Продукты здорового питания для детей школьного возраста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Это нужно знать! Правильное питание – ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК.
Advertisements

Это нужно знать! Правильное питание – ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК.
Продукты здорового питания для детей дошкольного возраста.
Это нужно знать! Правильное питание – ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК.
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ЗДОРОВЫЙ ОРГАНИЗМ Казнина Л.В. Учитель биологии МОУ «Основная общеобразовательная школа 7»
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение.
Мир здорового питания. Актуальность темы Отсутствие нормального питания препятствует разностороннему развитию школьника. Без нормального питания нет здоровья.
Здоровое питание школьника-залог его успеха Проект учащихся 8В класса МОУ СОШ 5.
ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ. ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА И ИХ РОЛЬ В ПИТАНИИ Белки и аминокислоты Жиры Углеводы Витамины Минеральные соли и микроэлементы.
ГУ НИИ питания РАМН Пищевая ценность молока и молочных продуктов Конь И.Я., Сафронова А.И., Волкова Л.Ю. Москва 2006.
Витамин А содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает.
Рациональное, здоровое питание детей и подростков в школах является необходимым условием сохранения их здоровья. Правильно организованное питание: - обеспечивает.
Здоровое питание Классный час. Что мы любим есть?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 55» города Чебоксары Чувашской Республики Организация правильного питания в.
Основы правильного питания. Рациональное питание - это питание, которое удовлетворяет потребность организма в пищевых веществах и энергии, при этом пищевые.
Здоровое питание младшего школьника. Можно ли прожить без пищи? Бывают ли вредные продукты? Есть ли вещества, которые необходимы нашему организму?
Правила и принципы здорового питания 1. Влияние современного образа жизни на питание человека. 2. Режим питания. 3. Пищевая пирамида. 4. Питание школьников.
Пищевая ценность рационов питания. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
Правила здорового питания школьника. Подростковый возраст -это период, когда возрастают физиологические потребности в пищевых веществах. Молодые люди,
Правильное питание подростков Информационный час.
Транксрипт:

Продукты здорового питания для детей школьного возраста

Кучма В., 2009 г Состояние здоровья школьников

45% 11-летних детей не завтракают ни дома, ни в школе, при этом у них 6-7 уроков!

7% 11-летних девочек и 11% мальчиков по крайней мере 1 раз в неделю употребляют алкоголь!

24% 15-летних девочек и 44% мальчиков имеют сексуальный опыт! Россия лидирует по количеству абортов среди подростков!!!

Основные принципы оздоровления детей в школах Обеспечение психоэмоционального комфорта пребывания Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни Рациональное питание Профилактическая иммунокоррекция Физическое воспитание Закаливание !

Одна из основных причин ухудшения состояния здоровья детей - несбалансированное питание!

Что ели наши предки? Что едим мы?

Японский национальный Институт питания: Содержание витамина С и каротина в высокопродуктивных сортах овощей и фруктов, в т.ч. в цитрусовых, выращенных с применением интенсивной агротехники, - в раз ниже (!) чем в дикорастущих сортах БИНТИ, 23 (2113) от г.

Этот дефицит наблюдается практически у всех возрастных и социальных групп круглый год ! животных белков полиненасыщенных жирных кислот витаминов макро- и микроэлементов пищевых волокон Дефицит: животных жиров сахара соли Избыток: Основные нарушения питания современного человека

Нарушение режима питания 15-37% Редкое употребление: молока и молочных продуктов 36,0-38,1% мяса и мясных продуктов33,9-38,4% овощей и фруктов29,3-35,1% Ильин А. Г., 2005 г Особенности питания школьников

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ В РОССИИ ФОРМЫ ДЕФИЦИТА ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕФИЦИТ ПИЩЕВЫХ ВОЛОКОН И ПРОБИОТИКОВ ДЕФИЦИТ ВИТАМИНОВ А, Е, С, -КАРОТИНА, МИКРОЭЛЕМЕНТОВ Zn, Se ДЕФИЦИТ ЖЕЛЕЗА И КАЛЬЦИЯ ДЕФИЦИТ БЕЛКА И ПНЖК НАРУШЕНИЕ РОСТА И РАЗВИТИЯ СНИЖЕНИЕ СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ СНИЖЕНИЕ ИММУНИТЕТА НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ КИШЕЧНИКА

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ В РОССИИ ФОРМЫ ДЕФИЦИТА ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕФИЦИТ КАЛЬЦИЯ ДЕФИЦИТ ЙОДАДЕФИЦИТ ФТОРА ДЕФИЦИТ ЖЕЛЕЗА, МЕДИ, ВИТАМИНОВ А,С, В 6 АНЕМИЯКАРИЕСГИПОТИРЕОЗОСТЕОПОРОЗ

Это правильное соотношение всех пищевых веществ Что делать? Питаться нужно правильно! Что такое правильное питание?

Белки Жиры Углеводы Можно получить со сбалансированным питанием

Источники молоко и молочные продукты мясо, рыба, субпродукты бобовые творог, сыры яйца Белки Потребность для детей 15% от суточной калорийности Функции Строительный материал Поддержание нормального иммунитета Классификация животные растительные

Классификация 1. Растительного происхождения (масла) 2. Животного происхождения (сливочное масло, сало и т.д.) Функции Источник энергии (1г жира - 9 ккал) Участие в выработке иммунитета Источник жирорастворимых витаминов ПНЖК - полиненасыщенные жирные кислоты Источники Насыщенные жиры: Животные жиры (говяжий, свиной, бараний и др.), сливочное масло ПНЖК: Растительные масла (подсолнечное, кукурузное и др.) Жиры Потребность для детей 35% от суточной энергетической ценности рациона

Углеводы Источники Хлеб, мука, крупы, картофель Сахар, печенье, варенье, повидло, конфеты Фрукты, овощи, ягоды, мед Классификация 1.Простые (сахар, газированные напитки, рафинированные ) 2. Сложные (крупы, макароны) Функции Энергетическая Структурная Потребность для детей 50 % от суточной энергетической ценности рациона

Функции Стимуляция моторики ЖКТ Абсорбция тяжелых металлов, холестерина... Образование каловых масс Ускорение выведения чужеродных веществ Пищевые волокна Источники Овощи, фрукты, хлеб грубого помола, крупы, бобовые Классификация целлюлоза, гемицеллюлоза, пектиновые вещества

Витамины Макро- и микроэлементы Стандартные рационы, составленные из традиционных продуктов питания и готовых блюд, вполне достаточных по калорийности, не могут полностью обеспечить потребности растущего организма во всех необходимых витаминах и минеральных веществах

Витамины – от латинского «Vita», что означает жизнь

Недостаток витаминов и минеральных веществ является одним из основных дефицитов питания, пагубно влияющим на здоровье детей

Характеристика ситуации По данным НИИ питания РАМН дефицит витаминов: характерен для всех регионов России носит всесезонный характер обнаружен практически у всех групп населения

нарушает обмен веществ препятствует нормальному росту и развитию детей снижает умственную и физическую работоспособность ухудшает иммунитет и сопротивляемость различным заболеваниям способствует развитию хронических болезней Недостаток витаминов и минеральных веществ:

По данным социального опроса родителей, проведенного Госкомстатом РФ, 2007 г Витаминная обеспеченность рациона детей: 80-90% 40-45% 7-15%

Сколько нужно съесть, чтобы получить суточную норму витаминов? Витамин СЯблок 1-2,5 кг или сладкого перца 2-4 шт Витамин В 1 Мяса 1,5 кг или хлеба черного 1 кг Витамин В 2 Молока 1-2 л или творога (сыра) 0,5 кг Витамин В 6 Мяса 0,5 кг Витамин В 12 Молока 1,5-2 л Ниацин (РР)Мяса г или рыбы 1 кг Пантотеновая кислотаЯиц 3 шт или гороха 300 г Фолиевая кислотаСалата 500 г или печени 300 г Витами DРыбы г или рыбьего жира 1 ч.л. Витамин ЕРастительного масла г или орехов 75 г Витамин АМасла сливочного 150 г или икры 100 г КаротинМоркови с маслом 100 г или зелени г КальцийСыра твердого 200 г или творога 1 кг ЖелезоМяса (говядины) 350 г Йод4-6 г йодированной соли или рыбы 1,5-2 кг

Готовое блюдо Размер порции, г Витамин СВитамин В2 Содержание, мг% РНП*Содержание, мг% РНП* Щи из свежей капусты250 1,62,60,021,3 Салат свекольный55 --0,032,0 Курица отварная (55г) с макаронами (100г) и зеленым горошком (25г) ,30,60,075,5 Хлеб ржаной30 --0,032,5 Хлеб пшеничный30 --0,011,0 Кисель плодово-ягодный 200 3,35,5-- Булочка творожная46 --0,053,8 Итого: 5,28,70,2116,2 О.А.Вржесинская и др. «Содержание витаминов С и В2 в школьных обедах» НИИ питания РАМН, Журнал «Вопросы дет. диетологии» 2005 * За 100% принимали рекомендуемую суточную норму потребления (РНП) для детей 6-10 лет витамина С – 60мг, витамина В2 – 1,3 мг Содержание витаминов С и В2 в готовых блюдах школьного обеда

Эффективные пути восполнения дефицита микронутриентов Эффективные пути восполнения дефицита микронутриентов Увеличение доли в рационе свежих овощей и фруктов, про- дуктов и готовых блюд из цельного зерна, молока и мяса Регулярное включение в рацион обогащенных микронутриентами пищевых продуктов и готовых блюд, в т.ч. : Молоко и кисломолочные продукты Хлебобулочные и кондитерские изделия Соки, напитки, сиропы и кисели и т.п. Применение поливитаминных препаратов

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е N 9 Москва О дополнительных мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов …. 5. До г. Центру государственного санитарно- эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Минздрава России подготовить и опубликовать реестр санитарно- эпидемиологических заключений на премиксы с витаминами и микроэлементами. … ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях …1.1. Принять дополнительные меры, направленные на обеспечение школьников горячим питанием, продуктами питания, обогащенными комплексами витаминов и минеральных веществ, предусмотреть выделение необходимых средств на обеспечение детей всех возрастных групп, посещающих общеобразовательные учреждения, а также на оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием. … …3.2. Оптимизировать рационы питания детей и, в первую очередь, пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами. …

Продукты, обогащенные соки соки нектары нектары напитки напитки кисели кисели сиропы сиропы молоко молоко кисломолочные продукты кисломолочные продукты творог творог каши каши хлебобулочные изделия хлебобулочные изделия каши каши кисломолочные и молочные кисломолочные и молочные продукты продукты хлебо-булочные изделия хлебо-булочные изделия витаминами и минеральными веществами про- и пребиотиками, пищевыми волокнами

Продукты, обогащенные витаминами

Функциональное питание Функциональное питание способствует улучшению состояния здоровья и снижению риска возникновения различных заболеваний

Необходимо ли школьное питание?

Популяционные исследования в США и Перу доказали, что государственные программы бесплатных школьных завтраков обеспечивали улучшение обучаемости, коммуникабельности, внимания в сравнении со школьниками, не получавшими школьные завтраки (1983 г, 1989 г., 1996 г.)

Школьные завтраки Горячее питание Экспресс питание Функциональные продукты Витаминизированные напитки, кисели, чаи Витаминизированные хлебобулочные изделия «Школьное» молоко Полезный ассортимент продуктов в буфетах Рационализация питания школьников

Для «перекусов» пятиклассники г. Москвы предпочитают Волкова Л.Ю., Перелыгина О.В г.

Нужен ли завтрак дома?

Наблюдения за 29 английскими школьниками показали, что уход в школу без завтрака или сладкий напиток вместо завтрака вели к значительному снижению показателей внимания и памяти. Эти явления отсутствовали, если детей получали утром готовые зерновые завтраки. * Wesnes K.A., Pincock C., Richardson D. Et al Appetite v.41

Клиническая апробация обогащенных продуктов

Динамика заболеваемости ОРЗ и гриппом детей Ромодановского д/сада (Мордовия) при приеме напитка и киселя «Валетек» 2007 г В результате число пропущенных дней по болезни в основной группе было ниже, чем в контрольной в 2-3 раза! Центр профилактической медицины, Саранск, 2007г

Динамика уровня развития детей основной группы ДОУ 18 на фоне приема напитка и киселя «Валетек», МО Рузаевка Улучшение когнитивных функций а) основная группа б) группа сравнения Значительно улучшились показатели, характеризующие активность познавательных процессов

Снижение утомляемости Сравнительные результаты переносимости ортостатической пробы в основной и группе сравнения на фоне приема напитков и киселей «Валетек», Саранск основная группа группа сравнения Отчет НМР МРИО, Саранск, 2008 Утомляемость у детей на фоне приема напитков «Валетек» была на 7-10% ниже!

Динамика уровня успеваемости (качество) на фоне витаминизации напитками и киселями «Валетек», Саранск, 2007 г Улучшение успеваемости Отчет НМР МРИО, Саранск, 2008 Успеваемость детей на фоне приема напитков «Валетек» была на 13% выше!

6,0* 8,0* 130* 15* 0,85* * ) Нижняя граница нормы Витамин В 2, нг/мл Витамин В 6, нг/мл Гемоглобин, г/л Цветной показатель до после 2,08±1,09 5,17±0,6 123±2,9 0,81±0,02 5,64±1,32 7,01±0,6 131±2,6 0,85±0,02 Ферритин, мкг/л 14,7±4,1 17,1±4,4 Включение в рацион оказало заметный эффект на обеспеченность витаминами, их концентрация в крови увеличилась в 2,4 раза, а доля детей с дефицитом витаминов уменьшилась в 1,5 раза. Наблюдался клинический эффект, проявляющийся в повышении уровня гемоглобина и железа в крови, а также улучшение других биохимических показателей (ферритин, цветной показатель). Влияние потребления хлеба, обогащенного витаминно- минеральным премиксом, на обеспеченность витаминами и железом школьников г.Москвы

ЦНС, ИММУННАЯ СИСТЕМА И ВИТАМИНЫ t Нервная и иммунная системы находятся в состоянии тесного взаимодействия. t Регулярная витаминизация оказывает положительное влияние на иммунитет ребенка, повышает сопротивляемость к инфекциям, оптимизирует физическое развитие, улучшает нервно-психическую деятельность, стимулирует познавательные процессы, мышление и способность к обучению.

Дефицит йода НИИ эндокринологии РАМН

Снижение умственных способностей Зоб Кретинизм Эпидемиология йододефицитных заболеваний НИИ эндокринологии РАМН

Всемирная Организация Здравоохранения и Детский фонд ЮНИСЕФ рекомендуют в качестве самого надежного и эффективного массового средства восполнения дефицита йода использование йодированной соли Использование йодированной соли, вместо обычной, в количестве 4-6 г в сутки полностью обеспечивает организм человека необходимым количеством йода ( мкг)

Восприятие Моторика Оперативность Память Внимание 100% 83% 65% 58% 70% 44% 82% 94% 79% 80% Успевающие школьники в районе достаточного йодного обеспечения Успевающие школьники в йододефицитном регионе Неуспевающие школьники в йододефицитном регионе Показатели когнитивных функций детей младшего школьного возраста

Частота подростковой гипертонии среди школьников г. Москвы за период гг. возросла в 1,6 раза. Центр гигиены и эпидемиологии г.Москва, 2005 !

Соли, полезные для здоровья

«Молоко- это изумительная пища, приготовленная самой природой» И.П.Павлов

КИСЛОМОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ нормализация кишечной микрофлорынормализация кишечной микрофлоры стимуляция иммунного ответастимуляция иммунного ответа регуляция моторной активности кишечникарегуляция моторной активности кишечника высокая пищевая ценностьвысокая пищевая ценность повышение усвояемости белкаповышение усвояемости белка сниженные содержание лактозы и сенсибили- зирующие свойства ( по сравнению с цельным молоком )сниженные содержание лактозы и сенсибили- зирующие свойства ( по сравнению с цельным молоком ) источник белка, кальция, источник белка, кальция, витаминов А, В2 витаминов А, В2 профилактика профилактика остеопороза остеопороза регуляция кислотно- регуляция кислотно- щелочного баланса в щелочного баланса в организме организме МОЛОКО

СТАРЧЕСКИЙ ОСТЕОПОРОЗ - ЭТО ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ С.Е. DENT

ИЗМЕНЕНИЕ МАССЫ КОСТЕЙ С ВОЗРАСТОМ

РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ В СУТОЧНОМ РАЦИОНЕ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЗОВАННЫХ КОЛЛЕКТИВАХПродукты Возраст, годы молоко жидкие кисломолочные продукты творог сыр

ПИЩЕВЫЕ ИСТОЧНИКИ КАЛЬЦИЯ Продукт Количество продукта, содержащее РНП кальция ( мг) Содержание Са в продукте, мг/100 г г г г СЫРЫ твердые МОЛОКО, КИСОМОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ г мягкие плавленные г ТВОРОГ ,0 - 6,00 кг ХЛЕБ ,5 - 6,0 кг РЫБА ,0 - 12,0 кг МЯСО, ПТИЦА 108,0 - 12,0 кг КАРТОФЕЛЬ ,5 - 6,0 кг ОВОЩИ, ЯГОДЫ, ФРУКТЫ ,5 - 1,2 кг ФАСОЛЬ, ГОРОХ г СОЯ

Ю.Н.Гутов, В.М.Позняковский «Влияние напитка, обогащенного витаминами и минеральными веществами, на минеральный обмен у детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата» «Вопросы питания» 1/2005 Повышение содержания кальция в крови у детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата при применении напитка «Золотой шар» с кальцием и магнием Результаты: помимо улучшения обеспеченности кальцием в основной группе наблюдалось положительное влияние напитка на психоэмоциональное состояние и увеличение двигательной активности на занятиях лечебной физкультуры Обследовалось 30 детей разного возраста с ДЦП различной тяжести. Основная группа (20 чел) получали напиток «Золотой шар» с кальцием и магнием в количестве 2 стакана в день. Оценивались показатели обеспеченности кальцием (кальций в крови, другие биохимические показатели).

Жиры и сладости Употреблять время от времени ! Молоко и молокопродукты 2 – 3 блюда ежедневно Овощи 3 – 5 видов ежедневно Мясо, рыба, птица, Яйца, бобы и орехи 2 – 3 блюда ежедневно Фрукты 2 – 4 вида ежедневно Крупы, злаки, мучные изделия 4 – 5 и более блюд ежедневно

Рекомендации для родителей: Режим питания ребенка – не менее 4 раз в день Умеренное посещение предприятий фастфуда Преемственность домашнего и школьного питания При покупках продуктов для дома следует отдавать предпочтение обогащенным продуктам

Привычка есть перед телевизором или за чтением. Привычка есть на ночь или спать сразу после еды НЕ завтракать Привычка употреблять пищу богатую углеводами и жирами Привычка к определенным продуктам – однобокое питание Распространенные ВРЕДНЫЕ семейные пищевые привычки

Ребенок будет есть то же, что и ВЫ Обратите внимание на семейное питание! Настойчиво, но не насильно, предлагайте ребенку новые продукты и блюда Красивая сервировка стола и блюда улучшает аппетит Сказкотерапия для продуктов Доброжелательная атмосфера и Ваш личный пример Как приучить ребенка к новым продуктам?

обеспечения их здоровья устойчивости к воздействию инфекций и других внешних неблагоприятных факторов способствует улучшению восприятия учебного материала Оптимальное питание детей является необходимым условием:

Будьте здоровы!