Новые тенденции на рынках контрафактной продукции Радаев В.В. Леонтьевские чтения «Экономика и право» февраля 2009 Государственный университет – Высшая школа экономики
Основные понятия (1) Контрафактная продукция – продукция, выпущенная с неправомочным размещением на ней (подделкой) товарных фирменных знаков в целях введения потребителей в заблуждение Товар-имитатор – продукция, выпущенная с копированием или стилевым заимствованием отдельных элементов товарных фирменных знаков; товар, «сходный до степени смешения» с оригинальным продуктом
Основные понятия (2) Параллельный ввоз – импорт товаров, защищенных торговой маркой, без авторизации собственника торговой марки Серый импорт – (1) параллельный ввоз; (2) импорт товаров с занижением таможенной стоимости Фальсифицированная продукция – продукция, натуральный состав которой не соответствует ее названию или отклоняется от установленных к нему требований (например, требований ГОСТов и СанПинов), а также информация о которой является неполной или недостоверной
Раздел I Общая характеристика повторного исследования по заказу Содружества производителей фирменных торговых марок (РусБренд), 2008
Оценка динамики за пять лет в законодательстве и практиках правоприменения в деятельности государственных органов в политике правообладателей в отношении конечных потребителей в деятельности производителей и распространителей контрафакта
Источники информации Экспертных интервью, в том числе с сотрудниками компаний-правообладателей и экспертами ( ) Законодательные и нормативные акты Аналитические и статистические материалы
Представители компаний (товарные категории) Алкогольная продукция Бритвенные лезвия Гигиенические прокладки Кофе Лекарственные средства Одежда и обувь Парфюмерия и косметика Табачные изделия Чай Чистящие и моющие средства Элементы питания
Внешние эксперты Представители органов государственной власти и правоохранительных органов Представители юридических фирм Представители охранных агентств Представители деловых ассоциаций
Раздел II Основные результаты исследования
Произошло ужесточение законодательства В УК наказания переведены в разряд тяжелых (до 6 лет) В КоАП штраф для юр. лица составляет 40 тыс. руб. с конфискацией товара В ГК размер компенсации увеличен до 5 млн. руб. Появилась возможность закрытия предприятия и конфискации оборудования Введена ответственность за неоднократное нарушение прав интеллектуальной собственности
Сохраняются пробелы в законодательстве (1) Четко не определено «незаконное использование товарного знака» Не разделены понятия контрафакта, товара-имитатора и фальсификата, нет ясности с параллельным ввозом Не дифференцированы наказания для разных категорий участников рынка Не ясно, как устанавливать первое право возникновения коммерческого обозначения
Сохраняются пробелы в законодательстве (2) Недостаточно определен порядок измерения ущерба для правообладателя Трудно реализовать норму о конфискации оборудования у нарушителей Уничтожение продукции не внесено в перечень формальных санкций Не определен регламент уничтожения
Усилился контроль со стороны государства Федеральная таможенная служба (число выявленных поставок контрафакта выросло более чем на порядок) Органы МВД (число административных дел, доведенных до суда, выросло в 3-4 раза) Роспатент (число заявок выросло в полтора раза (больше от иностранных компаний)
Усиление внимания со стороны правообладателей Открытие представительств и введение специальных должностей Использование экономических мер Использование принципа «одного окна» при ввозе товаров
П ротиворечивость позиции многих правообладателей Экономически расходы на борьбу не оправдываются в краткосрочной перспективе Доля контрафакта считается незначительной (порог терпимости – 5-15% рынка) Нежелание привлекать внимание к продукту Игнорирование проблемы в начальный период Неполное информирование головных офисов Случаи давления на правообладателей
Отношение потребителей Считают, что поддельные и фальсифицированные товары продаются часто – 84% (ФОМ) Считают, что число поддельных и фальсифицированных товаров растет – 58% (ФОМ) Покупали товары, зная или предполагая, что они поддельные – 38% (Gallup Organization, Комкон) Негативное отношение к контрафакту, способному нанести ущерб здоровью и жизни Терпимое отношение к нарушению прав интеллектуальной собственности
Экономические тенденции на рынках контрафактной продукции Доля контрафакта продолжает сокращаться Продолжает повышаться качество состава и упаковки контрафактной продукции Повышаются цены на контрафактный товар Производство вытесняется за пределы России, контрафакт перемещается в регионы и сеть Интернет Усилилась сегментация рынка контрафакта по торговым форматам
Объемы контрафакта (1) Сфера господствующего распространения – 70-80% (CD, DVD-продукция) Сфера массового распространения – 30-40% (алкоголь, одежда и обувь) Сфера широкого распространения – 10-20% (парфюмерия, лекарственные средства) Сфера ограниченного распространения – 1-2% (чай, кофе, бритвенные лезвия) За 5 лет переход товарных категорий на 1 ступень вниз
Объемы контрафакта (2) По одиннадцати обследованным категориям – 26% продаж (525 млрд. руб.) Без двух категорий массового распространения – 8% продаж (Рассчитано по данным Росстата, маркетинговых агентств, экспертным оценкам)
Неэффективное правоприменение и ущерб для экономики Правообладатели теряют часть рынка, вынуждены придерживать цены и нести расходы на борьбу с контрафактом, наносится ущерб брендам Потребители получают менее качественный товар, иногда с риском угрозы для здоровья Государство недополучает налоги
Раздел III Как сталкиваются право и экономика: проблема параллельного ввоза
Страдания Porsche Cayenne Ноябрь 2007, Арбитражный суд г. Москвы: импортер оштрафован на 30 тыс. руб. без конфискации Май 2008, Арбитражный суд г. Москвы: наложен штраф с конфискацией автомобиля Февраль 2009, Президиум ВАС: признание правомочности действий импортера
Что говорит закон? Смешиваются создание контрафактной продукции и неправомочное использование оригинальной продукции Оба действия считаются незаконными (ст ГК, ст КоАП, ст. 180 УК) Нарушение распространяется не только на юридических, но и на физических лиц
Что говорит закон после решения Президиума ВАС? Таможня не может останавливать оригинальный товар Объекты параллельного ввоза не могут быть конфискованы Действует территориальный принцип исчерпания прав на товарный знак (ст ГК) Параллельный ввоз не является нарушением по КоАП, но может трактоваться как нарушение по ГК
Российские законы противоречивы. Что говорит мировой опыт? Во многих странах параллельный импорт разрешен (Япония, Канада) В США запрещен, но судебная практика избирательна В Евросоюзе разрешен между странами ЕС
Мировой опыт противоречив. Что говорит экономика? Развивается внутренняя конкуренция, насыщается рынок Потребители выигрывают от снижения цен, получают дополнительные виды товаров Государство получает свои налоги
Экономика за. Где таится реальная угроза? Опасен не сам параллельный ввоз, а сопряженные с ним действия Ввоз под прикрытием оригинальной продукции подделок и фальсификата Использование неуполномоченными дилерами недобросовестных схем
Что делать? Уточнить понятие «незаконного использования товарного знака» Устранить противоречия в отношении принципа исчерпания исключительного права Отрегулировать права физических лиц Останавливать параллельный ввоз, если он сопряжен с нарушениями (сроков годности, натурального состава продукции) или неполным информированием потребителя (отсутствием полной русифицированной информации о товаре) Преследовать «серых» импортеров при нарушениях правил таможенного оформления
Публикация результатов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ