Работу выполнила Синякова Анастасия ученица 10 а класса МОУ СОШ 13 Когда уходит детство…

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа 184 Кризис подросткового возраста Автор: педагог-психолог Е.А. Смирнова.
Advertisements

Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Ваш беспокойный подросток… Взрослым о подростке. Подросток - кто он? Ребенок лет Главное содержание возраста – переход от детства к взрослости.
Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
Особенности шестиклассников. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания.
«РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА»
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
Возраст от 14 до 17 лет - ранний юношеский или подростковый возраст.
возраст второго рождения личности. Представление о себе, как не о ребенке. 13 – 14 лет.
Материалы к открытому родительскому собранию учебный год Мерзликина Т.П.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.
Заставляют действовать! Один из самых простых и быстрых способов удовлетворения потребностей подростков. Пивной алкоголизм – основная проблема страны!
Воспитательная концепция: «Стань Человеком…» Разработала классный руководитель 10 класса Шамсутдинова Зинира Альфритовна.
Родительское собрание на тему: «Психологические особенности старших подростков»
Профилактика агрессивного поведения младших школьников.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Транксрипт:

Работу выполнила Синякова Анастасия ученица 10 а класса МОУ СОШ 13 Когда уходит детство…

…наступает период отрочества Период взросления человека не без основания называют критическим, так как изменения в его организме проходят быстро и интенсивно, развитие приобретает скачкообразный и бурный характер. Изменения, происходящие в самосознании подростка и поиск им своего места в жизни общества, приводят к сложностям и трудностям взросления.

Кризисы взросления - - «пустыни отрочества», суть которых – в огромной энергии, рвущейся наружу для того, чтобы заявить о себе Лев Толстой

гипотеза Мне также многое непонятно во взрослом мире. Как им овладеть, вписаться в него, если еще нет необходимых жизненных навыков? Я предполагаю, что эта проблема актуальна и для большинства моих сверстников. Поэтому, если мне удастся ответить на вопрос: «Почему взросление трудная пора?», то я смогу разобраться в своих комплексах, а, возможно, научу этому других.

* установить основные трудности, которые встречаются на пути от детства к взрослости; * диагностировать наиболее актуальные проблемы взросления, характерные для меня лично и моих сверстников; *осуществить поиск путей их безболезненного преодоления. Цель работы

объект и субъект исследования Объект учебного поиска и исследования – наиболее актуальные трудности периода отрочества, определяемые физиологическими, психологическими и социальными особенностями старших школьников. Субъект исследования - ученики 9 классов МОУ СОШ 13

Этапы, задачи, методы и планируемый результат работы: I этап –поиск и изучение научных и психологических источников информации по теме «Когда уходит детство?» (сентябрь – октябрь 2009г.); II этап – написание реферата по теме: « Взросление – трудная пора», определение проблемы исследования (ноябрь 2009 г. - декабрь 2009 г.); III этап - создание диагностической методики по проблеме « Трудно ли быть подростком или когда уходит детство?» (январь 2010 г.); IV этап – осуществление исследования, оформление результатов и формулирование выводов по ним (январь 2010 г.); V этап – оформление работы и подготовка презентации (февраль – май 2010 г.); VI этап – размещение некоторых материалов практического исследования на сайте школы, выпуск листовок «Взросление - трудная пора», презентация научно-практической конференции ( г.).

«Взросление – трудная пора» Реферат раскрывает некоторые физиологические, психологические и социальные проблемы периода отрочества, а также причины и формы трудностей взросления. Последняя глава реферата объясняет пути преодоления проблем этого кризисного возраста и создания каждым человеком того реального экологического мира, которого он заслуживает.

Назначение практического исследования Практическое исследование по проблеме « Трудно ли быть подростком или когда уходит детство?» диагностично определяет актуальные трудности девятиклассников МОУ СОШ13 и предлагает доступные рекомендации по их преодолению.

Взрослость Ощущение подростком себя как взрослого, стремление его поступать так, как поступает взрослый, и добиваться того, чтобы с ним считались так же, как со взрослым. В период взросления закладываются основы нравственности и социальных установок личности. Поэтому он становится как бы стартом для раскрытия жизненных позиций и устремлений человека.

Есть два пути развития подростка: бесконфликтное, бескризисное, гармоничное кризисное, с трудностями взросления

Первый тип взросления возможен тогда, когда оно происходит быстро, без ломки прежних взглядов и перемены отношений со взрослыми и родителями. У подростка без проблем появляются такие психические новообразования: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, новые моральные принципы и представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по–разному представлены в характере, потребностях и способностях.

Второй тип взросления отмечается тогда, когда в обществе есть расхождение в требованиях, предъявляемых к взрослым людям и детям. При этом возникает парадоксальная ситуация: ребенок усваивает то, что во взрослой жизни ему не пригодится, а то, что необходимо, не получает и, став взрослым, не знает, как жить во взрослом мире.

Главное психологическое противоречие периода взросления потребность проявлять себя в среде сверстников, желание казаться интересным и привлекательным, особенно противоположному полу, переживания по поводу внешности, а также отсутствие необходимых умений реализовать себя.

Трудности взросления – это отражение в сознании конкретной личности каких–либо несоответствий, психологического барьера между требуемыми условиями и отсутствием средств для их изменения.

Наиболее часто проявляются такие трудности взросления подростков расстройства настроения, ощущение одиночества, депрессии, тревожные состояния; пробуждаются новые интимные стороны жизни юношей и девушек; ситуация выбора профессии.

Трудности взросления, нужно уметь распознавать, идентифицировать, вовремя предупреждать Если мы хотим стать подлинными субъектами своей жизнедеятельности, если мы хотим стать создателями нашего уникального мира, если мы хотим стать творцами собственной жизни, то нам надо развивать в себе следующие способности: саморегуляцию, самоуправление и саморазвитие.

Выводы по результатам практической работы Как показало мое практическое исследование, третья часть девятиклассников нашей школы уже столкнулась с трудностями взросления, в том числе и я. Мои сверстники по-разному диагностируют начало периода взросления, отмечая у себя как физиологические, так и социально-психологические новообразования. Только 10 % анкетируемых - счастливчики, так как находят понимание с родителями по проблемам своего становления. И, к сожалению, лишь небольшое количество учащихся осознают, что взрослого человека отличает такая его характеристика, как готовность и умение жить самостоятельно.

наиболее актуальные проблемы взросления девятиклассников МОУ СОШ 13: непонимание в общении, закомплексованность, инфантилизм, агрессивность, влюбленность и сексуальность. С помощью школьного психолога и соответствующей литературы составлены рекомендации по самокоррекции трудностей взросления.

Непонимание в общении Характеристика трудности В период взросления ты осознаешь и ощущаешь, что уже не ребенок и требуешь признания равных со взрослыми прав, стремишься к независимости и самостоятельности, утверждению своего личностного достоинства. При этом проявляешь потребительское отношение к взрослым и нуждаешься в защите с их стороны. Достижение понимания в общении со сверстниками так же обеспечивает защищенность и безопасность. Именно это чувство дает тебе возможность экспериментировать, расширяя жизненное пространство на пути взросления. Как достичь понимания в общении? Знай и соблюдай права и обязанности как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям. Используй такие формы утверждения своей взрослости и самостоятельности, как: - обсуждение со взрослыми, которым доверяешь, проблем, возникающих в период взросления; - сотрудничество со взрослыми, которые предоставляют равные права в общении, либо подтверждают твое право быть взрослым и самостоятельным. Помни, что единственный способ найти друга - это стать кому - то другом.

Закомплексованность Характеристика трудности комплекс неполноценности - это болезненное чувство, возникающее у человека, как правило, ещё в детском возрасте и характеризующееся осознанием собственной ущербности, никчёмности, несовершенства и настоятельной потребностью освободиться от недостатков, мешающих жить полноценной жизнью. Чтобы избавиться от комплекса неполноценности надо: Ставь перед собой только реальные, выполнимые цели, и даже самые сложные из них не должны выходить за пределы твоих физических и психических возможностей. Подмечай не только неудачи и промахи, но и удачи, веди счет своим достижениям, регулярно напоминай себе о приятных моментах и победах. Думая о неудачах, не заостряй внимание на эмоциональном аспекте, а подробно разбирай каждую ситуацию, анализируй ее, ищи ошибки и делай полезные выводы на будущее.

инфантилизм Характеристика трудности Инфантилизм- это задержка в физическом или психическом развитием у взрослого человека, наличие в его внешности или поведении детских черт, свойств характера и манеры поведения. Как преодолеть инфантилизм? Не бойся открыто высказывать свое мнение. Бери ответственность на себя во всех жизненных ситуациях. Прогнозируй последствия своих действий. Помни, что больших успехов добиваются люди, настроенные на положительный результат деятельности.

агрессивность Характеристика трудности Агрессивность - это склонность человека к насильственным действиям, его активное стремление причинять вред окружающим, доставлять им неприятности, вносить смятение в их жизнь, разрушать её и прочее. Причины агрессивного поведения: генетические; сознательно-воспитанные; ответная реакция нанедопустимые, действия окружающих (прежде всего взрослых); необходимая самозащита или месть за что-либо (акт возмездия); -реакция на сложную ситуацию или перемены. Как избавиться от своей агрессии? Перенаправь отрицательную энергию в положительную, занявшись полезным делом, требующим больших затрат сил. Ритуально «накажи обидчика», подменив реальную личность вымышленной, настоящего человека- неким условным персонажем, и таким образом избавься от накопившегося напряжения. Не направленную на конкретный объект агрессию усмири регулярными спортивными упражнениями. Любые физические усилия, выполняемые с удовольствием и в полную силу, неизменно приносят пользу. Используй разнообразные техники релаксации, методики йоги, дыхательные упражнения, массаж, аутотренинг

Влюбленность и сексуальность Характеристика трудности. Влюбленность и сексуальность в период взросления отличается гиперсексуальностью: из-за усиленной работы половых гормонов их сексуальная возбудимость возрастает во много раз, что приводит к частым и длительным эрекциям, не редко спонтанным, к эротическим фантазиям и навязчивым образам. Различают три аспекта подростковой сексуальности: 1) Эмоциональный (это разнообразные чувства в диапазоне от любви до ненависти) 2) Поведенческий (процесс знакомства и ухаживания, кокетство, флирт, непосредственно секс, сексуальные игры) 3) Когнитивно-оценочный (отношение к любви, сексу и разнообразным его проявлением, размышление о противоположном поле). Что делать, если ты влюбился? Ищи достойные для подражания образцы проявления любовного чувства. Расскажи о своей первой влюбленности кому-нибудь (даже, если это будет дневник). От откровенной беседы будет несомненная польза. Не стыдись своего чувства, но оберегай от посторонних глаз. Влюбляться в период взросления – «модно», а оставаться в одиночестве – «не прилично». Таков этикет взрослеющего человека. Помни, что любовь в период взросления почти всегда временна, ей недостает долгосрочных обязательств. Секс, без обязательств, приводит к разрушительным результатам преждевременных половых отношений: предательству, сожалению, потере самоуважения, страху перед будущим, беспокойству по поводу возможных заболеваний и беременности, испорченному характеру, депрессии и самоубийству. Вот почему в этом возрасте важно грамотно удовлетворять половое любопытство. Главное – осознать и принять нормы половой культуры, которая включает физиологические, гигиенические и моральные стороны сексуальных отношений. Если к тебе пришла любовь, научись воздержанию от сексуальных отношений. Целомудрие - единственно нормальное поведение, к которому должны стремиться молодые люди ради самих же себя, ради своего личного и общественного счастья, несмотря на то, что многие считают его устаревшим.

Последействие работы Данная исследовательская работа способствует преодолению таких трудностей взросления как: непонимание в общении, закомплексованность, инфантилизм, агрессивность, влюбленность и сексуальность. Последействием к данной работе может быть поиск ответов на такие вопросы подростков как: преодоление одиночества, депрессии, резкой смены настроения, сохранение своего лица в трудных ситуациях, противостояние шантажу, воздействию более сильного, не обижаться на пустяки и многое другое, что делает наш возраст кризисным.

Заключение Я считаю, что достигла поставленной перед собой цели: установила особенности периода отрочества, диагностировала наиболее актуальные трудности взросления, характерные для меня лично и моих сверстников, а также осуществила поиск путей и некоторых ресурсов их безболезненного преодоления. Активно использовала разные варианты распространения в школе результатов своего исследования.

Выполнив учебно- исследовательскую работу, я поняла, что чувство взрослости зарождается тогда, когда выполняешь взрослые обязанности, когда неформально общаешься с ребятами старшими по возрасту, адекватно устанавливаешь направление своего взросления, активно используешь гендерную установку. Замечу, что взрослость проявляется в деятельности, в которой изменяются потребности, преобразуется самосознание, приобретает новый характер социализация. Человек как субъект оказывается лежащим в основе собственного экологического мира – того реального мира, в котором разворачивается его жизнь. Иными словами, от него, и только от него, зависит, в каком экологическом мире он будет жить!

литература 1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками/М.: Академия, Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. / Ростов – на - Дону: Феникс, Вачков И. В., Битянова М. Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассника/С.-Пб.: Питер, Казанская В. Подросток. Трудности взросления./С.-Пб.: Питер, Курбатов В. И. Искусство управлять общением. / Ростов - на – Дону: Феникс, Ресурсы здоровья (методическое обеспечение программы профилактики зависимостей среди детей). // Екатеринбург: Дом учителя, Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления./ Ростов – на – Дону: Феникс, Симоненко В. Д., Очинин О. П. Технология – 11 класс./ М.: Вентана – Граф, Смирнов А.Т. и др. Основы безопасности жизнедеятельности – 11 класс. / М.: АСТ - ЛТД, Федорова М. З. Экология человека./ М.: Вентана – Граф, Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности – 9 класс./ М.: АСТ – ЛТД, Интернет – ресурсы по теме работы

Благодарим за внимание!