Проектирование ООП ФГОС ВПО ГОУ ДПО ИПК СПО Санкт- Петербург 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Advertisements

Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Построение образовательной программы образовательного учреждения, гарантирующее достижение заявленных целей (результатов образования) в условиях введения.
Кафедра педагогики РГПУ им. А.И.Герцена Образовательные программы многоуровневой подготовки.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Разработка и внедрение модульного обучения в рамках реализации инновационной образовательной программы Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Новые образовательные результаты как основа проектирования образовательных программ Методический семинар «Стратегия развития профессионального образования.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Транксрипт:

Проектирование ООП ФГОС ВПО ГОУ ДПО ИПК СПО Санкт- Петербург 2010

Проектирование ООП Педагогическое проектирование – это один из методологических подходов к современному образованию, которое основано на осмыслении следующих факторов: – ценностях педагогических процессов и явлений; – ценностном согласовании педагогической теории с собственными мировоззренческими взглядами; – гармонизации социальных и личностных значений образования. Педагогическое проектирование – это такой методологический принцип, в соответствии с которым деятельность осуществляется с учётом личностного смысла педагогического действия.

Проектирование ООП Проект начинается с определения ценностей педагогического действия. Он требует самоопределения проектировщиков в ценностях проектирования, он требует умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, подчиняя личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлексируя свои индивидуальные результаты и результаты совместного труда. В широком смысле слова – это внесение ценностного компонента в педагогическую деятельность, в поиск дополнительных ресурсов для осуществления замысла.

Проектирование ООП 2. Проект изначально ориентирует на инновацию, на эксперимент, на прогнозирование. При проектной деятельности возможна фактическая независимость результата от начальных ресурсов. Здесь действует присущий именно этому типу деятельности механизм втягивания и умножения ресурсов в ходе реализации проекта. Проектировщик становится вдохновителем, автором, исполнителем и управленцем процесса. В связи с этим педагогическое проектирование строится как интеллектуальном, ценностном, информационном предопределении условий, способных направлять развитие преобразуемых субъектов.

Проектирование ООП 3. С точки зрения технологии, педагогическое проектирование – это процедура, которая состоит в информационной подготовке некоторых изменений педагогической реальности, в предварительном осмыслении и описании таких изменений в форме конкретных действий участников педагогического процесса. С одной стороны, это информационная база предстоящей деятельности педагога или коллектива педагогов по его реализации, набор алгоритмов, методик, правил принятия конкретных решений, с другой – текст, требующий понимания, сопереживания авторов и пользователей, сотворчества в процессе реализации проекта.

Проектирование ООП 4. Общее для всех проектов в образовании заключается в их нацеленности на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определённый период времени. Проект, в нашем случае рабочие программы учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП, – это своеобразная технология педагогической мыследеятельности. Если с методологической точки зрения проектная деятельность – смыслообразующая, ценностная, ресурсная культура педагога, то с технологической – это культура постановки проблемы, её обсуждения, культура достижения взаимопонимания и взаимодействия. Технология педагогического проектирования предполагает поиск единомышленников в понимании проблемы, обсуждение смысла проблемы в дискуссионных формах, обмен смыслами и замыслами, поиск факторов, которые необходимо устранить для эффективного решения проблемы, достижения консенсуса в предполагаемых результатах и оценках ресурсных возможностей при осуществлении проекта.

Проектирование ООП 5. Образовательный проект – это фактически социальная услуга, потребителем которой является государство. Для продвижения «услуги» необходимо соблюдение, по крайней мере, двух условий: а) позитивный педагогический опыт, общественное признание эффективности педагогической деятельности в каком-либо направлении. Проект имеет право и может выдвигать тот субъект (педагог), который традиционными способами добивается значительных результатов; б) организационная и структурная стабильность, имеющийся педагогический имидж. Дополнительным условием является профессиональное самоопределение в рамках проекта: принятие дополнительных профессиональных и менеджерских обязанностей, реклама проекта, поиск партнёров, создание общественного мнения о социальной значимости проекта. Преподаватель – проектировщик начинает выполнять функцию социальной политики в области образования.

Проектирование ООП Проектирование рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП, таким образом, может быть рассмотрено в контексте маркетингового подхода. Как известно, с точки зрения маркетинга услуги отличаются от товаров достаточно большим количеством признаков. Одним из них является доминирование нематериальной составляющей в услуге. Именно этот аспект в значительной степени затрудняет оценку качества предоставляемых услуг. На рисунке представлен континуум «товар-услуга» с точки зрения доли нематериальной составляющей в выходном продукте организации

Проектирование ООП выводом из такого подхода к проектированию рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП может быть следующий – данные, предъявляемые потенциальным потребителям и другим ЗС относительно образовательной программы вуза и ее разработчиках, в том числе отдельных ее параметрах, позволят повысить не только степень доверия потребителей к образовательному учреждению, но и создадут возможности познакомиться с некоторыми сущностными внутренними характеристиками ООП конкретного вуза.

Проектирование ООП В данном контексте рассмотрения необходимо представить педагогическое проектирование как функцию преподавателя и разработчика программ. Для этих целей важно сделать акцент на структурных вопросах и особенностях их решения в процессе организации проектирования.

Проектирование ООП При проектировании образовательного процесса в компетентностном формате предполагается смещение значимости дисциплинарных программ к модулям формирования ключевых компетенций, видов деятельности, к созданию проектов систем образовательных технологий, обеспечивающих реализацию рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП всей ООП. Выделим те особенности, которые требуют наибольшего внимания и целенаправленных действий при проектировании рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП в компетентностном формате: проектирование должно осуществляться командой, состоящей из преподавателей и руководителей подразделений и вуза, представляющих разные дисциплины, имеющие различающийся опыт педагогической деятельности и разный возраст; акцент должен делаться на формулирование целей образования на основе принципа студентоцентрированности – создание компетентностной модели выпускника и ее декомпозицию по курсам, дисциплинам;

Проектирование ООП должна быть разработана принципиальная технологическая модель (в терминах образовательных технологий) образовательного процесса, т.е. выбор образовательных технологий должен осуществляться в совместном обсуждении командой и целостно с прописыванием вариантов; разработка оценочных средств должна осуществляться системно, с более жесткой привязкой их к образовательным технологиям и предусматривать процедуру самооценивания, например, в виде накопительного портфолио; в качестве особого объекта проектирования должна выступать самостоятельная работа студентов, процедуры самообучения и самооценивания; проектирование рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП предполагает предварительную подготовку или переподготовку разработчиков для уточнения исходных позиций и освоения инновационных подходов к проектированию образовательных систем и процессов.

Проектирование ООП Опыт проведения аналитико–практических работ в ходе разных видов исследований выявил необходимость уточнить некоторые методологические основания и предложить педагогическую интерпретацию некоторых положений, совершаемых действий и требований, предъявляемых к самому процессу проектирования рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП и к разработчикам ООП.

Проектирование ООП Важно подчеркнуть, что потребность в подобном осмыслении полученных результатов и опыта определяется тем, что рабочие программы учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП рассматривается не как комплекс документов (такой подход имеет широкое распространение), а как процесс проектирования и как социально-педагогический продукт, который представляет собой особый вид командной деятельности, определяет состав компетенций как целей образования; формирует систему дисциплин/модулей, изменяющих содержание образования в компетентностном формате; фиксирует временные параметры (часы в целом и по дисциплинам); предоставляет возможность выбора индивидуальной образовательной траектории; предполагает систему образовательных технологий; определяет систему оценки и контроля результатов обучения.

Проектирование ООП Любое проектирование предполагает работу команды, где под ее формированием понимается процесс целенаправленного «построения» особого способа взаимодействия людей в группе, что позволяет эффективно реализовывать их профессиональный, интеллектуальный и творческий потенциал в соответствии со стратегическими целям данной группы и/или команды. Команда в этом случае определяется как группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга и обеспечивающая синергетический эффект в ходе достижения поставленных целей. В организационной структуре больших проектов и в их менеджменте, к коим мы относим проектирование рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП, можно выделить, по крайней мере, три типа проектных команд:

Проектирование ООП 1. Команда проекта (КП) – организационная структура проекта, создаваемая на период осуществления проекта либо одной из фаз его жизненного цикла, где задачей руководства команды проекта является выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду проекта входят лица, представляющие интересы различных участников проекта.

Проектирование ООП 2. Команда управления проектом (КУП) – организационная структура проекта, включающая тех членов КП, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, в том числе, представителей некоторых участников проекта и научно- методический, а также технический персонал. В относительно небольших проектах КУП может включать в себя практически всех членов КП. Задачей КУП является исполнение всех управленческих функций и работ в проекте ООП по ходу его осуществления.

Проектирование ООП 3. Команда менеджмента проекта (КМП) – организационная структура проекта, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления проекта или его жизненной фазы. В команду менеджмента проекта входят физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские и другие функции управления проектом. Главными задачами команды менеджмента проекта являются осуществление политики и стратегии проекта, реализация стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного) менеджмента.

Проектирование ООП На современном этапе развития рынка образовательных услуг основной ценностью организации (вуза) становится интеллектуальный капитал как решающий фактор в конкурентной борьбе. Оценка, накопление и развитие интеллектуального капитала и управление им для достижения целей организации становятся основополагающей задачей для ведущих вузов страны и зарубежья. В этой связи появляется одно из современных направлений менеджмента – менеджмент знаний (МЗ) или управление интеллектуальным капиталом. Его задачи являются:

Проектирование ООП – достижение поставленных целей организации за счет роста интеллектуального капитала и эффективного его использования; – повышение эффективности принимаемых решений; создание предпосылок для появления инноваций; – использование бенчмаркинга во всех сферах деятельности; – обучение и мотивация сотрудников; – повышение эффективности процессов проектирования, изготовления и маркетинга.

Проектирование ООП Следовательно, система менеджмента знаний (СМЗ) представляет собой совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, относящихся к управлению знаниями (процессов, баз данных, программного обеспечения, организационных структур и пр.), обеспечивающая достижение поставленных целей.

Проектирование ООП Менеджмент знаний основывается на ключевых направлениях деятельности организации, таких как: маркетинг, информационные технологии, менеджмент качества и управление персоналом, что может быть осуществлено при условии применения современных управленческих и образовательных технологий, особенно активного обучения, которые выступили также объектом исследования в данном проекте в следующих разделах. По мнению авторов данного проекта именно их использование может не только обеспечить достижение заданных результатов образования в компетентностном формате, но и сыграть значительную роль в формировании и сплочении команд разработчиков рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП.

Проектирование ООП Таким образом, проектирование, как особый вид коллективной (командной) деятельности, в данном случае проектирование ООП связано с изменениями культуры в организации, что невозможно без создания специальных механизмов, позволяющих мотивировать проведение работ в команде по эффективному использованию менеджмента знаний. Это предполагает обмен полученными знаниями в коллективе (организации) с целью достижения синергетического эффекта, что требует особых способов мотивации и развития персонала. В этой связи менеджмент знаний может предоставить сотрудникам широкие возможности для самообучения и дальнейшего продвижения по службе на основе специальных курсов обучения. В данном контексте рассмотрения нами предложена программа повышения квалификации подготовки руководящих и научно-методических работников высших и других учебных заведений, участвующих в инновационных работах по проблемам качества образования, в том числе, по проектированию рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП.

Проектирование ООП Общая характеристика процесса проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО

Проектирование ООП Основные параметры процесса проектирования ООП ВПО Исходные данные для процесса проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО (по определенному направлению подготовки / специальности, уровню квалификации и профилю)

Проектирование ООП Содержательная характеристика действующая ООП, реализующая ГОС ВПО второго поколения (включая рабочий учебный план, календарный учебный график и комплект рабочих программ учебных дисциплин, практик и др). примерная ООП ВПО (под ГОС ВПО второго поколения), включая примерный учебный план и комплект примерных программ учебных дисциплин, практик и др. ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки / специальности, уровню квалификации и профилю поисковые варианты проектов ООП вуза и ПрООП, реализующих ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки / специальности, уровню квалификации и профилю (если таковые имеются) научно-методическое обеспечение проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО: общее (для всех вузовских коллективов и УМО); собственное (созданное коллективом УМО или базового вуза УМО).

Проектирование ООП Цели процесса проектирования ООП ВПО

Проектирование ООП разработка приемлемого (для вузовского коллектива) варианта ООП базового вуза, позволяющего реализовать требования соответствующего ФГОС ВПО разработка приемлемого (для научно-педагоги­ческого сообщества конкретного УМО) варианта ПрООП, позволяющей вузам УМО с помощью ПрООП реализовывать основные требования соответствующего ФГОС ВПО при проектировании своих вузовских ООП ВПО подготовка из актива и профессорско-преподавательского коллектива базового вуза УМО высококвалифицированной обучающей «команды» для будущей проектной деятельности по созданию ООП ВПО на уровне своего базового вуза и входящих в УМО вузов

Проектирование ООП Планируемые результаты процесса проектирования

Проектирование ООП ООП базового вуза (по курируемым УМО направлениям подготовки, позволяющие реализовывать ФГОС ВПО) ПрООП (по курируемым УМО направлениям подготовки), направленные на реализацию основных требований ФГОС ВПО при проектировании вузовских ООП ВПО подготовленный обучающий коллектив (из актива и профессорско-преподавательского коллектива базового вуза УМО), владеющий технологией проектирования ООП и ПрООП ВПО

Проектирование ООП Проектный коллектив базового вуза УМО

Проектирование ООП проректор по УМО (руководитель проектного коллектива) проектный коллектив из двух взаимодействующих команд: команды «системных методологов», ответственных за проектирование ООП в целом (из числа актива базового вуза УМО) профессорско-преподавательского коллектива, включающего всех преподавателей-предметников и др., чье участие планируется в реализации конкретного образовательного процесса по проектируемой ООП ВПО

Проектирование ООП Основные принципы организации проектирования ООП ВПО

Проектирование ООП проектирование как «перенастройка» * с действующих ООП и ПрООП ВПО (в соответствии с ГОС ВПО второго поколения) на новые ООП и ПрООП, реализующие ФГОС ВПО * параллельно проектируются ООП и Пр ООП процесс проектирования ООП и ПрООП ВПО носит итерационный характер (количество итераций зависит от приобретенного опыта и квалификации проектного коллектива) параллельно и во взаимодействии проектируются основные программные документы ООП:

Проектирование ООП раздел 4.1 Общей структуры (макета) ООП: «Программные документы интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера, обеспечивающие целостность компетентностно- ориентированной ООП ВПО» * С помощью термина «перенастройка» авторы Методических рекомендаций хотят подчеркнуть, что предшествующий отечественный опыт разработки учебно-планирующей документации и российская дидактика высшей школы обладают многими принципиальными достоинствами, не противоречащими осваиваемому компетентностному подходу и студентоцентрированной ориентируемости образовательного процесса. В России многое из содержательной, педагогической и психологической сторон предлагаемых нововведений давно было хорошей практикой, но не описывалось «болонской терминологией». *

Проектирование ООП С другой стороны. мы считаем необходимым отметить, что разработка ФГОС ВПО и реализующих стандарты ПрООП и ООП требует высокой культуры проектирования их как организационно-дидактических документов нового типа. Массовый переход высшего образования к новому структурному формату (который, согласно нашей точке зрения, отнюдь не исключает сохранение традиционных одноуровневых длительных образовательных программ) требует, естественно, кардинальных (комплексных, длительных и ресурсно-поддержанных изменений. Это предполагает не механическую работу по «сжатию» (на бакалаврском уровне) или «расширению / углублению» (на магистерском уровне) прежних моноуровневых моделей подготовки специалистов. Во главе угла стоит задача повышения качества высшего образования.

Проектирование ООП раздел 4.2 Общей структуры (макета) ООП: «Дисциплинарно-модульные программные документы компетентностно- ориентированной ООП ВПО» через организованный процесс проектирования ООП реализуется обучающая функция для проектного коллектива базового вуза УМО

Проектирование ООП реализация движения в освоении технологии проектирования ООП ВПО: «От простого – к сложному»: от ООП и ПрООП по одному из реализуемых в базовом вузе и закрепленных за УМО направлений подготовки (на примере уровней квалификаций: бакалавр–магистр–специалист) к расширению проектных работ на другие направления подготовки, реализуемые базовым вузом и курируемые УМО2)

Проектирование ООП от освоения подходов к проектированию основных программных документов ООП ВПО, включающих в себя учебный план и комплект рабочих программ учебных дисциплин и практик (модель для «начинающих» проектных коллективов, см. Предисловие и раздел 2 настоящих Методических рекомендаций), к проектированию более полного комплекта программных документов (модель для «продвинутых» проектных коллективов) и далее к разработке документов и материалов ресурсного обеспечения реализации ООП ВПО (см. раздел 2)

Проектирование ООП Планируемая продолжительность процесса проектирования ООП ВПО февраль–ноябрь 2009 года

Проектирование ООП Основные этапы процесса проектирования ООП ВПО: 7.1. Подготовительный этап (февраль–март 2009 г.)

Проектирование ООП формирование и утверждение проектного коллектива базового вуза УМО анализ компетентностной ориентации действующей ООП базового вуза и ПрООП (под ГОС ВПО второго поколения) и определение объема проектных работ по их «перенастройке» под требования ФГОС ВПО

Проектирование ООП 7.2. Первый проектный этап (март–май 2009 г.)

Проектирование ООП разработка первой редакции ООП базового вуза и ПрООП, реализующих требования ФГОС ВПО (в составе: учебный план, календарный учебный график и комплект рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик, на примере отдельных программ для дисциплин разных циклов или полного комплекта таких программ по всем дисциплинам учебного плана) консультирование разработчиков

Проектирование ООП 7.3. Этап предварительной академической экспертизы результатов первого проектного этапа (май–июнь 2009 г.)

Проектирование ООП апробация и академическая экспертиза разработки проектов ООП вуза и ПрООП консультирование разработчиков ООП вуза и ПрООП

Проектирование ООП 7.4. Второй проектный этап (сентябрь–октябрь 2009 г.)

Проектирование ООП доработка проектов ООП вузов и ПрООП ВПО по результатам академической экспертизы консультирование разработчиков проектов

Проектирование ООП 7.5. Презентационно-аттестационный этап (ноябрь г.)

Проектирование ООП презентация доработанных проектов ООП вузов и ПрООП, реализующих требования ФГОС ВПО по результатам академической экспертизы аттестация разработанных проектов

Проектирование ООП Обучающе-консультаци­онное сопровождение проектирования ОП ВПО в 2009 году

Проектирование ООП семинары для проректоров по УМО (не реже 1 раза в месяц в период февраль–июнь и сентябрь–ноябрь 2009 г.) на базе Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов семинары для актива базовых вузов УМО (раз в две недели с марта по июнь с.г. и с сентября по ноябрь с.г.). Два потока: внутривузовские семинары для профессорско- преподавательских проектных коллективов в каждом УМО (не реже раза в 2 недели с марта по июнь и с сентября по ноябрь 2009 г.)

Проектирование ООП Компетентностный подход, определяет, прежде всего, требования к результатам образования, что ведет к системным изменениям основной образовательной программы и ее основных документов, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, в том числе по формам обучения, включая учебный план, программы учебных дисциплин (модулей), практик

Проектирование ООП учебно-методические комплексы, календарный учебный график. Ориентация на результаты обучения (образования) подразумевает фокусирование внимания на достижениях студентов, а не преподавателей. Результаты обучения также фокусируются на том, что может продемонстрировать студент в конце учебной деятельности и что, как ожидается, будет знать, понимать и/или состоянии сделать студент по окончании обучения.

Проектирование ООП Разработка результатов образования должна осуществляться в контексте институциональных, национальных и международных ориентиров. Это позволяет рассматривать результаты образования (результаты обучения в европейском контексте) на трех уровнях: - локальный уровень – модуль, дисциплина, образовательная программа; - национальный уровень – структуры квалификаций и обеспечение качества; - международный уровень – прозрачность, признание.

Проектирование ООП Перенастройка рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО, происходит на институциональном уровне, где результаты образования выполняют следующую роль: - обеспечивают согласованность рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе компетентностно- ориентированной ООП; - облегчают их проектирование, поскольку делают понятным, в каком месте проявляются между ними системные связи; - помогают разработчикам рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик точно определять их ключевые цели; - акцентируют связь между преподаванием, обучением и оцениванием; - позволяют сосредоточиться на оценивании и выработке критериев, а также на повышении его эффективности и многообразия.

Проектирование ООП Перенастройка (переписывание) рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП требует их переосмысления, а также описания результатов образования на языке компетенций. Однако, данный процесс находит свое отражение в необходимости уточнения различий между результатами образования и такими компонентами ООП, как цели, задачи, компетенции, оценивании, преподавание. Опишем данные взаимосвязи более подробно:

Проектирование ООП Взаимосвязь: результаты образования – цели рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП. Цель рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик представляет собой общую формулировку учебных намерений преподавателя, именно то, что преподаватель планирует охватить в блоке обучения и какое общее содержание и направленность программ он описывает.

Проектирование ООП Взаимосвязь: результаты образования – задачи рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП. В этой взаимосвязи результаты образования должны быть представлены конкретными формулировками учебных намерений, дающих конкретную информацию о том, что планируется достичь преподаванием. Одно из самых важных преимуществ использования результатов образования взамен описания задач является то, что результаты образования представляют собой четкие формулировки того, что должен достигнуть студент и как он будет демонстрировать данное достижение. Результаты образования по сравнению с задачами являются более точными, простыми и понятными.

Проектирование ООП Таким образом, результаты образования позволяют сделать рабочие программы учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП более транспорентными (прозрачными) как на институциональном, так и на международном уровне.

Проектирование ООП Взаимосвязь: результаты образования – компетенции. Согласно макету ФГОС ВПО компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области и является новой нормой качества образования По сравнению с традиционной предметно-содержательной моделью обучения составляющими компонентами данной модели являются знания, умения, навыки, а также опыт деятельности по использованию этих компонентов на практике (актуализация компетенции в определенных ситуациях). Данный контекст подчеркивает межпредметный характер компетенции и то, что ее формирование является процессом. С точки зрения международной практики это позволяет представить компетенцию как «динамическую комбинацию характеристик, способностей и позиций… Макет федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавров. – М., 2008.

Проектирование ООП Основным требованием, предъявляемым к результатам образования, является их оценивание, для чего необходимы некоторые инструменты и методы оценивания, позволяющие определить степень достижения студентами установленных результатов образования. Согласно ФГОС ВПО и международных документов в области высшего образования можно выделить два метода оценивания:

Проектирование ООП - метод прямого оценивания (письменные экзамены, проектные работы, портфолио, аттестация, тест и т.д.); - метод косвенного оценивания (опрос работодателей, сравнение с другими вузами, анкетирование выпускников и других заинтересованных сторон, анализ учебных программ, показатели отсева и трудоустройства студентов и т.д.).

Проектирование ООП Оценка результатов образования связана с деятельность преподавателя, задача которого состоит в том, чтобы обеспечить соответствие методов обучения, процедур и критериев оценивания результатов образования. Такая связь позволяет сделать рабочие программы учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП более прозрачными, где четко обозначенные ожидания являются важнейшей частью эффективного обучения.

Проектирование ООП Для преподавателя оценивание находится в конце последовательности этапов преподавание-обучение

Проектирование ООП Для студентов оценивание находится в начале последовательности этапов преподавание-обучение

Проектирование ООП При таком подходе оценивание является ключевым для студента как необходимость освоения учебной программы: студенты будут учить то, что будет оцениваться. Понимание того, что рабочие программы учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП находят свое отражение в оценке, позволяет нам сделать вывод о том, что обучающая деятельность преподавателей и учебная деятельность студентов направлены на одну и ту же цель – на результаты образования.

Проектирование ООП С точки зрения проектирования рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП ориентация на результаты образования облегчает продвижение по образовательному процессу в однозначном и понятном формате для всех его участников. В этой связи, например, Дж.Биггс указывает, что хорошо спроектированный образовательный процесс в компетентностном формате предполагает, что метод обучения, сама учебная деятельность и метод оценивания должны быть скоординированы так, чтобы обеспечить поддержку студентам при освоении образовательной программы.

Проектирование ООП Таким образом, ключевым понятием перенастройки рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП являются результаты образования, которые выступают важнейшим структурным элементом прозрачной системы высшего образования, что требует решения трех основных задач:

Проектирование ООП Четкое определение результатов образования. Выбор методов преподавания и обучения, обеспечивающих достижение установленных результатов образования. Оценка результатов образования студентов и проверка того, в какой степени они совпадают с тем, что было запланировано.

Проектирование ООП ПрООП – система учебно-методических документов, сформированная на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки высшего профессионального образования (ВПО) и рекомендуется вузам для использования при разработке основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП) в части: набора профилей подготовки из числа включенных в Общероссийский классификатор образовательных программ (ОКОП); компетентностно- квалификационной характеристики выпускника; содержания и организации образовательного процесса; ресурсного обеспечения реализации ООП; итоговой аттестации выпускников.

Проектирование ООП В этих рамках целью разработки ПрООП является «методическое обеспечение реализации ФГОС по соответствующему направлению подготовки и разработки Вузом ООП соответствующего уровня ВПО». Таким образом, ПрООП предполагается рассматривать как развивающуюся систему, которая не будет являться «рецептурным» способом задания деятельности (проектирования будущей ООП), а будет предполагать взаимосвязь ПрООП и передового опыта проектирования ООП, их рефлексивного отслеживания (взаимодействия), органичной реализации ПООП в ООП и установление единых требований к качеству реализации ООП.

Проектирование ООП ПООП также представляет собой комплексный проект образовательного процесса. Проведенный анализ взаимосвязи понятий ООП и ПООП позволяет рассмотреть отношение этих понятий в следующем контексте: примерная основная программа является ориентиром для составления например, авторских, инновационных учебных программ… При этом авторы учебных программ могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучаемого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности обучаемых.

Проектирование ООП. При этом ПрООП должна быть не просто ориентиром по некоторым позициям, а носить рекомендательный характер по максимально возможным аспектам будущей ООП. Это, с одной стороны, исключает излишнюю разноплановость в интерпретации требований ФГОС ВПО к построению ООП, с другой – дает возможность по заранее указанным позициям проявить новые подходы в построении ООП, предоставляя определенную свободу вузу в данном решении. В случае признания новации могут быть зафиксированы в ПрООП в качестве последующей прогрессивной рекомендации к проектированию ООП.

Проектирование ООП По своей общей структуре ПрООП совпадает с ООП, при этом, однако, она аккумулирует разнообразный прогрессивный опыт организации подготовки различными вузами и таким образом служит способом фиксации как явного, так и скрытого потенциала. С другой точки зрения роль ПрООП заключается в оказании методической помощи вузам в осуществлении перехода к компетентностно-ориентированным ООП, в снятии возможных противоречий и конфликтов между вузами. Одновременно ПООП призвана выполнять и функцию гарантии качества в системе ВПО, так как задает определенную норму, по отношению к которой могут оцениваться и конкретные ООП вузов.

Проектирование ООП Таким образом, можно констатировать следующие методические особенности ПООП: 1. ПрООП должна быть более "насыщенной" по отношению к ООП и служить базой для проектирования ООП, когда из достаточно большого материала можно выбрать, сохраняя основную заданную структуру ООП элементы, с помощью который можно построить "свою" ООП;

Проектирование ООП 2. ПрООП задает лишь ориентир для построения ООП, что обеспечит определенную ровность в программах, заведомое отсутствие нарочитых перекосов, так как когда хотят сделать особенную программу, которая получается "красивой" с точки зрения возможных инноваций, но при этом она абсолютно не функциональна или не реальна.

Проектирование ООП 3. ПрООП должна быть строго заданной структурой, но при этом максимально описанной по всем возможным параметрам будущей ООП. 4. ПрООП создаются для вузов, нуждающихся в методологической поддержке. В них будет изложено полное видение образовательной программы, а не только ее федеральная часть.

Проектирование ООП Исходя из вышеизложенного, таким образом, можно провести линию демаркации между ПООП и ООП. Отличительные характеристики этих двух объектов даны в таблице по пяти параметрам: компетентностная модель выпускника; карта компетенций; образовательные технологии; компетенции прогнозного типа; дескрипторная форма оценивания компетенций

Проектирование ООП Каждый головной вуз, тем не менее, может представить собственную версию ПрООП, которая будет иметь индивидуальные отличия от ООП, сообразные миссии, целям, культуре организации учебно-воспитательного процесса, другие отличия.

Проектирование ООП Проектирование образовательного процесса любого типа, как уже отмечалось, – одно из наиболее трудоемких и одновременно ответственных видов деятельности педагога. В этом контексте преподаватель рассматривается не только как специалист в предметной области, но и прежде всего как педагог-менеджер и режиссер, как лицо, несущее личную духовную ответственность перед обучаемыми и самим собой. Что все сказанное означает для преподавателя, проектирующего образовательный процесс? Что должно изменяться в нем самом и стиле его работы?

Проектирование ООП Последствие 1. Бездумное обучение в смысле обучения без включения всего интеллектуального потенциала человека должно просто исчезнуть, значит преподаватель должен не только научиться думать самостоятельно, но и уметь организовывать мыслительную деятельность студентов. А это требует дополнительной его подготовки. Последствие 2. Обучение, построенное только или преимущественно на передаче информации, должно быть заменено или существенно дополнено обучением деятельностью и в деятельности, ориентированной как на настоящее, так и на будущее. Меняется статус преподавателя: передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса.

Проектирование ООП Последствие 3. Меняется содержание образования: не информация о деятельности плюс немного деятельности, а деятельность, основанная на информации. При этом в качестве содержания образования выступает и социокультурный контекст, в котором осуществляется жизнедеятельность человека. Важно отметить, что преподаватель, не имеющий собственного практического профессионального опыта вряд ли сможет качественно организовывать и учебную деятельность по освоению профессии.

Проектирование ООП Последствие 4. Изменяются формы взаимодействия обучающих и обучаемых, а также обучаемых между собой. Поскольку деятельность является содержанием обучения, требуются новые формы его организационного освоения. На смену традиционным приходят формы активного, инновационного обучения: игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, разновидности дискуссий, тренинги, самостоятельная и исследовательская работа.

Проектирование ООП Последствие 5. Изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние и на характер общения преподавателя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личностей в выборе, поступках, ответственности, положительный эмоциональный фон – все это становится перманентной доминантой отношений.

Проектирование ООП Технологичность образовательного процесса рассматривается и как один из показателей качества и оценки деятельности образовательного учреждения и образования в целом, обеспечивающих его экономическую эффективность и гуманистическую направленность. В этом контексте она выступает и как норма проектирования образовательного процесса.

Проектирование ООП В качестве методологических ориентиров технологизации образовательного процесса, реализуемой уже на этапе проектирования рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП, выступают: маркетинг как инструмент отражения социально-экономического контекста жизнедеятельности людей, изучения потребностей; культура как системообразующий фактор, отражающий духовный контекст жизнедеятельности общества и конкретных людей; личностная ориентация как выражение гуманистической направленности и доминирующей системы ценностей в образовании, обществе и государстве; модульность как принцип структурирования содержания образования и конкретной учебной информации; активное обучение как организационного инварианта взаимодействия субъектов образовательного процесса; профессиональный контекст как способ задания целей профессионального развития.

Проектирование ООП ОКОНЧАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ