ГОУ СОШ 854 2010 г. Развитие системы соуправления качеством образования в школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель оценки качества общего образования в г. Москве ГОУ СОШ 854 Москва
Advertisements

Модель управления системой качества образования ГБОУ гимназия 1530 « Школа Ломоносова »
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ Составитель: М.П.Афанасьева. Чему противостоит компетентностный подход в образовании? Традиционному предметному репродуктивному «обучению»
П ереход на новые образовательные стандарты Р азвитие системы поддержки талантливых детей С овершенствование учительского корпуса И зменение школьной.
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
Оценка качества образования: промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Пришло осознание того, что детей надо учить по- новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют сегодня в достаточной степени.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Диагностика – основа качества образования Ястребова О.Н. Из выступления на педагогическом Совет Лицей 1581.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
ГБОУ СОШ г.. Качество образования – это способность образовательного учреждения достигать результат, необходимый потребителю (обществу), определять.
знание и представление об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, а также владение компьютерной грамотностью.
Лекция 2 «Методология учебного проектирования». Дидактика Дидактика – составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности,
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Васильчук Ирина Алексеевна. Воспитатель высшей категории. «Прогимназия 108». Г. Улан –Удэ.
Транксрипт:

ГОУ СОШ г. Развитие системы соуправления качеством образования в школе

Содержание : Материалы педагогического совета от г.: Система соуправления качеством образования Соуправление качеством образования Оценка качества образовательной среды как механизм соуправления Оценка качества образовательной деятельности учителей учащимися Оценка удовлетворенности участников образовательного процесса как технология формирования социального заказа

ГОУ СОШ г. Система соуправления качеством образования

ИСТОЧНИКИ : Материалы для данной презентации предоставлены Московским центром качества образования ( МЦКО ), руководимым Держицкой Ольгой Николаевной, лабораторией экспертизы качества образовательного процесса, руководимой Ивановым Дмитрием Андреевичем

Чем различается администрирование и управление ? Администратор Управленец Контролирует выполнение сотрудниками своих обязанностей Контролирует соответствие действий существующей норме Руководит людьми и поддерживает существующее функционирование Соблюдает установленную схему финансирования Создает видение будущего продукта, результата Определяет назначение, цели и задачи организации Создает организационную структуру, для достижения целей организации Мотивирует персонал и т.д. Определяет стратегию достижения новых результатов, управляет процессами и их изменениями Распределяет ресурсы для поддержания эффективного функционирования Поддерживает требуемый документооборот Обосновывает зачем нужен и кому нужен этот результат

Понятие « качество » соответствие результата Стандарту внешний контроль (инспекция) параметров результата Модель 1 Соответствие применению (ожиданиям, потребностям потребителя ) Постоянное улучшение и самоконтроль каждого процесса Обратная связь от потребителя Модель 2 Соответствие скрытым потребностям – удовлетворение нужд потребителя прежде, чем он осознает эти нужды, формирование потребностей Модель 3 Недостатки: Соответствует ли стандарт запросам потребителей «продукта»?

Качество образования Качество образования не равно стандарту Качество – свойство организации достигать результат необходимый потребителю ( обществу ) Качество = созданию всех возможных условий для достижения результата, необходимого потребителю, и их постоянное совершенствование Качество – способность организации определять тенденцию развития и отвечать на еще не сформулированный запрос потребителей

Модель управления качеством – (Total Quality Management)

Компетенция и компетентности - продукты образования Компетенция определяется как способность человека успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования, выполняя задание или осуществляя деятельность чаще в проблемных, неопределенных ситуациях, требующих самостоятельного поиска недостающих средств и принятия решений. КОМПЕТЕНТНОСТИ ( Немецкая модель ): Предметные компетентности Компетентность методов ( умение учиться ) Личностные компетентности Социальные компетентности

Требования к образованному человеку со стороны современного общества Соответствие динамизму ( постоянные изменения ) и многообразию жизни и деятельности в современном обществе Ориентированность на базовые демократические ценности Самостоятельность в решении проблем, инициативность, ответственность за результат Толерантное поведение в поликультурном, плюралистическом обществе

Совет Европы «… политические и социальные компетенции, такие как способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов ; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно « оснастить » молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий ; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более, чем одним языком ; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой ; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни

Базовые способности, умения необходимые человеку в любой профессиональной деятельности ( по Дж. Равену ) способность работать самостоятельно без постоянного руководства ; способность брать на себя ответственность по собственной инициативе ; способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать ; готовность замечать проблемы и искать пути их решения ; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа ; способность уживаться с другими ; способность осваивать какие - либо знания по собственной инициативе ( т. е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими ); умение принимать решения на основе здравых суждений – не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически.

Виды ключевых компетентностей Коммуникация ( участие в дискуссии, работа с информацией, понимание текстов, написание текстов, выступление ) Операции с числами ( Касается интерпретации численной информации, проведения вычислений и презентации выводов и заключений. Данные компетенции необходимы при проведении замеров, сборе информации, представленной в форме диаграмм и графиков, при расчетах объемов и размеров, при использовании таблиц для представления результатов расчетов ). Информационные технологии ( Данные компетенции потребуются при использовании компьютера для поиска необходимой клиенту информации или для реализации проекта, разработки способов решения проблемы, построения таблиц и графиков, написания писем или отчетов ). Работа с людьми ( Касается того, как работать совместно с людьми при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей ). Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности ( Имеет отношение к управлению персоналом, развитию карьеры и способности к обучению ) Разрешение проблем ( Данные компетенции необходимы при разрешении проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда используются различные методы поиска решений и проверяется результативность применения этих методов. (Cambridge and RSA Examinations 2000) Оксфордско – Кембриджская модель ключевых компетенций (2000 г.):

Образ выпускника Свободный, уважающий свободу других людей Ответственный, умеющий принимать решения и брать ответственность за достижение результата на себя Самостоятельный, инициативный, способный самостоятельно учиться, умеющий разрешать проблемы и эффективно действовать в неопределенных ситуациях Имеющий свою точку зрения и позицию, умеющий отстаивать ее в ситуации, когда она расходится с мнением большинства Умеющий работать в команде на общий результат, договариваться и разрешать конфликты Толерантный к представителям других рас, национальностей и культур

Что обеспечивает образовательный результат школьника в системе управления качеством образования ? Миссия, цели (компетентностная модель ученика) Общие педагогические принципы (учение на основе собственной мотивации и ответственности) Образовательный результат Преподавание, деятельность учителя (методы) Организация образовательного процесса Оценка образовательных результатов Формирование социального заказа Внутренняя и внешняя экспертиза Совершенствование компетентности педагогического коллектива Школа, класс как жизненное пространство Общественное управление (самостоятель- ность, автономия школ) Сотрудничество с родителями Вовлеченность всех в деятельность по реализации целей Социальное партнерство (отношения с внешней средой)

Общественно - государственное управление ОУ ( международная практика ) Школа - самостоятельная организация на « рынке образовательных услуг » ( исключены массовые инспекторские проверки ) Управляющие советы ( администрация, родители, представители муниципалитетов, учителя, « люди из внешнего окружения », старшеклассники ) принимают решения по ключевым вопросам организации образовательного процесса Идея самостоятельной, ответственной и активной школы является ядром и стратегическим направлением развития систем обеспечения качества образования в развитых странах.

Соуправление образованием : Цели соуправления образованием (идея, замысел, миссия, стратегия) задают видение будущих результатов, назначение организации, содержание ее деятельности. Основные функции соуправления: планирование (постановка стратегических целей, разработка программы развития школы), организация (разработка организационной структуры), мотивация персонала и контроль. Дополнительные функции: рефлексивный контроль деятельности школы, в том числе деятельности управления (администрации), оценка результатов относительно замысла.

Соуправление педагогической деятельностью 1. Идея – ради чего осуществлять деятельность ( зачем ?) 2. Цель – конкретный образовательный результат, соответствующий идее 3. Исходный материал – человек, его индивидуальность, личность, его способности и качества 4. Средства – управление, личность и педагогические технологии учителя, информационные и материальные ресурсы 5. Задачи – создать условия ( какие ?), обучиться ( чему ?), познакомиться с опытом, разработать ( что ?) и т. д. 6. Фиксация достижения результата ( его уровня ) – критерии и процедуры оценивания 7. Рефлексия – хода достижения результата ( своей деятельности ), а также соответствие результата поставленной цели 8. Коррекция составляющих деятельности, ее совершенствование

Современные тенденции изменений в образовательном процессе поворот от усвоения предметного материала к обучению компетенциям ( предметным и надпредметным - ключевым ) поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах поворот от сообщения сведений и информации и их запоминания ( закрепления ) к самостоятельному поиску, анализу и порождению знаний поворот от творческой работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала значительное увеличение активности и самостоятельности учащихся при помощи метода проектов, что существенно повышает активность каждого ученика, его занятость, соответственно степень самостоятельного осмысления материала и проблем, освоение им соответствующих компетенций контроль знаний, базирующийся на тестировании, заменяется оцениванием результатов работы над проектом – продукта и уровней сформированности умений по установленным критериям и показателям соревновательный подход заменяется на кооперирование, на сотрудничество поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального мышления.

Совершенствование компетентности учителя для достижения заявленных образовательных результатов Он должен уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, решать проблемы, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало бы учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту. ОЧЕВИДНО, ЧТО УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ ТЕМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ, КОТОРЫМ ОН ОБУЧАЕТ ! Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным встреча индивидуальности ребенка с той культурой (ценности, способы), которая будет способствовать его личному развитию и формированию ключевых компетенций.

Основные компетенции современного учителя : Уметь учиться вместе со своими учениками, самостоятельно закрывая пробелы в своем образовании. Уметь различать учебный материал и образовательные результаты ( умения, способы ) в деятельности учащихся. Уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев. Уметь организовывать самостоятельную деятельность учащихся ( определять цели и образовательные результаты ребенка на языке умений ( компетенций ); сценировать учебный процесс, включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы ; мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции ). Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

Основные компетенции современного учителя : ( продолжение ) Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею. Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий. Уметь организовать понятийную работу учащихся Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Основные профессиональные позиции учителя Организатор деятельности Консультант Тьютер Фасилитатор ( помощник ) Организатор рефлексии Эксперт Партнер

Управление качеством образования в ОУ Качество образования в ОУ Анализ исходного состояния в области качества образования. Решение о преобразованиях Разработка философии, миссии в соответствии с социальным заказом Согласование в целях образования и приоритетах (учителя, родители, учащиеся) Разработка программы реализации и критериев оценки результатов Создание условий для реализации миссии и целей (уклад, пед. технологии, организация образовательного процесса и т.д.) Критерии и показатели совершенствования качества образования Внутренняя экспертиза деятельности по развитию качества образования

Управление качеством образования в образовательном учреждении Программа развития Документ для предъявления, например, для аттестационной комиссии или для участия в конкурсе Инструмент управления качеством (изменениями)

Программа развития как инструмент управления качеством образования включает : Концепция Программа реализации

Концепция – стратегия развития : Ключевая идея ( миссия )– указывает на конечный результат образовательной деятельности и условия его достижения ( в обобщенной форме ) Ценности ( педагогическая философия ) – основание выбора данного конечного продукта Проблема – раскрывает социальное противоречие Цели – конкретные новые образовательные результаты учащихся Средства – педагогические способы, приемы, техники, система оценивания результатов, условия необходимые для достижения требуемых образовательных результатов

Программа реализации Анализ исходного состояния ( сильные и слабые стороны в деятельности педагогического коллектива относительно достижения заявленных целей ) Задачи – действия и промежуточные результаты необходимые для эффективного достижения поставленных целей : изменение педагогических принципов и технологий, форм организации образовательного процесса, системы мотивации, компетентности педагогического коллектива, уклада школьной жизни изменения в управляющей системе школы ( новая структура управления ; новые механизмы и методы управления ; новые функционалы ; новые способы получения информации и т. п.); Оценка результативности – экспертные оценки деятельности учащихся по заданным критериям и тестовые материалы ГИА и ЕГЭ Этапы достижения целей со своими результатами Оценка рисков ( кадровые, экономические и т. д.) Первый шаг в реализации концепции

Миссия, ключевая идея Как следует формулировать : Обеспечить овладение коммуникативными, исследовательскими, проектными компетенциями и умением решать проблемы, необходимыми для успешной социализации учащихся в современном обществе Создание образовательной развивающей среды, обеспечивающей самостоятельный выбор, поиск информации, решение проблем, порождения знаний, ответственность за результат, постановку личностно значимых целей

SMART- критерии анализа целей S (Specific) - конкретные : цель должна быть чётко сформулирована для однозначного понимания ожидаемого результата всеми участниками процесса. M (Measurable) - измеримые : если у цели не будет каких - либо измеримых параметров ( критериев, показателей, индикаторов ), то будет невозможно определить, достигнут ли результат. A (Attainable) – достижимые R (Result-oriented) - ориентированы на результат Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не процесса или количества работы. T (Time-bounded) - соотносимые с конкретным сроком

Цели – инструмент улучшения качества образования Цели должны : Отражать приоритеты Отражать конечный образовательный результат Быть достижимыми Быть измеримыми Предусматривать достижение в определенные сроки Периодически пересматриваться

Образовательные цели Цель определена в том случае, если ее формулировка позволяет ответить на три вопроса : 1. Что конкретно сможет делать обучаемый ( что он должен исполнить, чтобы продемонстрировать успешность обучения )? 2. При каких условиях он сможет это делать ( что при этом может и / или не может использовать обучаемый )? 3. Насколько хорошо он сможет это делать ( на каком уровне и как это можно определить - критерии, показатели, процедуры )?

Стратегическая схема управления изменениями в рамках соуправления качеством образования Достижения ученика Что мы собой представляем? К чему мы стремимся? Что мы еще должны попытаться достичь? Мы начали меняться? Каковы результаты? Что нам удалось достичь? Каковы наши новые действия? Что мы должны для этого сделать? Основные вопросы внутренней экспертизы

Оценка и экспертиза : назначение Оценка: Необходимо установить соответствие качества продукта требуемой норме (эквиваленту). Есть продукт, и существует известная норма (эквивалент) определения его качества. Экспертиза: Ситуация (явление, процесс) не могут быть однозначно определены с точки зрения известных знаний или норм. Есть объект или ситуация, но нет известных норм или есть много норм, точек зрения, позиций, позволяющих по - разному трактовать их суть.

Оценка и экспертиза : цели Оценка : Определить соответствие продукта установленным требованиям с помощью измерения. Экспертиза : Произвести исследование и анализ всей профессиональной деятельности ( соответствует ли деятельность замыслу, поставленным целям и задачам ; помочь выявить проблемы на пути реализации замысла и предложить варианты их решения ).

Мониторинг и экспертиза Мониторинг отвечает на вопрос « Правильно ли проект реализуется ?», в то время как экспертиза должна ответить на вопрос « Правильный ли проект реализуется ?». В этом случае анализу подвергаются основные стратегические цели и их обоснованность, а также проблемные области и способы их разрешения.

Образовательная деятельность 1 Образовательная деятельность 2 Идея - Идеал Программа развития Удачи всем субъектам соуправления качеством образования в нашей школе! Схема шага развития

Соуправление качеством образования ГОУ СОШ 854 Москва, Зеленоград, 2010 г.

Структура соуправления Управляющий совет школы Экспертный совет администрации Экспертный совет учителей Экспертный совет родителей Экспертный совет учащихся Составление и корректировка программы развития школы Привлечение внешних партнеров

Критериально - уровневая модель Разработка и реализация стратегии развития качества образования Критерий 1 Управление процессами реализации политики и стратегии образовательного учреждения Критерий 2 Управление ресурсами Критерий 3

Критериально - уровневая модель Управление персоналом Критерий 4 Управление процессами мониторинга, измерений и контроля Критерий 5 Результаты деятельности ОУ Критерий 6

Разработка и реализация стратегии развития качества образования Наличие единой документированной среднесрочной и долгосрочной стратегии развития качества образования в ОУ и проекции целей и задач Программы развития ОУ на все уровни управления, подразделения и ключевые процессы ОУ Вовлечение заинтересованных сторон ( учащихся, родителей, персонала ОУ, социальных партнеров ) в разработку, реализацию и анализ стратегии развития качества образования в ОУ ( Программы развития )

Управление процессами реализации политики и стратегии образовательного учреждения Деятельность по разработке, внедрению и улучшению системы внутришкольного управления качеством образования Управление основными процессами образовательной деятельности Управление вспомогательными процессами

Управление ресурсами Бухгалтерско - финансовое обеспечение образовательного процесса Создание современных условий образовательного процесса Библиотечное обслуживание Управление информационными ресурсами Привлечение внешних ресурсов на основе социального взаимодействия с внешними партнерами

Управление персоналом Механизмы определения квалификационных требований к персоналу, его подготовке и повышению квалификации Управление формированием педагогической компетентности в рамках стратегических целей Программы развития ОУ на основе формирующей уровневой оценки Механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества функционирования ОУ в рамках целей Программы развития

Управление процессами мониторинга, измерений и контроля Построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга процессов и результатов образовательного учреждения Проведение маркетинговых исследований рынка образовательных услуг и рынка труда Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности учащихся, выпускников, родителей, педагогов

Управление процессами мониторинга, измерений и контроля ( продолжение ) Система сбора и анализа информации по показателям влияния и восприятия ОУ обществом Подготовка и проведение самоаудита и внешнего общественно - профессионального аудита и экспертизы деятельности ОУ ( ежегодно – для регулирования деятельности ОУ и периодически - в рамках процедур оценки : конкурс, государственная аккредитация и т. п.)

Результаты деятельности ОУ Образовательные результаты учащихся : результаты ЕГЭ Достижение целевых значений базовых показателей деятельности ОУ, установленных вышестоящими и контролирующими органами, и показателей расширенного перечня, установленных в соответствии с Программой развития

Результаты деятельности ОУ ( продолжение ) Уровень удовлетворённости педагогического коллектива Уровень удовлетворённости родителей, учащихся Уровень оценки внутришкольной системы управления качеством образования

Результаты мониторинга являются основанием : Для корректировки программы развития школы Для формулировки миссии школы

Миссия школы на 2010 г. Внутренняя миссия – формирование ценностно - смысловой и организационно - регулятивной компетентности учащихся в достижении образовательных целей в условиях социально - личностного подхода к образованию посредством соуправления качеством образования в школе. Внешняя миссия – методическая работа по подготовке педагогических кадров для города Москвы и округа – учителей начальной школы – в качестве базовой школы для проведения педагогической практики.

Миссия школы на 2011 г. Внутренняя миссия – отработка стабильно функционирующей системы оценки качества образования и соуправления качеством образования как средства формирования стабильно высокой ценностно - смысловой и организационно - регулятивной компетентности учащихся в достижении образовательных целей в условиях социально - личностного подхода к образованию ; формирование базы методической и технологической документации для распространения опыта мониторинга и соуправления качеством образования в округе Внешняя миссия – переход к осуществлению функций окружного ресурсного центра по контролю качества образования, соуправлению качеством образования, включая функции центра педагогической практики по подготовке современных педагогических кадров для начальной школы – совместно с ГОУ ВПО МГПУ.

Миссия школы на 2012 г. Внутренняя миссия – расширение перечня базовых компетенций в социальном протрете выпускника школы на базе стабильно функционирующей системы соуправления качеством образования и социальных запросов участников образовательного процесса. Внешняя миссия – осуществление функций окружного ресурсного центра по контролю качества образования, соуправлению качеством образования, включая функции центра педагогической практики по подготовке современных педагогических кадров для начальной школы – совместно с ГОУ ВПО МГПУ.

ВЫВОДЫ : Соуправление качеством образования является реальной практикой нашего образовательного учреждения и осуществляется через внутреннюю и внешнюю мисси школы. Соуправление качеством образования является продуктивным при наличии стабильной системы оценки качества образования и эффективности управления качеством образования Школе необходимо предпринять шаги по развитию управления процессами мониторинга в системе соуправления качеством образования.

ГОУ СОШ г. Оценка качества образовательной среды как механизм соуправления

Образование - социокультурная форма осуществления целенаправленного развития и формирования человеческого качества на основе систематизированного в содержательном и процессуальном отношении воспитания и обучения. Объект – образовательный процесс ( обучение и воспитание ) Предмет – ситуация развития ребенка как система отношений ребенка с миром, окружающими ( сверстниками и взрослыми ) и с самим собой.

Образовательная среда - проектируемая и создаваемая субъектами образования ( педагогами, обучающимися и их родителями ) область их совместной деятельности, в которой между ними и образовательными системами или их элементами выстраиваются определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования.

Качество образовательной среды оценивается по 12 параметрам : Широта образовательной среды – какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в среду. Интенсивность школьной среды – степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями. Осознаваемость среды – степень сознательной включенности в неё субъектов образования.

Качество образовательной среды ( продолжение ) Структурированность среды – ясная формулировка целей и ожиданий, четкое определение границ допустимого, недвусмысленность обратной связи, понятность и обоснованность поощрений и взысканий. В структурированной среде ребенок хорошо усваивает связь между своими действиями и их последствиями, у него складывается эффективная система саморегуляции поступков.

Качество образовательной среды ( продолжение ) Обобщенность среды – степень координации деятельности субъектов образования. Эмоциональность среды – соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов. Доминантность среды – значимость её в системе ценностей субъектов образования. Когерентность ( согласованность ) среды – степень согласованности влияния на личность школьной среды с влиянием других факторов среды обитания.

Качество образовательной среды ( продолжение ) Социальная активность среды – созидательный потенциал школьной среды и экспансия её в среду обитания. Мобильность среды – способность к органичным эволюционным изменениям во взаимоотношениях со средой обитания. Безопасность среды – в отношениях с внешней средой обитания и с остальными участниками образовательного процесса. Устойчивость среды – стабильность во времени.

Мониторинг образовательной среды Проводился по технологии, изложенной в книге Витольда Альбертовича Ясвина, доктора психологии, профессора Московского психолого - педагогического университета, и его соавторов « Качество образовательных условий : механизмы проектирования, экспертизы и оценки », М.: МЦКО, 2010 г. Оценка производилась независимыми экспертными советами администрации, учителей, родителей и учащихся.

Результаты мониторинга

Анализ результатов Главный параметр – структурированность среды – с точки зрения школьников не превышает 4, у остальных субъектов – не более 6. В слабо структурированной среде ребенок не может оценить уместность своих действий, ибо сигналы среды непоследовательны, противоречивы и слабо привязаны к деятельности ребенка. В такой среде действия ребенка носят импульсивный, нецеленаправленный характер, и у него не формируется механизм ответственности за них.

Анализ результатов ( продолжение ) Максимальных значений достигают характеристики обобщенности ( степень координации деятельности субъектов образования ) и мобильности среды. Наибольшую тревогу вызывает безопасность среды в части взаимоотношений субъектов и устойчивость среды ( связано со сменами руководящих кадров, в том числе по объективным причинам ). Среда характеризуется очень низкой активностью всех субъектов.

ВЫВОДЫ : Образовательная среда школы не может быть признана весьма эффективной, в особенности для воспитательного процесса. Школе необходимо сосредоточить деятельность на : - формировании структурированной среды с ясной формулировкой целей и ожиданий, четким определением границ допустимого, недвусмысленной обратной связью, понятными и обоснованными поощрениями и взысканиями, - стимулировании активности субъектов в соуправлении качеством образования, - совершенствовании культуры межличностных отношений субъектов.

Оценка качества образовательной деятельности учителей учащимися ГОУ СОШ 854 Москва

Веление времени Важнейшим аккредитационным критерием современного столичного образования является удовлетворенность его качеством основных потребителей образовательного процесса : учащихся и родителей. Предоставление возможности учащимся оценить деятельность учителя – главный вопрос профессиональной педагогической этики.

ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Согласно требованиям вновь вводимых образовательных стандартов : школа должна осуществлять регулярный мониторинг удовлетворенности потребителей образовательными услугами ; удовлетворенность всех групп потребителей на данный момент должна составлять не менее 81% по всем показателям и достичь 85% к концу 2010 г.

Формирование критериев К формированию критериев оценки образовательной деятельности учителя в учебном году были привлечены члены ученического экспертного совета внутришкольной службы оценки качества образования. Наибольший вклад в разработку критериев внесли учащиеся 8 а класса.

Перечень критериев Уважительное, доброжелательное отношение к ученику Владение предметом Доступность изложения предмета Умение выслушать точку зрения ученика Собственное достоинство Строгость, требовательность Интересное, неоднообразное изложение предмета Трудовая дисциплина

Весомость критериев КритерийВажно для меняВажно для школы Уважительное, доброжелатель - ное отношение к ученику 9,28,4 Владение предметом 8,89,3 Доступность изложения предмета 8,5 Умение выслушать точку зрения ученика 8,38,7 Собственное достоинство 8,88,9 Строгость, требовательность 89 Интересное, неоднообразное изложение предмета 7,88 Трудовая дисциплина 7,18,6

Анализ критериев Все перечисленные критерии являются значимыми Наиболее значимым для учащихся является доброжелательное отношение к ним Учащиеся считают, что школа не придает этому критерию должного значения

Анализ деятельности учителей по данным критериям Разработанные критерии были использованы для оценки деятельности учителей школы учащимися 7-8 классов в конце уч. г. Учащимся предоставлялась возможность оценки преподавания предмета. Перечень предметов определялся ими. Анкетирование было анонимным. Приведем данные по наиболее проблемному классу – 8 а, оценившему все преподаваемые предметы.

Методическое объединение математики, информатики и физики КритерийМатематикаИнформатикаФизика Уважительность9,58,87,7 Доступность9,49,57,3 Интерес108,47,2 Владение9,99,39,6 Диалог9,79,48,5 Достоинство9,78,19 Строгость9,38,47,3 Дисциплина9,99,78,1

Методическое объединение математики, информатики и физики

Анализ : Преподавание математики и информатики в данный момент соответствует аккредитационным требованиям Преподавание физики по критерию « Владение предметом », « Достоинство » и « Умение выслушать точку зрения ученика » превышает аккредитационные показатели, но по остальным критериям находится на уровне, превышающем критический.

Методическое объединение естественных наук КритерийБиологияХимияГеография Уважительность9,87,87,6 Доступность9,26,78,5 Интерес9,27,57,1 Владение109,28,7 Диалог9,88,27,4 Достоинство9,68,88,6 Строгость9,68,27,8 Дисциплина9,997,6

Методическое объединение естественных наук

Анализ Преподавание биологии по всем показателям выше аккредитационного порога. Преподавание химии по большинству показателей соответствует аккредитационным нормам, но по доступности изложения материала ниже критического. Преподавание географии лишь по трети показателей соответствует аккредитационным нормам, интерес к занятиям на грани критического.

Методическое объединение гуманитарных наук КритерийИстория Русский язык и литература Иностранный язык Уважительность8,68,78,6 Доступность8,56,97,2 Интерес8,587,2 Владение9,6 8,8 Диалог8,96,77,6 Достоинство9,59,48,8 Строгость8,59,78,2 Дисциплина8,69,38,7

Методическое объединение гуманитарных наук

Анализ Преподавание истории по всем критериям соответствует аккредитационным нормам Преподавание русского языка и литературы по доступности изложения и умению выслушать ученика ниже критического уровня Преподавание иностранного языка по трети показателей близко к критическому уровню

Другие дисциплины Искусство Технология (мальчики) Технология (девочки)Физкультура Уважитель- ность8,48,87,67,7 Доступность8,79,38,89,8 Интерес7,48,88,29,4 Владение99,69,98,8 Диалог9,28,28,78,4 Достоинство7,88,59,98,7 Строгость7,58,49,610 Дисциплина8,79,7 9

Другие дисциплины

Анализ Преподавание технологии у мальчиков по всем параметрам соответствует аккредитационным нормам Преподавателям технологии у девочек и физкультуры обратить внимание на уважительное отношение к учащимся ( на грани критического ) Преподавателю искусства обратить внимание на интерес учащихся к содержанию излагаемого ( на грани критического )

ВЫВОДЫ : Методическим объединениям с целью совершенствования педагогического мастерства необходимо использовать форму взаимопосещения уроков : обязать педагогов с показателями на грани критического посещать уроки лидеров по показателям.

ВЫВОДЫ : Школе необходимо направить усилия на обеспечение непрерывного мониторинга соответствия аккредитационным показателям. Руководству школы увязывать стимулирующие выплаты с показателями удовлетворенности основных групп потребителей образовательных услуг.

Оценка удовлетворенности участников образовательного процесса как технология формирования социального заказа ГОУ СОШ 854, 2010

Презентация к педагогическому совету « Развитие системы соуправления качеством образования », по результатам анкетирования родителей учащихся ГОУ СОШ 854 выполнена Председателем родительского комитета школы с использованием данных мониторинга удовлетворенности участников образовательного процесса г. Москвы, размещенных на сайте МЦКО

Качество образования интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий и организации образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям ( учащихся, родителей, педагогов ).

Социальный заказ на образование формируют Реальный сектор экономики и социум страны Образовательный стандарт Родители

Родители, как участники процесса соуправления качеством образования Формулируют требования к качеству образования, находясь в непосредственном контакте с учителем и администрацией школы Опосредуют требования реального сектора экономики и социума, избирая модель выпускника школы Непосредственно участвуют в формулировке миссии школы в Программе развития школы на основе социального заказа на образование

Удовлетворенность родителей

Анализ удовлетворенности : По всем критериям удовлетворенность родителей превышает средний уровень по Москве ( по данным МЦКО ) Сравнение результатов г. указывает на рост квалификации родителей - экспертов и целенаправленную работу школы по обеспечению стабильного качества образования по всем критериям Резервом в совершенствовании качества образования является развитие профилизации и дополнительного образования

Кого должна готовить школа ( рейтинг )

Анализ запроса : Три лидирующих позиции в рейтинге запроса на образование являются стабильными : людей культурных, образованных, добивающихся в жизни своего, критически мыслящих и берущих на себя ответственность Возросла потребность в людях, способных обеспечить свое благосостояние, создать крепкую семью, и в надежных защитниках своей страны Динамика запроса даже в пределах двух лет говорит о нестабильности экономической и социальной жизни страны и невозможности сформулировать четкие ориентиры ; это повышает значимость мониторинга и коррекции, соуправления качеством образования

Образовательные результаты ( запрос )

Анализ запроса : В оценке значимости образовательных результатов лидирующими являются воспитание позитивных личностных качеств учащихся, опыт их участия в общественной жизни и возможность развития способностей. Максимальное расхождение в оценке значимости и реального уровня образовательных услуг именно по этим критериям. Ликвидация расхождения возможна только через развитие самоуправления учащихся в воспитательной системе школы, и это является одним из важнейших аккредитационных критериев.

ВЫВОДЫ : Родители в целом положительно оценивают образовательный процесс в школе Необходимо совершенствование : - процесса обучения через профилизацию - системы развития способностей учащихся, в том числе через дополнительное образование ; - процесса воспитания учащихся, системы ученического самоуправления

Предложения в проект решения Педсовета : Признать эффективной и актуальной внутришкольную систему контроля качества образования и соуправления качеством образования. Уделить особое внимание методикам диагностики эффективности формирования социально востребованной личности учащихся в образовательном процессе.

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА : Признать продуктивной существующую систему соуправления качеством образования с привлечением внутришкольной службы оценки качества образования, включающей экспертные советы администрации, учителей, родителей и учащихся. С целью развития системы соуправления качеством образования : - рассмотреть возможность формирования Управляющего совета школы или иного органа при директоре школы, основной функцией которого является принятие решений по ключевым вопросам организации образовательного процесса, включая вопросы стимулирующих выплат за качество образования ; - совершенствовать аналитическую базу для мониторинга, оценки и контроля образовательной деятельности школы в рамках ГЭП « Формирование модели оценки качества общего образования в г. Москве »; - в рамках Программы развития школы уделить особое внимание формированию продуктивной образовательной среды и целенаправленно развивать ученическое самоуправление.