ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Основные задачи ФАС России 2005 - 2008 гг. Москва, 2005 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Конкурентная политика Москва, 2006 г.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Совершенствование законопроекта «О защите конкуренции»: поправки Правительства РФ ко второму чтению Москва, 2006 г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва, 2006 г. Новое правовое поле и новые полномочия ФАС России.
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва, 2009 г. Правовое поле и полномочия ФАС России.
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
Статистика дел Федеральной антимонопольной службы 2002 – 2004 гг. Материалы к Коллегии ФАС России, Москва, 24 мая 2005 г.
Применение антимонопольного законодательства: «третий антимонопольный пакет» ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ижевск, 18 апреля 2012.
Обзор по присоединению Париж, ОЭСР, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, руководитель ФАС России Развитие конкуренции в России.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг в 2009 году Федеральная антимонопольная служба Москва, 2010 г.
Развитие конкуренции Сергей Васильев, Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению.
ФАС России Доклад Руководителя ФАС России, Председателя Межгосударственного совета по антимонопольной политике И.Ю. Артемьева на Семинаре по вопросам борьбы.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» 2007 г.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Основные задачи ФАС России гг. Москва, 2005 г.

2 Этапы развития антимонопольных органов России 15 лет с момента создания антимонопольных органов России. Три этапа становления антимонопольной политики: 1 этап – (начало 90-х) – демонополизация советской экономики, формирование антимонопольных органов, принятие антимонопольного законодательства 2 этап - (середина и конец 90-х) – становление государственно- монополистического капитализма, создание и укрепление новых монополий. 3 этап – ( 2000-е годы) – начало изменений в государственной политике по поощрению конкуренции, сдерживанию монополий.

3 Задачи ФАС России Отказ от избирательного правоприменения. Активизация деятельности антимонопольных органов по контролю и надзору на всех рынках. Обновление антимонопольного законодательства с учетом накопленного российского и мирового опыта.

4 Статистика выявленных нарушений по статьям Закона «О конкуренции» за гг. За последние 10 лет число выявленных картельных сговоров и иных антиконкурентных соглашений увеличилось почти в 1,5 раза, в то время как число выявленных антиконкурентных действий органов власти – почти в 5 раз. год число выявленных нарушений Злоупотребление доминирующим положением (ст. 5) Антиконкурентные соглашения хоз. субъектов и органов госвласти (ст. 6,8) Антиконкурентные действия органов власти (ст. 7,9) (прогноз) рост 2005 г. к 1996 г.110,5%144,8%477,2%

5 Динамика перечисленных в бюджет средств за нарушения антимонопольного законодательства в гг. Сумма штрафов и незаконного полученного дохода за нарушения антимонопольного законодательства в 2005 году превысила более чем в 2,5 раза аналогичный показатель за предыдущие 3 года.

6 Изменения в структуре наиболее опасных нарушений антимонопольного законодательства (с 2000 по 2005 гг.) В 2 раза выросла доля нарушений в форме установления монопольно высоких цен, почти в 3 раза - изъятия товара с рынка с целью поддержания дефицита и сокращения или прекращения производства товаров. Примерно в 2 раза снизился удельный вес нарушений порядка ценообразования (субъектами естественных монополий). В 3 раза выросла доля нарушений при проведении (конкурсов) торгов. В 1,5 выросла доля нарушений в виде предоставления льгот и преимуществ отдельным хозсубъектам. Практически исчезли такие нарушения, как прямой запрет на деятельность или создание хозсубъектов, запрет на продажу товаров, совмещение функций органов власти и хозсубъекта, введение дополнительных налогов и сборов. В 2 раза уменьшилась доля нарушений в виде раздела рынка.

7 Общая характеристика работы антимонопольных органов по судебным делам в 2003 – 2004 годам в% к 2003 принято решений ,0% обжаловано решений в суде ,8% отменено решений ,5% отменено решений в % к обжалованным25,9%17,6%-32,0% отменено решений в % к принятым3,7%2,6%-29,7% За период гг. последовательно возрастало число обжалованных решений – с 296 в 2002 году до 340 в 2003 году и до 397 в 2004 году. В 2004 году удалось снизить долю отмененных судом решений в числе обжалованных почти на 1/3

8 Дела ФАС России В прошлом году ФАС России возбуждала и выигрывала в суде дела против нефтяных компаний по фактам картельных сговоров, дела против органов государственной власти, дела против субъектов естественных монополий по фактам злоупотребления доминирующим положением. Среди выигранных дел – дела против ОАО «Газпром», РАО ЕЭС России, ОАО «Связьинвест», ОАО «Лукойл», ТД «ЮКОС», ОАО «Сбербанк», ОАО «Мосэнерго», ОАО «РЖД», ЗАО «ВМК», ОАО «ЕТК» и другие. Это и есть результат нового курса Правительства России в области защиты конкуренции.

9 Модернизация антимонопольного законодательства Проект Федерального закона «О защите конкуренции» Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Новая редакция 178 статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации

10 Законопроект «О защите конкуренции» Летом 2005 года Правительством России в Государственную Думу внесен проект закона «О защите конкуренции». Законопроект был одобрен подавляющим большинством голосов депутатов Госдумы. Замечания Президента России, внесенные ко второму чтению законопроекта и указания Председателя Правительства России, еще выше подняли планку требований к нашей работе, ясности и конкретности в законодательных определениях и реальной правоприменительной практике. Это главная тактическая задача ФАС России до конца года.

11 Изменения в законопроекте «О защите конкуренции» ко второму чтению в Госдуме В соответствии с требованиями Президента России в проект закона «О защите конкуренции» во втором чтении будут внесены следующие изменения: закреплен исчерпывающий (закрытый) перечень группы лиц; повышен порог коллективного доминирования с 5% до 10%; еще в 2 раза снизится количество сделок, подпадающих под контроль ФАС; детально прописана процедура рассмотрения антимонопольных дел, гарантирующая права хозсубъектов и их защиту от произвола чиновников.

12 Будет снижено административное бремя на хозсубъекты Отменяется согласование каждой сделки по приобретению акций. Получение предварительного разрешения обязательно только для приобретений блокирующего пакета (25%), контрольного (50%) и пакета, исключающего возможность блокирования решений акционера третьими лицами (75%); Исчезает предварительное согласование создания финансовых организаций и увеличения их уставного капитала. Увеличиваются пороговые значения для предварительного согласования сделок – до 3 млрд.рублей, для уведомлений о совершении сделок – до 200 млн. рублей. Это сокращает количество сделок, подлежащих согласованию. в 15 раз. (Эта норма уже внесена в действующее законодательство и действует с 21 марта 2005 г.)

13 Ожидаемые изменения в деятельности ФАС России С принятием нового закона «О конкуренции» деятельность антимонопольных органов станет прозрачнее и безопаснее для добропорядочного бизнеса, и жестче по отношению к нарушителям антимонопольного законодательства.

14 Кодекс об административных правонарушениях В Правительство внесен законопроект о поправках в Кодекс об административных правонарушениях, значительно увеличивающих штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Данные инициативы ФАС России: Препятствуют необоснованному росту цен и тарифов. Способствуют росту конкурентоспособности российских товаров. Стимулируют экономический рост.

15 К онтроль и надзор за действиями органов исполнительной власти Более половины возбуждаемых дел за прошлый год было возбуждено против органов власти. Статья 7 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: «Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов»

16 Контроль за деятельностью естественных монополий Мировой опыт свидетельствует, что естественные монополии всегда стремились выйти из-под контроля антимонопольных органов и лоббировали создание специального регулирующего органа деятельности естественных монополий.

17 Контроль и надзор за ситуацией на рынках Во втором полугодии 2005 г. – первом полугодии 2006 г. ФАС России предполагает уделить основное внимание ситуации на следующих рынках: Розничном рынке нефтепродуктов Оптовом рынке лекарственных услуг Рынке услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок Рынке услуг по эксплуатации и обслуживанию жилищного фонда в системе ЖКХ

18 Контроль и надзор за ситуацией на рынках (продолжение) Рынке услуг страховых медицинских организаций и ФОМС при осуществлении финансирования расходов по обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан Рынке услуг в сфере перевозок грузов железнодорожным транспортом, подлежащей выделению из сферы естественной монополии Рынке энергетического угля Рынке услуг по переработке твердых бытовых отходов Рынке услуг элеваторов по хранению зерна Рынке услуг молокозаводов по переработке молока Рынке почтовых услуг

19 Ежегодный доклад ФАС о состоянии конкуренции Федеральная антимонопольная служба готова по поручению Правительства России ежегодно представлять в Правительство доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации

20 Антимонопольная служба заключила соглашения о взаимодействии с: Центральным банком России Налоговой службой ФСФР МВД Росстрахнадзором Росохранкультурой Межведомственное сотрудничество

21 Взаимодействие с общественными и профессиональными организациями Соглашения о взаимодействии подписаны с: Торгово-Промышленной палатой Деловой Россией Опорой Ассоциацией российских банков Ассоциацией региональных банков России Национальной Ассоциацией Участников Фондового рынка Профессиональной ассоциацией регистраторов, трансфер - агентов и депозитариев Национальной Лигой Управляющих Российским Союзом Автостраховщиков Межрегиональным Союзом Медицинских Страховщиков Регулярно собираются и ведут работу Экспертные советы при ФАС России по газу, по рекламе, по финансовым рынкам, в состав которых входят специалисты из разных областей, представители общественных и научных организаций.

22 Сотрудничество с МВД Налажено эффективное взаимодействие с правоохранительными органами, в частности проведены: совместная проверка деятельности крупных московских мясокомбинатов совместная проверка пунктов обмена валют в Москве Постепенный переход от метода камеральных проверок хозсубъектов путем затребования документов по почте к методу работы «в поле», т.е. непосредственному контролю по месту производственной и служебной деятельности хозсубъектов.

23 Участие ФАС в реформировании российской экономики ФАС России должна представить свои предложения Правительству России по реформам: естественных монополий – движение по пути разделения естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер деятельности, формирование в конкурентных сегментах конкурентных отношений и стимулирование конкуренции хозсубъектов, формирование коммерческой инфраструктуры рынка, обеспечение недискриминационного доступа к коммерческой и технологической инфраструктуре; нефтяного рынка – формирование биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, использования госкомрезерва для защиты от резких ценовых колебаний, более гибкие таможенные пошлины и налогообложение; военно-промышленного комплекса – проведение предварительного комплексного анализа реформы ВПК, обеспечение стратегических интересов государства, развитие конкурентных отношений в тех сегментах, где это возможно.

24 Участие ФАС России в реформировании экономики (продолжение) ЖКХ – меры по демонополизации отрасли, стимулированию создания ТСЗ и ЖСК; изменение системы установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги; банковская сфера – развитие конкуренции на рынке ипотечного кредитования, обеспечение равных прав всем участникам; реформа образования – развитие конкуренции на рынках образовательных услуг, поддержание и развитие частной инициативы в образовании; реформа здравоохранения – конкурсные процедуры на поставку лекарств для льготников, развитие конкуренции, поддержка частной инициативы в этой области; пенсионная реформа – развитие конкуренции в сфере пенсионного обслуживания населения.

25 Повышение эффективности деятельности ФАС России Активизация деятельности ФАС России по контролю и надзору на всех рынках; Повышение прозрачности деятельности антимонопольной службы; Снижение уровня коррупции в конкурентном ведомстве; Повышение профессионализма сотрудников ФАС Росси.

26 Момент истины Сегодня в обществе и государстве созданы предпосылки для радикального усиления антимонопольной политики на всех рынках. В ближайшее время на политическом и законодательном уровне может быть окончательно закреплена новая антимонопольная политика, что должно стать одной из важнейших составляющих повышения конкурентоспособности российской экономики и стимулирования экономического роста.