МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп В презентации использованы: Презентация С.Л.Кагановича,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Advertisements

Последовательность действий: 1. Прочитать текст и определить его тему.тему. 2. Четко и лаконично сформулировать проблему. 3. ПрокомментироватьПрокомментировать.
ЕГЭ по русскому языку. Выполнение части С. Маринина Т.С., учитель русского языка и литературы МОУ МОУ гимназии 5 г.Сочи.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1.
Ваша работа должна показать : 1.насколько глубоко и полно вы поняли смысл текста; 2.способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. можете.
Транксрипт:

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп

В презентации использованы: Презентация С.Л.Кагановича,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики общего образования НРЦРО Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом (Авторы: Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.И., Кочеткова О.Л., Пучкова Л.И., Сокольницкая Т.Н., Степанова Л.С.).М.,ФИПИ, 2009 Материалы кафедры преподавания русского языка и литературы АПК и ППРО (презентация) Материалы А.Г. Нарушевича, к.филол.н, доцента каф. ЛО ТТИ ЮФУ (ТРТУ), г.Таганрог (Интернет)

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Формулировка задания:

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Проверяемые умения: Анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; Комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; Выражать и аргументировать собственное мнение; последовательно и логично излагать мысли; Использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; А также - практическая грамотность: навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп I Содержание сочинениябаллы К 1 Формулировка проблем исходного текста1 К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста2 К 3 Отражение позиции автора исходного текста1 К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме3 IIРечевое оформление сочинения К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения3 К 6 Точность и выразительность речи2 Критерии оценивания выполнения задания С 3 Существенные изменения К4

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп IIIГрамотность К 7Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2 не более 1 ошибки 1 более 1 ошибки 0 К 8Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2 не более 2 ошибок 1 более 2 ошибок 0 К 9Соблюдение языковых норм грамматических ошибок нет 2 не более 2 ошибок 1 более 2 ошибок 0

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп К 10 Соблюдение речевых норм допущено не более 1 речевой ошибки 2 не более 3 ошибок 1 более 3 ошибок 0 К 11 Соблюдение этических норм 1 К-12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале 1 Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12) за всю письменную работу (К1 – К12)21 Между прочим, есть ещё отличие демоверсий КИМ ЕГЭ 2009 в сравнении с 2008 гг. Исключены задания А1 и А13 КИМ 2008 г. и добавлено новое задание А27, проверяющее умение использовать приёмы сжатия текста 21

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Алгоритм выполнения задания «С»: 1. Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем (основную) предложенного текста. 2. Определить и сформулировать позицию автора. 3.Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме. 4. Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух). 1. Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем (основную) предложенного текста. 2. Определить и сформулировать позицию автора. 3.Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме. 4. Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте Чётко и лаконично сформулировать проблему (К-1) Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения (Толковый словарь) Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения (Толковый словарь) Чётко и лаконично сформулировать проблему (К-1) Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения (Толковый словарь) Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения (Толковый словарь) Если в тексте несколько проблем, следует выбрать одну (как основную) и все остальные шаги алгоритма выполнять по отношению именно к этой проблеме Если в тексте несколько проблем, следует выбрать одну (как основную) и все остальные шаги алгоритма выполнять по отношению именно к этой проблеме Последовательность действий

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Проблема может быть актуальная, важная, главная, глубокая, злободневная, идеологическая, международная, назревшая, национальная, основная, острая, политическая, Готовые проблемы серьезная, сложная, социальная, трудная, философская, экологическая, … философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек. Категории (виды) проблем:

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Проблема может быть сформулирована двумя способами: Определяя проблему, ученик должен задуматься над тем, каким образом содержание текста касается его, других людей, всего человечества. Описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой- либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать проблему надо так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. 1. Проблема чего? – – Одним словом или словосочетанием:ОдиночестваМилосердияЭкологии Взаимоотношений «отцов и детей» и т.д. 2. В форме вопроса: Что важнее – закон или совесть? Может ли прогресс быть человечным? Необходимо ли милосердие в нашей жизни? Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? и др. Формулировка проблем исходного текста

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Проблема может быть сформулирована с помощью следующих речевых оборотов: Коснуться какой-либо проблемы. Уделить внимание какой-либо проблеме. Над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую- либо проблему.

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп 1. Комментарий самой проблемы как таковой – сразу после того, как она сформулирована: &насколько актуальна проблема; &кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; &какова «история вопроса»; &как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы; &есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. 2. Комментарий исходного текста, авторского отношения к проблеме (анализ текста, объяснение его – но не пересказ!) не пересказ!)Можно: & указать на выделенные автором разные аспекты проблемы; & обратить внимание на композицию текста, способствующую прояснению авторской позиции; & отметить изобразительные средства и синтаксические фигуры, помогающие автору выразить свою мысль ярко и эмоционально. НО Последовательность действий 3. Прокомментировать проблему (К-2) Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо. (Толковый словарь) 3. Прокомментировать проблему (К-2) Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо. (Толковый словарь) Комментировать проблему можно в два этапа (двумя способами) Комментировать проблему можно в два этапа (двумя способами)

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Основная мысль может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими- либо доводами и примерами Основная мысль может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими- либо доводами и примерами (дедуктивный способ). Предпочтительнее! Например,… Основная мысль может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале Например, … Последовательность действий 4. Определить и сформулировать позицию автора, т.е. основную мысль текста (К-3) (Позиция автора должна быть определена по той проблеме, которую выбрали как основную) 4. Определить и сформулировать позицию автора, т.е. основную мысль текста (К-3) (Позиция автора должна быть определена по той проблеме, которую выбрали как основную) =

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп В художественном тексте позиция автора не всегда формулируется чётко, она вытекает из содержания текста, так что формулировать её приходится самостоятельно. При этом нужно ответить на следующие вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Как определить основную мысль текста (позицию автора)? Формулируя позицию автора, уместно (так же, как и в комментариях проблемы) обратить внимание на те изобразительные средства и фигуры, которые помогают автору эту позицию выразить наиболее полно и эмоционально.

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп 5. Сформулировать своё отношение к проблеме, приведя аргументы (не менее 2-х) (К-4) аргументы При этом своя позиция При этом своя позиция может не совпадать с авторской («Трудно согласиться с автором в том, что…») 5. Сформулировать своё отношение к проблеме, приведя аргументы (не менее 2-х) (К-4) аргументы При этом своя позиция При этом своя позиция может не совпадать с авторской («Трудно согласиться с автором в том, что…») Последовательность действий Сильные (логические) аргументы Из художественной, публицистической или научной литературы Факты, события. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы). Статистические данные. Свидетельства очевидцев. Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений. Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа. Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы. Сильные \ Слабые Логические \ Эмоциональные За \ Против Аргументы могут быть:

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Эмоциональные (психологические) аргументы: Эмоциональные аргументы: От обещания (или угрозы) От обещания (или угрозы) От сочувствия От сочувствия От сомнения От сомнения От осуждения От осуждения От недоверия От недоверия Эти аргументы призваны заставить адресата «примерить ситуацию на себя», отождествить себя с другим человеком, принять его систему ценностей, сострадать, сопереживать ему - или отвергнуть позицию другого, осудить его поступки, поведение и ту систему ценностей, которой он руководствуется. Обычно объектами сопереживания являются люди, а объектами отвержения, осуждения – отвлеченные понятия (жестокость, эгоизм, ханжество и т.п.).

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Аргументация может быть в виде «рассуждения с дефиницией»: дефиницией»: Обычно такое рассуждение Обычно такое рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем даётся неверное Затем даётся неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о предмете. Затем это определение Затем это определение (определения) заменяется правильным, которое и завершает рассуждение завершает рассуждение. Определение какого-нибудь понятия, отражающее его существенные признаки дефиницей Например,…

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп советы Своя позиция должна быть выражена чётко, каждый аргумент – обозначен определенными лексическими и стилистическими приёмами: Во-первых,… Во-первых,… Во-вторых,… Во-вторых,… Наконец,… Наконец,… Это подтверждается также… Это подтверждается также… К этому можно добавить… К этому можно добавить… и т.д. и т.д. И не забудьте красиво закончить сочинение! Это может быть следствие или вывод. Итак, аргументация будет более убедительной, если аргументы иллюстрировать примерами из художественной, публицистической или научной литературы!

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Последовательность действий при проверке: 6. Проверить речевое оформление сочинения: (К-5) Смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения; абзацное абзацное членение; точность и выразительность речи. 7. Проверить соблюдение орфографических, синтаксических, языковых и речевых норм (К-6) Исключите грамматические ошибки! Исключите грамматические ошибки! Хочешь побыть в роли проверяющего?

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры, как Шевченко украинской, Шекспир английской, Данте итальянской, Сервантес испанской? Здесь много причин. Вот главные из них. Пушкин это гений, сумевший создать идеал нации. Не просто «отобразить» национальные особенности русского характера, а создать идеал русской национальности, идеал культуры. Пушкин это гений, который во всем искал и создавал в своей поэзии наивысшие явления: в любви, в дружбе, в печали и в радости, в военной доблести. Во всем он создавал то творческое напряжение, на которое только способна жизнь. Пушкин величайший преобразователь лучших человеческих чувств. В дружбе он создал идеал возвышенной лицейской дружбы, в любви возвышенный идеал отношения к женщине. Он создал возвышенный идеал самой печали. Три слова «печаль моя светла» способны были утешить тысячи и тысячи людей. Он создал поэтически мудрое отношение к смерти («Брожу ли я вдоль улиц шумных...»). Он открыл возвышающее значение памяти и воспоминаний... Воспоминания молодости сливаются с памятью истории. Никто из поэтов не посвящал русскому прошлому столько произведений... Он создал основные живые человеческие образы русской истории... Он служит нам и в любви, и в горести, и в дружбе, и в думах о смерти, и в воспоминаниях. Это первый поэт, который открывается нам в детстве и остается с нами до смерти. «Пушкин это наше все», сказал о нём Аполлон Григорьев. И он был прав. (по Д. Лихачеву)

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп 3наете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному. Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах. Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное -наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. 3начит, и вам нужно находиться в боевой готовности. Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди. Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. (По Л. Павловой)

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Аргументация – это совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо. Аргумент – это довод, основание, приводимые в доказательство чего-либо. (Толковый словарь)

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Писатель – это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия. Писатель – это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия.

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп со в е т ы первый Лучше разделите мнение автора текста. Лучше разделите мнение автора текста. В этом случае ищите дополнительные доказательства из художественной, публицистической или научной литературы или примеры из вашего жизненного опыта, хорошо бы почерпнутого из книг, в защиту высказанной позиции; В этом случае ищите дополнительные доказательства из художественной, публицистической или научной литературы или примеры из вашего жизненного опыта, хорошо бы почерпнутого из книг, в защиту высказанной позиции; во втором найдите контраргументы, подумайте над тем, как вежливо возразить автору, что противопоставить его доводам, как выразить и защитить свое понимание во втором найдите контраргументы, подумайте над тем, как вежливо возразить автору, что противопоставить его доводам, как выразить и защитить свое пониманиепроблемы. второй Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения. Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения. С чего начать? О чём говорить в основной части работы? Чем закончить? Как соединить в основной части анализ содержания исходного текста с оценкой средств выразительности, использованных в нём? Какие языковые средства использовать в сочинении, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию? третий Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок: не превращайте сочинение в изложение; нужен не пересказ текста, а толкование затронутой в тексте проблемы; не начинайте сочинение с местоименной фразы (В этом тексте говорится...), не злоупотребляйте вводными выражениями «мне кажется…, я думаю…, по моему мнению, по-моему…». Помните, от вас требуется откликнуться на проблему, затронутую в тексте, аргументируя свою точку зрения понятно и убедительно.

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп изменение языка и его причины; процессы, происходящие в современном рус. языке; меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка. проблема образования (нужно ли человеку получать образование, изучать науки?); проблема своевременного получения образования (насколько важно для человека получить образование в молодости?); проблема духовного совершенствования человека (как образование связано с духовным развитием человека?). проблема приобщения людей к чтению (трудно ли выбрать книгу для чтения? Какие книги развивают любовь к чтению?); проблема выбора книги для чтения (как отличить хорошую, «живую» книгу от «литературного попкорна»?). проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека (как влияет наука на жизнь и привычки человека?). научная деятельность требует завидного терпения, упорства, смелости; она приносит учёному удовольствие и радость и помогает выжить в сложных жизненных обстоятельствах. Вечные проблемы

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие? что значит «жить духовной жизнью» в современную нам эпоху?); проблема истинного содержания понятия духовности (не подменяется ли сегодня это понятие другими?); проблема духовности в искусстве (можно ли говорить о духовности/бездуховности искусства?). Вечные проблемы проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека? как ведут себя люди, сидящие в очереди? Как автор относится к окружающим?); проблема совести (кто «напоминает» героя текста о его нравственном долге? какими последствиями грозит обществу утрата моральных устоев?); проблема гуманного отношения к больным в медицинских учреждениях (допустимо ли подвергать таким испытаниям больных людей? к каким последствиям приводит равнодушное отношение к больным людям?).

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп проблема чинопочитания и угодливости по отношению к состоятельным людям (можно ли всерьёз назвать чинопочитание и угодливость «тонкостью обращения»? как сочетается чинопочитание и угодливость по отношению к состоятельным людям с пренебрежением к людям более низкого достатка и служебного положения?); проблема чувства собственного достоинства человека (не подменяется ли это понятие другими? совместимы ли чувство собственного достоинства и самоуничижение?); проблема свободы (как соотносится чинопочитание и угодливость по отношению к состоятельным людям с чувством, собственного достоинства человека? можно ли такого человека назвать свободным?) проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?); проблема коммерциализации культуры (что недопустимо в процессе коммерциализации культуры?). Вечные проблемы

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп проблема канцелярита, (что такое канцелярит? Как он влияет на нашу речь? В чём опасность штампов?); проблема сохранения чистоты нашей речи (кто должен прививать людям бережное, уважительное отношение к языку?); проблема ответственности и уважительного отношения к собеседникам и к языку (как соотносится вкус, чувство языка и уважение к людям?). проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства?); проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского человека?). Вечные проблемы проблема толкования понятия «честь» во времена Пушкина и сегодня; проблема сохранения и защиты во все времена нравственного достоинства человека, его чести. проблема влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека (как влияет телевидение на познавательную и творческую активность человека? опасно ли это влияние и чем?); проблема интереса людей к различным передачам (какие передачи вызывают наибольший интерес? что лежит в основе этого интереса?); Тебе ещё не хватает проблем?

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Вечные проблемы взаимоотношений между людьми *в основе взаимоотношений между людьми должны быть щедрость, искренность, бескорыстие, отсутствие зависти; красота * красота способна излечить душу; нельзя «скользить по красоте суетливым, поспешным взглядом»; детство * самая яркая пора жизни человека - детство; в детстве формируется характер человека; детство было и у человечества в целом; любовь к охоте, к рыбалке - смутное воспоминание детства человечества. экология культуры * экология культуры не менее важна, чем экология природы; культурная среда необходима человеку для его духовной жизни; необходимо воспитывать уважение и любовь к историческому наследию;

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Вечные проблемы бескорыстного служения людям каждый человек достоин помощи, поддержки, сострадания; жизнь А.П. Чехова - яркий пример бескорыстного служения людям; остановиться перед красотой надо, не думая о времени невозможно в течение короткого отрезка времени насладиться красотой, постичь прекрасное; «любование красотой» - возможность «очистить, облагородить себя»; «остановиться перед красотой надо, не думая о времени»; патриотизм настоящий патриотизм начинается с любви к своей семье, к своему дому; истинный патриотизм неразрывно связан с интернационализмом; любовь к нашей планете предполагает заботу о ее природе, охрану и восстановление окружающей среды; силы природы целительны; относиться чутко и внимательно к каждому человеку необходимо относиться чутко и внимательно; судьба А.П. Чехова - пример бескорыстного служения людям; любовь к человечеству в целом начинается с любви к конкретному человеку;

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Вечные проблемы нельзя «только разрушать ценное старое»,подлинно новое не возникает само по себе современное градостроительство должно быть основано на знании исторического прошлого городов; новый центр города необходимо возводить вне границы старого центра; нельзя «только разрушать ценное старое», создавая новое; подлинно новое не возникает само по себе; простое подражание старому не есть следование традиции; заботой о ближнемчеловек должен быть гуманным, милосердным; жизнь человека не должна уйти «в вечность бесследно»; жизнь каждого из нас, как, например, А.П. Чехова, должна быть связана с заботой о ближнем; человек должен быть гуманным, милосердным; жизнь человека не должна уйти «в вечность бесследно»; чувствовать и понимать родную речь; в языке отражен весь опыт человечества; каждый поэт должен знать свой язык, уметь в совершенстве пользоваться его словарем, чувствовать и понимать родную речь; в языке отражен весь опыт человечества;

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Вечные проблемы общении с искусством;волшебной силой искусства современный человек черпает духовные силы в общении с искусством; преклонение автора перед волшебной силой искусства, воплощенной в органной музыке и архитектуре; благотворное и очищающее влияние искусства на душу человека; гений, творец видит мир иначе, каждый рождается с каким-то талантом гений, творец видит мир иначе, чем обычные люди; истинному гению присущи любовь к родной земле, простота, естественность в общении с людьми; каждый рождается с каким-то талантом; талантливый колоссальным трудолюбием даже талантливый, не смог бы стать знаменитым, если бы не обладал колоссальным трудолюбием; любое начинание необходимо доводить до конца; личные качества человека, такие, как благородство, задушевность, оказывают влияние на уровень его профессионализма;

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп В эпизоде одного из лирических отступлений поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголь выдвинул злободневную проблему: как сочетается чинопочитание и угодливость по отношению к состоятельным людям с пренебрежением к людям более низкого достатка и служебного положения? Эта проблема актуальна настолько, что «у нас на Руси если не угнались еще кой в чем за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться». Автор верно замечает, что чинопочитание преображает человека внешне: « Прометей, решительный Прометей!». Так же как и автор, я думаю, что на Руси отношение к человеку зависело от его социального положения. Н.В.Гоголь убедителен благодаря использованию разнообразных синтаксических средств выразительности. Обращение к персонажам античной мифологии, а также употребление тропов: сравнение и литота – отражают неравнодушное отношение автора к изображаемому и создают в тексте особую ироническую интонацию, характерную для творчества Н.В. Гоголя. Во-первых, проблема чинопочитания и угодливости представляла интерес и для других поколений писателей. Так, Чехов в новелле «Толстый и тонкий» высмеивает тонкого за то благоговение, которое он выказывает своему толстому другу детства. И всё только из-за того, что толстый добился большего в жизни: «дослужился до тайного советника и имеет две звезды». Во-вторых, чинопочитание и угодливость можно наблюдать и сегодня. Рядовой работник испытывает тревожность перед начальством, начальство в свою очередь стремится угодить вышестоящим управленческим структурам, потому что не зря говорится среди народа, что пока рабочий обдумывает хорошее решение, начальник успевает принять плохое. И явно не в пользу нижестоящего. Наконец, можно сделать вывод, что угодливость и чинопочитание - серьезная проблема нашего общества. Люди забывают о чувстве собственного достоинства. Но, к счастью, не все. Сколько баллов может получить это сочинение? При проверке используй условные обозначения

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им не менее 2 проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт ).2 Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не 1 согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт или читательский опыт.1 Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной но не автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),или вообще не отражено в работе

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).3 Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал не менее 2 его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. 2 Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с 1 позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.1 Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста но не привёл аргументы, (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),или вообще не отражено в работе , 2010

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп ………………………… ….аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт). ……………………… …….аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) , 2010 Существенные изменения К4 Максимальное количество баллов. 2 балла 3 балла

1)словообразовательные: нарушена структура слова; 2) морфологические, или формообразовательные: нарушена форма слова; 3) синтаксические: нарушена структура а)словосочетания б) предложения Внутри каждого вида грамматических ошибок имеются разновидности.

п/п 1 2 Характер ошибки Ошибочное словообразование Ошибки в формообразовании имен существительных а) неправильный выбор падежного окончания б) существительные мужского рода 2 склонения в родительном падеже в устойчивых фразеологических сочетаниях должны иметь окончание – у, а не – а. в) существительные мужского рода с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих) имеют в родительном падеже множественного числа нулевое окончаниеПример раздумчивый взгляд заместо скучание Нет время Без рельс выбора Ни слуха, ни духа С мира по нитке сапогов без погонов армянов партизанов валенковИсправление Задумчивый вместо скука Нет времени Без рельсов выборы Ни слуху, ни духу С миру по нитке сапог без погон армян партизан валенок Запомнить: бедуинов, берберов, негров, сванов, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков, хакасов, хорватов, тунгусов, якутов; инженеров, офицеров, минёров, сапёров, мичманов; гектаров, апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, рельсов. + 8 слайдов теории с примерами

г) существительные мужского рода 2 склонения в предложном падеже в случае обстоятельного значения должны иметь окончание - у, в случае объективного значения окончание – е д) не допускается образование мн.ч. от отвлеченных и вещественных существительных (его можно образовать, если эти имена существительные употребляются в конкретном значении. Например: радости жизни, красоты природы) е) неверный выбор падежа ж) нарушение управления (когда главное слово требует от зависимого определенного падежа) Деревья в вишневом саде. Декорации в « Вишнёвом саду » В партизанских движениях участвовали самые разные слои населения. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы. Мечта к свободе Согласно плана Л.Н. Толстой описывает о войне. Маяковский – певец за мир. Деревья в вишневом саду. Декорации в « Вишневом саде » В партизанском движении участвовали самые разные слои населения. Татьяне свойственно тонкое понимание русской природы. Мечта о свободе Согласно плану Л.Н. Толстой описывает войну. Маяковский – певец мира.

3.Ошибки в образовании имен прилагательных: а) В составном сказуемом нельзя употреблять полную и краткую форму одновременно. б) краткая форма обладает способностью синтаксического управления, а полная, употребленная в Им.падеже, такой способностью не обладает в) в качестве однородных сказуемых выступают или только полные, или только краткие формы. г) нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также, простые и составные формы обеих степеней. д) формы прилагательных на -енен в современном русском языке почти не встречаются Жизненный путь героя тяжел и трагичный. Он способный к музыке. Мы готовые к отъезду. Она была больная гриппом. Октябрь был на редкость холоден, ненастный. Открытая шея тонкая и нежна. Это произведение более худшее. Самый способнейший студент. Его вклад в работу был существенен. Жизненный путь героя тяжел и трагичен. Жизненный путь героя тяжёлый и трагичный. Он способен к музыке. Мы готовы к отъезду. Она была больна гриппом. Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Открытая шея тонка и нежна. Это произведение ещё хуже. Самый способный студент. Способнейший студент. Его вклад в работу был существен.

4.Ошибки в формообразовании имен числительных: а) при склонении составных числительных количественных должны изменяться все слова, входящие в их состав. В порядковых только последнее слово. б) собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляются редко) не должны употребляться с одушевленными существительными, обозначающими животных и лиц женского пола в) недопустимо употребление формы оба с существительными мужского и среднего рода Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года. Двое героинь Трое зайцев Обоими героинями Обеими деревьями Обеими сыновьями Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвертого года. Две героини Три зайца Обеими героинями Обоими деревьями Обоими сыновьями

5.Ошибки в формообразовании местоимений: а) при выборе варианта в парах них - их следует исходить из того, что в современном русском языке звук [н] добавляется, если местоимение стоит после любого из простых предлогов (без, в, для, за, из, к и др.) и после наречных предлогов (возле, впереди, сзади, мимо, напротив, около, и др.). Но предлоги вне, внутри употребляются без [ н ] б) сочетания для ней, от ней носят устаревший характер. в) ошибочное образование форм местоимений г) местоимения 3 лица обычно указывают на ближайшее существительное, при несоблюдении этого правила возникает двусмысленность Вне них Внутри неё для ней, от ней Ихний ребенок Ихи Благодаря нему Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, её захватила полиция.(кого – Ниловну или Павла) В комедии обличается провинциальное чиновничество, среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство. Вне их Внутри её Для неё От неё Их ребенок Их Благодаря ему Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла. В комедии обличается провинциальное чиновничество, среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство.

5. 6. д) нельзя заменять личным местоимением 3 лица мн.ч. существительные с собирательным значением (студенчество, крестьянство, народ и др.) е) местоимения свой и себя указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность Ошибки в формообразовании глаголов: а) глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дудеть, пылесосить и др. не образуют формы 1 лица ед.ч наст. – будущ. времени б) недопустимо использование суффикса -ывова вместо – ова- (- ива) Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе (к коменданту или к дворнику?) Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе.(к кому - к помещику или самому Павлу Ивановичу?) Я победю свою лень Я очутюсь на улице Я ощутю твое прикосновение Комендант велел, чтобы дворник отнес к нему вещи жильца Комендант велел, чтобы дворник отнес вещи жильца к себе. Помещики уговаривают Павла Ивановича поехать к ним в гости. Я могу победить свою лень. Я могу очутиться на улице. Я хочу ощутить свое прикосновение.

в) при употреблении возвратных глаголов возможны неточности, связанные с неразличением собственно возвратного и страдательного значений таких глаголов г) нельзя допускать разнобой в формах времени и вида. Результаты подытоживовались После лекции слушатели нередко задерживаются в аудиториях (сами остаются или их задерживают). Дверь открывается и закрывалась автоматически. Чтобы правильно понять творчество писателя, необходимо тщательно изучать его эпоху. Результаты подытоживались 1)После лекции слушатели нередко задерживаются в аудиториях. 2)После лекции слушателей нередко задерживают в аудиториях. 1)Дверь открывается и закрывается автоматически. 2)Дверь открывалась и закрывалась автоматически. Чтобы правильно понять творчество писателя, необходимо тщательно изучить его эпоху.

7Ошибки в формообразовании причастий: а) недопустимо одновременное использование суффиксов – ова – и – ем б) нельзя пропустить суффикс – ая в причастиях, образуемых от возвратных глаголов в) недопустимо рассогласовывание причастия во времени с глаголом сказуемым или окружающей лексикой г) причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное Использоваемых текст В центре повести представитель нарождающего класса буржуазии. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего в дореволюционное время России. Густо посеребривший иней все вокруг. Используемый текст В центре повести представитель нарождающегося класса буржуазии. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствовавшего в дореволюционное время в России. Иней, густо посеребривший все вокруг

8 д) причастный оборот обычно примыкает к определяемому слову (спереди или сзади) переносить оборот не рекомендуется Ошибки в употреблении деепричастий: а) глагол и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов б) нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий Листва текла, убитая морозом, с неподвижных веток при малейшем дуновении ветра. Покатавшись на катке, болят ноги. Прочитав внимательно условия и решая задачу, я остался доволен результатом. Листва, убитая морозом, текла с неподвижных веток при малейшем дуновении ветра. Когда ты покатаешься на катке, то болят ноги. Прочитав внимательно условие и решив задачу, я остался доволен результатом.

I. Поставить существительное в Родительном падеже множественного числа 1) балкары цыгане якуты румыны негры 2) партизаны офицеры гренадеры мичманы сапёры 3) томаты яблоки гектары рельсы мандарины 1) балкар цыган якутов румын негров 2) партизан офицеров гренадер ( гренадеров) мичманов сапёров 3) томатов яблок гектаров рельсов мандаринов

II. Найти ошибки в выборе падежа 1) Приютить в дому Дать пристанища Приведение знаменателя Призадуматься о задаче 1)Приютить в доме Дать пристанище Приведение к знаменателю Призадуматься над задачей 2) Речь неоднократно прерывалась слушателями (Т.п.) шумными аплодисментами (Т.п.) (нанизывание одинаковых форм) 2) Слушатели (И.п.) неоднократно прерывали речь шумными аплодисментами (Т.п.) 3) Умозаключения и выводы автора исследования ясные и точны. (Формы прилагательных) 3) Умозаключения и выводы автора исследования ясные и точные. Умозаключения и выводы автора исследования ясны и точны. 4) Он самый добрый, но слабовольнее. 4) Он добрый, но слабовольный.

5) Он отправился в Москву с пятидесяти рублями (форма числительного) 5) Он отправился в Москву с пятьюдесятью рублями. 6) Александр Сергеевич Пушкин был смертельно ранен на дуэли в тысяче восемьсот тридцать седьмом году. 6) Александр Сергеевич Пушкин был смертельно ранен на дуэли в тысяча восемьсот тридцать седьмом году. 7) Сестра поступила в артистическую труппу, она скоро уезжает на гастроли (кто - сестра или труппа?) 7) Сестра поступила в артистическую труппу и скоро уезжает на гастроли. Сестра поступила в артистическую труппу, которая скоро уезжает на гастроли слайда с тестами и заданиями

10) Кукла ступала маленькими ножками, подобно балерине, ступающая на носках. 8) Я застал помощника у себя в кабинете. 8) Я застал помощника в своем кабинете. Я застал помощника в его кабинете. 9) Листья сначала почернели, а затем и совсем опадают. 10) Кукла ступала маленькими ножками, подобно балерине, ступающей на носках. 9) Листья сначала почернели, а затем и совсем опали.

И.п. пятьсот тридцать семь Р.п. пятисот тридцати семи Д.п. пятистам тридцати семи В.п. пятьсот тридцать семь Т.п. пятьюстами тридцатью семью П.п. о пятистах тридцати семи Просклонять числительное 537

1. Сказуемое ставится в ед.ч. при собирательном количественном существительном (большинство, меньшинство, ряд, часть и др.), если существительное не имеет при себе управляемого слова. Нарушение норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении I. Простое предложение Большинство голосовали за предложенную резолюцию. Большинство голосовало за предложенную резолюцию.

Подавляющее большинство населения (Р.П.) голосовали за нового лидера. Подавляющее большинство населения голосовало (ед.ч.) за нового лидера. 2. Сказуемое ставится в ед.ч., если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в Род. П.

Ряд делегатов от разных организаций участвовал в работе комиссии. Ряд делегатов от разных организаций участвовали (мн. ч) в работе комиссии 3. Сказуемое ставится во мн.ч., если: а) главные члены оторваны друг от друга

3. Сказуемое ставится во мн.ч., если: Ряд лиц, виденных Бельтовым, не выходило у него из головы. Ряд лиц, виденных Бельтовым, не выходили у него из головы. б) если при подлежащем имеется причастный оборот

3. Сказуемое ставится во мн.ч., если: Большая часть моих привычек и вкусов не нравилась мне. Большая часть моих привычек и вкусов не нравились мне. в) если при собирательном существительном имеется несколько управляемых слов во мн.ч. Род.п.

3. Сказуемое ставится во мн.ч., если: Большинство студентов своевременно выполнило контрольные работы и успешно сдало зачеты. Большинство студентов своевременно выполнили контрольные работы и успешно сдали зачеты. г) если при подлежащем имеются однородные сказуемые

3. Сказуемое ставится во мн.ч., если: Жара и засуха стояла более трёх недель. Жара и засуха стояли более трёх недель. д) при прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) употребляется форма мн.ч.

3. Сказуемое ставится во мн.ч., если: Появились ломота во всех суставах и мучительная головная боль. Появилась ломота во всех суставах и мучительная головная боль. е) при обратном порядке слов (сказуемое стоит перед однородными подлежащими) употребляется ед.ч.

3. Сказуемое ставится во мн.ч., если: На стене висели винтовка и высокая казацкая шапка. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка. ж) форма ед.ч. сказуемого предпочитается при смысловой близости однородных подлежащих

На Кавказе, в Алтае Исключение: Исключение: в Крыму (ограниченное горами пространство) На Кавказе, на Алтае. 4. Выбор предлогов, употребляемых в административно – географических названиях; в а) предлог в В городе, в Сибири, в России, на Украине. В городе, в Сибири, в России, в Украине. б) предлог на чаще всего употребляется в названиях горных областей

В целях лучшего постановки дела повышения профессионального уровня, были организованы курсы повышения квалификации. Чтобы повысить профессиональный уровень работников, были организованы курсы повышения квалификации предпочтительнее заменить отглагольное существительное глаголом в неопр. форме, а распространенные обороты придаточным предложением 5. Затрудняет понимание текста скопление одинаковых падежных форм, предпочтительнее заменить отглагольное существительное глаголом в неопр. форме, а распространенные обороты придаточным предложением

Во встрече участвовали делегаты следующих стран: Англия, Дания, Италия. Во встрече участвовали делегаты следующих стран: Англии, Дании, Италии. согласовываться 6. Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом.

Трест организовал и руководит предприятиями. Трест организовал предприятия и руководит ими. 7. Нельзя ставить общее слово при однородных членах, требующих разного управления

Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры. Народные массы создают не только материальные блага, но и великие сокровища культуры. 8. Нельзя нарушать порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов

Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол. Владик кое-как прибил доску и побежал играть в волейбол. 9. Пропуск необходимых слов

Другая река бежит по долине. Или по широкому лугу. Другая река бежит по долине или по широкому лугу. 10. Нарушение границ предложения

1) Ряд домов стояли в конце деревни. 2) Несколько женщин ходило по площадке. 3) Словарь Даля уже более ста лет считается лучшим русского языка. 4) Необходимо обратить внимание не только на знания учащихся, но и на их практические знания. 5) Не опасна сама болезнь, а её последствия Задание Найти ошибки в предложениях 1) Ряд домов стоял в конце деревни. 2) Несколько женщин ходили по площадке. 3) Словарь Даля уже более ста лет считается лучшим словарем русского языка. 4) Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки. 5) Опасна не сама болезнь, а её последствия.

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Ответ: 1. 1)Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. 2)К числу достижений лаборатории следует отнести то, что в ней успешно завершён сложнейший научный эксперимент. 3)Если необходимые меры будут приняты, всё закончится благополучно. 4)Последнее, на чём следует остановиться, – это композиция романа. А5.

2. В каких предложениях нарушены речевые нормы? а) Ты позвонишь мне завтра? б) Кто из учеников читали эту книгу? в) В стихах Есенина особую роль имеют сравнения. г) Самолёт с восьмидесятью пассажирами на борту совершил посадку. Ответ: б, в, г.

3. В каких предложениях нарушены речевые нормы? а) В школе объявлен конкурс о лучшем сочинении, посвящённом юбилею города. б) Инцидент удалось предотвратить благодаря вмешательству милиции. в) Соня жалела и переживала за Раскольникова. г) В своем романе Толстой не только рисует картины великих сражений, но и мирный быт семьи Ростовых. Ответ: 1, 3.

4. Отметьте предложения без речевых ошибок. а) Поравнявшись с нами, юноша улыбнулся. б) Я склонен, что его решение ошибочно. в) Он потерял словарь, служивший ему как справочник и которым он пользовался в случае затруднений. г) Этот роман оказал неизгладимое впечатление на современников. Ответ: б, в, г.

5. Отметьте предложения без речевых ошибок. а) Девочки похожи друг на друга как две капли воды. б) В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения. в) Карманный переводчик поможет вам заговорить по-английски, не зная его. г) Дружественный визит министра в Корею планируется на февраль. Ответ: б, в.

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп I.Вступление. II.Формулировка проблемы.(К1) III.Комментарий к проблеме. (К2) IV.Позиция автора. Комментарий… (К3) V.Формулировка своего отношения к проблеме согласен/не согласен с позицией автора VI.(согласен/не согласен с позицией автора). (К4) VII. Аргументация собственного мнения по проблеме (каждый аргумент\довод с красной строки (К4): 1) Тезис; 2) Аргументы: а) первый аргумент; б) второй аргумент. 3) Вывод. (Последний абзац.) Заключение. КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Помни! Это элементарно! В твоём сочинении должно быть ВОТ сколько абзацев!!!

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В 8, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии. Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В 8, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии.

МОУ "Гимназия 1" Жанна Гергардовна Эпп

С-ошибка в содержании. Р-речевые недочеты. I-орфографическая ошибка. v-пунктуационная ошибка. Г-грамматическая ошибка. Ф-фактическая ошибка, неточность. [ ]-лишняя часть. V-пропуск. Z-не выделен абзац. X-неоправданно. -нарушена последовательность в изложении мыслей. П-повтор. З-ошибка в задании. П-ошибка при переносе.