В поисках совершенства : использование методов оценки деятельности в работе научных организаций Творогова С.В. (стар. науч. сотрудник ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ ) Яхнина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Advertisements

Ценка результативности научных организаций О ценка результативности научных организаций Минобрнауки России август 2008 года.
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
XI ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРУМ Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич октябрь 2008 года, Томск Значение образования.
О функционировании системы менеджмента качества на отделении ТСХП.
Введение ФГОС основного общего образования в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 9» г. Сосновый Бор.
Методика оценки социальной роли университетов (на примере методологии ОЭСР) Ольга Перфильева Институт международных организаций и международного сотрудничества.
1 Общественное участие в бюджетном процессе и городских целевых программах.
Министр финансов Калининградской области Порембский В. Я. Концепция программы Калининградской области « Повышение эффективности бюджетных расходов Калининградской.
Государственный контракт от года 03.Р Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в.
Стратегия интернационализации вуза Обзор положения дел, предпосылки Достижения в области интернационализации вуза на данный момент и их значение Цели стратегии.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Актуальность, проблемы и перспективы развития профессионального признания в России Владивосток 2011.
«Распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование» ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Эффективность региональной системы оценки качества образования Тверская область 16 октября 2009 г.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
-Магнитогорск – 2013г.-. ФЦП развития образования на гг. (разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования.
Транксрипт:

В поисках совершенства : использование методов оценки деятельности в работе научных организаций Творогова С.В. (стар. науч. сотрудник ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ ) Яхнина В.С. (Институт оценивания политик и программ)

Необходимость совершенствования деятельности исследовательских центров Экономика знаний Глобализация Поиск конкурентных преимуществ Опора на доступные ресурсы и обеспечение их наилучшего использования Выявление лучших практик Совершенствование деятельности исследовательских центров

НИиР: ресурсы и высоко квалифицированные рабочие места

В XX веке НИиР стали сферой массовой занятости РАЗНЫЕ ЛЮДИ разная мотивация разный опыт различающаяся культура труда и т.п. Следовательно, необходимы новые инструменты управления

Эволюция финансирования НИиР Оплата обучения студентами Гранты Государственные заказы Институционализированное финансирование Потребность в прозрачности и эффективности расходов

Появление различных форм сотрудничества в сфере НИиР Промышленные консорциумы Сотрудничество вузов и промышленности Партнерство между частными и государственными организациями Международное сотрудничество Таким образом, необходимо внедрение инструментов и процедур оценки

Оценка как инструмент совершенствования деятельности исследовательских центров Заинтересованные стороны: Правительство Компании Граждане Использование: Контроль за расходами Стимулирование исследовательской активности и качества НИиР Поддержка управленческих решений

Подходы к оценке деятельности научных организаций Микро или макро эффекты Ad hoc или Post factum Количественные или качественные Объективные или субъективные

Агрегированный зарубежный опыт Великобритания Нидерланды Германия

Общие положения Периодичность: (1 раз в 6 лет в Великобритании и Нидерландах) Метод: Оценка отраслевыми экспертами Мета-оценивание (Великобритания и Нидерланды)

Цель проведения оценивания Великобритания: Создание инструмента для распределения государственных средств на селективной основе (большее финансирование для более качественных исследований) Нидерланды: Улучшение качества исследований, управления ими, приведение их в соответствие с международными стандартами, увеличение подотчетности Германия: Улучшение качества проводимых исследований; эффективность институтов; определение социально-экономического/ общественного воздействия

Кто ответственен за проведение оценивания? Великобритания: Исследовательские советы Нидерланды: Королевская Голландская академия искусств и наук, Голландская организация научных исследований и Ассоциация Университетов Германия: Научный Совет

Оценивание V Финансирование Великобритания: прямая зависимость Нидерланды: ориентация на результаты оценивания Германия: Недостаточные результаты при оценивании могут вести к прекращению бюджетного финансирования научного учреждения. Однако, рейтинги исследовательских институтов не являются главным критерием для распределения основных финансовых средств

Ограничения? Ситуация в России Низкий уровень активности в сфере НИиР Низкая производительность исследовательского труда Неэффективная институциональная структура Низкий престиж карьеры в сфере НИиР среди молодежи

Немного статистики 3180 научных организаций (Н.О.) 2226 – гос. собственность 200 внутрифирменных научных организаций 40% научных организаций - до 100 работников 42% оборудования старше 11 лет патентная активность; активность обмена технологиями

Проблемы внедрения оценки деятельности научных организаций в России Проблемы организации Проблемы методологии Адекватность показателей

Рекомендации наладить систему регулярной оценки и мониторинга эффективности научных учреждений, определить периодичность раундов оценивания, максимально детально сформулировать нормативные правовые акты, на базе которых будет проводиться оценивание, создать при Федеральном Агентстве по науке и инновациям Научно-Исследовательский Совет (Коллегию), которому будут переданы полномочия по проведению общенациональных раундов оценивания, не ориентироваться на самооценивание, первый раунд оценки (апробацию методики) необходимо проводить в научно-исследовательских учреждениях, в которых можно ожидать высоких результатов, результаты оценивания не должны являться прямым инструментом распределения государственных средств

Культура организации – данность, которую важно учитывать Культура – набор ценностей и норм, характерных для данной организации – очень консервативна Попытки изменить культуру приводят к фрустрации Если нужно изменить стереотипы поведения, НЕ надо менять культуру

Изменение стереотипов поведения Определение необходимых результатов Поиск реальных примеров получения подобных результатов внутри организации Выявление основных форм организации результативной деятельности Поддержка использования новых форм организации деятельности руководством Признание и вознаграждение

Спасибо за внимание!