Формирование знания в эксперименте Александров Ф.О. Школа по методологии «Систематизация знаний. Типология. Классификация» 21 августа 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Александров Ф.О., кандидат ф.-м. наук кандидат ф.-м. наук.
Advertisements

ОДИ и эксперимент Галилея как механизмы онтологизации Александров Ф.О. Москва, 2013 г. XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Опыт и перспективы институционализации.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Примерная программа учебного предмета «Естествознание»
Физика – наука о неживой природе. Науки естественного цикла География- наука о поверхности и недрах земли Биология – наука о живой природе Химия – наука.
Развитие представлений о Солнечной системе. Древние модели мира Первые представления о мироздании были очень наивными. Они тесно переплетались с религиозными.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
МИР ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ. Вселенная Это весь окружающий нас мир, т.е. вся среда нашего существования, все, что мы видим или можем ощутить вокруг себя,
Вопросы темы 1.Что и как изучает физика? 2.Научный метод познания. 3.Где используются физические знания и методы?
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
МЕХАНИКА НЬЮТОНА. Понятие «физика» уходит своими корнями в глубокое прошлое, в переводе с греческого оно означает «природа». Основной задачей этой науки является установление.
Формирование исследовательских знаний и умений преподавателя.
1 Философские проблемы естественных, гуманитарных и технических наук доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна.
Модели решения функциональных и вычислительных задач Четвертый раздел (ДЕ 4)
Научная-исследовательская работа ученика Гимназии 8 6 а класса Луцая Александра По теме: Измерение ускорения свободного падения.
11 класс(III группа). Шаром принято называть тело, ограниченное СФЕРОЙ (поверхностью, определяемой как геометрическое место точек пространства, удаленных.
Методологический семинар. Методология (от греч. methodos путь исследования или познания, logos понятие, учение) Методология (от греч. methodos путь исследования.
Методы познания химии Метод (от греческого слова «методос» путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического.
Геометрическое моделирование. Информационная модель графического объекта ОбъектПараметрыДействия Рисунок или фрагмент рисунка Размеры,пропорции,цвет,формаПеремещение,
Научное познание. 1. Научное познание и его методы. Наука- Форма деятельности людей, направленная на производство знаний. Цель науки : Постижение истины,
Государственное автономное образовательное учреждение «Арский агропромышленный профессиональный колледж» Тема урока Учитель информатики и ИКТ Гафурова.
Транксрипт:

Формирование знания в эксперименте Александров Ф.О. Школа по методологии «Систематизация знаний. Типология. Классификация» 21 августа 2012 г.

I. Введение 1. Продолжение работы, начатой в цикле онтологических игр гг. по теме эксперимент. 2. Программная установка - развернуть МД реконструкцию эксперимента как механизма онтологизации и объективации и ОДИ как следующего шага в развитии механизмов онтологической работы. На предыдущих шагах разработки эксперимент анализировался с точки зрения значения для онтологической работы. 3. Цель данного доклада – реконструкция Галилеевского эксперимента с точки формирования знания (сохраняя прежнюю онтологическую установку). 4. Тезисы – кейс, как создавался Галилеем эксперимент и пунктирно – дальнейшее развитие эксперимента.

II. Социокультурный контекст и интеллектуальная ситуация 1. Галилеевские диалоги (галилеевский эксперимент) формировался на фоне кризиса теологической картины мира в трех взаимодействующих контекстах: теологические дискуссии, связанные с реформацией и контрреформацией; достижения естествоиспытательства и инженерии; достижения и данные астрономических наблюдений

II. Социокультурный контекст и интеллектуальная ситуация 2. Теологические дискуссии 2.1. О природе математических объектов. Математика плохо вписывалась в Аристотелевкую систему родо- видовых категорий. Онтологически – математическим объектам не соответствовало никакой сущности-вещи. Математические объекты считались квазисубстанциями, которым ничего не соответствовало в материальном. Науки, использующие математику, относились к смешанным наукам. Возникала проблема достоверности. Считалось, что математические построения позволяют ухватывать и описывать видимость явлений, но не имеют отношения к истине, понимаемой как Божественный замысел мироустройства.

II. Социокультурный контекст и интеллектуальная ситуация 2. Теологические дискуссии 2.2. Решения Тридентского Собора – запуск контрреформации О источниках откровения – не только Библия, но и Священное Предание и священная Традиция со всем корпусом нарабатываемых католической церковью и Соборами текстов. Результат – возможность разворачивания онтологической картины. О грехопадении. Последователи Августина: грехопадение повредило природу человека, в том числе когнитивные способности. Поэтому любое познание мира несет ошибки (погрешности). Последователи Фомы – грехопадение возложило на человека наследуемую вину. Мир познаваем человеком. Собор поддержал точку зрения Фомы. Об образовании клира. В том числе в части достижений наук и инженерии.

II. Социокультурный контекст и интеллектуальная ситуация 2.Теологические дискуссии 2.3. Об эпистемологическом статусе астрономических наблюдений и астрономических вычислений Концепция спасения явлений эпициклы, введенные в астрономии в Птолемеевой системе для расчета и предсказания движения планет считались видимостью; учение Аристотеля «О небе» с разделением природы на 2 не связанные составляющие – земную (не совершенную) и небесную (совершенную, с движением планет и Солнца по идеальным окружностям) оставалось незыблемым; Альмагест Птолимей канонизирован.

II. Социокультурный контекст и интеллектуальная ситуация 2. Теологические дискуссии 2.4. О тварности мира Доминиканцы против иезуитов. Первопричина явлений природы – Божественная воля.

II. Социокультурный контекст и интеллектуальная ситуация 3. Естествоиспытательство и инженерия 3.1. Проблема опыта Опыт у Фомы Аквинского – достигаемое через созерцание свидетельство Божественного замысла. Знание - видимое (чувственное) приведенное в соответствие с интеллектом (формой). Основания астрономических наблюдений. Инженерия и естествоиспытательство вышли в опыт действия. Опыт как предписание, ограниченное индивидуальным искусством, телесностью, условиями

II. Социокультурный контекст и интеллектуальная ситуация 3. Естествоиспытательство и инженерия 3.2. Проблемы практик инженерии и естествоиспытательства, строящихся на опыте Проблема воспроизводства: разнообразие предписаний, не понятный статус предписаний и приемов по отношению к истине (правильности); Проблема точности при переходе от техник приготовления и получения опытного знания в естествоиспытательстве к приложениям при создании машин.

II. Социокультурный контекст и интеллектуальная ситуация 3. Естествоиспытательство и инженерия 3.3. Принципы, принятые в инженерии и естествоиспытательстве и проблема уверенности в знании Принцип регулярности (повторяемости) опыта – основание придания опыту статуса знания; Математическое (геометрическое) оформление – механизм трансляции; Плата за такие принципы - проблема уверенности в результате данного оформления.

II. Социокультурный контекст и интеллектуальная ситуация 3. Естествоиспытательство и инженерия 3.4. « Инженерия» времен Галилея освоила процедуры приведения реальных тел к состоянию, при которых они подобны математическим построениям. За счет этого достигалось соединение технического оперирования, формального оперирования на рисунке, математического (геометрического) оперирования.

II. Социокультурный контекст и интеллектуальная ситуация 4. Астрономические наблюдения и системы Канонизация Альмагеста Птолемея, « спасение явлений » и проблема математических объектов; Возможность обсуждения альтернативных астрономических систем как математических гипотез, позволяющих схватывать видимое.

II. Социокультурный контекст и интеллектуальная ситуация. Выводы раздела Подрыв теологической онтологии произошел в связи с вопросом об эпистемологическом статусе результатов астрономических наблюдений и вычислений и результатов опытных наук и инженерии. Т.е. вопрос знания о знании, об онтологическом статусе и включения результатов данных наук и практик в онтологическую картину мира. Канонизированный Альмагест Птолемея породил вычисления, противоречащие учению «О небе» Аристотеля. Проблемы воспроизводства и онтологического статуса опытных наук не получали разрешения в Аристотелевской физике и учении Фомы Аквинского, построенных на созерцательном опыте.

II. Социокультурный контекст и интеллектуальная ситуация. Выводы раздела Теологические дискуссии, как порожденные вопросом об эпистемологическом статусе результатов опытных наук и астрономии, так и связанные с собственно богословскими вопросами, заложили основания, на которые опирался Галилей: концепция природы как Божественного замысла; спасение явлений как предпосылка моделирования; постижимость природы и т.д.

Задачи, которые решает Галилео Галилей Галилей принимает проблему эпистемологического статуса опытных наук и инженерии. в части вписывания результатов опытных наук (астрономии, естествоиспытательства) и инженерии в теологическую картину мира; в части решения проблем воспроизводства в инженерии и естесвоиспытательстве Галилей решает задачу легитимации опытного действия как основания истины, примирения созерцательного опыта и опыта действия.

III. Что делает Галилео Галилей

Выводы по разделу Эксперимент создавался как механизм развертывания онтологии природы и порождения онтологически фундированных знаний. Механизм порождения – построение нового опыта и явлений природы. Опыт задается конструктивно за счет нагруженности онтологическими и идеальными конструкциями. Знание в эксперименте Галилея – проекция онтологии в практическую деятельность Знание в эксперименте рефлексивно, всегда знание о знании

IV. Постгалилеевский эксперимент Английский эмпиризма, Ньютон. Дискуссия о законосообразности природы. Приписывание Богу инженерной позиции. Появление идеальных объектов и моделей. Онтология материального мира. Закон сохранения энергии. Множественные языки описания, модели. Онтология материального мира. Теорема Нётер. Принципы симметрии.

Вопросы и комментарии

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Ф.О. Александров