в дошкольные учреждения Число созданных и модернизированных специализированных рабочих мест для инвалидов Сокращение числа убыточных предприятий

Характеристика текущего состояния Численность постоянного населения города Москвы (среднегодовая) – 11510,1 тыс. человек Численность трудоспособного населения города Москвы – 6663,9 тыс. человек* Численность экономически активного населения города Москвы – 6153,3 тыс. человек Численность занятого населения города Москвы – 6059,3 тыс. человек Удельный вес занятого населения в численности экономически активного населения- 98,6% Доля иностранных работников в численности занятого населения города Москвы - 3,9% Среднемесячная реальная начисленная заработная плата работников организаций города Москвы (к уровню 2009 года) – 106,8% Уровень производственного травматизма (численность пострадавших в расчете на 1000 работающих) - 1,16 Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда – МОТ) – 1,7% Коэффициент напряженности на рынке труда города Москвы - 0,43 * - оценка, без учета переписи населения 2010 года

Структура занятости населения города Москвы в процентах Виды экономической деятельности2010 год (оценка) - оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 24,2 - операции с недвижимом имуществом, аренда и предоставление услуг 17,4 - строительство 10,7 - обрабатывающие производства 10,2 - транспорт и связь 7,5 - образование 7,2 - здравоохранение и предоставление социальных услуг 6,1 - финансовая деятельность 5,0 - прочие виды 11,7 Всего 100,0

Цель подпрограммы: Содействие рационализации структуры трудовой занятости населения города Москвы с учетом приоритетов развития экономики города Москвы Задачи подпрограммы: Информационно – аналитическое обеспечение развития рынка труда и сферы занятости населения города Москвы Содействие гражданам в получении работы с достойным уровнем оплаты труда Обеспечение оптимизации привлечения иностранной рабочей силы на рынок труда города Москвы Содействие формированию трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики города Москвы Обеспечение безопасных условий труда в организациях города Москвы различных форм собственности Повышение качества и доступности услуг учреждений государственной службы занятости населения, социальной и материальной поддержки безработных граждан, развитие социального партнерства в сфере занятости населения города Москвы

Основные мероприятия подпрограммы: I. Информационно-аналитическое обеспечение развития рынка труда и сферы занятости населения города Москвы 1.1. Совершенствование системы мониторинга рынка труда и сферы занятости населения города Москвы 1.2. Анализ и прогнозирование рынка труда и сферы занятости населения города Москвы 1.3. Развитие инфраструктуры информирования граждан и работодателей о положении на рынке труда и в сфере занятости населения города Москвы II. Содействие гражданам в получении работы с достойным уровнем оплаты труда 2.1. Оказание содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых кадров 2.2. Содействие в трудоустройстве высвобождаемым работникам организаций города Москвы 2.3. Содействие созданию, модернизации и оптимизации рабочих мест в рамках государственных программ города Москвы, легализации трудовых отношений 2.4. Содействие самозанятости безработных граждан 2.5. Обеспечение занятости инвалидов и молодежи на квотируемых рабочих местах 2.6. Организация общественных работ, временного трудоустройства безработных и ищущих работу граждан, развитие гибких форм занятости населения, содействие реализации права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой 2.7. Участие в совершенствовании существующих и разработке новых систем оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы

III. Обеспечение оптимизации привлечения иностранной рабочей силы на рынок труда города Москвы 3.1. Развитие взаимодействия и сотрудничества со службами занятости субъектов Российской Федерации по вопросам развития рынка труда города Москвы и содействия в трудоустройстве российским гражданам 3.2. Обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти, государственных учреждений и общественных организаций по вопросам реализации государственной миграционной политики 3.3. Развитие инфраструктуры изучения миграционных процессов и потоков, информирования граждан и работодателей о ситуации в сфере иностранной трудовой миграции 3.4. Обеспечение контроля за трудовой деятельностью иностранных работников в городе Москве IV. Содействие формированию трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики города Москвы 4.1. Участие в оптимизации профессионально-квалификационной структуры воспроизводства трудовых ресурсов с учетом приоритетов развития экономики города Москвы 4.2. Содействие развитию системы непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом инновационных потребностей городского хозяйства и запросов работодателей города Москвы 4.3. Осуществление подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров для приоритетных секторов экономики Москвы по заявкам работодателей 4.4. Совершенствование системы профессиональной ориентации населения с учетом приоритетов развития экономики города Москвы

V. Обеспечение безопасных условий труда в организациях города Москвы различных форм собственности 5.1. Совершенствование государственного управления охраной труда в городе Москве 5.2. Развитие инфраструктуры обеспечения охраны труда в городе Москве и страхования работников от производственного травматизма 5.3. Информационное обеспечение охраны труда 5.4. Обучение по охране труда 5.5. Содействие работодателям в организации работ по охране труда 5.6. Повышение эффективности государственного надзора и контроля, общественного контроля за охраной труда VI. Повышение качества и доступности услуг службы занятости населения, социальной и материальной поддержки безработных граждан, развитие системы социального партнерства в сфере занятости населения города Москвы 6.1. Развитие информационно-технической базы учреждений государственной службы занятости, внедрение новых технологий в систему услуг, предоставляемых безработным и иных категориям граждан 6.2. Обеспечение социальной и материальной поддержки безработных граждан 6.3. Совершенствование организационно-правового статуса учреждений государственной службы занятости населения города Москвы, кадровое обеспечение их деятельности 6.4. Развитие материально-технической и инженерной инфраструктуры государственных учреждений службы занятости населения города Москвы 6.5. Развитие системы социального партнерства в сфере занятости населения города Москвы

Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы: Уровень регистрируемой безработицы – 0,7% от экономически активного населения Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся в службу занятости с целью поиска подходящей работы – 61,7% Доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся в службу занятости с целью поиска подходящей работы – 40,8% Численность выпускников, завершивших профессиональное обучение в отчетном году по образовательным программам всех уровней профессионального образования, состоящих на регистрационном учете в качестве безработных на конец 2016 года – 705 человек Численность граждан, прошедших профессиональное обучение при содействии государственной службы занятости населения (за 5 лет) – 265,7 тыс. человек Численность граждан, зарегистрировавших предпринимательскую деятельность при содействии государственной службы занятости (за 5 лет) – 5760 человек Доля иностранных работников в численности занятого населения города Москвы – 3,2% Количество вновь созданных и модернизированных рабочих мест в организациях города Москвы – в соответствии с государственными программами города Москвы Число аттестованных по условиям труда рабочих мест в бюджетных организациях города Москвы (за 5 лет) – 431 тыс. единиц Коэффициент напряженности на рынке труда – 0,38

Общая отраслевая структура сферы торговли и услуг города Москвы Подпрограмма «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города Москвы на гг.» В Москве сформирована крупнейшая в России инфраструктура потребительского рынка и услуг, насчитывающая в своем составе 53,7 тыс. предприятий, в том числе: 32,0 тыс. предприятий розничной торговли (включая 18,2 тыс. объектов стационарной сети и 13,8 тыс. объектов нестационарной сети); 67 рынков; 518 крупных и средних объектов оптовой торговли; 10,3 тыс. предприятий общественного питания; 10,8 тыс. предприятий бытового обслуживания. Численность работающих в сфере торговли и услуг составляет более 1,3 млн. человек, каждый четвертый трудоспособный москвич занят в данной отрасли. Сфера торговли и услуг обеспечивает комфортную среду обитания, что предполагает наиболее полное удовлетворение спроса жителей и гостей Москвы в потребительских товарах и услугах общественного питания и бытового обслуживания. Характеристика текущего состояния

Структура оборота розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг По итогам 2010 года оборот розничной торговли в целом по городу составил 2 882,4 млрд. рублей. Розничный товарооборот на душу населения существенно отличается в административных округах. В среднем по городу он составляет – 273,2 тыс.рублей на 1 чел в год, макс. – в ЦАО (1100,7 тыс.рублей), мин. – в СЗАО (106,0 тыс.рублей) Оборот общественного питания в 2010 году в целом по Москве составил 120,0 млрд. рублей. Более половины оборота обеспечил ЦАО. Оборот реализации бытовых услуг в 2010 году в целом по Москве составил 60,3 млрд. рублей. Наибольший объем бытовых услуг оказали предприятия отрасли, расположенные в САО, СВАО и ЦАО.

Фактический уровень обеспеченности населения предприятиями отрасли в расчете на 1 тыс. жителей в 2010 году кв.м. Различия в обеспеченности торговыми площадями между административными округами города объясняются неравномерной плотностью расселения жителей и высокой концентрацией предприятий отрасли в центральных районах Москвы В торговле (с учетом некапитальных объектов) в среднем по городу кв. м В общественном питании (с учетом павильонов) в среднем – 41,8 пос.мест пос.мест. В бытовом обслуживании в среднем – 6,6 раб.мест раб.мест Минимальный норматив обеспеченности населения города предприятиями торговли в настоящее время составляет 709 кв.м на 1 тыс. жителей (постановление Правительства Москвы от ПП) 37

Основные проблемы развития сферы товаров и услуг города Москвы Недостаточный уровень развития инфраструктуры и кадрового потенциала отрасли Недостаток торговых объектов современного формата (магазины самообслуживания площадью более 400 кв.м, предлагающие широкий ассортимент свежей продукции и дополнительные услуги для покупателей на своей территории) - 26,5% от общих торговых площадей Устаревшая материально-техническая база оптового звена, (физический износ основных фондов холодильных емкостей в городе Москве – более 65%) Территориальные диспропорции размещения объектов отрасли Неравномерное размещение объектов торговли и услуг на территориях административных округов города, достигающий 2,8 раза от округа к округу Недостаточность складских площадей оптовых предприятий и их нерациональное расположение, неоправданно загружающее дорожную сеть города Высокая стоимость аренды объектов недвижимости и цен на землю, высокие издержки на подключение к коммуникациям Дефицит профессиональных трудовых ресурсов низкой и средней категорий должностей (высокая текучесть кадрового персонала данной категории в крупных торговых компаниях - более 80% в год). Низкий уровень профессиональной подготовки и финансовой образованности населения города в вопросах открытия и ведения бизнеса

Проблемы качества и безопасности товаров и услуг Основные проблемы развития сферы товаров и услуг города Москвы Недостаточная эффективность государственного регулирования и его реализации Отсутствие взаимосвязи между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере торговли и услуг Наличие административных барьеров для организации и деятельности предприятий, включая длительные сроки согласования строительства новых объектов Отсутствие механизмов адресной поддержки недостаточно развитых секторов отрасли Отсутствие механизмов оценки регулирующего воздействия Несовершенство системы контроля качества товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке города Отсутствие единообразия в методических подходах к определению содержания в продуктах питания ГМО, нитратов и пр. Отсутствие прозрачных условий для доступа на московский рынок отечественных (в том числе, малых и средних) товаропроизводителей сельскохозяйственных товаров Недостаток своевременной и полной информации для принятия управленческих решений Отсутствие системы информационного обмена между Департаментом торговли и услуг города Москвы и участниками рынка Медленный перевод государственных услуг в электронную форму Длительные и тяжеловесные процедуры документооборота между структурами Правительства Москвы Проблемы информационного обеспечения отрасли 5.

Цель подпрограммы: Формирование условий для удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах путем стимулирования инвестиционной активности по созданию эффективной инфраструктуры торговли и услуг, развития конкуренции, совершенствования механизма предоставления государственных услуг в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания в соответствии с установленными критериями качества Задачи подпрограммы: 1. Стимулирование развития инфраструктуры оптовой и розничной торговли различных форматов, общественного питания и бытового обслуживания, с учетом создания в Москве Международного финансового центра (МФЦ) 2. Сокращение территориальных диспропорций инфраструктуры торговли и услуг в округах и районах города, содействие развитию новых каналов товародвижения 3. Совершенствование механизмов организационного и правового регулирования сферы торговли и услуг, позволяющих обеспечить условия для развития конкуренции 4. Повышение эффективности реализации государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности, способствующей удовлетворению потребностей всех слоев населения в качественных и безопасных товарах 5. Развитие информационно-аналитического обеспечения отрасли, включая создание единого информационного поля с участниками рынка.

Показатели оценки эффективности реализации задач (KPI) 1. Обеспеченность инфраструктурой по округам в разрезе секторов и структуры каналов сбыта, с учетом структуры населения и потребительского спроса 2. Достижение нормативов обеспеченности объектами отрасли в секторах «бизнес для бизнеса» (B2B) и «бизнес для потребителей» (B2C) 3.1 Уровень административных барьеров в секторах 3.2 Доля малого и среднего бизнеса в отрасли 3.3 Скорость роста инвестиций в отрасль 4. Степень удовлетворенности потребителей (CSI) 5. Количество государственных услуг, предоставляемых населению в электронном виде

1. Стимулирование развития инфраструктуры оптовой и розничной торговли различных форматов, общественного питания и бытового обслуживания с учетом создания в Москве Международного финансового центра (МФЦ) Основные мероприятия подпрограммы: 1.1. Расширение возможностей жителей города осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг путем содействия повышению уровня финансовой грамотности: пропаганда предпринимательской деятельности, в первую очередь ее малых форм, с целью повышения престижа малого предпринимательства; разработка и внедрение типовых модельных решений для начала собственного бизнеса в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания 1.2. Стимулирование деловой активности и создание благоприятной конкурентной среды в сфере торговли и услуг: информирование бизнес-сообщества о планах города; привлечение представителей бизнес-сообществ к участию в обсуждении перспектив развития отрасли; реализация инвестиционных проектов в сфере торговли и услуг на основе принципов государственно- частного партнерства вовлечение органов местного самоуправления и жителей в обсуждение планов развития сферы торговли и услуг на территории районов; 1.3. Повышение эффективности использования складской и логистической инфраструктуры города с учетом взаимосвязи с Московской областью

2. Сокращение территориальных диспропорций инфраструктуры торговли и услуг в округах и районах города, содействие развитию новых каналов товародвижения 2.1. Мониторинг состояния обеспеченности населения площадями инфраструктуры торговли и услуг и участие совместно с Москомархитектуры и ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» в актуализации планов развития округов, районов и отдельных территорий города Москвы в соответствии с нормативами обеспеченности населения площадями местной, межрайонной, городской инфраструктуры торговли и услуг 2.3. Разработка и реализация отраслевых схем размещения объектов торговли и услуг на территории города, обеспечивающих развитие различных форматов предприятий с учетом воздействия инфраструктуры торговли на транспортную систему города 2.4. Разработка и реализация плана размещения розничных рынков, ярмарок выходного дня, специализированных и иных ярмарок 2.5. Содействие сбалансированному развитию различных форматов предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в т.ч.: развитие сетевых форм торговли; развитие малого (семейного) бизнеса в стационарных помещениях «шаговой доступности», со специализацией, необходимой для комфортной среды обитания (рыбные магазины, мясные и молочные лавки, гастрономия, булочные, кондитерские, и пр.); развитие франчайзинга с целью поддержки малых предприятий и их вовлечения в бизнес-схемы крупных сетевых структур; развитие сети детских, молодежных и семейных кафе с целью повышения культуры общественного питания; расширение спектра предоставляемых бытовых услуг в формате «Мультисервис»; развитие всех форм дистанционной торговли (в том числе через интернет, каталоги и call-центры и.т.д.).

3. Совершенствование механизмов организационного и правового регулирования сферы торговли и услуг, позволяющих обеспечить условия для развития конкуренции 3.1. Совершенствование нормативной правовой базы осуществления хозяйственной деятельности в сфере торговли и услуг: оценка механизма регулирующего воздействия Федеральных законов «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; создание «Торгового кодекса Москвы»; принятие Закона города Москвы «О государственном регулировании торговой деятельности в городе Москве»; формирование Торгового реестра города Москвы; принятие Закона города Москвы «О социальном питании»; внесение изменений в Закон города Москвы «О продовольственной безопасности города Москвы» 3.2. Устранение административных барьеров, упрощение условий работы для бизнеса с целью выведения предприятий отрасли из «теневого» сектора, увеличения доли налоговых поступлений в бюджет 3.3. Повышение качества оказываемых государственных ритуальных услуг 3.4. Повышение эффективности управления городской собственностью в сфере торговли и услуг, в том числе путем разгосударствления предприятий и продажи пакетов акций, находящихся в собственности города

4. Повышение эффективности реализации государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности, способствующей удовлетворению потребностей всех слоев населения в качественных и безопасных товарах 4.1. Внедрение комплексного мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности в городе, в том числе анализ ценовой ситуации по продуктам питания, входящим в потребительскую корзину Поддержание баланса между потребностями города в основных видах продовольствия и предложением товарных ресурсов на оптовом продовольственном рынке Создание условий для доступа на московский рынок отечественных (в том числе, малых и средних) товаропроизводителей сельскохозяйственных и продовольственных товаров путем создания крупных организаторов оптового оборота (оптовых продовольственных терминалов) на территории Московской области Увеличение объемов свежей скоропортящейся продукции в обороте розничной торговли продуктами питания Введение гибкого механизма формирования резервов продовольствия на основе результатов комплексного мониторинга и построения имитационных моделей Обеспечение адресной поддержки социально незащищенных категорий граждан: введение системы адресной продовольственной помощи с использованием современных информационных технологий совершенствование системы аккредитации социальных магазинов.

5. Развитие информационно-аналитического обеспечения отрасли, включая создание единого информационного поля с участниками рынка 5.1. Обеспечение автоматизации государственных функций в сфере торговли и услуг 5.2. Обеспечение предоставления первоочередных государственных услуг в электронном виде с использованием единого городского портала 5.3. Реализация на базе сайта Департамента торговли и услуг интерактивного интернет- портала «Торговля, общественное питание и бытовые услуги» с возможностью самостоятельного администрирования хозяйствующими субъектами информации о собственных предприятиях

Выбор группы сравнения (peer-group) В связи с планами превращения Москвы в Международный финансовый центр возникает необходимость формирования системы критериев, которые отражают не только динамику развития города, но и их значения относительно городов мира, опережающих Москву по уровню социально-экономического развития. По мнению международных экспертов и Минпромторга России, мировые столицы, имеющие высокий уровень развития торговой отрасли можно разделить на две группы: 1. Параметры первой группы (Прага, Варшава, Будапешт, Сеул) предлагается применить в качестве среднесрочных целевых ориентиров (на период до 2016 года) 2. Параметры второй группы (Лондон, Париж, Токио) – в качестве долгосрочных целей (до 2025 года) Группа городов Обеспеченность торговыми площадями (кв. м/чел в год) Оборот розничной торговли на душу населения, в среднем за год (тыс. руб) ВРП на душу населения (тыс. рублей) Москва I Прага Варшава II Лондон Токио

Малый и средний бизнес (МСП) играет важную роль в экономике Москвы: Обеспечивает 9 –10% налоговых отчислений в бюджет города Обеспечивает около 2 млн. рабочих мест и служит источником дохода для более чем 5 млн. человек (при среднем домохозяйстве в Москве 2,7 человек) В то же время в структуре экономики Москвы имеется значительный потенциал для развития секторов экономики, обладающих высоким потенциалом для предпринимательской деятельности и инноваций Цель настоящей Подпрограммы – реализовать экономический потенциал малого и среднего предпринимательства для города Основные элементы Подпрограммы включают: Видение и цели развития МСП Целевые результаты развития МСП Требуемые направления поддержки МСП Основные инициативы и целевые показатели оценки эффективности Объемы финансирования для поддержки МСП Примечание: данные по налоговым отчислениям приведены по малому бизнесу; все цифры указаны без учета теневой экономики и основываются на официальной статистике; источники для всех приведенных показателей представлены на следующих слайдах Характеристика текущего состояния

0% % 73% (1344) 20% (375) 7% (132) Источники: Мосгорстат Объект Программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012–2016 гг.» Программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на гг.» нацелена на поддержку в первую очередь микропредприятий и индивидуальных предпринимателей, поскольку они занимают основную долю как в занятости, так и в обороте МСП Структура занятости МСП в Москве, тыс. чел., 2009 г. Средние предприятия Малые предприятия Микро- предприятия и индивидуальные предприниматели 21% (986) 100% 0% % (3436) 6% (284) Краткое описание (данные по Москве за 2009 г.) Предприятия с численностью сотрудников от 101 до 250 человек и ежегодным оборот до 1 млрд руб. Количество предприятий составляет 830 Суммарный годовой оборот предприятий составляет 284 млрд руб. Предприятия с численностью сотрудников от 16 до 100 человек и ежегодным оборот до 400 млн руб. Количество предприятий составляет порядка 25 тыс. Суммарный годовой оборот предприятий составляет около 1 трлн руб. Предприятия с численностью сотрудников до 15 человек и ежегодным оборотом до 60 млн руб. Количество предприятий составляет 183 тыс. Суммарный годовой оборот составляет 2,9 трлн руб. Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей составляет 99 тыс. Суммарный объем выручки индивидуальных предпринимателей составляет порядка 560 млрд руб. Структура оборота МСП в Москве, млрд руб., 2009 г. Объекты программы

Налоговые отчисления в бюджет МосквыНалоговые отчисления в бюджет МосквыНалоговые отчисления в бюджет МосквыНалоговые отчисления в бюджет Москвы 4 9% Зарплаты 3 13% Занятость 2 34% Прочие Малый бизнес В настоящее время имеется значительный потенциал для увеличения роли МСП в формировании доходов экономики Москвы 1 Статистика приведена для малого бизнеса, тем не менее мы используем ее для получения выводов по полному кругу МСП (средние+малые+микро+ИП); 2 Данные по 2009 г.; 3 Оценка по соотношения средней зарплаты по полному кругу организаций и по МСП в Москве в 2007 г; 4 9% = 94 млрд руб. (налоговые отчисления малого бизнеса в бюджет г. Москвы всех уровней в 2010 г. по данным Счетной палаты «О результатах обследования эффективности реализации мер по поддержке городом малого и среднего предпринимательства, в том числе в рамках создания и функционирования технопарков, индустриальных парков и бизнес- инкубаторов, расположенных на территории города Москвы, за 2010 г. (информация по состоянию на )» / млрд руб. (налоговые поступления в бюджет г. Москвы в 2010 г. по данным отчета о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации предприятий г. Москвы). С учетом значительной занятости населения Москвы в МСП, участие таких предприятий в экономике столицы недостаточно. Стимулирование развития МСП позволит повысить его вклад в экономику города Источники: Мосгорстат, Госкомстат, Счетная палата Доля малого бизнеса 1 в экономике Москвы, 2010 г.

Стратегическая цель Стимулировать развитие МСП в секторах экономики, обладающих высоким потенциалом для предпринимательской деятельности и инноваций, с целью обеспечения устойчивого развития города и роста благосостояния населения Развитие МСП в секторах экономики, обладающих высоким потенциалом для предпринимательской деятельности Увеличение оборота целевых секторов экономики Москвы за счет МСП Цели подпрограммы:Целевые показатели: Стимулирование и внедрение инноваций в малых и средних предприятиях Увеличение уровня производительности труда в МСП города Увеличение количества новых прибыльных МСП Увеличение количества МСП, выходящих на уровень прибыльности в течение трех лет с момента создания Стимулирование МСП Москвы к повышению прозрачности своей деятельности и создание необходимых для этого условий Увеличение доли МСП в структуре налоговых поступлений Москвы

Малые и средние предприятия Москвы сталкиваются с целым рядом барьеров для развития; преодоление этих барьеров требует поддержки со стороны органов власти Москвы Направления поддержки: Обеспечение доступа к финансовым ресурсам 1 Обеспечение доступа МСП к площадям и инфраструктуре поддержки Формирование благоприятной деловой среды предпринимательской деятельности Поддержка сбыта продукциина российском и зарубежных рынках Поддержка инновационного развития МСП Развитие культуры предпринимательства, обучение персонала и консультирование Основные барьеры для развития МСП Москвы: Низкая доступность финансовых ресурсов Низкая доступность площадей Недостаток квалифи- цированного персонала и компетенций в МСП Административные барьеры и коррупция Низкий уровень инноваций Ограниченный доступ к рынкам сбыта Сложность получения заемного финансирования Высокая стоимость банковских кредитов Недостаток доступных площадей для МСП Высокая стоимость аренды, подрывающая экономическую эффективность МСП Недоступность квалифицированных специалистов для МСП Недостаток компетенций и навыков в области предпринимательства и управления бизнесом Непрозрачные и несистемные требования регулирующих органов Давление со стороны проверяющих инстанций и правоохранительных органов Отсутствие заинтересованности и механизмов мотивации Отсутствие механизмов коммерциализации новых технологий и инфраструктуры для инноваций Неконкурентная среда Ограниченный доступ к каналам дистрибуции

Направления поддержки Обеспечение доступа к финансовым ресурсам 1 Создание программ финансирования потребностей МСП на условиях прозрачности и состязательности Содействие расширению доступа МCП к финансированию Обеспечение доступа МСП к площадям и инфраструктуре поддержки Формирование благоприятной деловой среды предпринима- тельской деятельности Формирование благоприятной деловой среды предпринима- тельской деятельности xx Поддержка сбыта продукции на российском и зарубежных рынках Основные задачи Поддержка инновационного развития МСП Развитие культуры предпринимательства, обучение персонала и консультирование Обеспечение площадей для МСП (офисные, производственные и иные площади) Обеспечение актуальной информации о доступных площадей для МСП Дальнейшее упрощение административных процедур для МСП Защита прав и законных интересов МСП и оказание правовой поддержки Содействие в продвижении продукции МСП на региональные и зарубежные рынки Поддержка МСП в участии в государственном заказе Реализация современных образовательных программ, отвечающих потребностям МСП, и консультирование МСП Популяризация предпринимательской деятельности Создание программ поддержки инновационной деятельности МСП Поддержка МСП в коммерциализации новых технологий

Обеспечение доступа МСП к финансовым ресурсам Объем предоставленной помощи МСП на условиях софинансирования и состязательности Объем финансирования МСП из внебюджетных источников Создан информационный ресурс с регулярной обновляемой информацией о возможностях финансирования для МСП Обеспечена возможность МСП подачи заявок на финансирование в электронном формате через единый портал 1.Реализовать программы для поддержки МСП в секторах с высоким потенциалом развития на условиях софинансирования и состязательности 2.Реализовать программы для начинающих предпринимателей на условиях софинансирования и состязательности 3.Упростить процедуры получения финансовой поддержки для МСП и повысить прозрачность принятия решений о финансировании 4.Расширить предложение микрокредитов и иных видов финансовой поддержки МСП 5.Расширить доступ МСП к актуальной обновляемой информации о возможностях финансирования МСП 6.Обеспечить предоставление консультационных услуг МСП по вопросам финансирования Основные инициативы Целевые показатели

Обеспечение доступа МСП к площадям и инфраструктуре поддержки 1.Расширить предоставление помещений, находящихся в городской собственности, для МСП 2.Расширить предложение площадей МСП в рамках специальных технопарков и бизнес-инкубаторов 3.Обеспечить возможность аренды части площадей МСП по сниженным арендным ставкам за счет их частичной компенсации 4.Расширить доступ МСП к актуальной обновляемой информации о доступных площадях в рамках специального электронного ресурса Количество площадей в городской собственности, предоставленных МСП Объем предложения площадей МСП в рамках специальных технопарков и бизнес- инкубаторов Количество площадей, арендованных МСП с частичной компенсацией арендной платы Создан информационный ресурс с регулярной обновляемой информацией о наличии площадей для МСП Основные инициативы Целевые показатели

Формирование благоприятной деловой среды предпринимательской деятельности 1.Определить и упростить наиболее сложные для МСП административные процедуры в целевых сегментах экономики Москвы 2.Расширить предоставление органами власти информационных услуг МСП в электронном формате 3.Обеспечить полноценное функционирование «горячей» линии поддержки МСП 4.Наладить предоставление МСП консультаций по правовым вопросам и предоставлять иные виды правовой поддержки 5.Расширить и усовершенствовать процедуры сбора, обработки и предоставления статистической информации по МСП Перечень информационных услуг для МСП, переведенных в электронный формат Увеличение количества удовлетворенных обращений МСП, воспользовавшихся горячей линией поддержки МСП Увеличение количества МСП, которым была успешно оказана правовая поддержка Достоверная база данных со статистической информацией по МСП, обеспечивающая поддержку принятия решений органами власти Москвы Основные инициативы Целевые показатели

Поддержка сбыта продукции МСП на российском и зарубежных рынках 1.Расширить программу частичной компенсации затрат по реализации МСП товаров на экспорт 2.Содействовать участию МСП Москвы в выставках и конференциях за счет частичной компенсации расходов МСП на участие в целевых для них мероприятиях 3.Проводить конкурсы на лучшие предпринимательские проекты, спонсируемые крупным бизнесом, в рамках расширения взаимодействия между МСП и крупным бизнесом 4.Расширить доступ МСП к актуальной обновляемой информации о государственном заказе в рамках специального электронного ресурса 5.Предоставлять регулярную информацию органам власти Москвы о продуктах и услугах, которые могут закупаться у МСП Количество конкурсов на лучшие предпринимательские проекты, спонсируемые крупным бизнесом Количество МСП, получивших частичную компенсацию затрат при поставке продукции на экспорт Количество МСП, участвовавших в международных выставках и конференциях Увеличение количества МСП, принявших участие в конкурсных процедурах государственного заказа Москвы Основные инициативы Целевые показатели

Развитие культуры предпринимательства, обучение персонала и консультирование 1.Расширить и повысить качество программ обучения для МСП 2.Предоставить частичную компенсацию расходов на обучение сотрудников МСП по отдельным бизнес-предметам, востребованным МСП 3.Расширить деятельность по предоставлению профессиональных консультаций МСП 4.Создать, поддерживать и регулярно обновлять единый портал МСП, увеличить уровень его использования МСП и осведомленность бизнеса о нем 5.Наладить координацию с образовательными учреждениями с целью регулярного обновления образовательных программ МСП 6.Создать программу по популяризации предпринимательской деятельности, с акцентом на повышение престижа профессии Увеличение количества участников учебных программ и позитивных отзывов о качестве этих программ Увеличенное количество положительных отзывов о полученных профессиональных консультациях Количество обращений к ресурсам портала Повышение индекса популярности предпринимательской деятельности Основные инициативы Целевые показатели

Поддержка инновационного развития МСП 1.Организовать предоставление финансовой поддержки инновационным компаниям 2.Создать и реализовать программы для стимулирования коммерциализации новых технологий МСП 3.Расширить программы поддержки в области оформлении патентов 4.Расширить участие студентов/молодых предпринимателей в программах поддержки 5.Стимулировать установление и развитие связей среди представителей МСП Повышение рейтинга Москвы среди городов Восточной Европы в области развития инноваций Увеличение количества инновационных проектов, ставших коммерчески успешными Увеличение количества патентов, выданных МСП Основные инициативы Целевые показатели

Базовые показатели ВРП Москвы ( гг.) - рост +73,1% в текущих ценах, +26,7% в сопоставимых ценах Инвестиции в основной капитал (2005 – 2009 гг.) – рост +10,4% в сопоставимых ценах. Прямые иностранные инвестиции ( гг.) – рост + 84,1%. Среднегодовая численность занятых в обрабатывающих производствах (2009 г.) – 678 тыс. чел. (11% от общего числа занятых) Среднемесячная з/п в 2010 г. в обрабатывающих производствах – руб. (77% от среднего показателя по Москве) Структура отгруженных товаров в разрезе по отраслям (2010 г.): -производство нефтепродуктов – 36,7%; -производство пищевых продуктов – 17,0%; -производство электрооборудования – 8,0%; -целлюлозно-бумажное производство – 7,2% Источник: Росстат Характеристика текущего состояния Подпрограмма «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на гг.»

Негативные тенденции Индекс промышленного производства ( гг.) - убывающий тренд Падение рентабельности предприятий с 17% (2006 г.) до 8% (2010 г.) Падение доли ПИИ с 16% (2005 г.) до 6% (2010 г.) Общая площадь – 7,7 тыс. га Количество – 209 Структура собственности ЗУ: г. Москва – 72,7% РФ – 19,01% Промышленные зоны Выручка предприятия на м 2 обратно пропорциональна занимаемой площади Источник: НИИ ЭКОС Источник: ДЭПР г. Москвы

*Города оцениваются по трем критериям: привлекательность для ПИИ, деловая среда в городе, покупательная способность населения. Упущенные возможности экономического роста НО! Неблагоприятная деловая среда Москва высокая привлекательность для ПИИ высокая покупательная способность населения Москва: конкурентные преимущества и недостатки деловой среды Источник: PricewaterhouseСoopers

Проблемы Оборонный комплекс Базовые отрасли Высоко- технологичные производства Законодательство Налоги (НДС, ЕСН) и тарифыда 94-ФЗда Закон о ГОЗдан/он/он/он/о Несовершенство НПБ в сфере вовлечения в оборот немат. активов (РНТД, ОИС) дан/дда Финансирование Неритмичность и неоптимальность финансирования ГОЗдан/он/он/он/о Проблемы с получением долгосрочных кредитовда н/д Высокие ставки по кредитамда Проблемы с обеспечением кредитовда Недостаточность финансирования по НИОКРда Проблемы по содержанию мобилизационных мощностейдан/дн/дн/он/о Кадровый потенциал Несоответствие уровня менеджмента современным требованиямда нет Старение кадровда нет Проблемы с привлечением молодых специалистовда нет Неконкурентоспособный уровень з/пда нет Высокая стоимость трудовых ресурсов Несоответствие современным требованиям качества подготовки специалистовда Земельно-имущественный комплекс Неурегулированность владения (пользования) земельными участкамида нет Отсутствие свободных площадей под создание или расширение производстванет да Высокие ставки арендын/он/ода Производственно-технологическая базада Сверхнормативный износ основных производственных фондовда нет Устаревшая научно-экспериментальная базада нет *н/о – не относится; н/д – нет данных Основные проблемы промышленного комплекса Источник: НИИ ЭКОС, ДЭПР г. Москвы

ЦЕЛЬ: Современным людям Реализация профессионального потенциала в реальном секторе Современному городу Диверсификация структуры экономики (повышение устойчивости) Промышленная обеспеченность (потребительский спрос, B2B, госзаказ - импортозамещение) Промышленная безопасность Наполняемость бюджета (окупаемость госрасходов на развитие промышленности) ЗАДАЧИ: Модернизация действующих производств Создание новых производств (прямые инвестиции) Переориентация территорий под другие цели Стимулирование кооперации между промышленными предприятиями и малым бизнесом ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: Количественные (рост ): Количество новых проектов Количество модернизированных предприятий Объем инвестиций в основной капитал Объем прямых инвестиций (в т.ч. ПИИ) Выручка с единицы площади Выработка на одного занятого в производстве Собранные налоги Качественные: Усиление кооперации между крупными предприятиями и МСП Улучшение качества жизни горожан Цели, задачи и целевые показатели подпрограммы:

фармацевтика; медицинская техника и изделия; радиоэлектроника; телекоммуника- ционная техника; робототехника; лазерная техника; авиационная техника; энергетика и энергосбережение; альтернативные виды топлива; современные материалы переработка ТБО; продукция для модернизации ЖКХ; пищевая промышленность; продукция для сферы услуг. Критерии к проектам и перспективные направления развития промышленного комплекса Обязательные требования: Ресурсоэффективность (энергетика, коммунальные услуги, земля, материалы, рабочая сила, …) Экологичность Соответствие социальным стандартам Целевые ориентиры: Высокотехнологичность/новизна/инновационность Высокая рентабельность Высокая производительность труда Использующие конкурентные преимущества города Обеспечивающие потребности города

Субсидирование процентных ставок по кредитам на модернизацию производства Совершенствование законодательства Содействие экспорту высокотехнологичной продукции Эффективные защитные меры Стимулирование создания и развития высокотехнологичных промышленных производств Обследование территорий Работа с неэффективными собственниками, высвобождение территорий Подготовка площадок для размещения новых производств Оптимизация территориального размещения объектов промышленности Повышение инвестиционной привлекательности (форумы, бизнес- миссий, выставки и т.д.) Привлечение инвестиций, сопровождение инвестиционных проектов Создание института омбудсмена по инвестициям Стимулирование промышленной кооперации и притока инвестиций в создание и развитие производств Создание реестра инвестиционных проектов и площадок Создание и поддержание портала «Инвестиционная карта г. Москвы» Формирование и поддержание базы данных о технологиях «двойного» назначения Поддержание и развитие информационно-аналитической системы «Московская промышленность» Формирование перечня перспективных технологий для производства Информационно-имиджевая программа Информационная поддержка 4 Компенсация затрат на: мероприятия по повышению энерго- и экологической эффективности производства; внешний энергоаудит объектов промышленности; создание демонстрационных зон по применению современных энергосберегающих технологий; Содействие в привлечении энергосервисных компаний Стимулирование проведения энерго- и ресурсосберегающих, экологоэффективных мероприятий Разработка системы прогнозирования потребности промышленности в кадрах Компенсация затрат на мероприятия по подготовке и переподготовке кадров для предприятий Применение механизма выставления встречных требований к инвесторам по созданию центров и программ по подготовке персонала при реализации проектов Разработка программ по интеграции инвалидов в процесс промышленного производства Развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, социальная защита работников Основные мероприятия подпрограммы:

Оптимизация территориального размещения объектов промышленности Площадь реорганизованных «резервов» Количество перебазированных неэффективных производств Рост выручки на кв.м. Площадь территорий пригодных для создания и развития производств 1.Реорганизация выявленных в территориальных «резервов» 2.Перебазирование неэффективных и/или экологически вредных производств, рекультивация земель 3.Оптимизация использования территорий промышленных предприятий за счет кооперации с российскими и иностранными инвесторами 4.Обследование новых присоединенных к Москве территорий на предмет наличия площадок пригодных для создания и развития промышленного производства 5.Инфраструктурная подготовка площадей, пригодных для создания производств Основные инициативы Целевые показатели

Стимулирование создания и развития высокотехнологичных промышленных производств Объем предоставленного финансирования Созданная система стимулов, обеспечивающая локализацию производств Объем экспортируемой высокотехнологичной продукции Объем производства высокотехнологичной продукции 1.Субсидирование процентных ставок по кредитам на модернизацию и техническое перевооружение производства 2.Компенсация затрат по проектам реформирования ГУП и организаций с долей города 3.Совершенствование законодательства, в том числе программ локализации высокотехнологичных производств, в части создания стимулов для их развития 4.Содействие экспорту высокотехнологичной промышленной продукции за рубеж 5.Оптимизация условий развития промышленного комплекса путем эффективного применения защитных мер Основные инициативы Целевые показатели

Стимулирование промышленной кооперации и притока инвестиций в создание и развитие производств Объем привлеченных прямых иностранных инвестиций Число запущенных новых инвестиционных проектов в сфере производства Число открытых центров R&D Объем коммерциализированных технологий «двойного» назначения Количество решенных проблем по обращением предприятий/инвесторов 1.Организация и проведение деловых миссий и деловых форумов 2.Создание системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов 3.Оптимизация системы запуска инвестиционного проекта 4.Создание института омбудсмена по инвестициям Основные инициативы Целевые показатели

Информационная поддержка Созданный реестр инвестиционных площадок и проектов Созданный портал «Инвестиционная карта г. Москвы» Созданная база данных о технологиях «двойного назначения» Расширение функционала ИАС «Московская промышленность» Созданный мобильный центр коллективного пользования оборудованием энергоаудита Улучшение восприятия инвестиционной привлекательности Москвы 1.Создание и поддержание реестра инвестиционных площадок и проектов 2.Создание и поддержание портала «Инвестиционная карта г. Москвы» 3.Формирование и поддержание базы данных о технологиях «двойного» назначения 4.Поддержание и развитие функционала информационно-аналитической системы «Московская промышленность» 5.Создание мобильного центра коллективного пользования измерительным, диагностическим, вычислительным оборудованием, необходимым для проведения внутреннего энергетического аудита в организациях 6.Информационно-имиджевая программа Основные инициативы Целевые показатели

Стимулирование проведения энергосберегающих, ресурсосберегающих и экологоэффективных мероприятий Объем профинансированных проектов по повышению энерго- и экологической эффективности основного и вспомогательного производств Объем профинансированных проектов по внешнему энергоаудиту предприятий Число созданных демонстрационных зон по применению современных энергосберегающих технологий и материалов Число подготовленных специалистов в области ресурсоэффективности 1.Компенсация затрат на проведение мероприятий по повышению энерго- и экологической эффективности основного и вспомогательного производств 2.Компенсация затрат на проведение внешнего энергоаудита объектов промышленности 3.Компенсация затрат на создание демонстрационных зон по применению современных энергосберегающих технологий, разработку и проведение обучающих программ 4.Организация и проведение семинаров по внедрению ресурсосберегающих технологий на производстве 5.Организация и проведение конкурса «Eco-предприятие года» Основные инициативы Целевые показатели

Развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, социальная защита работников Созданная система прогнозирования потребности в квалифицированных рабочих, инженерных и управленческих кадрах Число созданных центров по подготовке и переподготовке кадров на базе современных высокотехнологичных производств Число переоснащенных лабораторий в вузах Число подготовленных специалистов для промышленности 1.Разработка системы прогнозирования потребности промышленности в квалифицированных рабочих, инженерных и управленческих кадрах 2.Компенсация затрат на создание центров по подготовке и переподготовке кадров на базе современных высокотехнологичных производств, разработку и проведение обучающих программ 3.Компенсация затрат на оснащение лабораторий в вузах Основные инициативы Целевые показатели

Международный финансовый центр – Концентрация финансовых услуг высшего мирового уровня; Обеспечение доступа к глобальным потокам капитала; Увеличение спектра доступных инвесторам финансовых инструментов, рост числа российских и западных институциональных инвесторов; Создание условий для притока финансовых ресурсов с международного рынка капитала, рост торговых оборотов на рынке долговых ценных бумаг и производных финансовых инструментов; Создание имиджа Москвы как сильного финансового игрока на международной арене и повышение доверия инвесторов к России.

Характеристика текущего состояния Развитие международного финансового центра в Москве относится к числу стратегических задач Правительства РФ и важнейших направлений деятельности Правительства Москвы. В последнем рейтинге отчета GFCI Москва занимает 68 место среди 75 городов – международных финансовых центров, что не соответствует ни масштабам экономики России, ни потенциалу развития сектора финансовых услуг; Москва обладает самым большим рынком квалифицированной рабочей силы в финансовом секторе на постсоветском пространстве. Однако, в Москве доля специалистов, занятых в сфере финансовой деятельности составляет около 5% (в Лондоне -21%, в Нью-Йорке-13.3%); Доля налоговых доходов от финансовой деятельности на территории города за 2009 год составила 12,4 % в общем объеме налоговых доходов; Требуется создание условий для притока финансовых ресурсов с международного рынка капитала, роста торговых оборотов на рынке долговых ценных бумаг, проведение комплексных мер, направленных на создание условий для развития эффективной финансовой структуры, развития и либерализации финансового рынка, внедрении передовых технологий, применяемых в международном финансовом бизнесе.

Цель подпрограммы: Развитие возможностей города для функционирования Москвы как международного финансового центра в сферах: развития финансовой и банковской инфраструктуры улучшения инвестиционного климата развития городской инфраструктуры

Задачи подпрограммы: Содействие развитию банковской системы, всех видов страховой и биржевой деятельности; Формирование в городе инженерной и социальной инфраструктуры, соответствующей международным стандартам и качеству жизни; Внедрение современных технологий передачи информации и средств связи, которые позволят эффективно и конфиденциально осуществлять безналичные платежи; Обеспечение безопасности пребывания юридических и физических лиц на территории города; Разработка схем территориального размещения и оснащения объектов, необходимых для функционирования МФЦ, содействие в их обеспечении инженерной инфраструктурой.

Основные мероприятия подпрограммы: Разработка критериев (показателей) оценки развития Москвы как Международного финансового центра в соответствии с принятыми международными стандартами; Инвентаризация городских программ с точки зрения оценки соответствия результатов намечаемых мероприятий международным стандартам; Популяризация МФЦ (в т.ч. создание единого постоянно обновляемого портала в сети Интернет для распространения информационных материалов в финансово- экономической сфере); Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в городе Москве.

Ожидаемые результаты подпрограммы Увеличение доли финансового сектора в структуре валового регионального продукта; Развитие крупных инфраструктурных проектов внутри города и прилегающих областях; Создание новых рабочих мест в финансовой сфере, повышение уровня квалификации персонала; Улучшение инвестиционного, банковского обслуживания населения Москвы, как результат деятельности Международного финансового центра на базе городской инфраструктуры; Увеличение доли налоговых доходов от финансовой деятельности на территории города в общем объеме налоговых доходов.

Наименование показателяЕд. измерения 2011г.2016г. Средняя скорость в час «пик» на наземном транспортекм/ч1118 Среднее наполнение салонов в час «пик» (чел./кв.м свободной площади пола)5,24,1 Сокращение времени прибытия санитарных команд (пожарных, полицейских, санитарных) Мин Количество аварий на 1 км сетей водоснабжения, ед.Ед Количество повреждений и дефектов на 1 км тепловой сети, ед. на 1 кмЕд. на 1 км0,0920,08 Проникновение проводного широкополосного доступа к сети Интернет (Скорость от 10 Мбит/с и выше) %1565 Доля покрытия территории города технологиями 4G%6095 Доля государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде, в общем количестве данных услуг, которые могут оказываться в электронном виде %20100 Число пациентов пролеченных в соответствии со стандартами77,3100 Целевые индикаторы подпрограммы Достижение целевых индикаторов обеспечивается реализацией мероприятий в рамках других государственных программ: «Развитие транспортной системы», «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры», «Столичное здравоохранение», «Столичное образование», «Жилище», «Охрана окружающей среды», «Культура Москвы», «Спорт Москвы», «Развитие индустрии отдыха и туризма», «Безопасный город», «Градостроительная политика», «Информационный город».

Показатель младенческой смертностина 1000 родившими ся живыми 6,15,8 Показатель материнской смертностина 1000 родившими ся живыми 19,818 Средняя продолжительность жизнигода74,576,5 Обеспеченность спортивными заламиТыс. кв.м на населения 0,80,94 Обеспеченность плавательными бассейнамиКв.м. зеркала воды на населения 78,1117,3 Увеличение числа посетителей учреждений культуры городаТыс. чел ,5 Количество номеров в коллективных средствах размещенияТыс. ед.39,144,4 Число видов услуг оказываемых посетителям парков культуры и отдыха Ед.26150

Увеличение благоустроенной парковой территорииНа %19До Увеличение удельного веса спортивных площадок, используемых для отдыха, организация физкультурно- оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства До %19100 Объем платных туристических услугМлрд. рублей 23,533,5 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздухтыс.тонн/год Площадь реабилитированных водоохранных территорийГа+396 Количество компонентов окружающей среды, по которым проводится мониторинг Шт.610 Снижение уровня незаконной миграции и формирование достоверной информации о перемещениях иностранных граждан На %525 Снижение общего количества преступлений на улицах и в местах массового пребывания и отдыха граждан На %210 Снижение количества преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков На %215