Психофизиологические и возрастные причины суицидального поведения и пропедевтическая диагностика Нина Шабурова, координатор КФ КМПА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профилактическая работа по предотвращению суицида среди несовершеннолетних.
Advertisements

Профилактика суицида среди детей и подростков Великий Новгород 2008 г.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, себе и выполняемой работе. Характер.
« СУИЦИД» По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место. Ежегодно более 1,5.
ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это « крик о помощи ». Чаще всего.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Профилактика суицида Подготовила педагог – психолог Лозовенко О.Ю.а.
Мы выбираем жизнь!. Мы выбираем жизнь, они – смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них… у.
М.Г.Перцель. Рост заболеваемости обеспечен ростом её среди подростков.
Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Суицид (мотивы, признаки, РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИК ). Суицид (мотивы, признаки, РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИК ).
Материалы к психологическому семинару педагога-психолога СОШ 37 Петровой М.А.
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно. Иосиф Бродский Иосиф Бродский.
Жизнь прекрасна или несколько слов о подростковых суицидах Составила: педагог-психолог МБОУ «ОСОШ 2» Ожигина Н.А г.
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Родителям о последствиях жестокого обращения в семье для психики ребенка.
Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Мы выбираем жизнь!. Каждый год кончают жизнь самоубийством человек. Среди них: тысяч китайцев, - 30 тысяч американцев, - 25 тысяч японцев,
Транксрипт:

Психофизиологические и возрастные причины суицидального поведения и пропедевтическая диагностика Нина Шабурова, координатор КФ КМПА

Суицид мог бы случиться и с вами Почти все люди в то или иное время думают о суициде. Саморазрушение является одним из многих жизненных выборов, открытых для людей. Джост Мерло, автор книги «Суицид и массовый суицид», утверждает: «80% людей признают, что они "играли" идеями о суициде». В советские времена существовало убеждение, что суицид - явный признак психического заболевания. То есть каждый суицидент посмертно получал звание ненормального, а тех, кого удалось вытащить, пожизненно ставили на учет у психиатра (со всеми вытекающими последствиями). Известный психиатр А.Г.Амбрумова сумела фактически доказать то, что большинство суицидентов - люди практически здоровые.

Статистика суицида С начала 19 века наблюдается постоянное и равномерное возрастание статистики самоубийств во всех странах мира. По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством человек. По прогнозам, к 2020 ежегодно будут кончать самоубийством человек.

Статистика суицида Официальная статистика суицида значительно отличается от реальных цифр (приблизительно в 4 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи суицида. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых "смертей от несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, автомобильные аварии с одной жертвой, падение с высоты и т.д) на самом деле являются суициды. Также никто ни фиксирует неудачные попытки суицида, число которых по разным оценкам в раз больше, чем законченных самоубийств. Только один из четырех (24%) тех, кто совершил попытку самоубийства и остался жив, соприкасается с профессиональной системой здравоохранения.

Статистика суицида Число законченных суицидов среди мужчин в среднем в 4 раза больше, чем женщин (этот показатель может сильно отличаться в разных странах). С возрастом (65-85 лет) это соотношение увеличивается до 6-9. С другой стороны - женщины пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем мужчины, но выбирают "щадящие" способы, которые значительно реже приводят к смерти.

Статистика суицида Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) делит все страны по показателю суицида на три группы: - Низкий уровень самоубийств (до 10 человек в год на 100 тысяч населения) - Греция, Италия, Гватемала (0.5 ), Филиппины (0.5), Албания (1.4), Доминиканская Республика (2.1), Армения (2.3). Самый низкий уровень самоубийств отмечается в Египте (0.03) - Средний уровень самоубийств (от 10 до 20 человек на 100 тысяч населения) – Австралия, США, - Высокий и очень высокий уровень самоубийств (свыше 20 человек на 100 тыс. населения) – бывшие страны СНГ, Россия (36,1), Латвия (42.5), Литва (42.1), Эстония (38.2), Венгрия (35.9).

Статистика суицида ВОЗ насчитывает 800 причин самоубийств. Из них: - 41% - неизвестны - 19% - страх перед наказанием - 18% – душевная болезнь - 18% - домашние огорчения - 6% - страсти - 3% денежные потери - 1,4% - пресыщенность жизнью - 1,2% - физические болезни. Когда видишь такие точные цифры возникает естественный вопрос - если часто сам человек, идущий на самоубийство не может осознать причину, то откуда это настолько точно известно тем, кто составляет статистику? Самоубийство - последний шаг, к которому привели множество причин, и каждая причина, в свою очередь, является следствием бесчисленного множества других причин.

Особенности суицидального поведения детей и подростков Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни). Суицидальное поведение у детей до 5 лет встречается крайне редко. У младших школьников, в основном после 9 лет, уже наблюдается суицидальная активность. На более младший возраст приходится лишь 2,5% от общего числа суицидов у детей. Суицидальное поведение у детей очень редко связано с серьезными психическими заболеваниями и реактивной депрессией. В подавляющем большинстве случаев речь идет о ситуационных реакциях, чаще реакциях протеста. В 80% случаев их источником являются внутрисемейные конфликты.

Особенности суицидального поведения детей и подростков В лет смерть оценивается как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности. Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на второе рождение характерно для суицидентов детского и подросткового возраста. Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т. п.). Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких; не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей. Дети, в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности, не могут использовать метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти вне зависимости от формы самовоздействия.

Особенности суицидального поведения детей и подростков На разных этапах подросткового возраста раннем (12–14 лет), среднем (15–16 лет) и старшем (17– 18 лет) существуют свои особенности формирования и проявления девиантного поведения, связанные со спецификой физиологии, психологии, личностными и поведенческими индивидуальными качествами.

Особенности суицидального поведения детей и подростков В младшем подростковом возрасте суицидальные проявления, как правило, не планируются заранее, попытки самоубийства совершаются при помощи первых попавшихся под руку средств, в ситуациях угрозы наказания. У этой группы подростков покушения на самоубийство не имеют тяжелых медицинских последствий. Это не истинное стремление к смерти, а желание избежать конфликта, устраниться от трудной ситуации. В средней возрастной группе суицидальные проявления характеризуются демонстративными самоповреждениями, попытками, имеющими целью отомстить обидчику, наказать окружающих. Часты попытки суицида в состоянии аффективного * напряжения, в кульминационные моменты конфликта, и медицинские последствия таких покушений часто бывают тяжелыми. Для подростков данной возрастной группы характерны приступы раздражительности и злобности, эмоциональной неустойчивости, жажда чувственных (сенсорных) переживаний, в сочетании с бедностью интересов, ограниченностью кругозора, неадекватным реагированием на различные ситуации обмана, крушения надежд, неудачи. Такие подростки еще неустойчивы к стрессам, практически не владеют навыком самоконтроля.

Причины самоубийств у подростков: Общей причиной суицида является социально- психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей. Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, "которые потом пожалеют", в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко этот акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

Факторы риска суицидальных попыток: алкоголизм и психические расстройства родителей; самоубийства родителей и родственников; сиротство; неполная деформированная или распавшаяся семья; неправильное воспитание авторитарное, в условиях беспрекословного подчинения старшим, запреты, наказания, жестокое обращение, недостаточная или избыточная опека; психические травмы школьные и другие; утрата престижа среди сверстников; употребление психоактивных веществ; врожденные физические дефекты и связанные с этим тяжелые переживания; врожденные заболевания психики (умственная отсталость, эпилепсия, шизофрения и др.).

Причины самоубийств у подростков: Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых Резкое повышение общего ритма жизни Социально-экономическая дестабилизация Алкоголизм и наркомания среди родителей Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие Алкоголизм и наркомания среди подростков Неуверенность в завтрашнем дне Отсутствие морально-этических ценностей Потеря смысла жизни Низкая самооценка, трудности в самоопределении Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни Безответная влюбленность

Признаки, свидетельствующие о наличии риска суицида у подростка: Эмоциональные Чувство беспомощности, безнадежности, собственной малозначимости, растерянности. Чувство переживания горя. Депрессия (сниженное настроение, нарушение сна, отгороженность). Ощущение поражения, неудачи, вины. Чрезмерные страхи, тревога. Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду. Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти. Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствия. Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку. Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы. Погруженность в размышления о смерти. Отсутствие планов на будущее. Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей. Словесные Самообвинения. Высказывания о собственной беспомощности, о желании умереть. Прощание. Сообщения о конкретном плане самоубийства.

Признаки, свидетельствующие о наличии риска суицида у подростка: Поведенческие Внезапные изменения поведения. Прогулы уроков. Отдаление от близких. Совершение опрометчивых поступков. Приобретение средств для совершения суицида, литературы о суицидах. Пренебрежение своим внешним видом. Туннельное (суженное) сознание. Суицидальные попытки подростка взаимосвязаны с его девиантным (отклоняющимся от нормы) поведением. Такими социальными отклонениями могут быть: отклонения корыстной ориентации воровство, коллективные кражи, угон автомашин и др.; отклонения агрессивной ориентации хулиганские поступки, драки, вандализм, нанесение самоповреждений; отклонения социально-пассивного типа прогулы уроков, уходы из дома, бродяжничество, алкоголизация.

Психодиагностика суицидального поведения Около 80% самоубийц предварительно дают знать о своих намерениях окружающим, хотя способы сообщения об этом могут быть завуалированы.

Психодиагностика суицидального поведения В настоящее время не существует универсальной психодиагностической методики для определения суицидального риска у подростка, находящегося в кризисной ситуации. Методы исследования: 1. Диагностическое интервью с семейным анамнезом. 2.Тест Личко ПДО 3. Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга 4. Тест Басса-Дарки

Психодиагностика суицидального поведения Характерологические особенности личности суицидента: сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам, заниженная, лабильная или завышенная самооценка, низкая фрустрационная толерантность. По тесту Личко ПДО определение неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально- лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным может служить прямым указанием на высокий риск социальной дезадаптации и, в следствие углубления конфликта, - риск развития саморазрушающего поведения. Риск социальной дезадаптации и развития саморазрушающего поведения зависит от уровня дисфункции личности: 1. Акцентуация характера и крайние варианты нормы. 2. Непсихотические расстройства личности. 3. Психотические расстройства личности.

Типы акцентуации и суицид У гипертимного подростка - склонность к риску, пренебрежение опасностью. У циклотимного - субдепрессия, аффекты, печать отчаяния, неосознанное желание навредить самому себе. У эмоционально-лабильных подростков значимы аффективные реакции интрапунитивного типа. Суицидальное поведение отличается быстрым принятием решения, основывается на малоопределенном стремлении что-то с собой сделать. Другим фактором может служить желание забыться. Чаще всего к саморазрушаещему поведению толкает эмоциональная холодность близких и значимых лиц. Сенситивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности - реактивная депрессия и вызревание суицидальных намерений с неожиданной их реализацией. Психастенические подростки в состоянии расстройства адаптации характеризуются нерешительностью, испытывают страх ответственности, страх ущерба социального статуса. Для детей с шизоидной акцентуацией характерно применение допингов. Подросток с эпилептоидной акцентуацией, на фоне аффекта, может перейти меру осторожности. В состоянии одиночества или в безысходной ситуации агрессия может обернуться на самого себя. Чаще всего наносят порезы, ожоги, порой из мазохистических побуждений. Опьянения, нередко, протекают по дисфорическому типу с утратой контроля над собой. Участники азартных игр. Максимум среди наркоманов и токсикоманов. Истероидные подростки предрасположены к демонстративным суицидам. Все интересы подростка с неустойчивой акцентуацией направлены на получение удовольствий. Конформный подросток может совершить суицид за компанию.

Психодиагностика По прожективному тесту фрустрационной толерантности Розенцвейга, суицидоопасным, можно считать Эго- защитный и потребностно-настойчивый типы реагирования, причем с преобладанием экстрапунитивного направления (в манипулятивных суицидах), а также низкий уровень коэффициента групповой конформности (GCR). По методу Басса-Дарки способ выражения агрессии проявляется таким образом: на первом месте стоит вербальная агрессия, второе место делят физическая агрессия и раздражение, на третьем - вина. Тест Люшера, может использоваться как дополнительный метод для определения эмоционального состояния.

В окружении каждого человека, покончившего с собой, в среднем остается 6 человек, для которых его самоубийство является тяжелой душевной травмой. Суицидальный человек помещает свой психологический скелет в шкафу у оставшихся в живых близких. Эдвин Шнейдман

Спасибо за внимание!