Профильная и предпрофильная подготовка учащихся..

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.на старшей ступени.
Advertisements

Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
Докладчик: Зам.директора по УВР Джанаева Н.А.. средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании.
География Некоторые вопросы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (2003 – 2004 уч. год) Составитель: Крылова О.А., доцент кафедры,
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
«Элективный» (Еlectus- латинский)- избранный, отобранный.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования и возможности её реализации в ОО.
Педагогический совет Тема: «Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки»
Профильное обучение по математике Боровикова Е.И. учитель МОУ «СОШ1»
«ОРГАНИЗАЦИЯ профильного обучения » Общешкольное родительское собрание ноябрь учебного года классы.
МОУ СОШ 29 г. Пятигорск. Цели профильного обучения.
Роль Базисного учебного план в обеспечении профильного обучения Иркутск 2007 г.
«Эффективность, действенность предпрофильного и профильного обучения и его влияние на развитие учащихся » Макарова В.Г Старчкова А.Ч Ветрова Е.Ч Безрукова.
Учитель информатики и математики СОШ 1 ст. Архонская Ерёменко Оксана Андреевна.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 8 г. Сочи учебный год.
Как составить элективный курс Методические рекомендации.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МОУ ГИМНАЗИЯ 8 8 г. Волгограда.
ОБУЧЕНИЕ Родительское собрание 18 марта 2011 года ГОУ СОШ 1297.
Муниципальный педагогический форум «Модернизация муниципальной системы образования» Профильное обучение математике как средство реализации индивидуальных.
Транксрипт:

Профильная и предпрофильная подготовка учащихся.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г N1756-p об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение. Ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального среднего и высшего профессионального образования". Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения позволяющее за счет изменении в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно- ориентированного учебного процесса При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: -обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; -создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; -способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; -расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Общественный запрос на профилизацию школы Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов.Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию "как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.)" поддерживают около четверти старшеклассников. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию "как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.)" поддерживают около четверти старшеклассников.

Зарубежный опыт профильного обучения Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции,Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-му году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: "академический", который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и "профессиональный", в котором обучаются по упрощенному учебному плану содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины.

Отечественный опыт профильного обучения Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов- классическая (цель -подготовка в университет) и реальная (цель - подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения). Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством министра просвещения П Н Игнатьева По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную гуманитарно-классическую, реальную.' В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления-гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно- математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильные предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20..

Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения. Можно условно выделить следующие типы элективных курсов : I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный план школы. В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп. 1).Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

2) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. 2) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета. 3)Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета. 3)Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета. Примерами из области математики могут служить: "Комбинаторика", "Элементы теории вероятностей", "Элементы математической логики", "Элементы теории множеств" и др. Примерами из области математики могут служить: "Комбинаторика", "Элементы теории вероятностей", "Элементы математической логики", "Элементы теории множеств" и др. 4)Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. Примеры таких курсов; "Физика и компьютер", "Курс прикладной физики с изучением основ механизации производства", "Курс прикладной физики на материале автоматики". 4)Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. Примеры таких курсов; "Физика и компьютер", "Курс прикладной физики с изучением основ механизации производства", "Курс прикладной физики на материале автоматики".

5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: "Компьютерное моделирование", "Компьютерная графика", "Дифференциальные уравнения как математические модели реальных процессов", «Математический модели и методы в естествознании и технике", 5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть: "Компьютерное моделирование", "Компьютерная графика", "Дифференциальные уравнения как математические модели реальных процессов", «Математический модели и методы в естествознании и технике", 6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.). 6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.). 7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента. 7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Примерами таких курсов естественнонаучного профиля могут быть: "Основы космонавтики", "Физика Космоса", "Элементы астрофизики, "Естествознание", "Элементы биофизики", "Элементы химической физики", "Биохимическая физика" и др. II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Примерами таких курсов естественнонаучного профиля могут быть: "Основы космонавтики", "Физика Космоса", "Элементы астрофизики, "Естествознание", "Элементы биофизики", "Элементы химической физики", "Биохимическая физика" и др. III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Это курсы, посвященные психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим программам. Это курсы, посвященные психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим программам.

Предпрофильное обучение. К годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных в 2002 году Центром социологических исследований Минобразования России, "профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже) начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м классе. '

Предметно ориентированные курсы Задачи: -дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету; -уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; -создать условия для подготовки к экзаменам по выбору. Их программы включают углубленное изучение отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также расширение, т.е. изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы. Их программы могут быть модифицированы, дополнены элементами подготовки к экзаменам по выбору. Перечень подобных курсов может включать, например, такие, как «Теория вероятности». Продолжительность: четверть или полугодие. Это позволяет ученику освоить за год 2-4 курса по разным предметам.

Межпредметные курсы Задачи: -создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий; -на практике познакомить учащихся со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; -поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации. Данные курсы имеют характер и направленность, аналогичные элективным курсам в системе профильного обучения классов. Их программы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов, знакомство школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах. Данные курсы имеют характер и направленность, аналогичные элективным курсам в системе профильного обучения классов. Их программы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов, знакомство школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах.

1. «Определители второго и третьего порядка. Применение к решению задач.» 11класс. Учитель: Овчинникова Наталья Анатольевна.

Цель курса: ознакомление учащихся с понятиями «определитель второго порядка», «определитель третьего порядка»,с новыми методами решение систем 2-х линейных уравнений с двумя неизвестными, решением систем 2-х линейных уравнений с тремя неизвестными; систем 3-х линейных уравнений с тремя неизвестными. Научить школьников решать геометрические задачи с применением определителей (на объём параллелепипеда, объёма тетраэдра и др.). Цель курса: ознакомление учащихся с понятиями «определитель второго порядка», «определитель третьего порядка»,с новыми методами решение систем 2-х линейных уравнений с двумя неизвестными, решением систем 2-х линейных уравнений с тремя неизвестными; систем 3-х линейных уравнений с тремя неизвестными. Научить школьников решать геометрические задачи с применением определителей (на объём параллелепипеда, объёма тетраэдра и др.).

2. «Обратные тригонометрические функции».11класс –универсальный. Учитель: Овчинникова Наталья Анатольевна. Курс направлен на решение следующих задач: Курс направлен на решение следующих задач: -дополнение углубление базового курса по математике, -дополнение углубление базового курса по математике, -формирование устойчивого интереса к предмету, -формирование устойчивого интереса к предмету, -ориентация в особенностях будущей профессии, -ориентация в особенностях будущей профессии, -ориентация на совершенствование навыков познавательной, -ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности, организационной деятельности, -выявление математических способностей учащихся, -выявление математических способностей учащихся, -подготовка к ЕГЭ и к обучению в ВУЗе. -подготовка к ЕГЭ и к обучению в ВУЗе. Курс на 18 часов. Курс на 18 часов. Формами итоговой аттестации является Формами итоговой аттестации является представление «Портфеля достижений». представление «Портфеля достижений».

Учитель - Харченко Наталья Алексеевна Элективный курс «Уравнения, содержащие знак модуля» направлен на развитие содержания и дополнения профильного курса до углубленного курса и предназначен для учащихся 11 класса, пожелавших систематизировать и углубить свои знания по теме. Курс посвящён уравнениям, содержащим знак модуля, т. к., несмотря на кажущуюся простоту решений уравнений такого типа, их решения нередко вызывают у учащихся затруднения, кроме того задания подобного типа регулярно встречаются среди заданий, предлагаемых на тестах ЦТ. Знания, полученные при изучении темы, необходимы учащимся при обучении в вузе. УРАВНЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ЗНАК МОДУЛЯ

Учитель – Харченко Наталья Алексеевна. Основная цель курса - приобщение учащихся к целостной геометрической деятельности, в процессе которого учащиеся овладевают в органичном единстве на доступном им уровне всеми компонентами этой деятельности: пространственным, конструктивным, метрическим, интуитивным, логическим, символическим. Результатом достижения этой цели в процессе обучения является решение следующих задач: - целостное развитие мышления учащихся, как наглядно-образного и практического, так и логического (в том числе креативного); развитие математического языка и речи учащихся; расширение кругозора (в том числе за счет привлечения исторических сведений); - формирование готовности к применению геометрических знаний в смежных дисциплинах и на практике (прикладная направленность курса). Профильная геометрия

10 В класс. Профиль- социально-экономический.

Учитель математики Степанченко Ирина Алексеевна. В классе 26 человек Цель профиля : Подготовить учеников не только к выпускному экзамену, но к успешному поступлению в вузы социально-экономического профиля Задачи: 1) устранение пробелов в знаниях учащихся, 2) Систематизировать и углубить знания по теме: «Уравнения, содержащие знак модуля» Профильное обучение ведется первый год

Элективный курс: «Введение в теорию вероятностей».9класс. Учитель: Овчинникова Наталья Анатольевна. Цель курса - познакомить учащихся с основными понятиями теории вероятности, выявить закономерности происходящих событий, увидеть практическую направленность. В ходе решения задач по теории вероятностей происходит формирование логического мышления, интуиции, смекалки.

Элективный курс: Как получить максимальную прибыль при минимальных затратах 9 класс. Целью этих уроков является выработка умений решать неравенства и системы неравенств с двумя переменными. Любые достижения науки связаны с использованием математических методов при решении задач из различных областей человеческой деятельности. Важное значение приобретает использование методов линейного программирования при решении экономических задач. Учитель: Задохина Г.Ю.

Загадочная функция. Элективный курс.9 класс. Автор: Харченко Н.А. Автор: Харченко Н.А. Элективный курс предполагает овладение обучающимися системой математических знаний,умений, навыков, дающей целостное представление о функциях, их роли в практической потребности людей. Элективный курс предполагает овладение обучающимися системой математических знаний,умений, навыков, дающей целостное представление о функциях, их роли в практической потребности людей.

Задачи курса: Развитие творческой активности, воображения, смекалки, развитие речи, умение анализировать, обобщать, классифицировать. Развитие творческой активности, воображения, смекалки, развитие речи, умение анализировать, обобщать, классифицировать.

Тайны многогранников. Элективный курс. 9класс. Учитель: Харченко Наталья Алексеевна. Учитель: Харченко Наталья Алексеевна. Занятия способствуют расширению Занятия способствуют расширению знаний по геометрии, формированию пространственного воображения, развитию мыслительной деятельности, пониманию роли математики в жизни. знаний по геометрии, формированию пространственного воображения, развитию мыслительной деятельности, пониманию роли математики в жизни.

Основная цель курса: Формирование у школьников системного подхода к изучению геометрии на основе аналогий, сравнений, классификаций геометрических объектов. Формирование у школьников системного подхода к изучению геометрии на основе аналогий, сравнений, классификаций геометрических объектов.

Физико-математической профиль Учебные курсы Число недельных учебным часов за два года обучения 1. Беговые общеобразовательное предметы Русский язык и литература 6 Иностранный язык 6 История4 Обществоведение4 Физическая культура 6 II.Профильные общеобразовательные предметы Математика (базовый общеобразовательный и профильный курс) 6 Физика6 Химия4 География4 Биология6 III. Элективные курсы (3 курса на выбор) 5-6 курсов, предлагаемых школой Всего 12 Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность Не менее 70 уч. часов за 2 года обучения

Социально-экономический профиль Учебные курсы Число недельных учебным часов за два года обучения 1. Беговые общеобразовательное предметы Русский язык и литература 6 Иностранный язык 6 Естествознание6 Математика6 Физическая культура 1 II.Профильные общеобразовательные предметы История (базовый общеобразовательный и профильный курс) 10 Экономика6 Право6 Экономическая и социальная география 4 Социология4 III. Элективные курсы (3 курса на выбор) 5-6 курсов, предлагаемых школой Всего 12 Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность Не менее 70 уч. часов за 2 года обучения

Презентацию подготовила Антипенкова Елена Константиновна, учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 9».