Развитие скорости чтения Презентацию подготовила Орлова Е.В. учитель начальных классов I квалификационной категории ГБОУ ООШ 4 г.о Новокуйбышевск
Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Как же выйти на этот уровень 120 слов в минуту, какие приемы обучения использовать ?
Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения : 1) Изучение алфавитных названий букв. Правильно будет обучать детей называть буквы звуками : не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется : навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово ? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным. 2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов ; Неправильный подход при обучении : - М и А будет МА. - побуквенное чтение : М, А, М, А. - прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго : МММА – МММА ; СССОК ; РРРАК. Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно.
Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию : Овладение звуко - буквенными обозначениями Послоговое чтение На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей ( анализ и синтез мышления ). Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций : анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи. Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения ( техника чтения ). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания.
Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.
Существует методика профессора И. П. Федоренко, которая гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает : то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие - то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени ; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды : 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.
Набор 1 Набор 2 1. Тает снег. 1. Трещат морозы. 2. Идёт дождь. 2. Я ищу землянику. 3. Небо хмурое. 3. В лесу росла ель. 4. Коля заболел. 4. Наступила осень. 5. Запели птицы. 5. Дни стали короче. 6. Поле опустело. 6. В лесу много берёз.
Чтение согласных Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда : БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Слоговая таблица А ЕИ О УЫЮ Я Б БАБЕБИБОБУБЫБЮБЯ В ВАВЕВИВОВУВЫВЮВЯ Г ГАГЕГИГОГУГЫГЮГЯ Д ДАДЕДИДОДУДЫДЮДЯ Ж ЖАЖЕЖИЖОЖУ-ЖЮ- З ЗАЗЕЗИЗОЗУЗЫЗЮЗЯ К КАКЕКИКОКУКЫКЮКЯ Л ЛАЛЕЛИЛОЛУЛЫЛЮЛЯ М МАМЕМИМОМУМЫМЮМЯ Н НАНЕНИНОНУНЫНЮНЯ П ПАПЕПИПОПУПЫПЮПЯ Р РАРЕРИРОРУРЫРЮРЯ С САСЕСИСОСУСЫСЮСЯ Т ТАТЕТИТОТУТЫТЮТЯ Ф ФАФЕФИФОФУФЫФЮ-
А ЕИ О УЫЮ Я Б БАКБЕЗБИДБОЧБУМБЫКБЮРБЯЗ В ВАРВЕСВИЗВОДВУЗВЫСВЮНВЯЛ Г ГАЗГЕРГИТГОДГУС-ГЮЛГЯУ Д ДАРДЕЛДИВДОГДУШДЫМДЮНДЯД Ж ЖАРЖЕЛЖИМЖОРЖУК-ЖЮР- З ЗАРЗЕМЗИМЗОЛЗУБЗЫБ-ЗЯБ К КАРКЕМКИНКОЛКУБКЫШКЮРКЯМ Л ЛАКЛЕСЛИСЛОМЛУГЛЫЖЛЮКЛЯГ М МАКМЕЧМИРМОЧМУХМЫЛМЮЗМЯЧ Н НАГНЕЗНИКНОРНУТНЫРНЮРНЯН П ПАРПЕСПИЛПОЛПУРПЫЛПЮРПЯТ Р РАМРЕЧРИСРОДРУКРЫНРЮМРЯБ С САДСЕРСИГСОМСУКСЫРСЮРСЯД Т ТАКТЕЗТИПТОПТУЗТЫЧТЮЛТЯЖ Ф ФАЕФЕСФИНФОРФУТФЫРФЮЗ-
1 УЫАЕИОЁ НН СС ЛЛ РР К|К УЫАЕИОЁ
5 АЯОЁУЮИ БР МВМВ МВ ВК КВ ВР| АЯОЁУЮИ
6 ЫИОЁЭЕА КТ ЗЛ БН ДР ДВ| ЫИОЁЭЕА
13 АОУЫЭ СБР ТКН НДР СМВ ХТР АОУЫЭ
Использование таблицы Шульте. Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т. е. от 30 до
Пирамида Предлагаю воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить поле зрения и расширять его тренировкой
Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.