Концепция оценки качества основного общего образования: предметные, метапредметные, личностные результаты Ушакова Е.Г., эксперт ИПОП «Эврика» Нальчик,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования» Ушакова Е.Г. Эксперт ИПОП «Эврика»
Advertisements

«Проектирование деятельности в рамках новой концепции оценки качества основного общего образования» Ушакова Е.Г. ИПОП «Эврика» Якутск, 5 июня 2013.
«Концепция оценки качества основного общего образования: предметные, метапредметные, личностные результаты» Белгород, апреля 2012г.
Социальные компетентности (личностные результаты) носят содержательно - деятельностный характер и связаны с приобретением школьниками социального опыта.
Концепция оценки качества основного общего образования: предметные, метапредметные, личностные результаты Г. Пермь 8-9 апреля Шиян О.А. Эксперт ИПОП.
Концепция оценки качества основного общего образования: предметные, метапредметные, личностные результаты Воронцов А.Б., эксперт ИПОП «Эврика»
Система оценивания. Требования ФГОС Дозморова Е.В.
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Клевцова С.В., Кренделева Е.К., Серегина Т.Н., учителя начальной школы.
«Система оценки качества образования: школьный уровень» Е.Г. Ушакова, эксперт ИПОП «Эврика»
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Преемственность в формировании регулятивных УУД обучающихся начальной и основной школы на уроках окружающего мира и истории.
Концепция оценки качества основного общего образования: предметные, метапредметные, личностные результаты Воронцов А.Б., эксперт ИПОП «Эврика»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
АДАМСКИЙ А.И. – ВДОХНОВЕНИЕ СЕЛЮКОВ Р.В. – РАМКА МУХА Н.В. - СОДЕРЖАНИЕ УШАКОВА Е.Г. - СПИКЕР Г. УЛАН – УДЕ, 14 ОКТЯБРЯ 2012 Проектирование системы оценки.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Система оценки образовательных результатов в подростковой школе АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевска.
Руководитель МО НШ Мельник Ольга Анатольевна. отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные.
РУКОВОДИТЕЛЬ МПЛ «КОД» ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ПОЧЕТУХИНА Особенности формирующего и констатирующего оценивания в основной (подростковой) школе.
Транксрипт:

Концепция оценки качества основного общего образования: предметные, метапредметные, личностные результаты Ушакова Е.Г., эксперт ИПОП «Эврика» Нальчик, мая 2012 года

1 часть содержание образования и образовательные результаты

I. Новые реалии образования: новое содержание, новые критерии качества. ИПОП "Эврика" Образовательный процесс итоговая оценка

Новые инструменты оценки результатов. Первое различение: контроль ЗУНОВ и оценка сформированности способностей. PISA : фиксация компетенций учащегося; Как результат (и ценность): применимость знаний, употребимость.

Система оценки качества – как система управления качеством. Второе различение: контроль и оценка. Контроль – как способ фиксации выполнения минимума; Оценка – как формирующая оценка. Как то, что позволяет принять управленческое решение с точки зрения развития. Всеобщий «минимум» и индивидуальный «максимум»

Основной принцип управления развитием: Третье различение: переход от срезов к динамической оценке. «Дельта» как инструмент отслеживания динамики развития ребенка, школы, учителя (Краснодар). Место «Дельты» как инструмента (Сургут)

Проектирование системы оценки качества Что мерить? Плоскость результатов Чем, каким образом мерить? Плоскость инструментов Кто будет мерить? Плоскость институтов образования

Инструменты принятия решения и действия Процедуры и инструменты СОК Де 1 Де 2

Декомпозиция интегративного результата (Пермь): Результаты ООО: Интегральный результат: основным результатом ОО школы, в соответствии со ФГОС, является способность человека делать осознанный, ответственный выбор (в первую очередь относительно своего дальнейшего образования) Предметный результат: удержание целостности предмета; ориентация в предмете; осознание границ предмета; и выхода в другие предметные области; владение предметным инструментарием.

Результаты ООО: Интегральный результат: основным результатом ОО школы, в соответствии со ФГОС, является способность человека делать осознанный, ответственный выбор (в первую очередь относительно своего дальнейшего образования) Предметный результат: удержание целостности предмета; ориентация в предмете; осознание границ предмета; и выхода в другие предметные области; владение предметным инструментарием.

Отражение СОКО в общей структуре образовательного пространства СОКО Муниципальное задание и качество образования Внешняя проблематика: Аккредитация школ; Аттестация учителей; Управление образовательным процессом (непрерывный мониторинг) СОК (проблема единой базы данных данных) Формирующее оценивание:

Аккредитация школ Можно ли делать государственную часть аккредитации только документарно (если иметь ввиду руализацию ФГОС)? Кто должен делать общественно – профессиональную часть аккредитации? Школа Государств енная аккредита ция Общественн о- профессион альная аккредитаци я Общественн ая аккредитаци я

Аттестация учителей Из каких частей должна состоять процедура аттестации учителей? Как «померять» способности учителя (его готовность реализовывать ФГОС)? Как мерять «дельту» учителя?

Муниципальное задание

Современные образовательные результаты ФГОС ОО - собственно результаты отсутствуют, сформулированы только требования к результатам Ключевая задача: переформатировать планируемые результаты так, чтобы, с одной стороны, они стали компактные, с другой стороны, задать такие уровни освоения учебного материала, которые могли бы фиксировать индивидуальный прогресс учащегося Необходима интегративная характеристика образовательных результатов, где понятийное знание (знание-действие) стала основой, как компетентностей, так и основой их личностного развития с учетом двух этапов возрастного развития

А как у нас? (рекомендации примерной ООП НОО) Регулятивные универсальные учебные действия Возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования и контроля «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) Познавательные универсальные учебные действия Выделение учебной цели, информационный поиск, знаково- символические действия, рефлексия способов и условий действия Методика «Кодирование» (версия А.Ю. Панасюка) Диагностика общего приема решения задач (по А.Р. Лурия) Коммуникативные универсальные учебные действия Учет позиции собеседника, умение планировать согласованно действия Методика «Кто прав» (Г.А. Цукерман) «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Структура образовательных результатов Блок 1. Метапредметные результаты – образовательные результаты, выходящие за пределы одного учебного предмета. Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование умение учиться как способность учебная грамотность образовательная компетентность учебное сотрудничество как способность коммуникативная грамотность- коммуникативная компетентность умение работать с информационным текстом как способность информационная грамотность информационная компетентность

Учебная грамотность 8 Показатели достижения образовательного результата Диагностируемые проявления образовательного результата Готовность к постановке новых учебно- познавательных задач и проблем обнаружение недостаточности или неясности данных задачи, формулирование запроса на поиск недостающей информации определение границы собственного знания/незнания фиксация противоречия, вызванного несоответствием усвоенного способ действия и условий задачи установление собственных «дефицитов» в предметных способах действия/средствах отбор заданий для ликвидации «дефицита» и планирование их выполнения, определяя темп и сроки, выбирая уровень сложности заданий (мотивация) Готовность к решению новых учебно- познавательных задач и проблем направленность действий учащегося в ситуации новой задачи (направленность на систематический или хаотический поиск новых способов действия, на воспроизведение образцов и т.д.) определение последовательности действий для решения предметной задачи, осуществление простейшего планирования своей работы подготовка материалов, адекватных задаче, и грамотное использование их в решении поставленной задачи высказывание предположений о неизвестном, предложение способов проверки своих гипотез,

Показатели Диагностируемые проявления образовательного результата контрольно- оценочная самостоятел ьность определение причин своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки; самооценка и оценка действий другого человека на основе заданных критериев (параметров), формулировка адекватного общего вывода о правильности/ неправильности решения задачи на основании частных критериев определение критериев для оценки результатов действия критичное и содержательное оценивание хода предметной работы и полученного результата определение возможных ошибок при выполнении конкретного способа действия и внесение корректив в способ действия рефлексивный контроль за выбором способа и средства действия прогностическая оценка (перед решением задачи может оценить свои возможности) самостоятельное «регулирование» процесса учения без помощи взрослого; обращение для оценки другого только по запросу на внешнюю оценку самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы. принятие для себя решения о готовности действовать в типовых и нестандартных ситуациях определение готовности учащегося к предъявлению результатов учения (обучения) другим (учителя, сверстникам и т.д.) адекватность свободного выбора продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, выбор или создание критериев оценивания оформление достижений и результатов (и не только учебных) учащихся в форме «портфолио» и предъявлять на публичную оценку Учебная грамотность

Коммуникативная грамотность Показатели достижения образовательного результата Диагностируемые проявления образовательного результата Готовность действовать совместно с другими организация работы малой группы методом кооперации (распределение ответственности между всеми членами группы), сборка общего результата из работы отдельных членов малой группы соблюдение процедуры обсуждения внутри группы, фиксация и обобщение промежуточных результатов работы группы. умение представить результаты групповой работы, в том числе – подготовить публичное выступление с аудио-видео поддержкой владение социальными навыками коммуникации и кооперации Понимание точки зрения, отличной от собственной определение цели и адресата устной и письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности создание устных и письменных текстов, содержащих аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции использование в своей речи (устной и письменной) логических и риторических приемов убеждения, приемов обратной связи с аудиторией гибкое изменение текста коммуникации в зависимости от реакции аудитории Готовность к координации разных точек зрения высказывание мнения (суждения) и запрос мнения партнера в рамках диалога, отношение к мнению партнера, углубление своей аргументации с учетом мнений партнеров определение областей совпадения и расхождений позиций, выявление сути разногласий, сравнительная оценка предложенных идей относительно цели групповой работы поиск путей разрешения содержательных конфликтов

Информационная грамотность Показатели достижения образовательного результата Диагностируемые проявления образовательного результата Грамотность чтения и письма информационных текстов воссоздающее понимание реалий (картин жизни), которые описаны в тексте: визуализация, отнесение отдельных единиц информации к реальности (например, отнесение термина к факту), связывание единиц информации в целостную картину рефлексивное понимание авторской логики (эксплицитной и подразумеваемой), отделение авторского сообщения от иной информации, не содержащейся в тексте и/или противоречащей тексту, критическое отнесение к авторским суждениям творческое понимание как способность переносить идеи текста на реалии, не описанные в этом тексте Знаково- символическая грамотность понимание информации, сообщаемой в различных формах – в тексте, графике, таблице, диаграмме, рисунке и т.п. создания сообщений с использованием различных форм представления информации (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) создание текстовых и модельно-графических описаний объектов, явлений, событий, понятий и связей между ними Решение задач с применением ИКТ технологий планирование поиска информации, формулирование поисковых запросов, выбор оптимального способа получения информации выделение информации, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивание лишней информации обработка информации: преобразование записи устного сообщения в письменный текст, формулировка выводов из изложенных фактов, резюмирование, комментирование, иллюстрирование, преобразование в наглядную форму

Группа показателей: УЧЕБНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Показатель: Контрольно-оценочная самостоятельность Индикатор (диагностическое проявление): определение критериев для оценки результатов действия Диагностическое задание: «Предложи критерии, по которым ты, если бы был учителем, оценил выполнение задания своими учениками: Задание: Определи, какое число больше: или » Индикатор (диагностическое проявление): самооценка и оценка действий другого человека на основе заданных критериев (параметров). Диагностическое задание: Выполни предыдущее задание сам и оцени свое решение по этим критериям. Пример диагностики

Проектная задача как инструмент оценки коммуникативной и информационной грамотности Проектная задача - система или набор заданий, целенаправленно стимулирующих систему детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата «продукта», в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей

Результаты диагностики РЕШАЕМОСТЬ ЗАДАЧ РАЗНОГО УРОВНЯ Предметность тестирования Уровень 123 Математика70,849,625,4 Естествознание44,726,319,7 Русский язык68,647,421,1 Чтение художественного текста73,544,524,7 Чтение информационного текста35,927,014,4 УСРЕДНЕННЫЕ ПРОФИЛИ УСПЕШНОСТИ ПО РАЗНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Блок 3. Личностные результаты как социальный опыт ребенка Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование участие учащихся в разных видах деятельности (учебная и внеучебные виды деятельности) социальную пробы и приобретение общественно- полезного социального опыта социальная практика 25 Осмысленное и ответственное построение личной жизненной траектории образовательная самостоятельность, подразумевающая умения школьника создавать средства для собственного продвижения, развития; образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать; образовательная ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях

Блок 3. Личностные образовательные результаты учащихся 3.1. Осмысленное и ответственное построение личной жизненной траектории Инициатива – самостоятельность - ответственность 3.2. Социальное действие и моральное поведение 3.3. Здоровье и безопасность

3. Качество образования Характеристики: успешность, мобильность и социализация ученика, «цена» образования Совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми значимых для них проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет обучаемым заниматься и другими видами деятельности, значимыми для их развития 27