Высшая школа экономики, Москва, 2012 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Тема 4. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Теория отраслевых рынков. Антимонопольное законодательство
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Применение антимонопольного законодательства: «третий антимонопольный пакет» ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ижевск, 18 апреля 2012.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЗАЩИТА ПРОТИВ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ О.В. Новосельцев, к.т.н., к.ю.н., патентный поверенный РФ, президент Компании.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Тема 6. Государственное регулирование рынка в области конкурентных отношений Лектор: Шевченко Юлия Александровна Кафедра маркетинга и коммерции.
Самарское УФАС России 2012 г. Практика привлечения к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ. Однородность правонарушений по статье 14.9.
Тема 1. Понятие и источники предпринимательского права 1.Понятие, предмет предпринимательского права 2.Принципы предпринимательского права 3.Источники.
1 Цели и задачи Создание благоприятной правовой и информационной среды для развития конкуренции в подконтрольной сфере деятельности. Профилактика и пресечение.
1 ТЕМА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОБЛЕМАХ ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ГОРОДСКОМ.
ТЕМА 6 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 1.
Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность - инициативная и самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от их имени или от имени.
Антимонопольные требования. Практика применения. начальник отдела контроля за размещением заказов Е.В. Быкова Свердловское Управление Федеральной антимонопольной.
Транксрипт:

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального Общественного Фонда «Деловая перспектива», Преподаватель кафедры Москва, 22 октября 2012 г. Кафедра теории и практика взаимодействия бизнеса и власти

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Конституционные основы Конституцией Российской Федерации гарантируются: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. 2

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Закон "О защите конкуренции" Основа - Федеральный закон от 26 июля 2006 г. 135-ФЗ «О защите конкуренции» Цель антимонопольного регулирования - обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков 3

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Организационные и правовые основы защиты конкуренции Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Две составляющие меры по защите конкуренции: - предупреждение - пресечение монополистической деятельности недобросовестной конкуренции ограничения, устранения конкуренции – федеральными органами исполнительной власти, – органами государственной власти субъектов РФ, – органами местного самоуправления, – государственными внебюджетными фондами, Банком России. 4

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Недобросовестная конкуренция, монополистическая деятельность Определены ст. 4 Закона: недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9). монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п. 10). 5

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Доминирующее положение, монопольно низкая цена Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке. 6

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Согласованные действия Закон содержит запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Запрет на недобросовестную конкуренцию Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: 1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; 2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; 3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; 4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; 5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Ограничение конкуренции органами власти Органам власти запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности, запрещено: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности; создание дискриминационных условий; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей; предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. 9

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Антимонопольные требования к имущественным торгам При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1)координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; 2)создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3)нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; 4)участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Особенности порядка заключения договоров в отношении гос и муниципального имущества Статья определяет особенности порядка заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении указанного государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. При этом в изъятие из данного общего правила определен перечень субъектов, с которыми такие договоры в отношении указанного государственного или муниципального имущества могут заключаться без проведения торгов (конкурсов или аукционов). 11

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Государственная или муниципальная помощь Определена в п. 20 ст. 4 Закона как предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот. Определен перечень целей, исключительно в которых могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции. Государственная или муниципальная помощь может предоставляться в целях: обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; проведение научных исследований защита окружающей среды Развитие малого предпринимательства развитие культуры, искусства и сохранение культурных ценностей и др. 12

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Функции антимонопольного органа 1)обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства 2)выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения; 3)предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства органами власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов: 1)возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства. 2)выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, обязательные для исполнения предписания. 3)привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Динамика количества возбуждённых дел о нарушении антимонопольного законодательства 14

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Развитие механизмов профилактики нарушений Введение механизмов предупреждения и предостережения (74% из уже выданных исполняются в срок); Усиление разъяснительной работы; Создание Правительственной комиссии по конкуренции, обеспечивающей координацию действий органов власти на всех уровнях, направленных на развитие конкуренции. 15

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Обязанность исполнять решения и предписания антимонопольного органа в отношении следующих субъектов: коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица); федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица); органы исполнительной власти субъектов РФ (их должностные лица); органы местного самоуправления (их должностные лица); иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица); государственные внебюджетные фонды (их должностные лица); физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок, антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний; неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность. 16

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Спасибо за внимание!