Кто в городе? Чей город? Граффити и стрит-арт как декларация и диалог Оксана Запорожец, ИГИТИ им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ Семинар «Идентичность в современном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создан в 2009 году как партнерский проект создан в 2009 году как партнерский проект НИУ-ВШЭ в Санкт-Петербурге и Научно-исследовательского Центра "Регион"
Advertisements

Проект ОЭР «Школьный Музей Боевой и Трудовой Славы как центр патриотического воспитания учащихся» Автор проекта Козырев А. В., учитель истории СОШ 38,
Н АУЧНО - УЧЕБНАЯ ГРУППА ПО АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМ ГЛОБАЛЬНОГО УЧАСТИЯ И ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Проект «Эффективность глобального участия и формирование институтов.
Перформативный подход к изучению публичной сферы Подготовили: Кульчицкая Эльвира Шаронова Арина.
Сайт ДОУ как средство интеграции основных модулей комплексной программы педагогической поддержки семьи.
«Ребенок в мире музея» дополнительный материал к статье «Основы музейной педагогики в ДОУ» Автор: Фоминых Елена Викторовна, старший воспитатель МКДОУ 15.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Арт-десант Культурная скорая помощь (экстренная служба)
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРИЛЛОВ.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Екатерина Орех См. комментарий к этому слайду ниже.
Курсовая работа Теоретический анализ феномена edutainment в современной социокультурной ситуации Научный руководитель: Казакова Е.И. Магистрант: Федосеенко.
Теоретический вопрос Что такое педагогическая мастерская? МОУ лицей 1 Г. Пролетарск Презентация руководителя МО по воспитательной работе: Доля Е.А.
Проектно-исследовательская работа Особенности общения учащихся подросткового и юношеского возрастов СОШ МОУ 1г. Шумиха.
Работу выполнила: воспитатель первой категории Карташова Т.М.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.» Выполнила:
Функции и свойства документов. Основные свойства документов Атрибутивность документа. Наличие неотъемлемых слагаемых, без которых он существовать не может.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 74 – детский сад комбинированного вида Методическое объединение для воспитателей по теме:
ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ. План. 1.Коммуникация или общение. 2.Средства общения. 3.Невербальное общение. 4.Особенности общения в современном мире.
Транксрипт:

Кто в городе? Чей город? Граффити и стрит-арт как декларация и диалог Оксана Запорожец, ИГИТИ им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ Семинар «Идентичность в современном мире», НИУ ВШЭ, Санкт- Петербург, 8-9 сентября 2012

Презентация основана на результатах проекта «Граффити и стрит-арт в культурном пространстве мегаполиса» ( Междисциплинарный проект придуман и осуществляется в рамках Программы «Учитель-Ученики» Научного фонда НИУ ВШЭ, грант Руководитель проекта: Наталья Самутина Программы «Учитель-Ученики»Научного фонда НИУ ВШЭгрант Цель проекта – осмысление граффити и стрит-арта как культурных феноменов в современной городской среде, а также выработка теоретических языков, которые позволят проводить анализ этих феноменов в их актуальном состоянии и развитии.

Городская коммуникация и повседневное творчество Город как пространство интенсивного разнообразия Информационная переполненность города, наличие множества шумов. «Блазированность» – «притупленность восприятия различия» (Зиммель) - как реакция горожан на информационную избыточность города Урбанизация и конец «знакомого» города. Город как пространство чужаков (Сеннет). Рост значения опосредованной коммуникации, ее институционализация и создание устойчивых каналов трансляции. Создание «прозрачного» модерного города (названия улиц, городские расписания, городские газеты как публичные арены и пр.) Опосредованная коммуникация и ее visibility (видимость) – авторство сообщений и «право на город» (Лефевр), в том числе право на оставление в нем «следов» (Трифт и Амин), материализация присутствия горожан и групп; возможность коммуникации - доступность сообщений для декодирования наблюдателем:, следствие - фрагментация и универсализация городского опыта Творчество – способность горожан к реинтерпретации существующих городских сценариев, производству «своего города» (Де Серто, Дж. Скотт; Лефевр и его идея «oeuvre»; Ситуациониcты)

Граффити и стрит-арт Anna Waclawek Graffiti and Street Art (2011) Граффити – знаковое сообщение – шрифт как основная форма адресации, определенная закрытость сообщения, ограниченная способность горожан к его декодированию Стрит-арт (пост-граффити) – образное сообщение, «демократизация» доступности Общее: бесплатное городское творчество, эфемерность как особый режим существования сообщений, логика городского энтузиазма – эмоционально насыщенное пространство высказывания и восприятия, создание «говорящего города» - реализация права/возможности горожан на обозначение себя и своих интересов в физическом пространстве города

Граффити и стрит-арт: начало «замечания» и признание изменения их культурной роли Нью-Йорк и Париж как городские сцены

Keith Haring ( )

Возможные фокусы исследования граффити и стрит-арта: рецепция

Возможные фокусы рассмотрения граффити и стрит-арта в городской среде Телесность – corporeography (Робинсон, 2011) – модус телесной включенности горожанина – означивание всех чувств (сходные идеи – пост-репрезентативная география и более-чем-репрезентативная география: Трифт, Ларсен…), хореография – движение в пространстве (Ларсен) Пространство – создание значимости пространства, ощутимого присутствия Другого в нем (значимость рецепции и замечания адресации), альтернативные способы сборки пространства (пример: Roadsworth)

Roadsworth

Пространство Трансформация городского пространства: Создание особых городских пространств (творчества, интенсивной коммуникации) Одна форма городского творчества активирует другую Возможное вписывание в существующие институциональные матрицы; игра – playfulness - как новая тональность города Ре-интерпретация отдельной локации распространяется на место, переопределяя его логики и значения Медийное присвоение и интерпретации, в том числе и augmented space (дополненное пространство; Манович, 2005)

Пространственный контекст как способ приглашения к диалогу, означивание пространства как коммуникативной площадки

Фокусы рассмотрения граффити и стрит-арта в городской среде Эмоции – создание разнообразного эмоционального ландшафта (противодействие отчужденности города (ситуационизм), его рассмотрению как не- места (Оже), формирование параллельной эмоциональности) Коммуникация Scaling – вариативность контекстов рассмотрения и соответствующих им особенностей восприятия

Производство города Изменение агентскости производства, право горожан не только на физическое изменение городской среды, но и на создание новых смысловых систем Henry Jenkins Participatory culture (2006): Незначительные барьеры художественного выражения и гражданской декларации Разделяемый с другими опыт Неформальный опыт «менторства» от более опытных к менее опытным участникам Участники верят, что их опыт значим Ощущение связи друг с другом, им важно, что другие люди о них думают