ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ В.Распутина «Прощание с Матерой » учителя русского языка и литературы МОУ Крутихинская средняя общеобразовательная школа Палкиной Любови.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок- взгляд по теме: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
Advertisements

Урок - взгляд по теме: Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
Цели: Дать краткий обзор творчества В.Г. Распутина, обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; Формировать неравнодушное отношение.
(по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»). Эпиграфы к уроку: 1. Хочу, чтобы каждый из людей был человеком. (М. Горький) 2. Два чувства дивно близки.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
«Прощание с Матерой» 75 лет. Валентин Григорьевич Распутин – один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской.
МОУ «Кукеевская СОШ» Рыбно-Слободского района Республики Татарстан Учитель русского языка и литературы Хусаенова Н.Х. Андрей Болконский на поле боя под.
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Сиротина Анастасия, ученица 9 класса А МОУ «СОШ 25 с углубленным изучением отдельных предметов»
Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Роль эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
…образ Емельяна Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Проблема человека, осознающего себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющего права порвать эту цепь Проблема сохранения традиций Поиска смысла.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Л.Петрушевская «Борьба и победа» (урок-мастерская) - рассказ о «правде жизни» - предполагает неоднозначность трактовки - нет анализа рассказа (мотивация.
Транксрипт:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ В.Распутина «Прощание с Матерой » учителя русского языка и литературы МОУ Крутихинская средняя общеобразовательная школа Палкиной Любови Зиновьевны

ЦЕЛЬ: ЦЕЛЬ: -показать, что в повести В.Распутина, по словам В.Крупина, «все признаки классики: она современна и вневременна. Она стоит на плечах гигантов русской прозы, оттого и видит дальше». -показать, что в повести В.Распутина, по словам В.Крупина, «все признаки классики: она современна и вневременна. Она стоит на плечах гигантов русской прозы, оттого и видит дальше». ЗАДАЧИ: ЗАДАЧИ: - ввести учащихся в духовный мир В.Распутина, в нравственный мир его героев, выявить гражданскую позицию художника; - ввести учащихся в духовный мир В.Распутина, в нравственный мир его героев, выявить гражданскую позицию художника; - побудить учащихся к глубокому прочтению произведения. - побудить учащихся к глубокому прочтению произведения.

Современность и вневременность повести В. Распутина « Прощание с Матёрой» Художественное произведение живет как бы в двух временах. В малом – времени его создания и большом – времени его восприятия читателем последующих эпох. И если произведение живет в большом времени – значит, оно обладает чем-то, что делает его нужным и интересным. Художественное произведение живет как бы в двух временах. В малом – времени его создания и большом – времени его восприятия читателем последующих эпох. И если произведение живет в большом времени – значит, оно обладает чем-то, что делает его нужным и интересным. «Нужным является произведение В.Распутина «Прощание с Матерой». Писатель наблюдает, размышляет над фактами и событиями, проявляет неравнодушное отношение к людям и делам: ему важно показать, что мера человечности и бесчеловечности поступков в немалой степени обусловлены конкретными обстоятельствами, но многое зависит и от человека. «Нужным является произведение В.Распутина «Прощание с Матерой». Писатель наблюдает, размышляет над фактами и событиями, проявляет неравнодушное отношение к людям и делам: ему важно показать, что мера человечности и бесчеловечности поступков в немалой степени обусловлены конкретными обстоятельствами, но многое зависит и от человека. - Что ты, ищешь, Диоген, с фонарем? – спрашивали его афиняне. - Что ты, ищешь, Диоген, с фонарем? – спрашивали его афиняне. - Я ищу человека, - отвечал он. - Я ищу человека, - отвечал он. - Кого именно? Меня? Его? - Кого именно? Меня? Его? -Ищу человека, - повторял мудрец, вглядываясь в лица своих граждан… -Ищу человека, - повторял мудрец, вглядываясь в лица своих граждан… («Фонарь Диогена») («Фонарь Диогена») Так и Распутин, как Диоген, вглядывается в лица, чтобы Так и Распутин, как Диоген, вглядывается в лица, чтобы …понять бы, постичь бы И в грозу, и в тиши Красоту и величие Человечьей души! (В.Частикова) (В.Частикова) Поэтому он внимательно всматривается в поступки, в душу человека, в мир его чувств. Поэтому он внимательно всматривается в поступки, в душу человека, в мир его чувств.

Распутин относится к тем наиболее беспокойным и совестливым писателям второй половины 20 века, которые в своих произведениях ставят мучительные вопросы современности и напряженно ищут на них ответы. Распутин относится к тем наиболее беспокойным и совестливым писателям второй половины 20 века, которые в своих произведениях ставят мучительные вопросы современности и напряженно ищут на них ответы. В прозе Распутина, по словам В. Крупина «все признаки классики: она современна и вневременна. Она стоит на плечах гигантов русской прозы, оттого и видит дальше». В прозе Распутина, по словам В. Крупина «все признаки классики: она современна и вневременна. Она стоит на плечах гигантов русской прозы, оттого и видит дальше». Распутин – писатель, способный передать свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Он уверен, что все мы с рождения впитываем в себя картины своей Родины, что они влияют на наш характер. Распутин – писатель, способный передать свою человеческую, гражданскую боль за землю, за человека на ней, за происходящее. Он уверен, что все мы с рождения впитываем в себя картины своей Родины, что они влияют на наш характер.

Родина – национальный сосуд Духа Божия, Духа Божия, это наш алтарь, и Храм, и освещенный им и освещенный им кровный дедовский очаг. И.А.Ильин

Мир, который нас окружает, давно стал привычным. Может быть, поэтому мы забываем о его беззащитности и хрупкости. Мир, который нас окружает, давно стал привычным. Может быть, поэтому мы забываем о его беззащитности и хрупкости. Когда-то все было погружено во мрак. Не было ни дня, ни ночи. Не было ни звезд, ни луны, ни солнца. Не ласкали слух своим пением птицы. Не было цветов, радующих глаз. Когда-то все было погружено во мрак. Не было ни дня, ни ночи. Не было ни звезд, ни луны, ни солнца. Не ласкали слух своим пением птицы. Не было цветов, радующих глаз. Вся вселенная была тьмой и хаосом. Но Бог не хотел, чтобы все осталось так вечно. Он наполнил мир гармонией и красотой: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста. И сказал Бог: да соберется вода в одно место, и да явится суша. И назвал Бог сушу Землею, а собрание вод назвал морями. Вся вселенная была тьмой и хаосом. Но Бог не хотел, чтобы все осталось так вечно. Он наполнил мир гармонией и красотой: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста. И сказал Бог: да соберется вода в одно место, и да явится суша. И назвал Бог сушу Землею, а собрание вод назвал морями.

Вся вселенная была тьмой и хаосом.

Но Бог не хотел, чтобы все осталось так вечно. Он наполнил мир гармонией и красотой: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста. И сказал Бог: да соберется вода в одно место, и да явится суша. И назвал Бог сушу Землею, а собрание вод назвал морями.

Прежде безобразная и Прежде безобразная и неустроенная, земля получила такую красоту, что побудила к похвале самого Творца.

О! Светло-светлая, красно-украшенная

Земля Русская наша!

Дивное диво озера твои, -

Потоки бурливые,

реки, ручьи.

Дубровами частыми славишься ты,

И горы твои высоки и круты,

Холмы зелены,

и просторны поля,

Зверей не исчислить в дремучих лесах,

Не счесть твоих мелких крылатых птах,

Славишься селами ты,

городами

И златоглавыми блещешь церквами.

Поэтический образ в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой» Одним из центральных поэтических образов повести В.Распутина «Прощание с Матерой» является образ родной земли. Одним из центральных поэтических образов повести В.Распутина «Прощание с Матерой» является образ родной земли. - Какой вы можете составить ассоциативный ряд и какие подобрать эпитеты к слову Земля? - Какой вы можете составить ассоциативный ряд и какие подобрать эпитеты к слову Земля? - Матушка, кормилица, жизнь, дом, очаг, урожай, опора, надежда, храм, оберег, благополучие, заступница, родина, отчизна… - Матушка, кормилица, жизнь, дом, очаг, урожай, опора, надежда, храм, оберег, благополучие, заступница, родина, отчизна… - Она же родная, необъятная, священная, великая, прекрасная, богохранимая… - Она же родная, необъятная, священная, великая, прекрасная, богохранимая… В повести В.Распутина наиболее частый эпитет, сопутствующий слову Земля, - родная, т.е. та, где «каждый камень еще до твоего рождения предчувствовал и ждал тебя, и тут каждая травка по новой весне несет тебе что-то в остережение или поддержку от былых времен и во всем за тобой родовой догляд». В повести В.Распутина наиболее частый эпитет, сопутствующий слову Земля, - родная, т.е. та, где «каждый камень еще до твоего рождения предчувствовал и ждал тебя, и тут каждая травка по новой весне несет тебе что-то в остережение или поддержку от былых времен и во всем за тобой родовой догляд».

Сила настоящего художника слова такова, что он дает нам ощущение присутствия при событиях, о которых рассказывает, и даже участия в них, если они нас трогают. Мы видим Матеру глазами автора, Дарьи, Хозяина острова. Сила настоящего художника слова такова, что он дает нам ощущение присутствия при событиях, о которых рассказывает, и даже участия в них, если они нас трогают. Мы видим Матеру глазами автора, Дарьи, Хозяина острова. Какой же мы запомнили распутинскую Матеру? Чем живет остров Матера? Каков смысл названия? Что предопределило судьбу острова? Какой же мы запомнили распутинскую Матеру? Чем живет остров Матера? Каков смысл названия? Что предопределило судьбу острова? На эти и другие вопросы нам предстоит найти ответы. На эти и другие вопросы нам предстоит найти ответы.

Закрывая талантливую книгу, думающий читатель обязательно обогащается ею: мыслями автора и героев, опытом их чувств, поведения, отношением к миру и людям – опытом их жизни. Закрывая талантливую книгу, думающий читатель обязательно обогащается ею: мыслями автора и героев, опытом их чувств, поведения, отношением к миру и людям – опытом их жизни. Распутин сказал: «Традиционные начала русской литературы хорошо известны, они до сих пор остаются ее продолжением: проповедь добра, совестливость, обостренное чувство истины, правда и надежда». Поэтому и в повести можно выделить несколько ключевых нравственно- философских категорий: совесть, вина, судьба, память… Распутин сказал: «Традиционные начала русской литературы хорошо известны, они до сих пор остаются ее продолжением: проповедь добра, совестливость, обостренное чувство истины, правда и надежда». Поэтому и в повести можно выделить несколько ключевых нравственно- философских категорий: совесть, вина, судьба, память…

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ПОВЕСТИ В.РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» - Почему нарушена настоящая жизнь в деревне Матера? Какие детали говорят об этом? С чем связаны эти изменения? - Почему нарушена настоящая жизнь в деревне Матера? Какие детали говорят об этом? С чем связаны эти изменения? - Какие чувства вызывает сцена разорения кладбища? - Какие чувства вызывает сцена разорения кладбища? Как автор решает проблему ответственности каждого за свои дела и помыслы, проблему духовной опустошенности? Как автор решает проблему ответственности каждого за свои дела и помыслы, проблему духовной опустошенности? - Раскройте роль 11 главы в писательском понимании смысла жизни. - Раскройте роль 11 главы в писательском понимании смысла жизни. - Как писатель выявляет, кто есть кто? - Как писатель выявляет, кто есть кто? - Объясните взаимосвязь между темой, эпиграфом, выводами урока? Подберите аргументы в пользу…. - Объясните взаимосвязь между темой, эпиграфом, выводами урока? Подберите аргументы в пользу…. - Кого бы вы назвали главным действующим лицом в … фрагменте? - Кого бы вы назвали главным действующим лицом в … фрагменте?

- Как в речи … передается эмоциональное состояние героя? - Как в речи … передается эмоциональное состояние героя? -Какую ведущую черту в образе… подчеркивают внешность, переживания, речь? -Какую ведущую черту в образе… подчеркивают внешность, переживания, речь? - Повесть названа «Прощание с Матерой». Хотелось бы вам назвать ее иначе? Как? - Повесть названа «Прощание с Матерой». Хотелось бы вам назвать ее иначе? Как? - Назовите одним словом то эмоциональное впечатление, которое вызвал у вас облик Дарьи? Что оказало влияние на это впечатление? - Назовите одним словом то эмоциональное впечатление, которое вызвал у вас облик Дарьи? Что оказало влияние на это впечатление? - Существует ли для главных героев необходимость выбора…? Если да, то в чем он состоит? - Существует ли для главных героев необходимость выбора…? Если да, то в чем он состоит? -Какое определение слова «земля» встретилось тебе в словарях? Что под этим словом понимает автор? -Какое определение слова «земля» встретилось тебе в словарях? Что под этим словом понимает автор?

- Обратитесь к эпизоду, описывающему…, и к эпизоду…. Проанализируйте их. - Обратитесь к эпизоду, описывающему…, и к эпизоду…. Проанализируйте их. - Подумай, что отличает … от других персонажей? - Подумай, что отличает … от других персонажей? - Из эпизода … выбери фразу, которая могла бы стать частью вывода? Подумай, что можно добавить в качестве вывода к выбранной тобой фразе? - Из эпизода … выбери фразу, которая могла бы стать частью вывода? Подумай, что можно добавить в качестве вывода к выбранной тобой фразе? - Как ты думаешь… - это цель или средство? - Как ты думаешь… - это цель или средство? - В какой момент и почему изменился взгляд … на …? Почему? Приходится ли… держать ответ за свои действия? Приведи пример из текста. - В какой момент и почему изменился взгляд … на …? Почему? Приходится ли… держать ответ за свои действия? Приведи пример из текста. - Как внутренний монолог передает состояние персонажа…? - Как внутренний монолог передает состояние персонажа…? - Как вы оцениваете такую черту характера, как …? - Как вы оцениваете такую черту характера, как …? -Чьи действия в кульминационный момент оказались более предсказуемыми? Почему? -Чьи действия в кульминационный момент оказались более предсказуемыми? Почему? - Какое отношение к конфликту имеют…? - Какое отношение к конфликту имеют…? - Что произвело на вас наибольшее впечатление? Почему? - Что произвело на вас наибольшее впечатление? Почему?

- В каком фрагменте, на ваш взгляд, сильнее переданы чувства…? - В каком фрагменте, на ваш взгляд, сильнее переданы чувства…? - С помощью каких средств передается атмосфера…. - С помощью каких средств передается атмосфера…. - Как вам кажется, чему служит контраст? - Как вам кажется, чему служит контраст? - Письменно порассуждайте на тему …. - Письменно порассуждайте на тему …. - Обратитесь к записям на доске, перечитайте формулировки темы повести, проблематики. Какие корректировки вы могли бы сделать? - Обратитесь к записям на доске, перечитайте формулировки темы повести, проблематики. Какие корректировки вы могли бы сделать? - Найдите в тексте художественные средства, помогающие понять, что за человек…? - Найдите в тексте художественные средства, помогающие понять, что за человек…? - Можно ли отвести это произведение к жанру…? Почему? - Можно ли отвести это произведение к жанру…? Почему? - Как тебе кажется, на что, в конечном итоге, направлены…? - Как тебе кажется, на что, в конечном итоге, направлены…? - Сделай вывод по уроку, продолжив фразу…. - Сделай вывод по уроку, продолжив фразу…. - Используя ключевые слова…, запиши в тетрадь самостоятельно сделанный вывод. - Используя ключевые слова…, запиши в тетрадь самостоятельно сделанный вывод.

Содержани е 1. Совестливый писатель второй половины 20 века……… Современность и вневременность повести В. Распутина «Прощание с Матерой» 2.1 Матера как малая часть Божьего мира…………………………5 2.2 Идеал христианской любящей души. (Сцена отъезда Егора и Настасьи.)……………………………………………………… «Совесть постарела, старуха стала». (Сцена разорения кладбища.)………………………………………………………...…………… Авторское понимание смысла жизни. (Роль 11 главы повести.)……………………...………………………………………………… Идейное осмысление повести. (Разговоры Дарьи с внуком Андреем.)………………………………………………………… Духовность – основа нравственной позиции автора и ценностный ориентир матёринских старух…………………… Символические образы повести...……………………….…… Заключение …………………………………………… 32 Перейти к тексту Перейти к тексту