Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Методическая учёба Тема: «Требования к разработке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Advertisements

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для развития личности младшего школьника, - реализации его способностей, поддержка индивидуальности; - освоение младшим.
«Особенности первого года работы по ФГОС» Форма проведения: семинар.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Развитие личности Универсальныеучебныедействия Математика Литература Химия География.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
« Окружающий мир» 2 класс с использованием технологии исследовательской деятельности Составили: Калиманова Ксения Анатольевна Полуянова Анастасия Александровна.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Урок в соответствии с требованиями ФГОС. Современный результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их.
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
Защита урока по физике в 7 классе «Условие плавания тел» в соответствии с требованиями ФГОС.
целью является не предметный, а личностный результат а личностный результат.
ПЕРЕХОД НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ( ФГОС ) 1.
Автор презентации: Луговая Любовь Петровна учитель высшей категории, МОБУ СОШ 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан.
Транксрипт:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Методическая учёба Тема: «Требования к разработке образовательных программ педагогов дополнительного образования в соответствии с ФГОС нового поколения» Методический ресурсный центр технологий дополнительного образования методист: Мухина Светлана Александровна г. Нижневартовск 2011 г. 1

Определить изменения необходимые для корректировки образовательных программ в свете новых ФГОС Сопоставить требования к результатам освоения программ в соответствии с ФГОС старого и нового поколения Выявить особенности системы оценивания результатов деятельности обучающихся в свете требований новых ФГОС Составить карту планируемых результатов ( предметных, метапредметных, личностных) по одному из разделов своей программы. 2 Цель : Оказание действенной помощи педагогом дополнительного образования в составлении и оформлении образовательных программ с учётом требований, предъявляемых ФГОС нового поколения. Обсудить существующие требования к составлению образовательной программы педагога доп. образования задачи Составить лист отслеживания результатов обучающихся

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Семинар - практикум ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Семинар - практикум 3 ЭТАПЫ: организационный, подготовка к восприятию, основной, итоговый. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ : Место проведения : МОУДОД «ЦДТ», кабинет ресурсного центра эколого-биологической направленности; Обеспечение занятия: рабочее место педагога, ноутбук, проектор, экран, методическая литература по внедрению ФГОС, раздаточный материал: карты-схемы планируемых результатов, универсальных учебных действий, листы достижений обучающихся. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ : Место проведения : МОУДОД «ЦДТ», кабинет ресурсного центра эколого-биологической направленности; Обеспечение занятия: рабочее место педагога, ноутбук, проектор, экран, методическая литература по внедрению ФГОС, раздаточный материал: карты-схемы планируемых результатов, универсальных учебных действий, листы достижений обучающихся. КАТЕГОРИЯ УЧАСТНИКОВ: педагоги дополнительного образования, осуществляющие педагогическую деятельность в рамках введения внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образования», одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования. В соответствии с новым Стандартом необходимо формировать у обучающихся основы умения учиться. Педагоги дополнительного образования должны понять, что суть радикальной переориентации образования состоит в повороте от культа знаний к всестороннему развитию личности и в соответствии с этим пересмотреть свои образовательные программы. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образования», одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования. В соответствии с новым Стандартом необходимо формировать у обучающихся основы умения учиться. Педагоги дополнительного образования должны понять, что суть радикальной переориентации образования состоит в повороте от культа знаний к всестороннему развитию личности и в соответствии с этим пересмотреть свои образовательные программы. 4

5 Педагогическое общение соответствовало целям, задачам, этапам, средствам семинара. Соотношение логичности и эмоциональности, чёткости и целенаправленности речи методиста способствовало комфортному общению педагогов. В беседе с педагогами прослеживалась взаимосвязь с предыдущими семинарами, которые были проведены методистом в отделах ЦТД по теме «Стандарт II поколения, в чём новизна?», с целью оказания консультационной поддержки педагогам дополнительного образования по вопросам введения нового ФГОС НОО в образовательных учреждениях. Знание общих положений нового федерального государственного образовательного стандарта, позволило педагогам активно участвовать в диалоге, использовать знания в практической деятельности.

Содержание семинара I. Организационный этап (5 минуты) II. Подготовительный этап / представлена цель, задачи семинара, план работы/ (5 минут) III. Основной этап (40 минут) -анализ недочётов в оформлении образовательных программ педагогов дополнительного образования (протокол заседания программно-методической комиссии МОУДОД «ЦДТ» от г.); -рассмотрение требований к структуре дополнительной образовательной программы на основании Письма Минобразования России от г /16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» и «Положения об образовательной программе педагога дополнительного образования МОУДОД «ЦДТ» (требования к каждому структурному элементу программы представлены участникам семинара в форме мультимедийной презентации); -даны методические рекомендации в постановке целей и задач в образовательной программе; -в ходе обсуждения выявлены изменения в плане результатов деятельности обучающихся в соответствии с новым федеральным образовательным стандартом, которые необходимо внести в пояснительную записку программы и календарно-тематическое планирование; -выявлены затруднения отдельных педагогов в классификации результатов деятельности обучающихся (предметных, метапредметных, личностных); - затруднения в плане отслеживания и оценивания метапредметных результатов; 6

-практическая деятельность ( 15 минут) по одному из разделов своей образовательной программы педагоги дополнительного образования сформулировали требования к результатам деятельности обучающихся по трём составляющим: предметные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), личностные результаты (в помощь педагогам были представлены опорные карты-схемы планируемых результатов, универсальных учебных действий) 7

Опорная карта-схема планируемых результатов (личностных и метапредметных) обучающихся в освоении дополнительной образовательной программы / разработана в помощь педагогам дополнительного образования при разработке рабочей программы (на примере эколого-биологической направленности)/ Результаты освоения программыХарактеристика деятельности обучающихся Формы контроля Личностные: - принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; - оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия природы, отмечать в природном окружении то, что особенно нравится, принимать ценности природного мира; - оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры своего края; -определять интерес к познанию окружающего мира, осознавать ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность; - принимать ценности природного мира, учебно- познавательный интерес к нахождению разных способов решения учебной задачи; -осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; - ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок педагога, родителей, товарищей и других людей; - осмыслить понятия, связанные с темой « Семья », осознать свою роль в семье, уметь различать степени родства, с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи, оценивать свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий « любовь », « уважение », « симпатия », « дружба », « нежность » и др.; Оценивать и принимать базовые ценности: « добро », « терпение », « родина », « природа », « семья » ; Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; Адекватно оценивать границы своего « знания и незнания ». Лист наблюдений Фронтальная устная проверка Устный опрос 8

Метапредметные : Регулятивные: - выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленный вопрос, ориентироваться в тетради; - следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать информацию педагога или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия; -контролировать и оценивать свои действия при работе с нагладно-образным (рисунком, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве педагога и товарищей; -использовать знаково-символические средства представления информации; -принимать и сохранять учебную задачу, отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; - планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на занятии для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища; -планировать решение учебной задачи- выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Коммуникативные: - уметь приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям), вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре; - уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей, использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение; Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; Составлять план; Рассказывать по плану; Выполнять тесты с выбором ответа; Выполнять работу по алгоритму; Составлять алгоритм действий при выполнении задания; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; Осуществлять взаимопроверку и коррекцию; Работать со схемой; Составлять вопросы. Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний; Интервьюировать членов семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; Выступать c подготовленными сообщениями, иллюстрировать их; Схема Тестовые задания Самостоятельная работа Взаимопроверка Индивидуальное сообщение по итогам целенаправленного наблюдения 9

-уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); - уметь контролировать себя в процессе совместной работы, соблюдая правила вежливости; - уметь понимать необходимость сотрудничества с педагогом, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию. Коллективно составлять рассказ; Презентовать итоги коллективного проекта Формулировать выводы в соответствии с заданием; Высказывать предположения; Сочинять и рассказывать; Участвовать в ролевой игре; Вести диалог с педагогом и обучающимися. Индивидуальный устный опрос Отчёт групп, взаимопроверка Познавательные: - осуществлять поиск нужного иллюстрированного материала, уметь располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале « раньше-теперь; давно-недавно » с опорой на собственный опыт путём сравнения, различение предметов и явлений культуры, созданных давно и недавно, иметь представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура – всё то, что создано людьми; - давать определение подходящими словами красоты человеческого труда и радости творчества, передавать словами красоту мира, природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние; - познакомится с животными, которых обычно держат в живых уголках, с условиями их содержания, умение различать наиболее распространённых обитателей живого уголка, усвоение простейших правил ухода за этими животными; - иметь представление о России как об общей родине разных народов, о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, праздниках и др.; - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия. Выявлять взаимосвязь предметов и явлений; Соотносить понятия и явления; Раскрывать взаимосвязь понятий и явлений; Приводить примеры; Классифицировать предметы и явления; Работать с терминологическим словариком; Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия; Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. Устный опрос Лист наблюдений 10

Личностные результаты Метапредметные результаты РегулятивныеПознаватель- ные общеучеб- ные Познаватель- ные логические Коммуникатив- ные Нравственно- этическая ориентация Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Алгоритмизация действий Широкий спектр источников информации Анализ Синтез Сравнение Группировка Причинно-следст- венные связи Логические рассуж дения Доказательства Практические дей- ствия Использование знако- символи- ческих средств, учеб- ных моделей Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа; навыки сотрудничества в паре, группе Универсальные учебные действия (опорная карта-схема) 11

на примере предложенного образца «Листа достижений обучающихся 1 класса» педагоги попытались разработать различные варианты листов отслеживания метапредметных результатов обучающихся, которые можно использовать в работе педагогу дополнительного образования. 12

Характеристика деятельности обучающихся Стартовая диагностикаПромежуточнаяИтоговая СамооценкаОценка ОбучающихсяПедагога Работа в паре Работа по алгоритму Составление плана Классификация предметов Самостоятельность Лист достижений обучающихся (опорная карта-схема) Согласен: =Достижения: выше ниже 13

По итогам занятия была проведена рефлексия деятельности. Педагогам было предложено ответить на вопросы анкеты: Анкета по результатам деятельности семинара 1.Полезен ли для Вас оказался семинар? 2.Достиг ли он свой цели? 3.Что наиболее важное, ключевое Вы вынесли для себя с семинара? 4.По тому, что известно Вам о требованиях новых ФГОС готовы ли Вы откорректировать свои рабочие программы? 5.Какие дополнительные знания, навыки по вопросам введения нового ФГОС хотели бы приобрести в ходе последующих семинаров. 6.Ваши пожелания организаторам семинара. Ответы участников семинара содержали одобрительные отзывы: «очень интересный и информативный семинар», «интересный семинар, приятная манера общения, было интересно выслушать практические примеры, обменяться мнениями», «чёткая организация, логика, спасибо!», «познавательно, ориентировано на практику, актуально», «на семинаре были затронуты интересующие меня вопросы, на которые я получила ответ «как вариант»- этого достаточно, в остальном нужно ориентироваться самой». Пожелания организаторам семинара: «дальнейшее продолжение проведения подобных семинаров». РЕШЕНИЕ СЕМИНАРА: Откорректировать образовательные программы с учётом требований нового ФГОС, программы предоставить заведующему отделом до 15 ноября. 1414

хорошее настроение от общения с коллегами В ходе работы семинара педагоги дополнительного образования получили возможность обменяться мнениями, получить ответ на многие интересующие вопросы по новому федеральному образовательному стандарту Для дальнейшей работы над своей образовательной программой в свою методическую копилку педагоги получили: мультимедийную презентацию с требованиями к структуре и содержанию образовательной программы опорные карты-схемы планируемых результатов свои практические наработки 1515 Итоги семинара

Литература 1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С.Савинов, М.: Просвещение, 2010 г. 2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2010 г. 3.Планируемые результаты начального общего образования/под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой, М.: Просвещение, 2010 г. 4.Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы, Пособие для учителя, М.: Просвещение, 2011г. 5.Окружающий мир. 1 класс: рабочая программа по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой/ авт.-сост. И.Г.Смирнова.- Волгоград: Учитель, 2011г. 1616

Самоанализ проведения методической учёбы Тема: «Требования к разработке образовательных программ педагогов дополнительного образования в соответствии с ФГОС нового поколения». Цель: Оказание действенной помощи педагогом дополнительного образования в составлении и оформлении образовательных программ с учётом требований, предъявляемых ФГОС нового поколения Задачи: Обсудить существующие требования к составлению образовательной программы Определить изменения необходимые для корректировки образовательных программ в свете новых ФГОС Сопоставить требования к результатам освоения программ в соответствии с ФГОС старого и нового поколения Выявить особенности системы оценивания результатов деятельности обучающихся в свете требований новых ФГОС Составить карту планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) по одному из разделов своей программы Составить лист отслеживания результатов обучающихся Форма проведения: семинар -практикум Место проведения: МОУДОД «ЦДТ», кабинет ресурсного центра эколого-биологической направленности; Обеспечение занятия: рабочее место педагога, ноутбук, проектор, экран, методическая литература по ФГОС нового поколения, раздаточный материал: карты-схемы планируемых результатов универсальных учебных действий, листы достижений обучающихся. 17

Структура семинара, на мой взгляд, была выдержана, прослеживались все структурные элементы: организационный этап, подготовительный этап ( я познакомила педагогов с темой, целью и задачами семинара, замотивировала их на работу), на основном этапе было раскрыто основное содержание через различные приёмы и виды работы с подведением микроитогов по каждому из них, важным моментом была практическая деятельность, где педагоги смогли реализовать полученные знания по результатам деятельности обучающихся, на итоговом этапе была проведена рефлексия деятельности, педагоги ответили на вопросы анкеты по итогам семинара (анкеты были предложены в начале работы семинара на организационном этапе), высказывания педагогов имели позитивное содержание. Для реализации цели мною были использованы различные приёмы работы, которые носили как теоретический, так и практический характер. Постановка проблемных вопросов, использование мультимедийной презентации, примеры практической деятельности, смена видов деятельности – позволила мне удерживать интерес педагогов на протяжении всего семинара. Педагогам была оказана действенная помощь в составлении образовательных программ с учётом требований ФГОС. 18

На примере типичных ошибок, допускаемых педагогами при составлении образовательных программ, закреплении знаний о требованиях к составлению образовательных программ на основе письма Минобразования России «Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей» от г /16 и Положения об образовательной программе педагога дополнительного образования детей МОУДОД «ЦДТ», опорных картах-схемах по результатам деятельности обучающихся в соответствии с новым ФГОС, педагоги учились грамотно составлять и оформлять свои образовательные программы. Практика показывает, что проведение таких семинаров даёт положительный результат в дальнейшей деятельности педагогов, возможность обсудить насущные проблемы, обменяться мнениями. Такая форма методической работы даёт толчок к мыслительной деятельности педагога, стремление работать над своим самообразованием. Очень убедительно ответил педагог на один из вопросов анкеты: «На семинаре были затронуты интересующие меня вопросы, на которые я получила ответ «как вариант»- этого достаточно, в остальном нужно ориентироваться самой». Таким образом, я считаю, что цель семинара достигнута. Педагогам была оказана действенная помощь в составлении и оформлении образовательных программ с учётом требований, предъявляемых ФГОС нового поколения. 19