Работу выполнили: Иванова В.П. педагог-психолог и социальный педагог Кузьмина Л.Г. МОУ СОШ 2 г.Ядрин
Цель работы психологической службы : психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Нормативно правовое обеспечение деятельности службы: Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. 636), Инструктивное письмо «Об использовании рабочего времени педагога-психолога», разработаны проекты отчетной документации педагога-психолога и др.). Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого- педагогического сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.
Объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс). Предметом деятельности являются ситуация развития ребенка как системы отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой. Целью психологического сопровождения ребенка в учебно- воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачи психологического сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Виды работ по психологическому сопровождению: Профилактика. Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг). Консультирование (индивидуальное и групповое). Развивающая работа (индивидуальная и групповая). Коррекционная работа (индивидуальная и групповая). Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
« Культура мира, толерантность и миролюбие».
В комплексе актуальных проблем современного мира проблема культуры мира, толерантности и ненасилия выступает как одна из важнейших, решение которой предполагает будущее человечества. Негативные явления особенно болезненно сказываются на молодежи, в среде которой быстрыми темпами распространяются преступность, жестокость, насилие, бездуховность, культивируется примитивизм, аморализм и стяжательство. В связи с этим становится очевидным: если мы хотим жить в мире, нужно помочь детям увидеть ценности прав человека, толерантности, показать их социальную роль. Научить их правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты. Все вышесказанное и определило выбор проблемы: « Культура мира, толерантность и миролюбие».
Воспитание у подрастающего поколения миролюбия, духа ненасилия, уважения к правам человека; отрицание ненасильственных методов разрешения конфликтов; гуманное отношение к людям ; развитие способности к принятию и пониманию другого человека.
Срок реализации : г. Задачи: познакомить учащихся с понятием « толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познать себя и других людей; формирование терпимости к различиям между людьми; сформировать представление о толерантном поведении в условиях конфликта.
Учащиеся должны овладеть умением формировать свое мнение, не боятся его высказывать, уметь его аргументировать и уважать; Учиться слышать и слушать другого человека, уважать его мнение; Уметь разрешать конфликты;
Активные и интерактивные методы. Все виды деятельности, которые требуют творческого подхода для раскрытия ин- дивидуальности каждого ученика.
Этапы работы Тема ЧасыМесяц Культура мираТеоретических 3 октябрь ТолерантностьПрактических 6 Теоретических 2 ноябрь декабрь НенасилиеПрактических 6 Теоретических 2 январь февраль КонфликтологияПрактических 8 Теоретических 4 март апрель май
Культура мира Современное состояние мира. Понятие « культура мира». Смысл и значение культуры мира. Основные сферы и главные участники деятельности в области культуры мира. Декларация о культуре мира. Международное десятилетие культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты ( ). Классные часы: 10 кл; 11 кл; 9 классы.
Природа толерантности. Аксиологические основы толерантности. Понятие « толерантность». Культурные смыслы слова « толерантность». Соотношение толерантности с идеей понимания. Толерантность как условие нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Толерантная личность. Интолерантная личность. Критерии толерантной личности. Практические занятия: 1.Прием « Обнаружение противоречий». Упражнение « Таблица антиподов» 2. Прием « коррекция позиций». Упражнение» Обрати минусы в плюсы» 3.Прием « Акцент на лучшее» Упражнение « Камушек в ботинке». Упражнение « Жемчужина в раковине» 4. Прием « Поиск толерантной позиции» Упражнение « Превращение монады» 5.Прием « Ломка стереотипов» Упражнение « Идеальный образ себя»
«Круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами. Игра « Волшебная рука» Классный час для старшеклассников « толерантность» Творческая работа « Дерево толерантности» Игра « Бабушкины ключи» «Крокодилы и лягушки» « Японский театр, или Театр Кабуки» Упражнение « Отличия» Упражнение « Конфликты» Проект « Надежда»
Понятие ненасилия и насилия. Ненасилие как общечеловеческая ценность. Ненасилие как жизнеутверждение. Ненасилие как особая сила. Ненасилие как преодоление эгоцентризма и выражения любви. Ненасилие как независимость. Ненасилие как нравственный принцип взаимодействия людей, как отношение человека к человеку.
Конфликтология. Понятие « конфликт».Виды возникновения конфликтов. Методы упреждения конфликтов. Методы разрешения межличностных конфликтов. Поведение в конфликтной ситуации как результат общей стратегии поведения человека. Универсальные организационные формы урегулирования конфликтов. Сотрудничество как наиболее эффективный способ взаимодействия сторон в конфликте. Консенсус и компромисс. Методы организации межличностных и многосторонних переговоров. Слагаемые культуры общения.