Жан-Жак Руссо. Томский государственный университет

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жан-Жак Руссо ( ): естественное воспитание.
Advertisements

Тепло родного очага. Родительское собрание. Моральную культуру и нравственность питают 4 важнейших источника: Совесть Стыд Ответственность Долг.
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
Заместитель директора ГБОУ СОШ 1825 по ВР Логунова Марина Юрьевна.
Влияние общества на личность Подготовила Ученица 11 класса Редько Яна.
Духовность как системообразующий фактор личности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Дидактика в педагогической концепции Джона Локка.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Роль семьи в формировании личности ребёнка Родительское собрание МОУ СОШ1 3 «в» класс Классный руководитель: Баймаганбетова Р.Б.
Взаимосвязь урочной, внеурочной, воспитательной деятельности в образовательном учреждении Учитель начальных классов МБОУ «Гора-Подольская СОШ» Коломиец.
История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. У всех народов мира учителем называют не только того человека, который.
Призинтацыя Порхунова Настя.
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)
Нравственно - духовное образование «Самопознание».
Выполнила ученица 11 «А» класса Дарвиши Лили. Многовековой опыт развития философии убеждает, что существует центральная философская тема, вокруг которой.
По моему мнению, сейчас меньше внимания уделяется воспитанию ценности права в сознании граждан, это непосредственно отражается в поступках и поведении.
Я - ребёнок! Я - человек!. "Декларация прав ребенка" принята 20 ноября 1959 г., "Конвенция о правах ребенка" принята 20 ноября 1989 г.
Как развивалась педагогика в нашей стране, откуда она появилась, как можно больше узнать о Великих педагогах России тема классного часа.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Транксрипт:

Томский государственный университет Презентация...

Теория естественного воспитания Работу выполнила: Шмидт Ольга, 1342

Жан-Жак Руссо ( ). Французский писатель и философ. Выступал против социального неравенства, деспотизма и королевской власти. Идеализировал «естественное состояние» всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свобод- ных людей. Эстетические и педагогические взгляды выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» ( ) – начало становления психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» - ранний образец мелодрамы. Идеи Руссо – культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, предпочтение сердца разуму – оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Роман-трактат « Эмиль, или О воспитании » Роман-трактат « Эмиль, или О воспитании » Является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвящённым проблемам воспитания человека. Является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвящённым проблемам воспитания человека. В нём два главных действующих лица – Эмиль (от рождения до 25 лет) и его воспитатель, почти все эти 25 лет проведший рядом с Эмилем. В нём два главных действующих лица – Эмиль (от рождения до 25 лет) и его воспитатель, почти все эти 25 лет проведший рядом с Эмилем.

Для выражения своих педагогических идей Руссо создал в своём романе такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребёнка, оставшегося с малолетства сиротой, и берёт на себя все обязанности и права родителей. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал в своём романе такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребёнка, оставшегося с малолетства сиротой, и берёт на себя все обязанности и права родителей. И Эмиль является полностью плодом многолетних усилий своего воспитателя. И Эмиль является полностью плодом многолетних усилий своего воспитателя.

Великий поборник природного, естественного воспитания, Руссо первую книгу «Эмиля» начинает тезисом:

Каждое новорожденное человеческое существо – прекрасное и одарённое. Следует путём воспитания сделать так, чтобы такое природное совершенство не только не потускнело, но и засверкало новыми красками.

Руссо видел в ребёнке существо особой телесной и духовной организации, при формировании и развитии которого следует учитывать его возраст и интересы, организовы- вать побуди тельные условия для поступков и суждений так, чтобы обеспечить переход от естественного, природного состояния к состоянию общественному.

Человеку от рождения присущи противоречивые устремления (самолюбие и любовь к ближнему), гармония которых приносит ему и обществу счастье и свободу тогда, когда не выходит из очерченных природой границ. Условием эффективности такой гармонии и согласования должно стать воспитание.

Воспитание – великое дело, и оно может создать свободного и счастливого человека. Естественный человек – идеал Руссо – гармоничен и целен, в нём высоко развиты качества человека-гражданина, патриота своей родины. Он абсолютно свободен от эгоизма. Роль воспитателя в том, чтобы обучать детей и дать им одно-единственное ремесло – жизнь. «Из моих рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник,- прежде всего это будет человек, который при нужде сможет быть и тем и тем».

Воспитание является столь огромным и ответственным делом, что один человек должен воспитывать только одного человека. Воспитатель Эмиля воспитывает только Эмиля, одновременно являясь и его учителем. Воспитатель и учитель – это одно и то же для Руссо. Он не разделяет обучение и воспитание. Ребёнка нужно обучить только одной- единственной науке – науке об обязанностях человека.

Природа. Люди Природа. Люди Предметы Предметы Существует три типа учителя:

Природа внутренне развивает наши задатки и органы Люди помогают использовать это развитие Предметное воспитание частично зависит от нас. Предметы действуют на нас и дают опыт

Самовоспитание – стержень. Бедные, которые всё время трудятся, не нуждаются в воспитании, сами могут стать людьми: они трудятся, и труд – их воспитатель. В воспитании нуждаются только богатые. Природное воспитание не зависит от нас, действует самостоятельно.

Основой педагогической концепции Руссо является возрастная педагогика. С ребёнком нужно обращаться «так, как подобает его возрасту». Основой педагогической концепции Руссо является возрастная педагогика. С ребёнком нужно обращаться «так, как подобает его возрасту». В целом комплексе воспитания необходимо наблюдение за ребёнком, изучение его мира. В целом комплексе воспитания необходимо наблюдение за ребёнком, изучение его мира. Возрастной принцип является основным в построении романа «Эмиль», в котором деление на пять книг определено пятью возрастными периодами детства, выделенными Руссо. Возрастной принцип является основным в построении романа «Эмиль», в котором деление на пять книг определено пятью возрастными периодами детства, выделенными Руссо.

Руссо создал собственную шкалу этапов возрастного развития : От рождения до 2 лет; От рождения до 2 лет; От 2 до 12 лет; От 2 до 12 лет; С 12 до 15; С 12 до 15; С 15 до 22; С 15 до 22; С 22 до 24. С 22 до 24.

В соответствии с возрастом ребёнка изменяются цели, задачи и средства воспитания. Решение задач воспитания требует постепенности, они последовательно встают перед воспитателем и не могут быть решены раньше или позже того времени, которое определено им возрастными особенностями развивающегося организма растущего человека. В соответствии с возрастом ребёнка изменяются цели, задачи и средства воспитания. Решение задач воспитания требует постепенности, они последовательно встают перед воспитателем и не могут быть решены раньше или позже того времени, которое определено им возрастными особенностями развивающегося организма растущего человека.

Когда надо начинать воспитание? «Воспитание должно начинаться со дня рождения ребёнка. Какая пора более выгодна для воспитания их характеров, чем та, когда совсем не приходится их переламывать». Сперва нужно изучить тело, а потом душу.

Для ребёнка не нужны знание добра и зла, понимание миссии человека в обществе. Он должен оставаться ребёнком. У ребёнка свои взгляды, своё сознание, свои чувства. И нельзя навязывать ему взгляды и чувства взрослого человека.

Воспитатель Эмиля в своей деятельности пользуется: творческим характером ребёнка; творческим характером ребёнка; его способностью подражать; его способностью подражать; желанием активно проявить себя в деле. желанием активно проявить себя в деле. Когда ребёнок видит, как люди работают в огороде, сеют, выращивают и убирают урожай, у него тоже появляется желание делать то, что он видит. И тут воспитатель преподносит своему воспитаннику уроки морали и знание добра и зла, не давая ему самих понятий, не обсуждая с ним этих вопросов. Знакомит ребёнка с нормами морали не путём логических понятий, а путём опыта.

Эмиль воспитывается вне среды своих сверстников и вне какой-либо среды вообще. Всё и всех для него заменяет воспитатель. Эмиль воспитывается вне среды своих сверстников и вне какой-либо среды вообще. Всё и всех для него заменяет воспитатель. Руссо освобождает детей от всяких поручений и отнимает у них книгу –великое «орудие несчастья». Руссо освобождает детей от всяких поручений и отнимает у них книгу –великое «орудие несчастья».

Отвергается всяческое насилие в воспитании ребёнка. Отвергается всяческое насилие в воспитании ребёнка. Единственно эффективным Единственно эффективным методом обучения является методом обучения является собственное желание ребёнка обучаться. З адача воспитателя – дать ему это желание.

Непосредственный интерес – вот в чём заключается успех любого обучения. Это самая большая и единственная движущая сила. Надо поставить ребёнка в ситуацию, когда у него возникает необходимость, а отсюда и желание чему-либо обучиться.

Обучая своего воспитанника астрономии, географии, воспитатель не преподносит готовых знаний, а заставляет его самого добывать их в процессе деятельности. «Пусть он сам выдумает науку». С детьми надо разговаривать языком действия, прибегать к словесному обучению лишь там, где невозможно действие. «Не нужно иной книги, кроме мира, не нужно иного наставления, кроме фактов».

«Пусть главным вопросом будет: «А на что это нужно?»» «Пусть главным вопросом будет: «А на что это нужно?»» Чтобы передать Чтобы передать Эмилю знание сторон света, воспитатель заставляет его заблудиться в лесу и оказаться вынужденнымориентироваться. Открытые им самим знания приводят Открытые им самим знания приводят Эмиля в восторг. Эмиля в восторг.

В своих воспитательных принципах Руссо решительно выступает против праздности. Труд «является неизбежной обязанностью человека в общественном состоянии». Среди всех видов труда Руссо отдаёт предпочтение ручному труду, труду ремесленника, который занимает наиболее самостоятельное положение в обществе. «Всё приобретённое можно потерять. Лишь один труд даёт нам счастье и оправдание жизни. Если человек пользуется способностью своих рук, для него исчезают все трудности.»

Три условия, которые дают человеку счастье и возвышают его как разумное существо: - Сочувствие другому. - Помощь другим. - Высокая чувствительность в сочувствии.

Руссо стоит за религиозное воспитание. Для него единственная книга, которую люди обязаны знать и Эмиль должен изучить, - это книга природы, ибо она учит, как служить создателю и как преклоняться перед ним.

В пятой книге романа появляется третье главное действующее лицо – будущая подруга Эмиля Софи, которая олицетворяет идеальный тип молодой женщины, как Эмиль молодого мужчины. В пятой книге романа появляется третье главное действующее лицо – будущая подруга Эмиля Софи, которая олицетворяет идеальный тип молодой женщины, как Эмиль молодого мужчины. Ему 22 года, и Руссо считает этот возраст последним актом юности. Ему 22 года, и Руссо считает этот возраст последним актом юности. Развязкой этого акта должна быть любовь и женитьба. Развязкой этого акта должна быть любовь и женитьба.

«Софи должна быть женщиной так же, как Эмиль – мужчиной, т.е. она должна обладать всеми качествами, присущими человеческой природе и её полу, дабы выполнить своё назначение в области физической и моральной». «Софи должна быть женщиной так же, как Эмиль – мужчиной, т.е. она должна обладать всеми качествами, присущими человеческой природе и её полу, дабы выполнить своё назначение в области физической и моральной». В человеческих качествах женщина равна мужчине. Но «в области гражданских отношений никак нельзя назначать представителей обоих полов на одни и те же должности, на одни и те же работы, вследствие чего неминуемо возникают самые нестерпимые злоупотребления».

Женщина воспитывает детей – разве это маленькая должность? «Следуя внушениям природы, мужчина и женщина должны действовать согласно, но не должны делать одно и то же». Женщина и мужчина должны быть воспитаны не одинаково и разными методами. «Оба пола обладают одинаковыми способностями, но не в равной мере; развивать в женщине мужские свойства, пренебрегая присущими ей качествами, - значит действовать ей во вред».

Эмиль – идеальный персонаж. Он лишён недостатков, защищён от тлетворных влияний общества природным здоровьем. Реального прототипа такого героя быть не могло, и Руссо создал его силой своего воображения. Эмиль, которому чужды культурные традиции уходящего общества, который полагается на собственный здравый смысл, фактически является сколком утопического, основанного на разумных началах общества. Эмиль внесоциален, он существо без частностей, способное естественно войти в грядущее общество, общество счастья и свободы. Руссо верил в такую перспективу человечества, и его программа воспитания соразмерялась с такой перспективой.

Литература Литература Ж.-Ж. Руссо. Педагогические сочинения: в 2х т./ Под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский.- М.: Педагогика, Т.1. Ж.-Ж. Руссо. Педагогические сочинения: в 2х т./ Под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский.- М.: Педагогика, Т.1. Жан-Жак Руссо. Избранное // Люди. Время. Идеи.- М., Жан-Жак Руссо. Избранное // Люди. Время. Идеи.- М., 1976.