МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 – школа отечественной культуры.» Тема: «Диагностика качеств выпускника культурологической школы, влияющих на социальное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доброе слово. Немало встречается злого В любой человечьей судьбе, А скажут лишь доброе слово- И легче на сердце тебе.
Advertisements

Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
«…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих.
Модель выпускника государственного общеобразовательного учреждения средней школы 448.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ В СВЕТЕ ФГОС НОО. Презентацию составила Овчинникова Т.Е., учитель МБОУ СОШ 7 г. Кольчугино.
Программа развития классного коллектива Автор: Муданова Светлана Александровна, классный руководитель 7 класса МБОУ «Сыресинская ООШ»
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Плодотворно лишь сотрудничество всех благодаря каждому. Любой неудачный шаг помогает удачному, а удача ведет к цели и того, кто, промахнулся, они идут.
Новое – это хорошо забытое старое Муниципальное общеобразовательное учреждение Новотроицкая средняя общеобразовательная школа Константиновский район Амурская.
Транксрипт:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 – школа отечественной культуры.» Тема: «Диагностика качеств выпускника культурологической школы, влияющих на социальное здоровье» Научный руководитель эксперимента Бондарева Валентина Викторовна – доцент, к.п.н., психолог-консультант. Санкт- Петербург, ЛОИРО. Исполнитель эксперимента Тагина Лидия Анатольевна - директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 – школа отечественной культуры.» города Выборга. Выборг 2009

Состав участников эксперимента. Колбасова Галина Васильевна, заместитель директора по безопасности, преподаватель МХК. Колбасова Галина Васильевна, заместитель директора по безопасности, преподаватель МХК. Марцинкевич Елена Александровна – преподаватель русского языка и литературы. Марцинкевич Елена Александровна – преподаватель русского языка и литературы. Подорожная Анна Александровна – преподаватель начальных классов, имеет психологическое образование. Подорожная Анна Александровна – преподаватель начальных классов, имеет психологическое образование.

Функциональные обязанности. Тагина Л.А. – организация экспериментальной деятельности: подбор команды, создание программы эксперимента, поэтапная организация работы, подведение итогов. Тагина Л.А. – организация экспериментальной деятельности: подбор команды, создание программы эксперимента, поэтапная организация работы, подведение итогов. Подорожная А.А. – подбор, составление, разработка, апробация диагностических методик, подготовка презентации практической части эксперимента. Подорожная А.А. – подбор, составление, разработка, апробация диагностических методик, подготовка презентации практической части эксперимента. Колбасова Г.В., Марцинкевич Е.А. – подбор и обработка научно-методических данных. Подготовка материалов для публикации. Колбасова Г.В., Марцинкевич Е.А. – подбор и обработка научно-методических данных. Подготовка материалов для публикации.

Актуальность темы. Школа участвует в экспериментальной деятельности с 1995 года. Вот уже 14 лет школа позиционирует себя как развивающаяся «Школа отечественной культуры». Основной целью эксперимента является создание школы с доминирующим культурологическим направлением образования. Именно благодаря восприятию любого вида искусства у человека развивается эмоциональный интеллект. Модель выпускника культурологической школы предполагает наличие у старшеклассников качеств, составляющих эмоциональный интеллект. Школа участвует в экспериментальной деятельности с 1995 года. Вот уже 14 лет школа позиционирует себя как развивающаяся «Школа отечественной культуры». Основной целью эксперимента является создание школы с доминирующим культурологическим направлением образования. Именно благодаря восприятию любого вида искусства у человека развивается эмоциональный интеллект. Модель выпускника культурологической школы предполагает наличие у старшеклассников качеств, составляющих эмоциональный интеллект.

Идея эксперимента Убедиться, что условия, созданные в культурологической школе, позволяют не только сохранить, но и укрепить социальное здоровье учащихся. Убедиться, что условия, созданные в культурологической школе, позволяют не только сохранить, но и укрепить социальное здоровье учащихся.

Замысел эксперимента На основе имеющейся модели выпускника культурологической школы выявить качества личности, относящиеся к компетенциям социального взаимодействия человека и социальной среды На основе имеющейся модели выпускника культурологической школы выявить качества личности, относящиеся к компетенциям социального взаимодействия человека и социальной среды

Объект экспериментирования.. Качества выпускника, формирующиеся в процессе деятельности. Качества выпускника, формирующиеся в процессе деятельности.

Предмет экспериментирования. Качества выпускника, влияющие на социальное здоровье. Качества выпускника, влияющие на социальное здоровье.

Цель эксперимента. Отследить степень сформированности качеств, влияющих на социальное здоровье у выпускников культурологической школы. Отследить степень сформированности качеств, влияющих на социальное здоровье у выпускников культурологической школы.

Задачи эксперимента. 1. Проанализировать имеющуюся модель выпускника культурологической школы. 1. Проанализировать имеющуюся модель выпускника культурологической школы. 2. Проанализировать социальные компетенции в аспекте формирования необходимых качеств выпускника культурологической школы. 2. Проанализировать социальные компетенции в аспекте формирования необходимых качеств выпускника культурологической школы. 3. Подобрать диагностические методики, выявляющие степень сформированности качества, влияющих на социальное здоровье выпускника. 3. Подобрать диагностические методики, выявляющие степень сформированности качества, влияющих на социальное здоровье выпускника. 4. Апробировать подобранные диагностические методики в контрольной и экспериментальной группах. 4. Апробировать подобранные диагностические методики в контрольной и экспериментальной группах. 5. Провести сравнительный анализ степени сформированности качеств у выпускников культурологической школы и выпускников контрольной группы. 5. Провести сравнительный анализ степени сформированности качеств у выпускников культурологической школы и выпускников контрольной группы.

Гипотеза. Если ребенок является выпускником культурологической школы, то уровень сформированности качеств, влияющих на социальное здоровье, выше, чем у выпускников общеобразовательной школы. Если ребенок является выпускником культурологической школы, то уровень сформированности качеств, влияющих на социальное здоровье, выше, чем у выпускников общеобразовательной школы.

Приоритетными направлениями воспитания признаны: здоровый образ жизни (физическое и духовное здоровье); здоровый образ жизни (физическое и духовное здоровье); качественное образование в плане модернизации и в контексте (профильного обучения); качественное образование в плане модернизации и в контексте (профильного обучения); воспитание гражданина и патриота; любовь к Родине: язык, природа, история, культура; воспитание гражданина и патриота; любовь к Родине: язык, природа, история, культура; воспитание семьянина (нравственные ценности). воспитание семьянина (нравственные ценности).

Ступени развития: Начальное звено Детство (1-4 кл.) (культура понимания) Начальное звено Детство (1-4 кл.) (культура понимания) Среднее звено Отрочество (5-8 кл.) Среднее звено Отрочество (5-8 кл.) (культура объяснения) (культура объяснения) Старшее звено Юность (9-11кл.) Старшее звено Юность (9-11кл.) (культура достоинства) (культура достоинства)

Ценностные ориентации. Духовная деятельность Практическая деятельность Волевая деятельность Коммуникативная деятельность Эстетически- эмоциональна деятельностьТворческая деятельность деятельность Здоровьесберегающая деятельность Интегрированнаядеятельность Знания Умения Навыки Знания Умения Навыки (интеллектуальная деятельность) (интеллектуальная деятельность) Способность к самосовершенствованию Наш выпускник (собственно-личностныекачества) Способность к самореализации

Коммуникативная деятельность: способность общаться и действовать с учетом интересов других; способность общаться и действовать с учетом интересов других; знание и умелое применение психологических основ общения, в т.ч. в семье; знание и умелое применение психологических основ общения, в т.ч. в семье; сформированное чувство ответственности за себя и других; сформированное чувство ответственности за себя и других; способность к совместной работе; способность к совместной работе; способность побуждать других людей; способность побуждать других людей; способность слушать других людей; способность слушать других людей; способность разрешать конфликты и смягчать разногласия. способность разрешать конфликты и смягчать разногласия.

Здоровьесберегающая деятельность: мотивация сбережения и укрепления своего здоровья; мотивация сбережения и укрепления своего здоровья; осознанное стремление к ведению здорового образа жизни; осознанное стремление к ведению здорового образа жизни; умение и способность выражения здоровьесберегающего отношения к окружающим людям и живой природе. умение и способность выражения здоровьесберегающего отношения к окружающим людям и живой природе.

Ценностные ориентации а) Патриотизм. Любовь к Отечеству – родному краю, городу, школе, коллективу. Понимание духовной, исторической и культурной миссии России, гордость за Отечество. Любовь к русскому языку, овладение его богатствами, красивая и грамотная речь и письмо. Глубокое освоение культурного наследия России и мировой художественной культуры, глубокое освоение национальных традиций. Сознание воинского долга у юношей и материнского долга у девушек

б) Отношение к труду, собственности и профессии. Уважение к честному труду. Понимание значимости различных видов профессиональной и общественной деятельности. Осознание трудовой деятельности как основы материального и духовного благосостояния человека. Отношение к деньгам и богатству, как к средству, но не цели человеческой деятельности. Инициативность в устроении собственной жизни.

в) Готовность к семейной жизни. Воспитание культуры чувств. Уважение чести и достоинства юноши и девушки. Мужская и женская постановка характера на основе культурных традиций России, с учетом современных реалий. Умение организовывать досуг в семье. Основы семейного бюджета, его формирование и траты. Овладение навыками преодоления конфликтных ситуаций.

г) отношение к здоровью и природе. Сознание экологической опасности человеческой деятельности. Восприятие природы как органической целостности и основы жизни человека и общества. Активное противоборство загрязнению окружающей среды. Сознание непреходящей ценности здоровья. Установка на здоровый образ жизни. Активное занятие физкультурой и сортом. Критическое отношение к «чудодейственным» целителям, отказ от самолечения.

д) Эстетические ценности и художественное освоение мира. Формирование эстетического и художественного вкуса. Понимание эстетической ценности и идейного смысла художественных произведений. Умение аргументировано судить о прочитанных книгах, просмотренных выставках, спектаклях, фильмах и т.д. тонкое чувствование красоты и мудрости национального фольклора.

е) Нравственная культура. Понимание значения морали и моральных ценностей в жизни человека и общества. Знание мировых и русских национальных традиций в области морали и нравственного воспитания. Философское осмысление основных этических понятий: добра и зла, справедливости, чести и достоинства, совести и долга. Уважение к личному достоинству людей. Умение гуманно поступать в конфликтных ситуациях. Стремление к нравственному и духовному совершенствованию.

ж) Правовая и политическая культура. Знание основных конституционных прав и обязанностей. Развитие чувства гражданского долга и законопослушности. Отстаивание своих прав законными способами. Реализация права и исполнение долга избирателя. Отказ от насилия в политике.

Данная модель выпускника не рассматривается нами как самоцель, она не ставит жестких рамок для ученика и учителя, предполагая творческий, индивидуальный подход к воплощению принципов развивающего обучения и личностно-ориентированной педагогики

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть: компетенции здоровьесбережения ; компетенции здоровьесбережения ; компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире; компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире; компетенции интеграции; компетенции интеграции; компетенции гражданственности; компетенции гражданственности; компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии. компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы: компетенции социального взаимодействия; компетенции социального взаимодействия; компетенции в общении. компетенции в общении.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека: компетенция познавательной деятельности; компетенция познавательной деятельности; компетенция деятельности; компетенция деятельности; компетенции информационных технологий. компетенции информационных технологий.

Качества. - целеустремленность - целеустремленность - самостоятельность; - самостоятельность; - уровень притязаний; - уровень притязаний; - самооценка; - самооценка; - трудолюбие; - трудолюбие; - скромность; - скромность; - настойчивость; - настойчивость; - наблюдательность; - наблюдательность; - потребность в социальном взаимодействии; - потребность в социальном взаимодействии; - сопереживание; - сопереживание; - сострадание; - сострадание; - понимание; - понимание; - общая культура; - общая культура; - милосердие; - милосердие; - терпимость; - терпимость; - образ «я» (личность как единство трех составляющих): - образ «я» (личность как единство трех составляющих):

Качества Методы и формы диагностики компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом. с обществом, общностью, коллективом. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой), методика диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко с обществом, общностью, коллективом. Потребность в общении, методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко, Тест Кеттелла, детский вариант. Адаптирован Э.М.Александровской. 12 ФЛО-120, методика диагностики доминирующей «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко, коммуникативность Тест руки Вагнера (Hand Test) формирование нравственных норм Методика «Как поступать» С семьей. Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла конфликты и их погашение, сотрудничество. Методика диагностики тактики поведения в конфликтной ситуации, тест оценки поведения,

сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол) социальная мобильность Тренинг толерантности. «Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций».Данная методика представляет собой модификацию методики М. Рокича, адаптированную А. Гоштаутасом, М. А. Семеновым, В. А. Ядовым Диагностика принятия других (по шкале Фейя) компетенции в общении Тест «Общительность», тест «Уровень коммуникативного контроля в общении», тест «Ведущая репрезентативная система», устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; Краткий Ориентировочный Тест (Краткий Отборочный Тест, Тест КОТ В.Н.Бузина, Э.Ф.Вандерлика) Опросник Д.Кейрси (типология Майерс-Бриггс), Аудирование речи. Построение инд.профиля аудитора. Оценка свойств говорящего с помощью метода «карта контроля состояния речи». Оценка усвоения текстовой информации с помощью методики дополнения. Психографологические характеристики письменной речи. деловая переписка; делопроизводство, бизнес, язык, иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента. Методика «Эрудит» (Школьный тест умственного развития / ШТУР под ред. К.М.Гуревича в модификации Г.В.Резапкиной)

Гармония с собой. ГармонияТолерантность в семье в семье

Гармония с собой. Шкала самоуважения Розенберга. Шкала самоуважения Розенберга. Определить качества связанные с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей.

Гармонияв семье. Детско-родительские отношения подростков (ДРОП) Детско-родительские отношения подростков (ДРОП) Методика позволяет выяснить полную и дифференцированную картину детско- родительских отношений с точки зрения подростков.

Диагностика формирования толерантного поведения подростков. Диагностика формирования толерантного поведения подростков. 1. Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций. Данная методика представляет собой модификацию методики М. Рокича, адаптированную М. А. Семеновым, В. А. Ядовым. Она предназначена для изучения особенностей формирования ценностных ориентации старшеклассников. 1. Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций. Данная методика представляет собой модификацию методики М. Рокича, адаптированную М. А. Семеновым, В. А. Ядовым. Она предназначена для изучения особенностей формирования ценностных ориентации старшеклассников.

2. Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В.В. Бойко). Данная методика позволяет выявить такие негативные личностные характеристики как завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях от них, открытая жестокость в отношении к людям, обоснованный негативизм в суждениях о людях, брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью, а также диагностировать негативный личный опыт общения с окружающими. Данная методика позволяет выявить такие негативные личностные характеристики как завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях от них, открытая жестокость в отношении к людям, обоснованный негативизм в суждениях о людях, брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью, а также диагностировать негативный личный опыт общения с окружающими.

3. Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко). Дает возможность выявить у подростков способность принимать или не принимать индивидуальности встречающихся им людей, тенденцию оценивать людей, исходя из собственного «Я», в какой мере категоричны или неизменны их оценки в адрес окружающих, в какой степени они умеют скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей, есть ли у них склонность переделывать и перевоспитывать партнера, в какой степени они склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными, в какой степени они терпимы к дискомфортным состояниям окружающих, каковы их адаптационные способности во взаимодействии с людьми. Дает возможность выявить у подростков способность принимать или не принимать индивидуальности встречающихся им людей, тенденцию оценивать людей, исходя из собственного «Я», в какой мере категоричны или неизменны их оценки в адрес окружающих, в какой степени они умеют скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей, есть ли у них склонность переделывать и перевоспитывать партнера, в какой степени они склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными, в какой степени они терпимы к дискомфортным состояниям окружающих, каковы их адаптационные способности во взаимодействии с людьми.

4. Диагностика принятия других (по шкале Фейя). Определяет представление подростка о себе и окружающих, степень принятия им индивидуальность окружающих людей. Определяет представление подростка о себе и окружающих, степень принятия им индивидуальность окружающих людей.

5. Уровень межэтнической толерантности. Данная методика предложена Щеколдиной С. Она позволяет выявить профиль толерантности данной группы в межнациональных отношениях. Она позволяет выявить профиль толерантности данной группы в межнациональных отношениях.