Современный урок русского языка. Форма организации обучения Форма организации обучения – это внешнее выражение совместной согласованной деятельности преподавателя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Advertisements

Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Современный урок: каков он. Организационный момент урока – предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Цели данного этапа: психологический.
Русский язык 3 класс ОС «Школа 2100» Учитель: Разумова Ольга Владимировна.
Новикова Л.Н Самоопределение деятельности.( Орг. момент) 2.Актуализация опорных знаний. (Проверка д/з) 3.Постановка проблемы(создание проблемной.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
МОУ гимназия 15 им.Н.Н.Белоусова г. Сочи Типы уроков (постоянно-действующий семинар)
Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках разного типа (вида)
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Современный урок в коррекционной школе КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 Шишканова Снежана Егоровна.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Учебное занятие © Иванова И.А. Фастовский И., А 2004.
Транксрипт:

Современный урок русского языка

Форма организации обучения Форма организации обучения – это внешнее выражение совместной согласованной деятельности преподавателя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.

Разновидности форм организации обучения: общие формы организации обучения; конкретные формы организации обучения.

Общие формы организации обучения дифференцируют с учетом специфики общения учителя с учениками: индивидуальные формы обучения (учитель – один ученик); парные (ученик – ученик); групповые (учитель – группа учеников); коллективные (учитель – все ученики класса).

Конкретные формы организации обучения внешние формы организации обучения; внутренние формы организации обучения.

Внешние формы организации обучения обозначают вид занятия: урок, лекция, семинар, факультативное занятие, консультация, зачет, экзамен и т. д.

Внутренние формы организации обучения обозначают тип занятия с учетом решаемых на нем дидактических задач: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков; урок закрепления знаний и развития умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний и совершенствования умений и навыков и т.д.

Организационные формы урока Организационная форма урока (форма передачи/получения знаний) – это его основной элемент, который соответствует ведущей цели урока, являясь источником получения обучающимися предметной информации. Такими источниками являются: слово учителя (рассказ, объяснение), лекция (как элемент школьного урока), беседа, самостоятельная работа учащихся, дискуссия, и др.

Определение урока русского языка Урок русского языка – основная форма обучения (организации целенаправленного взаимодействия словесника и определенного состава учащихся), систематически применяемая для обучения русскому языку, развития и воспитания учащихся средствами предмета в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования.

Психолого-педагогические особенности урока русского языка развитие на уроках русского языка познавательных (интеллектуальных) способностей учащихся; ориентация уроков русского языка на получение знаний и формирование понятий в процессе учебной деятельности школьников, а не только в результате сообщения им учебной информации;

Продолжение создание на уроках русского языка ситуации успеха, условий для развития индивидуальности учащихся с опорой на их самобытность и уникальность с учетом психофизиологических особенностей; организация на уроках русского языка равноправного сотрудничества участников учебного процесса, поощрение взаимной заинтересованности учащихся в успехах друг друга; обеспечение обратной связи в процессе обучения русскому языку.

Функции современного урока русского языка: образовательная (усвоение учащимся знаний, предусмотренных программой, о системе русского языка); овладение метаязыком предмета; развитие устной и письменной речи учащихся: обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, работа над нормами русского литературного языка, развитие связной устной и письменной речи; развитие учебно-познавательных и речевых, нормативных и коммуникативных, умений и навыков);

Продолжение развивающая (развитие общеучебных умений и навыков; психическое развитие личности обучающегося, таких ее сфер, как интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, саморегуляции); воспитательная (воспитание социально значимых черт личности: выработка социальных норм и ценностей, ценностных отношений к окружающей действительности, усвоение элементов национальной культуры, формирование уважительного отношения к другим культурам).

Типы уроков русского языка С точки зрения основных дидактических целей и стадий процесса учебного познания (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение) выделяют такие уроки:

Продолжение урок изучения и первичного закрепления новых знаний и формирования умений и навыков; традиционный комбинированный урок (изучение и первичное закрепление нового материала сочетается с проверкой усвоенного ранее); урок закрепления знаний и развития умений и навыков;

Продолжение урок обобщения и систематизации знаний и совершенствования умений и навыков; комбинированный урок (комбинирование элементов процесса усвоения знаний на одном уроке: изучение нового, его закрепление, введение в систему ранее полученных знаний и совершенствование умений и навыков);

Продолжение урок контроля знаний, умений и навыков (устный и/или письменный опрос, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение); урок коррекции знаний, умений и навыков.

Основные этапы уроков Выделяются с точки зрения основных дидактических целей и стадий учебного познания: I. Мотивационно-установочный этап. Задачи этапа: инициализация урока (организационная часть, эмоциональный настрой учащихся на продуктивную работу), объявление темы, постановка целей, задач урока и мотивация учебной деятельности учащихся).

Продолжение II. Познавательно-операционный этап. Задачи этапа: проверка домашнего задания; актуализация опорных знаний; введение нового материала; применение полученных знаний (формирование умений);

Продолжение закрепление полученных знаний и развитие умений и навыков; обобщение и систематизация знаний и совершенствование умений и навыков.

Продолжение III. Контрольно-корректировочный этап. Задача этапа: выявление уровня овладения знаниями и сформированности умений и навыков (выходное тестирование, коррекция знаний и умений).

Продолжение IV. Завершающий этап. Задачи этапа: подведение итогов урока, рефлексия, информация о домашнем задании.

Цели урока Цель урока – это запланированный для данного учебного занятия конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся. В соответствии с функциями урока различают три вида целей: познавательно-практические, развивающие, воспитательные.

Познавательно-практические цели: – формировать понятие о языковом явлении; – организовать деятельность учащихся по изучению языкового явления (орфографического или пунктуационного правила) и первичному закреплению знаний; – обеспечить закрепление понятия о языковом явлении (правила, теоретических сведений); – обеспечить развитие учебно-познавательных (правописных, коммуникативных) умений и навыков (по аналогии, по образцу, в новой ситуации);

Продолжение – организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний о языковых явлениях (орфографических и пунктуационных правил) в нестандартной ситуации; – организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы…;

Продолжение – обеспечить проверку и оценку знаний, сформированности умений и навыков по теме …; – организовать деятельность учащихся по коррекции знаний о …, умений и навыков производить разбор … (конструировать…, моделировать…, анализировать…).

Развивающие цели: – содействовать развитию у школьников общеучебных умений (задавать вопросы, формулировать проблему, доказывать собственную точку зрения и т.п.); – развивать эмпирическое (теоретическое, творческое) мышление учащихся, образный (наглядно-образный, словесно-логический) стиль мышления; – создавать условия для овладения учащимися мыслительными операциями вычленения фактов языка (их сличения, анализа, синтеза, систематизации, интерпретации);

Продолжение – развивать у школьников умение структурировать и преобразовывать учебную информацию (составлять простые и сложные планы, таблицы, схемы, тезировать, конспектировать); – развивать память учащихся (долговременную, оперативную, удерживающую, упреждающую, орфографическую и т. д.);

Продолжение – содействовать развитию у школьников умения общаться, вести диалог в процессе групповой работы на уроке русского языка; – развивать у школьников монологическую (в устной и письменной форме) и диалогическую речь; – содействовать развитию эстетических представлений учащихся, их художественного вкуса.

Воспитательные цели: – формировать у учащихся ценностные отношения к человеку (жизни, обществу, труду, природе); – воспитывать у учащихся нравственные качества личности (совестливость, честность, великодушие, доброжелательность, самоотверженность, уверенность в своих силах, гуманность и др.); – воспитывать у школьников чувство любви к своей Родине, обеспечивать социализацию личности.

Мотивация учебной деятельности школьников Словесники привлекают различные средства стимулирования учения: занимательные материалы (в том числе свидетельствующие о недостаточности имеющихся у школьников знаний), исторические факты, лингвистические миниатюры, яркие высказывания, игровые ситуации, дидактические рисунки, загадки, которые могут быть разгаданы после изучения нового материала, – словом, все, что может заинтересовать учащихся и стимулировать их познавательную активность.

Проверка домашнего задания Для проверки письменного репродуктивного домашнего задания используются: тесты, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальная проверка; выполнение учащимися самостоятельной работы, аналогичной той, что была сделана дома; самопроверка, взаимопроверка, проверка по образцу, диктант по материалу домашней работы и др. При проверке теоретического материала – фронтальный, индивидуальный, уплотненный опрос.

Актуализация опорных знаний Для актуализации опорных знаний привлекаются: постановка целей урока с использованием опорного конспекта по новой теме; анализ языкового явления; индивидуальный опрос по ранее усвоенному материалу, представляющий собой связный ответ на грамматическую тему, актуальную для усвоения нового.

Продолжение На этом же этапе формулируются проблемные вопросы, создаются проблемные ситуации, ставятся учебные проблемы, убеждающие учащихся в необходимости пополнения знаний (если учитель планирует проведение проблемного урока), привлекаются опорные конспекты, схемы, организуются мозговой штурм, мозговая атака, активизирующие познавательную деятельность школьников.

Введение нового материала наблюдение над фактами языка с привлечением мыслительных операций вычленения, сличения, анализа; восприятие нового учебного материала, его осмысление, запоминание, применение.

Методы введения нового материала: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, исследовательский.

Метод проблемного изложения учебного материала Метод проблемного изложения нового материала может быть реализован по-разному : 1. Словесник полно характеризует сущность языкового явления, а затем просит школьников проиллюстрировать его собственными примерами. 2. После логичного, последовательного изложения нового материала учитель задает проблемный вопрос, ответ на который требует умелого применения полученных знаний.

Продолжение 3. Изложение нового материала словесник начинает с предъявления фактов языка, не выявляя их сущности, характерной для них закономерности. Задача учащихся – самостоятельно установить причинно- следственные связи, существующие между данными явлениями. 4. Сообщая учащимся новые теоретические сведения, словесник знакомит школьников с нерешенной научной проблемой и приглашает их к ее коллективному решению.

Осмысление нового материала С целью осмысления нового материала учащиеся составляют: схемы, модели, таблицы, опорные конспекты, тезисы по теме, планы (простой, сложный).

Запоминание нового материала Процессом запоминания нового материала руководит учитель, мотивируя его, привлекая разнообразные приемы мнемотехники, устанавливая ассоциативные связи между фактами, организуя работу с опорными для памяти материалами. Далее устанавливается степень осознанности учащимися нового материала, выявляются и корректируются пробелы в его осмыслении школьниками (первичная проверка понимания нового материала).

Закрепление нового материала Первичное закрепление знаний предполагает воспроизведение нового учебного материала, для чего привлекаются ответы на вопросы, опорные конспекты, планы, схемы, таблицы, обеспечивающие индивидуальные способы умственных действий учащихся.

Применение полученных знаний формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений: учебно-языковые умения (анализ фактов языка; их классификация и дифференциация; языковой разбор; соотнесение языковых явлений с их моделями, схемами) опираются на знания системы языка; речевые умения (пользоваться средствами языка для решения коммуникативных задач) – на знания о речи; правописные умения – на знание орфографических и пунктуационных правил.

Последовательность формирования умений: показ образца применения теории на практике (составление или анализ алгоритма, образца рассуждения, инструкции), узнавание и объяснение языкового факта, тренинги (выполнение действий по образцу, по алгоритму).

Закрепление знаний и развитие умений и навыков «озвучивание» опорного конспекта, ответ по составленному учеником плану, устное учебное сообщение на лингвистическую тему, «вопросно-ответное общение» в парах постоянного и сменного состава, ответы на вопросы, требующие интеллектуальной активности учащихся, самостоятельное составление таблиц, схем, моделей, алгоритмов и их комментирование.

Продолжение Для развития умений и навыков применяется более сложный, чем при первоначальном их формировании, языковой материал; операционные умения отрабатываются с привлечением системы заданий 1) на применение закрепляемых знаний по свернутому алгоритму, по аналогии, по инструкции, в измененной и новой ситуации, 2) на творческое применение знаний.

Обобщение и систематизация знаний Обобщение и систематизация знаний на понятийном, тематическом уровнях осуществляется в процессе активной и продуктивной деятельности учащихся, направленной на включение полученных и закрепленных знаний в систему ранее изученного.

Продолжение Целостность системы знаний достигается при формировании родовых понятий, составлении структурно-логических схем, таблиц, алгоритмов обобщающего характера, при формулировании сводных правил, имеющих лингвистические основания для их объединения.

Совершенствование умений и навыков осуществляется на смешиваемом языковом материале, требующем дифференцированного применения обобщенных знаний в новых условиях, в процессе творческой деятельности учащихся.

Домашнее задание Известны такие виды домашних заданий: устные и письменные; связанные с пропедевтикой, усвоением, обобщением и систематизацией знаний и развитием и совершенствованием умений и навыков; репродуктивные, конструктивные, творческие; общие, дифференцированные, индивидуальные; регламентированные по срокам исполнения и нерегламентированные.

Подведение итогов урока русского языка восстановление пропущенных пунктов плана изученных теоретических сведений; восстановление незаполненных граф или столбцов таблиц, отражающих сущность языкового понятия; продолжение формулировки определения языкового явления; вставка пропущенных в определении понятия слов;

Продолжение формулирование условий, при которых действует та или иная норма; указание нормы, которая действуют при соблюдении названных условий; составление схем пунктуационных правил; письменный орфографический разбор слов с изученной орфограммой ; «выходное тестирование» и т. д.

Рефлексия «знаю что» (информация о содержании своего знания и незнания); «знаю как» (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания); «знаю зачем» (понимание смысла информации и деятельности по ее получению); «знаю я» (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).