Психосоциальные последствия травмы в период службы в армии Балабанова Вера Владимировна, врач-психиатр, к.м.н., доцент, групповой аналитик.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Advertisements

Профессиональный стресс (ПС). Профессиональный стресс многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Баганская СОШ 1 Педагог-психолог Железко Г. П.
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами.
Подготовил: Педагог – психолог школы 37 Дроздова С.В.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
УСИЛЕНИЕ РОЛИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕАГИРОВАНИИ НА ГЕНДЕРНОЕ НАСИЛИЕ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ 5. Выявление гендерного.
Профессиональная деформация. Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность.
Психическое здоровье студентов. Особенно это относится к молодежному и студенческому периоду в жизни человека, когда личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми,
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога как основа успешного развития личности учащихся Педагог-психологКалмыкова Оксана Алексеевна.
(Конфликты и способы их разрешения). Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика МБДОУ детский сад компенсирующего вида 486.
Шемберг Е.Н. ст. преподаватель КФПиП. принуждение, осуществляемое субъектом или группой лиц для достижения и сохранения собственных целей; Насильственные.
Эмоциональное выгорание Доцент кафедры психотерапии и сексологии РМАПО кмн, психотерапевт высшей категории Захаров Роман Иванович.
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
Травматический стресс Психологические аспекты преодоления травматического стресса.
Транксрипт:

Психосоциальные последствия травмы в период службы в армии Балабанова Вера Владимировна, врач-психиатр, к.м.н., доцент, групповой аналитик

Травма – это : Н егативное и разрушительное влияние травматического действия Она затрагивает все психические процессы Изменяет психологическое и социальное функционирование индивида Оказывает влияние на семью

Последствия травмы для индивида Боль активирует и повреждает самые глубинные структуры личности (на уровне психофизической неразделенности), определяющих психическое функционирование индивида Унижение активируют стыд и беспомощность, А также горевание и вину

Сила стрессового воздействия зависит от: Разделяют ли страдание другие люди или его приходится переносить индивидуально? Фактора физического истощения Характерологических особенностей (психологическая устойчивость – переносимость стресса)

Посттравматическое стрессовое расстройство Пребывание в чрезвычайно угрожающей или катастрофальной ситуации, которое вызвало бы почти у каждого чувство глубокого отчаяния Стойкие непроизвольные и чрезвычайно живые воспоминания перенесенного Избегание ситуаций, напоминающих стрессовую или связанных с ней

Посттравматическое стрессовое расстройство Один из нижеследующих признаков: А) Частичная или полная амнезия важных аспектов перенесенного стресса Б) Наличие не менее двух из нижеследующих признаков: а) нарушения сна б) раздражительность или вспышки гневливости в) снижение концентрации г) повышенный уровень бодрствования д) повышенная боязливость

ПТСР характеризуется: Эмоциональной анестезией Чувством отдаленности от других людей Потерей интереса к прежним занятиям Невозможностью испытывать радость нежность, удовольствие Чувством унижения, вины, стыда, злобы Приступами тревоги Снижением памяти, концентрации, контроля побуждений

Снижение уровня функционирования личности обусловлено: Психологической травматизацией как совокупности психологических последствий травмы (посттравматическое стрессовое расстройство) Органическим поражением головного мозга, модулирующим психологические реакции (особенности аффективной сферы) Снижением когнитивных функций вследствие черепно-мозговой травмы Психологическими реакциями на потерю здоровья

Утрата возможностей в разных сферах: Снижение психологического функционирования Соматический ущерб Трудоспособность и способность к обучению (инвалидизация) Способность к самостоятельной жизни Изменение окружения (дистанцирование друзей, подруг) Туманность перспективы создания семьи Изменения в сексуальной сфере

Множественные утраты приводят к психологическому страданию Способна ли семья обеспечить такую поддержку?

Проблемы семьи, связанные с травмой как стрессирующим событием ! Факт травмы затрагивает всех членов семьи ! Изменяет их жизнь и планы на будущее ! Изменяет отношения в семье и семейные роли ! Требует восстановления и адаптации ! Требует приобретения новых знаний и навыков ! Оказывает негативное влияние на здоровье

Последствия стресса, вызванного болезнью члена семьи Ухудшение качества жизни родственников Уменьшение семейного потенциала помощи больному члену семьи Негативное влияние на состояние больного родственника

Специфические реакции родственников на факт травмы и болезни Чувство вины Беспомощность, ярость и отчаяние Горевание по поводу множественных потерь

Понятие о психологической функции контейнирвания У каждого индивида свой «объем» контейнера Превышение этого объема является стрессом и переживается как раздражение и агрессия В зависимости от особенностей личности может переводиться в тревогу, психосоматические реакции, поиск психоактивных средств

Архаичные механизмы психологической защиты Регрессия Уход Соматизация Расщепление с идеализацией и обесцениванием Проективная идентификация

Горевание Может занимать годы В случае последствий травмы оно растягивается на всю жизнь Горевание активирует боль переживания конечности и может становиться непереносимым Заставляет включаться психологические механизмы защиты

К таким механизмам относится: Развитие поиска виновных Отрицание потери Развитие активности по совладанию с чувством горя и отчаяния

Основы эффективного общения с пострадавшими и членами их семей

Приходя за помощью, пострадавшие и члены их семей Несут огромный потенциал архаичных мощных аффектов Воспринимают общественную организацию с полярными оценками Нуждаются в том, чтобы сотрудник организации контейнировал эти аффекты (смог выслушать и сохранить спокойствие, выражая при этом сочувствие) Встал на их защиту

Для успешного контейнирования тяжелых эмоций обратившихся важны: Четкость в определении времени (продолжительности) и места встречи Подготовка к беседе: – Управление непрерывностью – Рассадка – Использование вербальных и невербальных каналов коммуникации – Применение приемов снижения эмоционального напряжения

Пациенты относятся к представителю общественной организации как к своему главному источнику психологической поддержки Сочетание применения эмпатических высказываний, проясняющих вопросов и подтверждающих высказываний является действенным методом оказания такой поддержки

Назначение и подготовка к беседе (обеспечение приватности и непрерывности) Обеспечить приватность (комната, занавесь, салфетки) Привлечение к разговору значимых других Ведение разговора сидя Обеспечение контакта Управление непрерывностью беседы

Способствование чувству понятости у обратившегося Реализация аксиомы «Прежде чем говорить, спроси» Использование открытых вопросов: - Что Вам известно об этих обстоятельствах? -Как Вы понимаете это? -Что Вас заставляет обратиться за помощью? -Что побуждает вас задавать этот вопрос?

Приемы снижения эмоционального напряжения у партнера Приемы, снижающие напряжение Предоставить партнеру возможность выговориться Вербализовать (проговорить) эмоциональное состояние – свое и партнера Подчеркнуть общее с партнером – сходство интересов, мнений, единство целей Действия, повышающие напряжение Перебивание партнера Игнорирование эмоционального сотояния – своего и партнера Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего

Приемы снижения эмоционального напряжения у партнера Приемы, снижающие напряжение Подчеркнуть значимость партнера и его мнения в Ваших глазах Если выяснилось, что Вы были неправы, немедленно признать свою неправоту Предложить конкретный выход из ситуации Спокойный уверенный темп речи Приемы, повышающие напряжение Принижение партнера, негативная оценка его личности Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее Поиск виноватых, обвинение партнера, «переход на личности» Резкое ускорение темпа речи

Определение эмоциональной реакции у обратившихся с эмпатическим откликом на нее Определить наличие каких-либо эмоций у пациента Идентификация эмоций с называнием их самому себе. Уточнение с помощью вопросов к пациенту, что он сейчас переживает. Определение причины переживаемой эмоции Связывание для пациента переживаемой им эмоции с конкретной причиной

Снижению эмоционального напряжения способствует избегание резких слов, выражений и высказываний

Эмпатичные высказывания «Я понимаю, как это горестно для Вас» «Наверно, Вы не ожидали такое» «Я знаю, какое это тяжелое обстоятельство для Вас» «Это и для меня тоже очень тяжело»

Проясняющие вопросы «Как Вы это понимаете?» «Расскажите мне больше об этом» «Могли бы Вы объяснить, что Вы имеете в виду?» «Вы сказали, что это испугало Вас?» «Могли бы Вы мне сказать, о чем Вы беспокоитесь?» «Вы сказали, что беспокоитесь о Вашем сыне. Не могли бы Вы сказать мне об этом поподробнее?»

Оценка реакций собеседника (нормализация реакции) «Я могу представить, что Вы чувствуете» «Уверен, что у любого была бы такая же реакция» «Вы были абсолютно правы, полагая это» «Да, Ваша реакция абсолютно естественна» «Многие родители проходят через такое переживание»

Выработка плана действий и завершение беседы Перед обсуждением спросить у собеседника о его готовности к такому обсуждению. Имея четкий план на будущее человек становится менее тревожным и напряженным Понимание что предпринято все возможное на данном этапе, успокаивает пострадавшего и его родственников

Соприкосновение с гореванием и эмоциональное выгорание

Хроническое соприкосновение с гореванием и сопереживание приводят к эмоциональному истощению и утрате мотивации к помощи Как предупредить эмоциональное выгорание?

Эмоциональное выгорание Lee R.T., Ashforth B.E., 1990 Эмоциональное истощение Деперсонализация Снижение чувства собственной успешности Формируется в условиях постоянного давления обстоятельств

Эмоциональное истощение: Усталость Соматические симптомы Сниженные эмоциональные ресурсы Ощущение, что уже нечего дать другому

Эмоциональная усталость Я чувствую эмоционально истощенным своей работой Я чувствую себя совершенно обессиленным к концу рабочего дня Я чувствую усталость при пробуждении, встречая новый рабочий день Работа весь день с людьми вызывает напряжение Я слишком много работаю Чувствую, что дошел до предела

Деперсонализация: Развитие негативного, циничного подхода Лишенные учета индивидуальности чувства к обращающимся за помощью Дегуманизирующее отношение (как к объекту)

Деперсонализация Чувствую, что отношусь к людям как к обезличенным объектам По сравнению с началом моей работы в этой области я стал более жестко обращаться с людьми Есть опасения, что моя работа вредно влияет на меня эмоционально В действительности меня не волнует то, что происходит с некоторыми людьми Чувствую, что люди винят меня в их проблемах

Чувство личной неэффективности Переживание некомпетентности Чувство неэффективности Чувство собственной неадекватности

Личностная удовлетворенность Мне легко понять, что чувствуют обращающиеся ко мне за помощью Я весьма эффективно решаю проблемы людей Чувствую, что моя работа позволяет положительно влиять на жизнь других людей Чувствую себя очень энергичным Чувствую оживление после тесной работы с обращающимися за помощью В работе я спокойно преодолеваю эмоциональные трудности

Вовлеченность Чувствую себя во многих отношениях похожим с людьми, обращающимся ко мне за помощью Чувствую личную вовлеченность в проблемы этих людей Чувствую дискомфорт из-за своего отношения к некоторым людям Опросник по выгоранию Кристина Маслач и Сьюзен Джексон,1980

ЭВ ассоциируется с: низкой продуктивностью в работе психосоматическими нарушенями: головные боли, нарушения сна, дисфункции в супружеских отношениях, гипертензия, инфаркт миокарда астенией, тревогой, депрессией злоупотреблением алкоголем и другими психоактивными веществами

Факторы, способствующие ЭВ (I) Отставленность достижения цели во времени Неадекватная компенсация трудовых и эмоциональных затрат Недоступность или ограниченность участия в принятии административных решений Горевание и вина по поводу негативного или неудовлетворительного результата предпринятых усилий

Факторы, способствующие ЭВ (II) Большая продолжительности трудового дня и непомерная нагрузка Чувство изоляции и нехватки времени для общения с коллегами Дисбаланс между работой и семейной жизнью Неэффективная и/или враждебная среда на рабочем месте (внутренние конфликты в коллективе) Факторы возраста и пола (ЭВ чаще испытывают лица моложе 50 лет, а также женщины, по сравнению с мужчинами)

Способы преодоления Выработка реалистичных ожиданий Снижение продолжительности времени, проводимого на работе Возможность присутствия на конференциях с образовательными целями Возможность более активного участия в принятии решений административного характера

Позволяют бороться с выгоранием: Проведение времени с супругом или семьей, которые могут поддержать Регулирование количества часов работы в неделю Уменьшение стресса путем физических упражнений Занятий хобби

Проведение времени с супругом или членами семьи, которые могут поддержать

Упражнения

Занятия хобби

Шаги к улучшению личного благополучия (I) I. Определение ценности и приоритета личной и профессиональной сфер 1.Рефлексия личных ценностей и приоритетов. 2.Стремление достичь баланс между личной и профессиональной жизнью: а) написать список личных ценностей и ранжировать их; б) написать список профессиональных ценностей и ранжировать их; в) объединить эти два списка; г) определить области, где личные и профессиональные цели несовместимы 3. Основываясь на приоритетах, определить, как должен быть разрешен конфликт..

Шаги к улучшению личного благополучия (II) II. Усиление акцента на наиболее персонально значимых областях работы. 1.Установление наиболее значимых видов профессиональной деятельности. 2.Нахождение путей так изменить свою работу, чтобы усилить фокус на этих видах деятельности. 3.Решение, уменьшат ли стресс на работе улучшение навыков или получение дополнительного образования в тех или иных областях деятельности. 4.Нахождение возможности обсуждения с коллегами стрессирующих и вознаграждающих аспектов работы 5.Повторное определение наиболее приятных аспектов работы.

Шаги к улучшению личного благополучия (III) III. Определение и наработка наиболее важных стратегий поддержания благополучия 1.Беречь и улучшать отношения 2.Развивать религиозную/духовную практику 3.Развивать хобби и использовать выходные для развития немедицинских интересов 4.Поддерживать адекватный сон, физическую активность и питание 5.Определить и сохранить время для личной рефлексии по крайней мере раз в месяц 6.Обзавестись доверенного врача и получать регулярную медицинскую помощь

Группы поддержки персонала предложены Микаэлем Балинтом Метод получил название Балинтовских групп

Функции группы поддержки профессионалов Обеспечение времени и места для переработки и совладания с эмоциональными переживаниями (боль, печаль, беспомощность) Группа – это большой контейнер Улучшение отношений в коллективе благодаря открытому диалогу

Контейнер группы всегда больше суммы контейнеров всех ее участников

Предупреждение ЭВ экономически эффективно Организация работы, обеспечивающей сбалансированный образ жизни профессионала. Позитивное руководство молодыми специалистами Лично каждому думать не только, как и на что расходовать энергию, но как ее восстанавливать.