Домашнее задание как средство формирования готовности школьников к успешному самовыражению на уроках МАТЕМАТИКА Выбор УМК нового поколения - условие развития профессионализма учителя и способности школьников к успешному самовыражению на уроках математики ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО Л.В. Зевина Master of Education, кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой математики и естественных дисциплин ПЕРВЫЕ ШАГИ К НАШЕЙ НОВОЙ ШКОЛЕ
Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Необходимость пересмотра целей образования Л.В. Зевина
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» Новые цели образования Л.В. Зевина
Особенности новых экзаменационных материалов обуславливают обновление подходов к обучению в основной школе 27 « Обеспечивают более глубокую дифференциацию подготовки обучающихся (полнота охвата содержания, виды деятельности); Реализация современного представления о базовой подготовке учащихся: смещение акцента со «знаниевого» компонента на овладение ключевыми и предметными компетенциями Л.В. Зевина
Об этом говорят результаты PISA Первая группа дефицитов (или РЕСУРСЫ). Работа с текстом. Мы всегда считали, что наши школьники не умеют читать и, потому не могут ответить на вопрос, решить задачу…. Оказалось, что если они и читают плохо, то, во всяком случае не хуже, чем их сверстники из других стран. Но! Они читают по-другому. Россияне: – хорошо работают с общим содержанием художественного текста, но не обращают внимание на детали; – тогда как в естественных науках они успешны в заданиях, где требуется точный ответ, и затрудняются при решении качественных заданий. *Педагогические уроки PISA А.Г. Каспржак Л.В. Зевина
Вторая группа дефицитов (или РЕСУРСЫ). Информация ученику на уроке «подается на блюдечке с голубой каемочкой»* Наши школьники не умеют самостоятельно: – Решать задачи, которые требуют реконструировать условие, переформулировать вопрос; – Найти дополнительные данные и/привлекать условия для решения задач; – Извлекать нужную информацию из составного (часто не учебного) текста, отвечать на вопросы, которые требует соотнести информацию с одним из представленных текстов; – Установить требуемый уровень точности ответа. Л.В. Зевина *Педагогические уроки PISA А.Г. Каспржак. 2006
Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, определяющие современное качество содержания образования. 47 Ключевые компетенции - ресурс нового качества «Концепция модернизации Российского образования на 2010» Л.В. Зевина
Смыслы понятия «содержание образования» Совокупность ЗУН Адаптированные основы наук и искусств Социальный опыт человечества (ФГОС) Главная задача педагога –ввести детей в мир ценностей Л.В. Зевина
Смыслы понятия «результаты общего образования» Личностные результаты - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного. Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Концепция ФГОС-2 (2007) Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей. Концепция ФГОС-2 (2007) Л.В. Зевина
Л.В. Зевина
Ключевой вопрос Как разорвать знаменитый «порочный круг»: «чтобы было интересно, надо что-то знать, а чтобы узнать, надо интересоваться»?* Или Как научиться самому и научить другого «учиться»? * Анатомия интереса. Л.Э. Генденштейн Л.В. Зевина
12 Непонимание смысла учения - первая причина Понимание смысла профессионального самообразования – одна из сторон взаимопонимания взрослого и ребенка Смысл пробуждает понимание Главная причина отсутствия интереса как ресурс нового качества Понимание рождает интерес Л.В. Зевина
Понимание как мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека. Отсюда ситуация непонимания начинается тогда, когда обучающийся либо не знает тех значений исходных понятий, которые необходимы для включения нового знания, либо ему не известны те способы связи между понятиями, которые используются в изучаемой предметной области. Л.В. Зевина
Три уровня понимания * или Почему понимание приносит радость? Слежение (понимание в каждый данный момент) Воспроизведение (понимание всей логической цепи) Творческое понимание (понимание смысла основной идеи и цели рассуждения) * Анатомия интереса. Л.Э. Генденштейн Радость открытия («эврика»!) дает человеку ощущение счастья Использование УМК Муравиных создает условия для ощущения этой радости каждым учителем и учеником Появляется ценностное отношение к учению и самообразованию, к собственному росту и развитию Л.В. Зевина
Помогают ли УМК нового поколения ученику научиться учиться и развить умение учиться с интересом? Как научиться учиться с интересом? Необходимы особые приемы возбуждения и воспитания интереса к учению как основа конструирования домашнего задания, формирующего готовность школьника к успешному обучению и самовыражению на уроке. Л.В. Зевина
Главный прием – это открытие знания о «незнании своего незнания» « Забегание» вперед (поиск в тексте нового параграфа ответа на обучающие вопросы учителя); Развитие темы (ответы на вопросы рождают новые вопросы); Экскурс в историю; «Очевидное» и «невероятное» (открытие новых граней известного); «Видеть» между строк (проверь интуицию); Конструирование «идеального» решения задачи; Подбор эвристик. Л.В. Зевина
Домашнее задание в инвариантной части должно позволить проверить Осмысленность первичных представлений основных понятий; Умение переходить от одного математического языка к другому; Умение устанавливать взаимосвязи новых и ранее изученных понятий; Умение узнавать стандартные задачи в разнообразных формулировках; Умение переформулировать правило или задачу Л.В. Зевина
Владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом; Способность к интеграции знаний из различных тем школьного курса; Владение широким набором приемов и способов рассуждений; Умение найти и применить нестандартные приемы рассуждений; Умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования. Домашнее задание в вариативной части должно позволить проверить Л.В. Зевина
Спасибо за внимание! Удачного выбора УМК на новый учебный год! Желаем успеха Вам и Вашим ученикам! Л.В. Зевина