Министерство образования и науки РФ Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Advertisements

Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Адаптация к школе учащихся 5 класса. Определимся с терминами: АДАПТАЦИЯ- процесс приспособления к новым условиям ДЕЗАДАПТАЦИЯ- неумение решать новые задачи,
Результаты диагностики адаптации учащихся 10 класса.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 53 муниципального образования Люберецкий муниципальный район МО.
Принципы обучения – это исходные положения, которые определяют цели, содержание, технологию и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности.
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Развитие интереса к английскому языку через раннее обучение.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА учащихся 6-х классов МОУ гимназии – 2010 учебный год Педагог-психолог С.В.Маркова.
Александрова Наталья Равхатовна Тема урока: «Крестики –Нолики». Форма урока: урок-конкурс Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков. Цели урока:
Эффективность любого урока – будь то урок английского языка или китайского, зависит не только от ясного понимания целей и задач, но и от того, какие средства.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
Создание модели эффективного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Усякая О.В г.
Методическая разработка (средняя группа) по теме: Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет
Общеобразовательные стандарты второго поколения. Начальная школа Примерная программа по иностранному языку.
Самоанализ открытого урока учитель английского языка первой квалификационной категории Кошкина Г.Ф.
Использование викторины как средства повышения мотивации при работе с материалом страноведческого и лингвострановедческого содержания на уроках английского.
Тема по самообразованию учителя английского языка первой квалификационной категории Кошкиной Г.Ф. Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников.
Транксрипт:

Министерство образования и науки РФ Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 2 (IV вида) Кировского района Санкт-Петербурга (ГБС(К)ОУ 2 (IV вида)) РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ Бондаренко Наталия Ивановна учитель английского языка

Актуальность вопроса. Отечественная методика. Современное языковое образование предполагает равномерное развитие всех компонентов коммуникативной компетентности учащихся, а именно: Лингвистической Социолингвистической Социокультурной Дискурсивной Стратегической Отечественная методика (Рогова Г.В., Верещагина И.Н., Бабанский Ю.К.): Комплексная реализация образовательной, воспитательной и развивающей целей школы выражается в разработке приемов обучения, вовлекающих следующие взаимовлияющие сферы личности учащихся: Интеллектуальная Волевая Эмоциональная Двигательная Мотивационная Принципы формирования и поддержания мотивации, используемые при создании современных УМК (Романенко Е.Б., Лаптева С.Л., Коханская О.В., Широкова Л.А., Нартова О.В.): Сюжетное построение содержания учебников, социокультурная направленность обучения, наличие оригинальных авторских игр, стихов и песен; Личностно-ориентированный характер обучения; Учет опыта учащихся в родном языке и развитие их познавательной активности по отношению к явлениям в родном и иностранном языках.

В процессе обучения рекомендуется создавать ситуации, развивающие у учащихся (Гроза О.Л., Мичурина М.Л., Рыжова Т.Н., Шалимова Е.Ю., Рогова Г.В., Верещагина И.Н., Бабанский Ю.К.): - память; - дедуктивное и индуктивное мышление; - воображение; - сенсорное восприятие; - творческие способности; - способность к сопереживанию. Игнатова О.А. подчеркивает целесообразность использования технологии полимодального обучения. Актуальность вопроса. Отечественная методика.

Актуальность вопроса. Зарубежная методика. Гуманистический подход предполагает личностно-ориентированный характер обучения (Колесникова И.Л., Долгина О.А.): - опору на чувства и эмоции учащихся в условиях использования коллективных форм работы; - учет социокультурных особенностей учащихся, поощрение их стремления «быть самими собой»; - учет эмоционального состояния учащихся, их морально-этических и нравственных ценностей; - опору на имеющиеся знания учащихся в различных областях и привлечение этих знаний до того, как учитель объяснит материал; - использование аутентичных материалов в процессе обучения. Все это способствует преодолению психологического барьера при говорении на иностранном языке и повышению самооценки учащихся. Коллективные формы работы с аутентичным материалом развивают эмпатию, способность к сопереживанию, вызывают эстетическое и эмоциональное удовлетворение. Отмечена взаимосвязь между освоением языка и развитием речевой, когнитивной и эмоциональной сфер личности (Тихонова Е.С.).

Актуальность вопроса. Использование музыкальных материалов. Применение на уроке аутентичных музыкальных материалов на английском языке, аудио- и видеозаписей, работа с подлинными текстами, справочной литературой, знакомство с комментариями позволяет расширить фоновые знания – знания о предметах и явлениях национальной культуры, способствует развитию основных компонентов коммуникативной компетенции (Колесникова И.Л., Долгина О.А., Томахин Г.Д.): - знание словарных единиц, грамматических правил; - способность понимать различные виды коммуникативных высказываний; - знание культурных особенностей носителей языка, истории и культуры стран изучаемого языка. Потенциал популярных песен при изучении иностранного языка эффективно используется учителями на всех этапах обучения (Киселева Н., Майборода С.Б., Митюгина Т.Г., Соловьева Ж.В.). Митюгина и Соловьева систематизировали методические приемы использования песен и музыкальных презентаций на уроках английского языка и предложили критерии отбора музыкального материала и методику работы с ним. Авторы предлагают упражнения на отработку лексики, встречающейся в песне, на развитие догадки о содержании песни по названию и на узнавание грамматических структур.

Актуальность вопроса. Использование музыкальных материалов. Песня по мнению Шляхтовой Г. служит формированию следующих навыков: - фонетических; - лексических; - грамматических, а также является хорошим видом релаксации: - активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов; - снижает утомляемость; - повышает эмоциональный тонус. Педагоги-практики единогласно отмечают значимость современных популярных песен в деле создания и поддержания мотивации при изучении иностранных языков. Высоцкая Е.В. подчеркивает предпочтительность современных популярных песен в связи с их аутентичным культуроведческим содержанием, они стимулируют интерес учащихся к культуре стран изучаемого языка.

Актуальность вопроса. Использование музыкальных материалов в дефектологической практике. В методической литературе по дефектологии отмечается все возрастающий интерес исследователей к возможностям музыкальных и художественно-творческих занятий с целью развития эмоционально-нравственной сферы учащихся. Особое внимание уделяется: - гармоничному развитию; - сохранению психологического здоровья; - регуляции поведения; - повышению собственной активности ребенка. Это крайне актуально в условиях излишней рационализации образования и односторонней его направленности на развитие интеллекта (Мелик-Пашаев А.А., Адаскина А.А., Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Чубук Н.Ф., Константинова И.С.).

Актуальность вопроса. Использование музыкальных материалов в дефектологической практике. Учащиеся с нарушением зрения испытывают специфические жизненные трудности, которые «оказывают негативное влияние на их психоэмоциональное состояние» (Иванова Е.А.). Автор подчеркивает, что трудности в общении затрудняют самореализацию личности и влекут за собой чувство одиночества и беспомощности. Тихонова Е.С. указывает на наличие у учащихся: - повышенного уровня тревожности; - психоэмоционального напряжения; - трудностей в межличностных отношениях; - негативных переживаний; - сниженного эмоционального фона. Вышеперечисленное во многом обусловлено нарушением эмоционально- личностных связей и деформацией межличностных отношений.

Актуальность вопроса. Использование музыкальных материалов в дефектологической практике. Слабовидящие учащиеся испытывают недостаток целостности осмысления и понимания эмоциональных состояний и переживаний других людей (Гаврилко Т.И.). Следствие: - Представления слабовидящих детей об эмоциональной сфере других людей длительное время остаются поверхностными и инфантильными. -Трудности при обучении и межличностной коммуникации. Необходимо: Проведение мероприятий по коррекции понимания структуры знаний об эмоциях (Гаврилко Т.И.). Методы: В условиях школы слабовидящих возрастает роль аудиальных средств вследствие компенсаторного использования сохранных анализаторов, в первую очередь слухового (Земцова М.И.). Необходимо применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (Шляхтова Г.).

Актуальность вопроса. Школьная тревожность. Актуальной проблемой, снижающей мотивацию к обучению и успеваемость, является школьная тревожность (мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ученика). Признаки: Волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников. Ученик постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений, не может продуктивно взаимодействовать с классом в учебных мероприятиях. Следствие: Снижение успеваемости и мотивации к обучению.

Цель и задачи нашей работы. Целью работы является оптимизация процесса обучения английскому языку в коррекционной школе у учащихся с нарушениями зрения с учетом элементов здоровьесберегающих технологий. Задачи: - Определить трудности и проблемы в усвоении языка у учащихся (грамматика, лексика, фонетика). - Подобрать музыкальный материал на английском языке, содержащий требуемые грамматические, лексические и фонетические примеры. - Сформировать навыки коллективного взаимодействия между учащимися и учителем. - Выявить динамику уровня школьной тревожности у учеников за год. - Способствовать разгрузке зрительного анализатора и здоровьесбережению. - Ознакомиться с культурными реалиями стран изучаемого языка. - Повысить мотивацию к обучению посредством коллективных форм работы.

Методы работы над песней. При работе над песней учитель имеет возможность: - обучать аудированию с пониманием общего смысла; - обучать аудированию с детальным пониманием текста; - обогащать лексический запас; - развивать фонематический слух; - отрабатывать произношение; - вводить и повторять грамматические структуры. При работе с сюжетом песни можно предложить учащимся: - передать в устной или письменной форме содержание песни в разных жанрах; - дать характеристики действующим лицам; - расширить сведения об их внешности, характере, чувствах и будущих действиях. Учитель ставит задачу определить, какого плана эта песня (рассказ, диалог, монолог), кому она адресована.

Методы работы над песней. Продолжение. Ученикам предлагается определить, какую идею хочет выразить певец (о чем- то мечтает, вспоминает что-то, сожалеет о чем-то и т.д.). Текст песни можно использовать для ролевой игры при развитии диалогической речи. Учащихся следует нацеливать на определение музыкальных стилей (chant, pop music, rock and roll, folk, jazz, punk, rap) и побуждать их к культурной рефлексии, то есть размышлению о культурных реалиях, отраженных в песне. Ученики на основе полученных знаний формируют личное эмоционально окрашенное отношение к песне (исполнителю, стилю, содержанию и т.д.). Учащиеся могут изучать дополнительную справочную информацию об исполнителях, группах, стилях. Подбор песен определяется тематикой изучаемого грамматического и лексического материала, а также лингвострановедческой тематикой (национальные и религиозные праздники, памятные даты и т.д.).

Методы работы над песней. Продолжение. Примеры. Песня «Tom's Diner» (исполнитель Suzanne VEGA) представляет собой повествование о том, что происходит в данный момент. Учащимся легко понять, что употребление грамматической структуры Present Continuous в этой песне контекстуально обусловлено. Ученикам предлагается текст песни с пробелами и список из 20 глаголов в форме инфинитива. Прослушивая песню, учащиеся вписывают в текст глаголы в нужной форме. Для запоминания степеней сравнения прилагательных эффективно прослушивание песни «I Can Anything Do Better» (исполнитель Bing Crosby) и выполнение задания к ней. Из песен «White Christmas», «Jingle Bells», «Silent Night» учащиеся могут извлечь информацию о традиционном празднике Рождества в англоязычных странах.

Методы работы над песней. Продолжение. Примеры. Ко Дню Святого Валентина уместно разучить песню «I Just Called To Say I Love You» (Stevie Wonder). Своеобразная организация текста не мешает почувствовать эмоциональную насыщенность этой песни; она содержит лексику, тематически связанную с праздниками, временами года и красотой природы. По материалу этих песен даются пояснения реалий, учащиеся изучают и сравнивают культурные традиции разных стран. В этом случае отрабатывается тематическая лексика, определительные и фразеологические словосочетания. N.B. Можно использовать задания на подбор синонимов и антонимов, а также упражнения на заполнение пропусков. Учащимся всегда нравятся песни юмористического плана («Lemon Tree», Fool's Garden). Подобные песни можно использовать для развития чувства ритма, проведения физкультминутки.

Методы работы над песней. Продолжение. Примеры. Для оценки динамики обогащения лексического запаса и грамматических структур учитывались результаты тестов «Grammar and Vocabulary» УМК В.П. Кузовлева и контрольных заданий, составленных учителем. Пример контрольного задания. Задание: составьте словосочетания из слов первого и второго столбиков. Переведите на русский язык. New Year'sJuly Chocolate coveredMoon OrdinarySkies AprilBreeze Flowers'Saturday WeddingSun WarmRain AutumnJoy SouthernLeaves TenderDay HarvestAugust Night ChristmasBloom FallingDay LibraCandy Hearts

Методы работы над песней. Продолжение. Примеры. Пример контрольного задания на развитие социокультурной компетенции. Задание: напишите названия праздников, пользуясь анаграммой, и дополните таблицу. AnagramTimeHoliday Wishes TRAM HISCS KIVI HAT SAD GYNNovember, 24 RAYE'S ADY WEN ETAVILENN'S DYAWill you be my Valentine? LALEHENOWTrick or Treat? TAREESApril or May

Экспериментально-психологическое исследование Экспериментально-психологическое исследование тревожности у учащихся проводилось с помощью методики определения школьной тревожности Филлипса. Методика выявляет: - Общую тревожность в школе (общее эмоциональное состояние ученика, связанное с различными формами его включения в жизнь школы). - Переживание социального стресса (эмоциональное состояние учащегося на фоне которого развиваются его социальные контакты). - Фрустрацию потребности в достижении успеха (неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ученику развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата). - Страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей). - Страх ситуации проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно перед классом) знаний, достижений и возможностей); -Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентацию на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей и тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок). - Низкую физиологическую сопротивляемость стрессу (особенности учащегося, снижающие его приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера). - Проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений с учителями в школе, снижающий успешность обучения ученика). Исследование доминирующих мотивов к обучению на уроках английского языка проводилось с помощью опроса учащихся.

Результаты исследования. Показатель Класс 8а (7 чел) 8б (10 чел) Обогащение лексического запаса2 (30%)4 (40%) Узнавание грамматических структур3 (43%)5 (50%) Развитие фонематического слуха. Совершенствование произносительных навыков 1 (14%)2 (20%) Освоение культурных реалий стран изучаемого языка 2 (30%)4 (40%) Развитие спонтанной творческой деятельности на базе музыкального материала 3 (43%)5 (50%) Динамика роста исследуемых показателей за год.

Результаты экспериментально-психологического исследования с помощью методики определения школьной тревожности Филлипса. Факторы Количество учащихся (всего 17 человек) Нормальный уровень Повышенный уровень Высокий уровень Общая тревожность в школе Переживание социального стресса Фрустрация потребности достижения успеха Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Страх не соответствовать ожиданиям окружающих Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу Проблемы и страхи в отношениях с учителями Применение музыкального материала на уроках английского языка в течение года привело к некоторому снижению показателей школьной тревожности у учащихся. Снизилась общая тревожность в школе, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих и проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Результаты исследования. Исследование доминирующих мотивов обучения на уроках английского языка. Мотивы обучения английскому языку2010 год2011 годРезультаты Мотивы долга и ответственности914Повышение Мотивы самоопределения и самосовершенствования 713Повышение Мотивы собственного благополучия22Без изменений Мотивы престижности44Без изменений Мотивы содержания учебной деятельности712Повышение Мотивы отношения к процессу обучения511Повышение Среднее количество мотивов на одного учащегося 23,3Повышение В 2010 году на одного учащегося приходилось в среднем 2 доминирующих мотива обучения. В 2011 году количество мотивов увеличилось до 3,3 на одного учащегося, что демонстрирует повышение общей мотивации к обучению за счет роста мотивов долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, содержания учебной деятельности, отношения к процессу обучения.

Выводы: С целью формирования благоприятного психологического климата на уроках английского языка, повышения мотивации к обучению и улучшения качества знаний учащихся мы применяем на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий. Песня на уроке является не только прекрасным видом релаксации и повышения эмоционального тонуса, но и служит разгрузке зрительного анализатора, способствует развитию лексических, фонетических и грамматических навыков, что особенно актуально в условиях коррекционной школы.