РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ К УЧЕБНОМУ ПОСОБИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА «ИСТОРИЯ СИБИРИ» Румянцева Екатерина Ивановна Учитель истории МОУ «СОШ 197»имени В. Маркелова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Карта Сибири. . В Сибири жило немало племен, но численность населения была невысокой. Там были суровые климатические условия и поэтому мешали освоению.
Advertisements

Путешествие по России 4 класс часть 1
Восточный макрорегион «Российское могущество прирастать будет Сибирью». (Ломоносов М. В.)
Топонимы Тисульской земли Авторы работы: Артёмова Татьяна Костырина Валерия, учащиеся 8 класса МОУ Комсомольской средней общеобразовательной школы Руководитель:
Родной край Названия Народы Личности Быт Памятники Религия
Соколова Наталья Почта: natachasokolova Скайп: natacha03043.
Географическое положение Иркутской области. Презентация составлена учителем географии высшей квалификационной категории МОУ СОШ 11. г. Иркутска. Презентация.
Презентацию подготовила Белявцева А.А. к уроку географи. Рельеф - это все неровности земной поверхности, различающиеся по форме, высоте, происхождению,
Какому народу принадлежит открытие? Китай Индия Египет Китай Греция.
Автор- ученица МОУ "СОШ 25" г. Бийска Миронова С. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Алтайского края.
Происхождение названий населенных пунктов Томской области Устюжанцева Катя, 4 «А» класс МОУ Гимназия 18.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
В км В градусах Обобщение темы «План местности» П\Р 5: Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута; составление простейшего.
Урок географического краеведения 8 класс. ТЕМА: Территория, границы и географическое положение Курганской области и своего административного района Территория,
Какому народу принадлежит открытие? Китай Индия Египет Китай Греция.
«Фойникос» в переводе с греческого – «красноватые», точнее, «красящие в багряный цвет». ? С чем связано это название?
В подготовке урока использована идея телепередачи «Своя игра». © Шейнина О.Э., 2008 г.
Урок по истории древнего мира. 5 класс. Учитель МОУ СОШ 9 Афанасьева И. Н.
Визитная карточка Красноярского края Полькин Геннадий и Корнилов Андрей.
Финикия – страна, расположенная на восточном побережье Средиземного моря.
Транксрипт:

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ К УЧЕБНОМУ ПОСОБИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА «ИСТОРИЯ СИБИРИ» Румянцева Екатерина Ивановна Учитель истории МОУ «СОШ 197»имени В. Маркелова Г. Северск

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОДУКТА Является частью учебного комплекса для учащихся 5 класса «История Сибири». Является частью учебного комплекса для учащихся 5 класса «История Сибири». Задания рабочей тетради соответствуют содержанию учебного пособия для учащихся 5 класса «История Сибири» и презентаций к урокам. Задания рабочей тетради соответствуют содержанию учебного пособия для учащихся 5 класса «История Сибири» и презентаций к урокам. Задания рабочей тетради ориентированы на развитие функциональной грамотности учащихся 5 класса в условиях реализации компетентностнного подхода в историческом образовании. Задания рабочей тетради ориентированы на развитие функциональной грамотности учащихся 5 класса в условиях реализации компетентностнного подхода в историческом образовании.

УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ Задание: Начертите «Линию времени». Расположите на ней следующие события: а) Образование единого государства в Древнем Египте. б) Основание Томска. в) Первые Олимпийские игры. г) Появление первых жителей в посёлке Самусь Томской области.

УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИСТОРИЧЕСКОЙ И ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТАМИ Задание: Используя географическую карту, покажите на рисунке географическое положение городов Сибири относительно Томска. Томск Север Восток Северо-восток Юг Запад Северо-запад Юго-запад Юго-восток Города: Кемерово, Омск, Ханты-Мансийск, Новосибирск, Барнаул, Иркутск, Хабаровск, Тюмень, Стрежевой, Асино, Кедровый, Северск, Красноярск, Тобольск, Колпашево

УМЕНИЕ ГРУППИРОВАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И СОБЫТИЯ ПО ЗАДАННОМУ ПРИЗНАКУ Задание: Дополните схемы названиями этносов (народов). В овалах напишите названия народов, живущих на территории Томской области. Задание: Дополните схемы названиями этносов (народов). В овалах напишите названия народов, живущих на территории Томской области. Народы: хакасы, селькупы, эскимосы, якуты, ненцы, кеты, тувинцы, нанайцы, энцы, чукчи, алтайцы, сибирские татары, ханты, эвены, эвенки, коряки, чулымские тюрки. Народы: хакасы, селькупы, эскимосы, якуты, ненцы, кеты, тувинцы, нанайцы, энцы, чукчи, алтайцы, сибирские татары, ханты, эвены, эвенки, коряки, чулымские тюрки. Уральская семья языков Финно- угорская языковая семья Самодийская языковая семья Угорская ветвь языков нганасаны манси

УМЕНИЕ ГРУППИРОВАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И СОБЫТИЯ ПО ЗАДАННОМУ ПРИЗНАКУ Задание : Топонимы Сибири очень разнообразны. Сибирь – край необъятных лесных богатств, поэтому сибирские леса: деревья, кустарники довольно часто входят в состав географических названий. Немало географических названий возникло от имен и фамилий первых жителей. Из перечисленных географических названий выберите названия, которые образованы от имен и фамилий первых жителей и те, которые образованы от названий сибирских растений : Зоркальцево (поселок), Тайга (город в Кемеровской области), Александровское (поселок), Кедрачевская дорога, Черемошники (часть района Томска), Максимкин яр (поселок), Берёзовый остров, Кафтанчиково (село), Пихтач (село), Лысая гора (село), Осинники (город в Кемеровской области).

УМЕНИЕ ВЫЯВЛЯТЬ ОБЩНОСТЬ СРАВНИВАЕМЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ (МЕТОД СИНЕКТИКИ:ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ) Задание: Учёные считаю, что можно сравнить что угодно с чем угодно. Давайте поверим, и попробуем сравнить древние Афины с современным Томском. Задание: Учёные считаю, что можно сравнить что угодно с чем угодно. Давайте поверим, и попробуем сравнить древние Афины с современным Томском. Древние Афины Современный Томск 1)Главная площадь города-Агора 1)Как называется главная площадь Томска? 2)На Агоре находились правительственные здания (например, здание Совета пятисот) 2)Какие здания органов власти расположены в районе главной площади Томска? 3)С Агоры виден Акрополь. 3)Какая гора видна с главной площади Томска? 4)На Акрополе расположен Парфенон. 4)Какой(ие) храм(ы) расположен(ы) на томской горе? 5)Название Парфенона связано с событиями из жизни богини Афины 5)С какими библейскими событиями связано(ы) название(я) храма(ов)? 6)Продолжите сравнение 6)Продолжите сравнение. Как вы думаете, что общего между Древними Афинами и современным Томском?

УМЕНИЕ ВЫЯВЛЯТЬ ОБЩНОСТЬ СРАВНИВАЕМЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ (МЕТОД СИНЕКТИКИ:ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ) Задание: Вы уже знаете, что древние греки основывали колонии на побережьях Средиземного и Чёрного морей. Освоение русскими Сибири тоже называют колонизацией. Заполните сравнительную таблицу. Задание: Вы уже знаете, что древние греки основывали колонии на побережьях Средиземного и Чёрного морей. Освоение русскими Сибири тоже называют колонизацией. Заполните сравнительную таблицу. Что сравниваем? Древние греки в 8-6 веках до н.э. Русские в веках. 1)Причины колонизации 1)Не хватало пригодной для земледелия почвы, хлеба 1) 2)Население колонии, занятия. 2)Ремесленники, купцы, земледельцы. 2) 3)Как выбирали место для строительства города? 3)Селились близ моря, удобная гавань, источники пресной воды, плодородные земли. 3) 4)Соседи переселенцев, отношения с ними 4)Племена кочевников- скифов, с которыми торговали 4) 5)Продолжите сравнение. 5)Продолжите сравнение 5) Продолжите сравнение.

УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕКСТ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ И ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ (МЕТОД СИНЕКТИКИ:ЭМПАТИЯ) Задание: п родолжите каждое предложение рассказа. Здравствуйте, меня зовут Павел Соколов. Если бы я жил в Томске в начале 19 века, то моя школа называлась бы ……….. В моей школе было бы всего………… класса. Сначала я бы посещал……….класс. Я мог бы начать обучение не с первого сентября, а ………….. В моем классе девочки………. Моими друзьями были бы мальчики из……………семей. Я бы изучал такие предметы, как ……….. А книги для меня мои родители бы …………, потому что, как любой грамотный человек я нуждался бы в чтении. Здравствуйте, меня зовут Павел Соколов. Если бы я жил в Томске в начале 19 века, то моя школа называлась бы ……….. В моей школе было бы всего………… класса. Сначала я бы посещал……….класс. Я мог бы начать обучение не с первого сентября, а ………….. В моем классе девочки………. Моими друзьями были бы мальчики из……………семей. Я бы изучал такие предметы, как ……….. А книги для меня мои родители бы …………, потому что, как любой грамотный человек я нуждался бы в чтении.

УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕКСТ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ И ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ Задание: Найдите и исправьте фактические ошибки в тексте. Город Северск был основан в 1954 году. Город возник не на пустом месте. В 18 веке русские крестьяне построили здесь деревни Виленку и Поперечку, а в 19 веке-такие поселения как Семилужки, Иглаково, Чекист. В 20 веке в посёлке Чекист была создана колония для перевоспитания малолетних преступников, а в годы Великой Отечественной войны на Чекисте изгатавливали корпуса для танков. С 1949 года началось строительство СХК. Рабочий посёлок строителей комбината и города назывался Сосновка. Вскоре в городе появились первые улицы: Пионерская, Солнечная, Крупской, Победы, Пушкина и другие. В 1951 году в городе был открыт клуб «Дружба», а в 1953 году – городской парк культуры и отдыха имени М. Горького с кинотеатром «Родина». В 1967 году на центральной площади города был установлен самый большой в нашей стране бронзовый памятник Ленину.

УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЛИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОТВЕТЕ НА ВОПРОСЫ, РЕШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ЗАДАНИЕ: 1. С какой целью использовали коренные народы Сибири данные постройки и из какого материала они были выстроены ( рис. 1-3)? 2. С какой целью и кем использовались предметы 4-6 ?

УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЛИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОТВЕТЕ НА ВОПРОСЫ, РЕШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ Антропологические типы народов, населяющих Сибирь ЗАДАНИЕ: Предположите, к какому антропологическому типу относились: хан Кучум, Ермак, представители ирменской культуры, тюрки, жители поселения СамусьIV, эуштинские татары. Представители каких антропологических типов мы можем встретить сейчас на территории Томской области?

УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЛИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОТВЕТЕ НА ВОПРОСЫ, РЕШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ Задание: Используя словарь сибирских слов и выражений, объясни значение следующих географических названий : Аникин камень (село), Белый яр (село), Еланька (речка), Большой буерак (село), Сухой лог (село), Крутые шелома (село), Дресвлянка (речка), Лотошное (село), Ларино (село), Белое озеро, Болотное (селение), Стрежевой (город). Словарь сибирских слов и выражений: Белое – озеро со светлой водой и песчаным дном. Буерак, лог – низкое с пологими склонами. Буерак, лог – низкое место с пологими склонами. Дресва – мелкая галька. Елань – ровное, безлесное место. Камень – одиночная гора. Лар – заливной луг. Лоток - долина, овраг. Маджар – круто обрывающийся в реку высокий песок на севере Томской области. Стрежь – сильное течение реки. Шелом – холм. Яр – крутой обрывистый берег реки.

УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЛИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОТВЕТЕ НА ВОПРОСЫ, РЕШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ Задания: Раскрась иллюстрацию. Представь себя на месте первобытного человека и расскажи о том, что ты делаешь, что предшествовало этой деятельности, что будет ее результатом. Задания: Раскрась картинку. Чем вооружены тюрки? Чем вооружение тюрка напоминает вооружение египетского воина. Зачем в степи тюрки устанавливали своих идолов?

ЖЕЛАЕМУСПЕХОВ!