Кадровое обеспечение отрасли специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием: состояние и проблемы заместитель Министра здравоохранения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об обеспечении отрасли здравоохранения специалистами со средним медицинским образованием в Республике Коми И.А. Аливанкина Главный внештатный специалист.
Advertisements

РОССИЯ 2014 Роль образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в обеспечении кадровой политики Российской.
Обеспечение медицинских организаций Республики Башкортостан специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием – обязательный компонент.
Доклад о реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников государственных учреждений Ростовской области на годы.
Проблемы введения эффективного контракта в деятельность образовательных организаций.
Создание правовых, организационных экономических условий развития сестринского дела в РФ, улучшение качества, доступности и экономичности медицинской.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Программа развития сестринского.
Государственная программа «Социальная поддержка граждан Пермского края» докладчик: министр социального развития Пермского края Татьяна Юрьевна Абдуллина.
1 Подготовлен Отделом социально-экономического развития Администрации Кагальницкого района Доклад о реализации Программы поэтапного совершенствования системы.
Изменения в дошкольном образовании в рамках реализации Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы Удмуртской Республики,
Руководитель департамента здравоохранения Новгородской области Михайлова Галина Васильевна Об исполнении указов Президента Российской Федерации от 07 мая.
РОССИЯ 2012 ВСЕРОССИЙСКОЙ СОВЕЩАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ МОСКВА, 12 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА Заместитель директора Департамента анализа,
0 Тем роста заработной платы С 2011 года темп роста заработной платы в бюджетной сфере превышают рост по экономике РОСТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ИРКУТСКОЙ.
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
Разработка и внедрение эффективного контракта Начальник отдела аттестации и повышения квалификации управления общего образования Просекова Ольга Леонтьевна.
ЦЕЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА Увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в.
« Об изменении условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений образования Республики Коми с 1 апреля 2013 года»
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
ИНФОРМАЦИЯ о выполнении Плана мероприятий Правительства Хабаровского края по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному.
2008год ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ОТЧЕТНЫХ ФОРМ. заполняется полностью Составляется всеми учреждениями здравоохранения, независимо от подчинения (федеральное,
Транксрипт:

Кадровое обеспечение отрасли специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием: состояние и проблемы заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н.Каграманян РОССИЯ, 2012 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кадровое обеспечение отрасли специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием: состояние и проблемы Директор Департамента образования и кадровых ресурсов Министерства здравоохранения Российской Федерации В.А. Егоров РОССИЯ, 2012 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Медицинский персонал относится к дорогостоящим ресурсам, требующим больших затрат на подготовку квалифицированных специалистов МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В отличие от большинства ресурсов, ценность которых со временем снижается, ценность кадровых ресурсов здравоохранения с накоплением профессионализма и опыта увеличивается Сестринское дело является важнейшей составной частью системы здравоохранения, располагающей значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и качественной медицинской помощи

В 2011 году в учреждениях здравоохранения Российской Федерации работали 1938,5 тыс. работников с высшим и средним медицинским образованием Врачи 44,8 тыс. (7,2%) Средний медицинский персонал 200,3 тыс. (15,2%) МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Медицинские работники в учреждениях, расположенных в сельской местности:

Обеспеченность врачами и средними медицинскими работниками в Российской Федерации гг., на 10 тысяч населения МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Российской Федерации за период гг. отмечается уменьшение обеспеченности населения средним медицинским персоналом с 96,9 до 92,4 на 10 тысяч населения. 6 Обеспеченность средними медицинскими работниками в мире (на 1000 населения) МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Численность среднего медицинского персонала в Российской Федерации и по федеральным округам, 2011г. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обеспеченность средним медицинским персоналом в Российской Федерации и по федеральным округам, 2011г., на 10 тысяч населения МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Самая низкая обеспеченность (менее 80 человек среднего медицинского персонала на 10 тысяч населения): Самая высокая обеспеченность (более 130 человек среднего медицинского персонала на 10 тысяч населения): Обеспеченность средним медицинским персоналом в Российской Федерации составляет - 92,4 на 10 тысяч населения (2011г.) МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рекомендуемое соотношение ВОЗ - 1:4 В Российской Федерации за гг. показатель соотношения числа среднего медицинского персонала к врачам уменьшился с 2,4 до 2,15. Соотношение численности врачей и среднего медицинского персонала МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СубъектыСоотношени е СубъектыСоотношени е Карачаево-Черкес. Рес. 1 : 4,90г. Санкт-Петербург1: 1,52 Курганская область1:4,30г. Москва1: 1,73 Ульяновская область1 :3,76Приморский край1:1,81 Республика Марий-Эл1 :3,58Респ.Сев.Осетия- Алания 1: 1,82 Вологодская область1 : 3,39Хабаровский край1: 1,89 Республика Тыва1 : 3,32Астраханская обл.1: 1,98 Еврейская автон.обл.1 : 3,32Ярославская область1: 2,01 Костромская область1 : 3,31Томская область1:2,05 Российская Федерация – 2,13 11 Показатели соотношения врачей и среднего медицинского персонала (по субъектам Российской Федерации, 2011 г.) МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Медицинские сестры по различнымнаправлениям трудовой деятельности Имеют фельдшерское образование Работают по специальности акушерка Лаборанты, лабораторные техники,медицинские технологи Зубные техники 68,6% 2/3 от общей численности 10,9% каждый десятый 4,6% 7,0% 1,2% На 1 фармацевта приходится до 120 лиц с иным средним медицинским образованием. Организаторы сестринского дела Медицинские статистики 1,2% Менее 1,0% Структура медицинских кадров со средним профессиональным образованием МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

- Всего среднего медицинского персонала человек Амбулаторно-поликлинические учреждения 137,1 тыс. – 10,2% Больничные учреждения 932,8 тыс. –69,1% Диспансеры 66,8 тыс. – 5,0% Станции скорой медицинской помощи 80,3 тыс. – 5,9% Санатории, пансионаты 12,8 тыс. – 0,9% Стоматологические поликлиники 27,2 тыс. – 2,0% Организации Роспотребнадзора 28,4 тыс. – 2,2% Прочие 34,6 тыс. – 4,7% Распределение среднего медперсонала по типам учреждений МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2006 г. Врачи 16,7% Ср. мед. работники 23,6% 2011 г. Врачи 8,6% Ср. мед. работники 7,2% Врачи 6,4% Специалисты среднего звена 7,8% В сельской местности Медицинские работники, не имеющие сертификат специалиста МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2011 г. Вторая категория7,0% Первая категория20,4% Высшая категория35,3% В 2011 г. 62,7% В 2011 г. 62,7% средних медицинских работников имели квалификационные категории 58,7% В сельской местности 58,7% средних медицинских работников имеют квалификационные категории 2006 г. Вторая категория8,3% Первая категория25,2% Высшая категория28,3% 2011 г. Вторая категория6,1% Первая категория22,7% Высшая категория27,8% Квалификационный уровень средних медицинских работников, работающих в учреждениях здравоохранения МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Акушерки Медицинские сестры 66,9% 64,4% 63,7% 6,3% - 7,8% 19,3% - 24,6% Вторая категория 33,7% - 39,1% Первая категория Высшая категория Операционное дело 76,1% 75,2% Организаторы сестринского дела 74,7% Наибольшая численность аттестованных медицинских работников среднего звена среди медицинских сестер, работающих по специальностям: Фельдшеры Анестезиология и реаниматология Уровень квалификации кадров со средним медицинским образованием МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целом, как по учреждению, так и по поликлинике и стационару В сельской местности 70,6% 76,3% Учреждения муниципального подчинения Учреждения подчинения субъекта 67,1% 78,8% Федеральные учреждения 76,7% Укомплектованность менее 70%: хосписы ( хосписы (67,0%), по некоторым типам учреждений, например, в лепрозориях и участковых больницах в составе других ЛПУ она составляет по некоторым типам учреждений, например, в лепрозориях и участковых больницах в составе других ЛПУ она составляет 60-65%. наркологические реабилитационные центры - наркологические реабилитационные центры - 54,5%. Укомплектованность менее 70%: хосписы ( хосписы (67,0%), по некоторым типам учреждений, например, в лепрозориях и участковых больницах в составе других ЛПУ она составляет по некоторым типам учреждений, например, в лепрозориях и участковых больницах в составе других ЛПУ она составляет 60-65%. наркологические реабилитационные центры - наркологические реабилитационные центры - 54,5%. Высокая укомплектованность: Республиканские, областные и краевые больницы - преобладает укомплектованность средним медицинским персоналом выше 82 Республиканские, областные и краевые больницы - преобладает укомплектованность средним медицинским персоналом выше 82%, клиники ВУЗов - клиники ВУЗов - 77,4%, больницы восстановительного лечения - больницы восстановительного лечения -67,8%. Высокая укомплектованность: Республиканские, областные и краевые больницы - преобладает укомплектованность средним медицинским персоналом выше 82 Республиканские, областные и краевые больницы - преобладает укомплектованность средним медицинским персоналом выше 82%, клиники ВУЗов - клиники ВУЗов - 77,4%, больницы восстановительного лечения - больницы восстановительного лечения -67,8%. В качестве общей тенденции прослеживается более высокая укомплектованность в стационарах, чем в поликлиниках. Укомплектованность учреждений здравоохранения средним медицинским персоналом МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Число физических лиц меньше более, чем в 2 раза числа штатных должностей: Сестринский персонал амбулаторно- поликлинических учреждений, наркологических отделений, туберкулезных и психиатрических больниц, а также медицинские статистики и младший медицинский персонал по уходу за больными Число физических лиц меньше более, чем в 2 раза числа штатных должностей: Сестринский персонал амбулаторно- поликлинических учреждений, наркологических отделений, туберкулезных и психиатрических больниц, а также медицинские статистики и младший медицинский персонал по уходу за больными Превышение числа физических лиц среднего медицинского персонала над числом штатных должностей: Сестринское дело в стоматологии, в косметологии, в реабилитологии, дерматовенерологии, эндокринологии, функциональной диагностики, эндоскопии, клинической лабораторной диагностики, ультразвуковой диагностики, и др. Превышение числа физических лиц среднего медицинского персонала над числом штатных должностей: Сестринское дело в стоматологии, в косметологии, в реабилитологии, дерматовенерологии, эндокринологии, функциональной диагностики, эндоскопии, клинической лабораторной диагностики, ультразвуковой диагностики, и др. Численность физических лиц и штатных должностей в учреждениях здравоохранения не всегда находятся в оптимальном соотношении Как правило, наблюдается большее количество штатных должностей по сравнению с числом физических лиц. Но отмечается и противоположная тенденция, заключающаяся в превышении числа физических лиц среднего медицинского персонала над числом штатных должностей. Анализ численности физических лиц и штатных должностей МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Средний возраст специалистов со средним медицинским образованием МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Снижение численности сестринского персонала (1:2,13) 1:4 – 1:5 Увеличение дисбаланса в соотношении между врачебным и средним медицинским персоналом (1:2,13) (по международным стандартам эффективное функционирование и развитие системы здравоохранения возможны при соотношении 1:4 – 1:5); Неравномерное обеспечение населения субъектов Российской Федерации средним медицинским персоналом; Ограниченная численность профессионально подготовленных сестер-менеджеров на должностях руководителей сестринскими службами в лечебно-профилактических учреждениях. Негативные тенденции в обеспечении населения медицинской помощью, оказываемой средним медицинским персоналом МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Российской Федерации реализуются все уровни сестринского образования – от младшей медицинской сестры по уходу за больными до менеджера с высшим сестринским образованием. Подготовка специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием ведется в 442 учреждениях среднего профессионального медицинского образования (колледжи и училища), реализующих основные образовательные программы по 10 специальностям, в которых обучается более 213,6 тыс. человек. В 2011 году дипломы специалистов получили 63,3 тысячи медицинских сестер, фельдшеров, акушерок и др. 20% специалистов, 40% Около 20% специалистов, получивших высшее сестринское образование, реализуют себя по уровню полученного образования, а повышенный уровень образования реализуют на практике около 40% специалистов. Сестринское образование МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

- сохранение государственного сектора образовательных учреждений среднего профессионального образования; - сохранение достаточного уровня государственного заказа на подготовку специалистов; - обновление содержания образования (новые Федеральные Государственные образовательные стандарты); - оптимизация технологий обучения, приоритеты практико- ориентированным технологиям; - формирование системы непрерывного профессионального образования; - апробирование и внедрение системы оценки качества подготовки и системы менеджмента качества; - создание и развитие информационной образовательной среды в медицинских колледжах и училищах; - развитие системы социального партнерства, и, как результат – контрактно- целевой формы подготовки (заказа). К несомненным достоинствам системы среднего медицинского и фармацевтического образования в стране можно отнести: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Разработка порядка финансирования учреждений, способствующего повышению их управленческой самостоятельности. Повышение заработной платы Обновление оснащения учреждений здравоохранения Обучение медицинских работников Разработка в рамках пилотного проекта механизмов экономического стимулировани я труда Шаги по преодолению кадрового дефицита средних медицинских работников МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

повышение к 2018 году до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе средней заработной платы: – среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг); – младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг). Правительству Российской Федерации поручено принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев: В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Органы исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации должны разработать и принять до мая 2013 г. программы по поэтапному устранению дефицита медицинских кадров, предусмотрев дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 г. 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

разработка кадровой политики в регионах, планирование и реализация прогнозируемого притока специалистов со средним медицинским образованием в систему здравоохранения; разработка квалификационных требований в соответствии с уровнем профессионального образования; разработка профессиональных стандартов по всем областям профессиональной деятельности среднего и младшего медицинского персонала Актуальные направления развития кадровых технологий в здравоохранении: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пересмотр профессиональных ролей и совокупности умений; повышение роли и расширение функций сестринского персонала в лечебно-диагностическом процессе, в проведении профилактических мероприятий, медицинской реабилитации и оказании паллиативной помощи; создание оптимальных условий труда для специалистов со средним медицинским образованием; обеспечение профессионального и карьерного роста, саморазвития специалистов сестринского дела; формирование у них мотивации к достижению высоких результатов; Актуальные направления развития кадровых технологий в здравоохранении: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

разработка критериев (индикаторов) качества работы сестринского персонала; развитие научных исследований в области сестринского дела, в том числе по оценке экономической эффективности вклада специалистов сестринского дела в оказание медицинской помощи различным категориям больных. Актуальные направления развития кадровых технологий в здравоохранении: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

формирование механизма прогнозирования, мониторинга государственного и регионального регулирования подготовки специалистов со средним медицинским образованием для устранения диспропорции в количественном соотношении врачей и среднего медицинского персонала, а также между различными регионами страны, городской и сельской местностью, между разными уровнями системы оказания медицинской помощи населению с использованием социальных и экономических стимулов; повышение профессионального уровня специалистов со средним медицинским образованием на основе дальнейшего развития системы непрерывного образования средних медицинских и фармацевтических работников; координация деятельности средних медицинских и фармацевтических учебных заведений в обеспечении непрерывности и преемственности подготовки специалистов. Развитие накопительной системы дополнительного профессионального образования сестринского персонала; Мероприятия по модернизации среднего медицинского и фармацевтического, в том числе дополнительного профессионального, образования: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

разработка государственных требований к последипломной подготовке, дифференцированных в соответствии с уровнем образования; поддержание необходимого уровня компетенции специалистов сестринского дела; совершенствование содержания и качества подготовки средних медицинских работников для обеспечения отрасли компетентными и конкурентоспособными специалистами; совершенствование целевой формы подготовки средних медицинских работников, предусматривающей заключение договора между обучающимся, образовательным учреждением и администрацией субъекта Российской Федерации с предоставлением студентам и молодым специалистам определенных социальных гарантий; Мероприятия по модернизации среднего медицинского и фармацевтического, в том числе дополнительного профессионального, образования: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

создание в медицинских сузах симуляционных центров для повышения качества подготовки специалистов со средним медицинским образованием; создание учебно-научно-производственных комплексов, объединяющих образовательные учреждения, оптимизация правовых и экономических взаимоотношений между медицинскими образовательными учреждениями и лечебно-профилактическими учреждениями в рамках создания единой клинической базы; развитие информатизации обучения в медицинских и фармацевтических колледжах и училищах: формирование электронных библиотек и справочно- информационных баз данных, внедрение информационных технологий и систем менеджмента качества в образовательный процесс. Мероприятия по модернизации среднего медицинского и фармацевтического, в том числе дополнительного профессионального, образования: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сформировать организационно-правовые условия обеспечения населения Российской Федерации квалифицированной сестринской помощью, соответствующей современному уровню развития здравоохранения и обеспечивающей потребности населения в профилактических, лечебных, медико- социальных и реабилитационных услугах. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации до 2020 года МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ