Лаборатория Мультимедийных Проектов (ЛМП) ГОУ ЦО 825 Учитель английского языка Кудрявцева Е.А. Школа будущего
Содержание Компьютеризация образования Мультимедийные технологии в образовании Лаборатория мультимедийных проектов Практическая часть Заключение Литература
Компьютеризация обучения Если задаться вопросом: «Какие трудности испытывает выпускник школы при обучении в высшей школе?» – многие отметят недостаточно развитые умения и навыки отстаивать свою точку зрения, аргументировано отвечать на вопросы, выступать с презентацией своего проекта, делать оценки прослушанного доклада и т. д. Указанные умения носят универсальный характер, т. к. они широко используются в различных сферах жизни. Нас же будут интересовать преимущественно только те способности учащихся, которые развиваются в процессе обучения иностранному языку. Учащиеся «на выходе» из школ испытывают огромные трудности в понимании аутентичной речи на слух, чтении и осмыслении текста, говорении, умении писать эссе на свободную тему, подводить итоги, выступать с докладами на иностранном языке.
Компьютеризация обучения Как же можно исправить сложившуюся ситуацию? Наблюдаемая в настоящее время широкая информатизация образовательного процесса способна решить многие проблемы современного образования. В связи с тем, что в условиях информационного бума компьютеризация проникает во все сферы деятельности современного человека, особенного молодого, естественно, что учащиеся живо интересуются информационными технологиями. Поэтому одним из возможных путей решения вышеуказанных проблем, на наш взгляд, может быть широкое использование современных компьютерных технологий.
Мультимедийные технологии в образовании Использование мультимедийных технологий в учебном процессе позволяют: предоставить учащимся значительные возможности для самостоятельной работы; использовать учителю новые обучающие методики, новые инструменты и новые ресурсы. У мультимедийных средств существует множество определений, и почти все они сводятся к следующему. Мультимедийные средства обучения включают средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио- фрагментов.
Мультимедийные технологии в образовании Мультимедийные средства обучения (педагогический инструмент) Мультимедийные образовательные продукты Компьютер Интерактивные доски Мультимедийный проектор Видео- и аудиомагнитофон Возможности сети ИНТЕРНЕТ Электронные обучающие программы Электронные энциклопедии, справочники, тренажеры Мультимедийные технологии в образовании
В процессе информатизации образования роль преподавателя постепенно изменяется: он перестает быть авторитарным и единственным источником знания и становится руководителем и помощником учащихся в образовательном процессе. Мультимедийные технологии в образовании +
Учащимся предоставляется возможность самостоятельно искать необходимые знания, анализировать полученную информацию, составлять план своей работы, выступать с проектами. Таким образом, учащиеся становятся активным участником учебного процесса. Мультимедийные технологии в образовании
В связи с появлением множества мультимедийных средств обучения возникает трудность в освоении информационных технологий преподавателем и дальнейшем их использовании в учебном процессе. Как создать необходимый мультимедийный продукт? Какие мультимедийные продукты использовать для развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка? В настоящее время на эти вопросы не найдено однозначных ответов. Тем не менее, на наш взгляд, одним из выходов из сложившейся ситуации может быть применение в обучении наиболее простых, доступных в управлении и эффективных мультимедийных средств. К ним можно отнести многофункциональную программу MS Power Point, предназначенную для создания и проведения мультимедийных презентаций. Мультимедийные технологии в образовании
Мультимедийная презентация включает в себя: компьютерные анимации; иллюстративный ряд; звуковой ряд; видеофрагменты; гипертекст и гиперссылки. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Мультимедийные технологии в образовании Мультимедийная среда
Отличительными особенностями мультимедийной презентации служат: доступность (Power Point входит в пакет программ Microsoft Office); простота (учащиеся обучаются работе с этой программой, начиная с 7 класса); наглядность (эффективная визуализация учебного материала); интерактивность (внутренняя активность учащегося, запланированная самим содержанием учебных программ, не требующая внешнего руководства со с стороны учителя; мультимедийность (сочетание в одной учебной программе всех имеющихся на сегодня форм представления информации, звука, цвета, анимации и гиперссылок). Мультимедийные технологии в образовании эффективность Во многом благодаря мультимедийности, т. е. возможности работать с различными формами представления информации, учащиеся смогут заметно улучшить умения и навыки говорения, чтения и аудирования.
Для организации подобной деятельности предлагается идея лаборатории мультимедийных проектов ( ЛМП ). Под этим термином мы подразумеваем такую форму организации учебного процесса, при которой учащиеся, используя возможности мультимедийных технологий, занимаются проектной деятельностью. Основная цель лаборатории заключается в развитии творческого потенциала учащихся. Рассмотрим, какие задачи решаются в рамках ЛМП. Лаборатория мультимедийных проектов
Образовательные и воспитательные задачи ЛМП Лаборатория мультимедийных проектов развитие умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие умений самостоятельно конструировать знания; развитие познавательных и творческих навыков учащихся; совершенствование навыков чтения, говорения, аудирования (восприятие англоязычной речи на слух), навыков работы с англоязычными фильмами, видеороликами и т. д.; расширение кругозора учащихся; составление индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося; понимание межпредметных связей (МПС). Образовательные задачи
Образовательные и воспитательные задачи ЛМП Лаборатория мультимедийных проектов воспитание личностных качеств обучаемых, например, уверенности при ответе; развитие умения представлять и защищать свой проект: развитие умения отстаивать свою точку зрения; развитие умения анализировать и подводить итоги; увеличение интереса к учебному процессу; максимальное проявление творческих способностей; развитие коллективной деятельности. Воспитательные задачи
Роль учителя Наставник Консультант Помощник «Генератор» идей Педагог-исследователь Лаборатория мультимедийных проектов Роль учащегося Исследователь «Генератор» идей Разработчик Консультант Член экспертной комиссии Рецензент Исходя из задачей ЛМП, можно говорить об изменении взаимоотношений учащихся и преподавателя.
Этапы подготовки проекта по иностранному языку Лаборатория мультимедийных проектов Выбор темы проекта (анкетирование учащихся) Выбор темы проекта (анкетирование учащихся) Постановка проблемы исследования Постановка проблемы исследования Поиск текстового материала Поиск текстового материала Подбор иллюстраций, аудио- и видеофрагментов, анимированных изображений Подбор иллюстраций, аудио- и видеофрагментов, анимированных изображений Консультация учащихся с учителем Консультация учащихся с учителем Составление и утверждение планов работы Составление и утверждение планов работы Подготовительный этап ВНЛЕ
Создание компьютерных презентаций Редактирование компьютерных презентаций Проверка исправленных компьютерных презентаций Составление программы выступления Формирование экспертной комиссии Репродуктивный этап Повторение основ работы в компьютерной среде (программе Power Point) Повторение основ работы в компьютерной среде (программе Power Point) Подготовка учащихся к защите проекта Доработка компьютерных презентаций по замечаниям учителя
Обсуждение проектов членами экспертной комиссии Подведение итогов Составление отчетов о проделанной работе (с возможностью размещения на web-сайте) Заключительный этап Защита проектов деятельность учителя деятельность учащихся
Прежде всего, ЛМП развивает творческий потенциал учащихся и учителя. Таким образом, если учащиеся справятся с работой над проектом, можно надеяться, что к взрослой жизни он будут более адаптированы: сумеют планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с людьми, т. е. адаптироваться к меняющимся условиям. Лаборатория мультимедийных проектов
Практическая часть Первым пробным проектом, реализованным с помощью мультимедийных технологий, стал проект «How to be healthy» в 8 классе.
Практическая часть В заключение расскажем о дистанционном курсе «The wonders of our world», который в будущем может стать своеобразным полигоном для осуществления проектной деятельности в старшей школе. Курс разрабатывается в рамках проекта «Лаборатория дистанционного повышения квалификации педагогов» МИОО.
Практическая часть Хотя курс находится в стадии разработки, тем не менее, некоторые его фрагменты уже широко используются на уроках английского языка в нашей школе. По тематике курс охватывает некоторые актуальные проблемы современности. Среди таких тем можно отметить: исследование космоса, зарождение жизни на Земле, чудеса света, человек как венец природы, многогранное творчество человека, экологические проблемы, проблемы будущего и многое др.
Практическая часть
Практическая часть
Таким образом, курс ориентирован на раскрытие многогранных связей различных областей знания. В техническом отношении эти связи можно реализовать путем использования различных заданий, которые органично соединены в единую информационную среду Moodle. Курс «The wonders of our world» направлен также на отработку как лексических, так и грамматических навыков, а также способствует развитию творческого мышления, умению работать с ИКТ, повышению интереса к учебному процессу, развитию умений и навыков работы в коллективе.
Заключение Подводя итоги, отметим, что наши рассуждения посвящены применению мультимедийных технологий в обучении иностранному языку. Однако большинство из приведенных положений в одинаковой степени касаются и изучения других школьных дисциплин. Поэтому сделанные выводы носят, на наш взгляд, системный характер. Итак, лаборатория мультимедийных проектов открывает широкие перспективы использования информационных технологий в образовательном процессе и станет, на наш взгляд, важной частью современного обучения.
Литература Warschauer M. (1996) «Computer Assisted Language Learning: an Introduction». In Fotos S. (ed.) Multimedia language teaching, Tokyo: Logos International:
«Per aspera ad astra» Через тернии к звездам (лат.)