Программа индивидуального развития ребенка и текущие результаты ее деятельности. Николаева Ирина Владимировна МОУ Шоршелская СОШ Мариинско- Посадского района Чувашской Республики Шоршелы-2010
Путешествие к своему «Я» «Роль самосознания, самооценки как важнейшее условие самовоспитания. Способность осмысливать свои поступки и переживания – одна из важнейших черт развитой личности» (И.С.Кон – психолог)
Коротко об ученике. Колесников Николай Борисович Год рождения Ученик 2 класса МОУ Шоршелской СОШ Мариинско – Посадского района ЧР Проживает по адресу: с. Шоршелы ул. 30 -летия Победы, д.5 кв.56. Воспитывается матерью- одиночкой и бабушкой. Состояние здоровья: II основная группа, здоров.
Характеристика Родители: мать-Колесникова Марина Станиславовна. Временно безработная. Отец-неизвестен. Воспитывается в основном бабушкой и тётями. Мать увлекается алкоголем, часто не интересуется жизнью ребёнка. Взаимоотношения в семье положительные, доброжелательные. Бабушка старается воспитывать в ребенке уважение к старшим и трудолюбие. Семья малоимущая. Ученик не умеет планировать работу, выделять главное, делать обобщения и выводы. Среднеактивный и неэнергичный. Коляне очень любит читать.у него плохо развита речь, не может пересказывать содержание и излагать последовательно в изложениях и сочинениях. Склонен к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов, легко воспринимает пространственные отношения. Наглядно- образное мышление, визуал, непроизвольная память. Является интровертом, нуждается в общении, не желает быть на виду. Объем внимания 68%. Не всегда соблюдает санитарно- гигиенические правила ухода за собой, особенно если в семье уходят в запой близкие. Часто ему приходится нянчиться со своими младшими двоюродными братьями и сёстрами. Аккуратен в делах, но учебные принадлежности в ненадлежащем виде. В отношениях со старшими добр и вежлив. Требования учителя выполняет часто. Неорганизован. К матери относится с уважением, выполняет её требования, но стыдится её вида. В отношениях со сверстниками часто доброжелателен, общителен, физически неразвит, т.к. мать увлекалась алкоголем ещё во время беременности. В учебе является успевающим на «удовлетворительно», есть математические и художественные способности. Увлекается шашками. Бывают нарушения дисциплины. Любит участвовать в общественных делах. В классе является «предпочитаемым».
Карта воспитанности Вид направленности: общественная Уровень обучаемости: средний. Работоспособность: средняя. Жизненный опыт: практичный. Коллективизм:4 (отзывчивый, заботливый, общительный). Трудолюбие: 5 (старательный,умеет обслуживать себя, аккуратный, щедрый) Честность: 5 (откровенный, доверчивый) Самостоятельность: 4 (Умеет подчиняться) Любознательность: 4 (применяет знания на практике) Эмоциональность:4 (жизнерадостный, сострадание)
Схема наблюдения: 1. Общее впечатление, физические характеристики, чистота, аккуратность, внешний вид. 2. Речь ребенка. 3. Социальное поведение. 4. Настроение. 5. Поведение ребенка при выполнении учебных и неучебных заданий. Анализ наблюдений за 1 класс и I полугодие уч.год Рост и вес Коли чуть меньше возрастной нормы. Позажмущаяся. Лицо выглядит симпатичным. Мимика и пантомимика – застывшая. Одежда соответствует размерам. Общая подвижностьмалая активность. Речь монотонная. Темп речималоразговорчивый. Плохая дикция. Словарь ребенка бедный. Мало использует длинные предложения. Не может точно сформулировать предложения. Говорит неуверенно. Проглатывает последние слоги в словах. В предложениях переставляет слова. Коля – вежливый мальчик. Настроениестабильное и уравновешенное. Воспринимает неуспех равнодушно.
Уровень воспитанности ученика октябрь январь
Друзья
Увлечения
Николай обращается за помощью к своей любимой бабушке. Она для него авторитет.
Общественная жизнь
Программа индивидуального развития Цели: формирование у ребенка навыков самостоятельной деятельности, способности адаптироваться в окружающем мире, понимать себя и другого человека, формировать своё «Я».
Задачи Работать над активизацией познавательных процессов (учитывая его гуманитарные способности). Проводить логопедические игры для формирования правильной речи. Повышать уверенность в своих силах. Создать условия для раскрытия творческого потенциала. Формировать коммуникативные навыки. При решении задач привлекать специалистов(соц.педагога, психолога, логопеда).
Принципы. Контактность. (Установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе «учитель-ученик-класс»). Принятие. (Уважение самооценки личности ученика). Деятельность. (Вовлеченность во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера). Последовательность.(Усложнение и повышение требований к ученику по мере их развития). Стимулирование. (Создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания ученика).
Стратегия решения I этап – подготовительный: создание условий, подготовка специальной литературы, изучение индивидуальных особенностей ученика, диагностика, анкетирование, беседы с родителями и медсестрой, индивидуальные беседы с учеником. II этап – практический: развивающие занятия с целью получения намеченных результатов(В основе занятий лежит идея уникальности ребёнка. С помощью игр, рисунков, загадок, сказок, музыки, участия на конкурсах ребёнок познаёт особенности своего внутреннего мира), индивидуальные беседы с школьным психологом, наблюдение за учеником, поднимание интереса к расширению видов деятельности и увлечений. III этап – аналитический: подведение итогов, анализ результатов
Примерные темы развивающих занятий. (Мини-тренинги) Сентябрь Какой я? Какой у меня характер? Октябрь Анкета «Характер внутрисемейных отношений» Мои желания. Ноябрь Метод неоконченных предложений. Анкета «Общение». Декабрь Анкета «Самооценки» Мои недостатки. Январь Мое восприятие мира. Какая у меня память? Февраль Разучивание игр «Как лучше запоминать» Март Мои ощущения. Апрель Мое внимание. Май Учимся думать вместе. Определение уровня воспитанности.
Ожидаемые результаты. ЗадачиФормы реализации По отношению к учебе. Развитие познавательных интересов и способностей Привлечь к конкурсам рисунков, поделок, в шашечный клуб. По отношению к дополнительному образованию Развитие способностей ученика в различных областях жизнедеятельности. Вовлечение в художественную школу, ДЮСШ, в работу сельской модельной библиотеки.
Формирование качеств лидера, воспитание чувства долга и ответственности. Развитие творческих способностей. Выбрать в классе физоргом. Быть ответственным за проведение соревнований по лыжному спорту. Включать ученика в коллективно- творческие дела, игры, конкурсы, совместные праздники. По отношению к морально-этическим проблемам Повышение уровня самооценки, воспитание эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и миру. Проведение анкетирования, тренингов с школьным психологом, логопедом, постоянный контакт с родителями. По отношению к общественной жизни.
Работа с родителями Проблемы: чрезмерная занятость добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание ребёнка; увлечение спиртными напитками; недостаточное внимание к образованию ребёнка и нежелание участвовать в школьных делах; невысокий образовательный уровень родителей.
Пути преодоления проблем с родителями Включение родителей в совместную со школой деятельность с детьми; Правовое просвещение родителей; Оказание помощи родителям в семейном воспитании; Организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе. Организация встреч с школьной медсестрой по поводу здоровья ребёнка.
Тематический план на год Тема и содержаниеСрокФорма работыответственные 1.Посещение на дому.августБеседаКлассный руководитель 2. Беседа с родителями.августБеседаКлассный руководитель 3.Ознакомление с медицинской картой сентябрьКлассный руководитель 4.Оформление личного дела учащегося. сентябрьКлассный руководитель 5.Сотрудничество со школьным психологом и с социальным педагогом. ежедневноПсихолог Социальный педагог 6.Наблюдение и изучение. Учебно- познавательной,трудовой, игровой, спортивной, творческой деятельности Классный руководитель 7. Сотрудничество с логопедом. В течении годалогопед 8.Поручения в классе.сентябрьКлассный руководитель 9.Участие ученика в мероприятиях, проводимых в классе и школе. Классный руководитель, вожатый
10..Анкетирование с целью выявления отрицательных мотивов учения. октябрьКоллективная работаКлассный руководитель 11.Закрепление за учеником сильного ученика для помощи в учебе II четвертьКлассный руководитель 12 Диагностика с целью выявления любимого предмета ученика декабрьдиагностикаКлассный руководитель 13 Индивидуальные беседы с родителями и родительские собрания. ежемесячноТематические и индивидуальные консультация Классный руководитель 14 Поощрения и наказания Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного Классный руководитель 15 Коррекционная работа В течении годаСвоевременная психолого- педагогическая помощь Классный руководитель, психолог, социальный педагог
Результаты (за 1 класс и I полугодие 2 класса) По отношению к учебе Повысилась успеваемость по математике, увеличилась скорость чтения, вычислительные навыки, лучше выговаривает звуки. По отношению к дополнитель ному образованию Участвовал в конкурсе рисунков, посвященном Дню матери, победитель в школьном шашечном турнире среди начальных классов, посещает кружок «Очумелые ручки» и активный участник конкурсов сельской модельной библиотеки.
Работа с родителями Родители ознакомлены с этапами физиологического и психического развития ребёнка. Провели совместный поход в конце 1 класса. Бабушка часто посещает школу и интересуется своим внуком, что способствует хорошему настроению ребёнка.
Успеваемость чувашский язык3 чув. литерат.чтение3 русский язык3 литерат.чтение3 математика4 окружающий мир3 физкультура4 технология5 рисование5 музыка4 средний балл3,7
литература Соловьева З.В. Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении и начальной школе.- Чебоксары, Клюкина С.С. Развивающие занятия с учащимися младшего школьного возраста.(В 2 частях). –Йошкар-Ола – Чебоксары