Тема Москва, 08 апреля 2008 г. Московский институт открытого образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО РФ Взаимосвязь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вспомните свой опыт учения в школе и вузе: Вы сами ставили перед собой учебные цели? Или Вас вел за собой педагог, предлагая усвоить некоторую тему, а.
Advertisements

Деятельностный подход в обучении Великая цель образования - это не знания, а действия Герберт Спенсер.
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Технология деятельностного метода в рамках внедрения ФГОС (Первые итоги, творческие поиски, методические находки) Тимофеева Светлана Валерьевна учитель.
НИКОЛАЕВА Е.В. УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ГОУ СОШ 1315 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УРОКА ХИМИИ.
1 Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » 2012г. Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» как механизм реализации ФГОС–2.
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования 26 января 2012года практический семинар для руководителей методических.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Методический совет. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность.
Использование технологии деятельностного метода в начальной школе.
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС Подготовила: Е.П.Вязинько, зам. директора по УВР МКОУ «ООШ с. Полевое» год.
Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго.
Реализация технологии системно-деятельностного подхода в обучении математике «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они.
Деятельностный метод обучения «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано.
Технология деятельностного метода обучения. Цели современного образования формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри.
Система дидактических принципов деятельностного метода Маркова Галина Ивановна, учитель математики МАОУ «СОШ2»
Транксрипт:

Тема Москва, 08 апреля 2008 г. Московский институт открытого образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » АПК и ППРО РФ Взаимосвязь технологии деятельностного метода «Школа 2000…» и метода проектов д.п.н. Л.Г. Петерсон

Асмолов А.Г. Важнейшей задачей современной системы образования является: - формирование способности субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - формирование способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

А. Дистервег «Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». П.Ф. Каптерев «Саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать» «Дать труд человеку, труд свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности». К.Д. Ушинский

Закон «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...» Закон РФ «Об образовании», ст. 14 А.А. Фурсенко. «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации» «Формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

Госстандарты 2004 НШ Овладение содержания образования направлено на достижение в НШ следующих общих целей: овладение общеучебными умениями и навыками (умение планировать деятельность: ставить цель, отбирать средства, определять последовательность действий, проектировать, владеть способами контроля и оценки, определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок); формирование умений учебного сотрудничества (умение работать в группе, договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад; освоение правил и культуры взаимодействия). И др. Из действующих госстандартов (2004): Общие цели на ступени среднего (полного) образования: умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), умения проектной деятельности: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, умениями прогноза (умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. И др.

Исторический контекст Современный уровень развития производства выдвигает новые требования к сфере образования, отраженные в существующей нормативной базе как основной приоритет: формирование умения учиться, а не только освоение учащимися конкретных ЗУН в рамках отдельных дисциплин. содержательно- практический уровень содержательно- теоретический уровень содержательно- деятельностный уровень Историческое развитие представлений о качестве образования Как обучать?

Структура технологии наглядно-демонстрационного обучения Сообщение темы и цели Актуализация знаний ОбъяснениеЗакреплениеКонтроль

Дидактические принципы 1) Принцип наглядности 2) Принцип научности 3) Принцип преемственности 4) Принцип доступности 5) Принцип системности 6) Принцип сознательного усвоения знаний ? Система наглядного обучения Система деятельностного обучения

В.В. Давыдов Теория учебной деятельности В.В. Давыдова Теория деятельности А.Н. Леонтьева (психологическая версия) Теория деятельности Г.П. Щедровицкого (социотехническая версия) Теория учебной деятельности «Школа » Общая теория деятельности Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимова (методологическая версия) «... о развивающем обучении и воспитании можно вести речь только в русле того или иного конкретного понимания деятельности (то есть опираясь на конкретную и разветвленную ее теорию)». В.В. Давыдов ТЕОРИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Москва, 1995

Теоретическая основа СДП Теоретической основой ДС деятельностного метода «Школа 2000…» является общая теория деятельности, разработанная в российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) В.В. Давыдов «Теория развивающего обучения». М.: Интор, 1996, с. 4. «Однако достаточно убедительные ответы на свои вопросы психологи и педагоги не смогут получить, если не будут опираться на смежные науки,... где складывались понятия о человеческой деятельности, …. об исторических условиях ее развития. Это обстоятельство мы хотели бы специально подчеркнуть, поскольку многие психологи и педагоги склонны рассматривать свои проблемы, не вникая в философско-социологические теории деятельности и мышления…». ОНТО-СХЕМА МИРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аксиома «Рефлексивная самоорганизация» 2 1

2 1 И И – исследование где возникло затруднение? К К – критика почему оно возникло? П П – проект устранение причины затруднения 3 45 Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация »

2 1 ИКП где 1 – выполнение нормы, которое привело к затруднению; 2 – фиксирование затруднения; 3 – исследование; 4 – критика; 5 – проектирование; 6 – реализация проекта. Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация»

Аксиомы Н Аксиома «Рефлексивная самоорганизация» Аксиома «Мотивация к деятельности» = Х М НдНд организатор 5 понимающий 2 критик 3 арбитр 4 автор 1 ОНТОСХЕМА МИРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аксиома «Коммуникативное взаимодействие» Аксиома «Воспроизводимая деятельность»

методолог Н ученик учитель методист теоретик методолог Этапы развития сферы образования

управленец Н ученик учитель методист теоретик методолог управленец Этапы развития сферы образования

преподаватель ПИ, ПУ Сфера образования Н ученик учитель методист теоретик методолог управленец Н будущий учитель преподаватель ПИ, ПУ, ИПК

Теорема Сформировать умение учиться можно только при условии понимания учеником нормы учебной деятельности (то есть того, что значит «уметь учиться»). Н у – норма учебной деятельности («надо»), Х – представления ученика о своих потребностях (чего «хочу»), М – система ЗУН, способностей, ресурсов (что «могу») = Х М НуНу «могу»«хочу» «надо» Доказательство:

Структура учебной деятельности методологическая Структура учебной деятельности (методологическая версия) рефлексия пробного действия исполнительская рефлексия 10 = рефлексия учебной деятельности «Уметь учиться» – это значит знать, хотеть и уметь выполнять все шаги учебной деятельности и их рефлексию.

Структура учебной деятельности «от здравого смысла» Структура учебной деятельности «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век Пробное действие Затруд- нение Само- контроль Само- оценка Само- определение КИ П цель проект Рефлексия Реали- зация проекта

ТДМ Технология деятельностного метода ) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности. * Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа », – С *

1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок общеметодологической направленности 4. Урок развивающего контроля * Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа », – С * Модификация технологии обучения в зависимости от типа урока

Система П. Я. Гальперина Система Л.В. Занкова Система В.В. Давыдова Обновленная традиционная школа 1)Организационный момент 2)Актуализация знаний и проблемная ситуация 3)Проблемное объяснение знаний 4) Первичное закрепление во внешней речи 5) Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 6) Включение в систему знаний и повторение 7) Итог урока { ИКП ИКП ИКП ИКП * Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа », – С *

Система дидактических принципов «Школа » Принцип целостности означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ученик получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики Принцип минимакса: школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне и создает условия его усвоения на уровне, не ниже минимального (госстандарта знаний) Принцип психологической комфортности снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности Принцип вариативности формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбора оптимального варианта на основе заданного критерия * Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа », – С *

Суть СДП Суть системно-деятельностного подхода: исходя из выявленных в общей теории деятельности закономерностей мира деятельности, построена дидактическая система «Школа », которая: 1) обеспечивает возможность системного формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций в их достаточной полноте; 2) обеспечивает синтез идей из новых концепций образования с позиций преемственности с традиционной школой. ОНТО-СХЕМА МИРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы формирования умений Этапы формирования нового умения (исходя из общей схемы формирования любого нового элемента системы) 1. Приобретение первичного опыта, понимание смысла и мотивация. 2. Формирование нового способа (алгоритма ) действия, установление первичных связей с имеющимися способами. 3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль.

Этапы формирования общеучебных умений 1. Формирование первичного опыта пребывания в учебной деятельности при изучении различных учебных предметов, мотивация. 2. Формирование понимания нормы обобщенного способа действия (или ее структуры УД в целом), установление первичных связей. 3) Включение посредством ТДМ нового метапредметного знания в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организация самоконтроля и коррекции. 4) Уточнение существенных особенностей нового обобщенного способа действия, его роли и места в системе изученных учебных действий. 5) Организация контроля уровня сформированности данного общеучебного умения. Механизм формирования общеучебных умений на основе ТДМ «Школа 2000…»

Лазарев В.С. Лазарев. «Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении» // В сб. «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования».– М., с.50–51. «Формирование учебной деятельности требует постановки и решения учебных задач особого рода – задач на освоение метазнаний о способах познания». «…дети не рефлектируют сам способ решения учебной задачи, они не задаются вопросами: «Почему нужно выполнять те или иные действия, всегда ли нужно их выполнять при постановке и решении учебных задач?» …Если данная структура учебных действий не будет расширена, то учебная деятельность, как обобщенная способность ставить и решать учебные задачи, формироваться не будет. Сколько бы разных понятий не построили в учебном процессе учащиеся, самостоятельно они не поставят задачу на построение понятия самого «понятия» и не построят его… Это означает, что должны ставиться учебные задачи, результатом которых будет освоение обобщенных способов планирования и реализации познавательных действий».

Смайлики Учебная деятельность 1 класс классы

Преимущества СДП Упрощение языка описания нового способа обучения. Достаточная полнота формирования метаумений и ДС. Технологичность, открывающая путь к построению региональных систем трансляции и тиражирования без искажений. Критериальность, являющаяся базовым требованием к построению объективных средств диагностики и оценки качества. Преемственность с традиционной моделью обучения, что позволяет обеспечить поэтапный переход учителя к новому типу обучения по индивидуальной траектории саморазвития. Синтез не конфликтующих между собой идей из новых концепций образования (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.), что позволяет систематизировать инновационный педагогический опыт и сделать существенный шаг вперед по пути построения единого образовательного пространства на технологической основе. Преимущества системно-деятельностного подхода

Что СДП дает учителю Системно-деятельностный подход «Школа 2000…» позволяет учителю: 1) систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленные в различных подходах (традиционном, системах развивающего обучения); 2) каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения; 3) переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, в соответствии со своими возможностями; 4) уже на первых этапах перехода повысить качество образования в соответствии с существующими сегодня измерителями (в том числе ЕГЭ), которые мотивируют к дальнейшему развитию; 5) работать в условиях «открытого» комплекта; 6) включиться в инновационный процесс на посильном для себя уровне, что соответствует критериям НПО (материальный стимул); 7) вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым госстандартам (второго поколения).

Базовый уровень Базовый уровень освоения технологии деятельностного метода 1)Организационный момент (использование мотивационных приемов) 2) Актуализация знаний 3) Проблемное объяснение знания 4) Первичное закрепление во внешней речи 5) Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 6) Включение в систему знаний и повторение 7) Итог урока 1 2 ИКП Организационный момент (мотивационные приемы) Первичное закрепление Актуализация знаний Проблемное объяснение знаний с использованием моделей и схем Включение в систему знаний и повторение Самостоятельная работа с самопроверкой Итог урока

В апробации дидактической системы «Школа 2000…» приняли участие 108 образовательных учреждений России (36 городов), из них: 75 школ с 9 дошкольными отделениями; 27 дошкольных образовательных учреждений; 6 педагогических колледжей...

Исполнитель-соисполнители Эксперимент второго уровня по проблеме «Построение образовательного пространства обучения на деятельностной основе» (Инновационный сетевой проект ) ( гг., гг., 2006–2009 гг.) Исполнитель эксперимента: Научный коллектив Ассоциации «Школа 2000…» (ЦСДП АПК и ППРО) 3 окружных методических центра ЮУО, ЮВУО, ЦУО; Соисполнители :

тел. (495) , Интернет: Адрес: Москва, Головинское шоссе, д.8, корп.2 Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии ПК и ППРО РФ